Зубчатые передачи
Общие сведения
В зубчатой передаче движение передается с помощью зацепления пары зубчатых колес. Меньшее зубчатое колесо принято называть шестерней, большее – колесом. Термин зубчатое колесо относиться как к шестерне, так и к колесу. Параметрам шестерни приписывают индекс 1, параметрам колеса – индекс 2. Зубчатые передачи – самый распространенный вид механических передач, так как могут надежно передавать от долей до десятков тысяч киловатт при окружных скоростях до 150 м/с.
Достоинства:
- высокая надежность работы в широком диапазоне нагрузок и скоростей;
- малые габариты;
- большая долговечность;
- высокий КПД;
- сравнительно малые нагрузки на валы и подшипники;
- постоянство передаточного отношения;
- простота обслуживания.
Недостатки:
- высокие требования к точности изготовления и монтажа;
- шум при больших скоростях.
Классификация зубчатых передач
2.1 В зависимости от взаимного расположения геометрических осей валов зубчатые передачи бывают:
- цилиндрические – при параллельных осях в соответствии с рисунком 1.1;
- конические – при пересекающихся осях в соответствии с рисунком 1.2;
- винтовые – при скрещивающихся осях в соответствии с рисунком 1.3.
Рисунок 1.1
Рисунок 1.2
Рисунок 1.3
2.2 В зависимости от расположения зубьев на ободе колес различают передачи: прямозубые, косозубые, шевронные и с круговыми зубьями в соответствии с рисунком 1.1.
2.3 В зависимости от формы профиля зуба передачи бывают:
- эвольвентные,
- с зацеплением Новикова,
- циклоидальные.
2.4 В зависимости от взаимного расположения колес передачи бывают внешнего и внутреннего зацепления.
|
2.5 В зависимости от конструктивного исполнения различают закрытые и открытые зубчатые передачи.
2.6 В зависимости от числа ступеней зубчатые передачи бывают одно- и многоступенчатые.
2.7 В зависимости от относительного характера движения осей зубчатых колес различают рядовые зубчатые передачи (оси зубчатых колес неподвижны) и планетарные (ось сателлита вращается относительно центральной оси).
Виды разрушения зубьев и критерии работоспособности
Зубчатых передач
В процессе зацепления на зуб действует нагрузка, передаваемая зацеплением, и силы трения. Для каждого зуба напряжения изменяются во времени по прерывистому отнулевому циклу. Повторно-переменные напряжения являются причиной усталостного разрушения зубьев: их поломки и выкрашивания рабочих поверхностей. Трение в зацеплении вызывает износ и заедание зубьев.
Поломка зубьев приводит не только к выходу из строя передачи, но и к повреждению подшипников, валов. Причины поломки зубьев: большие перегрузки ударного или статического действия, или повторные перегрузки, а также многократно повторяющиеся перегрузки, вызывающие усталость материала.
Для предотвращения поломок зубья рассчитывают на изгиб.
Усталостное выкрашивание поверхностных слоев зубьев заключается в появлении на рабочих поверхностях небольших углублений.
Развитию трещин способствует расклинивающий эффект смазочного материала, попавшего в трещины зубьев. Развитие трещин приводит к выкрашиванию частиц материала с поверхности, образованию мелких ямок, переходящих затем в более крупные раковины. При выкрашивании нарушаются условия образования сплошной масляной пленки (масло выжимается в ямки), что приводит к быстрому изнашиванию и задиру зубьев. Предотвращению выкрашиванию способствует повышение твердости поверхности зубьев, правильный выбор сорта масла.
|
Заедание зубьев заключается в приваривании частиц материала одного зуба к другому вследствие разрушения смазочной пленки и местного повышения температуры в зоне контакта. Заедание зубьев предупреждают повышением твердости, подбором противозадирных масел.
Цилиндрические прямозубые и косозубые передачи
В цилиндрической прямозубой передаче зубья входят в зацепление сразу по всей длине. Из-за неточности изготовления передачи и ее износа процесс выхода одной пары зубьев из зацепления и начало зацепления другой пары сопровождается ударами и шумом, сила которых возрастает с увеличением окружной скорости колес. Прямозубые передачи применяют при невысоких и средних окружных скоростях.
Цилиндрические колеса, у которых зубья расположены по винтовым линиям на делительном цилиндре, называют винтовыми или косозубыми. В отличие от прямозубой, в косозубой передаче зубья входят в зацепление постепенно, что значительно снижает шум и дополнительные динамические нагрузки. Чем больше угол наклона линии зуба β, тем выше плавность зацепления в соответствии с рисунком 3.1.
Рисунок 3.1
Шевронное колесо представляет собой сдвоенное косозубое колесо, выполненное как одно целое. Шевронные передачи дороже в изготовлении, их применяют в мощных быстроходных передачах.
|
Варианты индивидуальных заданий
Рассчитать на контактную прочность косозубую цилиндрическую передачу для привода ленточного конвейера. Данные для различных вариантов указаны в таблице 1. Материал зубчатых колес – Cталь 45 (ГОСТ 1050-74). Термообработка – улучшение.
Таблица 5.1- Исходные данные
Вариант | P1, кВт | об/мин | об/мин | β, град | |||
4,0 | |||||||
3,0 | |||||||
2,8 | |||||||
3,6 | |||||||
4,0 | |||||||