Стимулы и механизм предпринимательской деятельности. Сущность капитала




Предпринимательская деятельность и капитал

 


Стимулы и механизм предпринимательской деятельности. Сущность капитала

 

В основу мотивации хозяйственной деятельности положен достаточно банальный тезис: может или нет данный субъект удовлетворить свои экономические интересы благодаря определённому виду хозяйственной деятельности, т.е. будет ли он иметь от этого определённую выгоду или нет? Если нет, то, наверное, нет смысла и начинать. Конечно, отдельное предприятие может действовать, пренебрегая своими экономическими интересами по каким–либо причинам. Но такое пренебрежение не может продолжаться долго, поскольку законы экономики заставят данный хозяйствующий субъект или подчиниться этим законам, или прекратить свою деятельность. В крайнем случае, оно может функционировать лишь при поддержке извне: со стороны государства, благотворительных фондов, общественных организаций. Однако преобладающее количество предприятий так работать не может. Следовательно, предприятие должно работать ради удовлетворения экономических интересов своих собственников и персонала.

Для того, чтобы частные интересы реализовались в своей совокупности, необходимо, чтобы производственная деятельность давала производителю излишек дохода над его издержками, т.е. возможность обогащаться. Наличие такого излишка означает, что вся продукция предприятия признаётся обществом необходимой, что создается фонд для выплаты заработной платы персоналу, фонд нормального воспроизводства средств производства и фонд накопления. Получение излишка над затратами является основным двигателем предприятия. Такой вывод целиком справедлив для большей части деловых единиц, однако значение обогащения как мотива функционирования некоторых из них существенно отличаются в зависимости от форм собственности, на основе которой создана та или иная фирма.

Для государственного предприятия обогащение не является главным стимулом хозяйственной деятельности, последние часто подчиняются общественным потребностям: обеспечение социальной стабильности, предоставление помощи национальному предпринимательству, обеспечению определенного уровня занятости и т.д. Определенная часть мелких частных предприятий, находящихся преимущественно в индивидуально-семейной форме собственности имеет целью не обогащение, а обеспечение своего самовоспроизводства. Такие экономические структуры английский ученый Т. Шанин назвал эксполярными.

Конкретная величина дохода от предпринимательской деятельности зависит от экономических, организационных и производственных факторов. Экономические можно поделить на две группы: зависимые от предпринимателя и независимые от него.

К основным внутренним факторам относятся: наличие определенного капитала, качественный уровень средств производства и производственного персонала, качество управления производственными процессами и коммерческой деятельностью.

Самым первым условием хозяйственной деятельности без которого она вообще невозможна, является наличие средств производства и квалифицированных работников, т.е. денежных средств производства должно быть достаточно для того, чтобы иметь возможность организовать эффективное производство, доход от которого будет превышать затраты. Следовательно, чтобы функционировать как производитель, необходимо иметь достаточно денег, чтобы купить на них средства производства, нанять рабочих, организовать производство определенных товаров, реализовать их и получить сумму денег, превышающую первоначально затраченную. Именно такая последовательность событий, которые составляют жизненный цикл производителя, превращает затраченные им деньги в капитал.

Существуют различные трактовки сущности капитала.

1. Капитал – это средства производства. Исторически родоначальниками такой трактовки выступили классики полит экономии А.Смит и Д.Рикардо. У Смита капитал – накопленный и овеществленный труд. У Рикардо – средства производства. У физиократов Франции капитал– это земля. Среди известных экономистов XX века, поддерживающих эту концепцию были У.Боумол, А.Длиндер, Д.Бегг, С.Фишер, П.Самоэльсон, У.Нордхауз, Дж.Робинсон.

2. Капитал – это деньги. Такие экономисты, как С.Фишер, Д.Бегг, В.Дорнбуш, Б.Минс, М.Шварц, Дж. Робинсон и др. утверждают, что капитал есть сумма денег и “ценные бумаги”, а так же “финансы” или финансовый капитал.

3. Капитал – это знания, навыки человека, его энергия используемая в производстве товаров и услуг. “Человеческий капитал” рассматривается как источник доходов. Затраты на образование человека – это инвестиции в “человеческий капитал”, которые определяют величину будущего дохода. Сюда относятся также затраты на поддержание здоровья, повышение квалификации и т.д. Такой точки зрения придерживаются Дж.Беккер, Ф.Махлуп и др.

4. Капитал – это время. Время – это самостоятельный фактор, создающий доход. Доход – вознаграждение за отказ от удовлетворения личных потребностей в настоящем ради будущего.

Главный источник и дохода, и прибыли, по мнению большинства авторов, - капитал. Следовательно, между прибылью и капиталом существует прямая и обратная взаимозависимость. Нельзя понять прибыль, не раскрыв сущность капитала, и наоборот, капитал не будет изучен досконально без анализа прибыли и ее роли в движении капитала.

По мнению К.Маркса, капитал – сложное понятие. Внешне он выступает в конкретных формах – в средствах производства (постоянный капитал), в деньгах (денежный капитал), в людях (переменный капитал), в товарах (товарный капитал). Но материальные носители, перечисленные выше, являются капиталом не сами по себе, а представляют собой особое производственное отношение. Поэтому у капитала несколько определений:

1. Капитал – это сомовозрастающая стоимость, создаваемая наёмным рабочим,

2. Капитал есть движение, процесс кругооборота, проходящий различные стадии, процесс, который в свою очередь заключает в себе три различные формы кругооборота. “Это смена форм стоимости: денежной реформы на товарную, затем производственную, снова товарную и опять денежную. “Деньги, описывающие в своём движении этот последовательный цикл, превращается в капитал, становятся капиталом и уже по своему назначению представляет собой капитал”.

3. “Капитал – это не вещь, а определённое отношение, которое представлено в вещи и придает этой вещи специфический общественный характер”.

Из сравнения этих концепций видно, что наиболее полно сущность капитала, капитала как движения, приобретающего различные формы, в т.ч. форму общественных отношений людей, мы находим только у Маркса. На сегодняшний день оно самое объёмное по своему содержанию и наиболее полное.

Превращение обычных денежных знаков в капитал включает в себя как чисто технические, технико-организационные моменты, так и социально-экономические.

1. Производитель (собственник капитала) должен вступить в отношения с другими производителями по поводу купли средств производства.

2. Если его собственного капитала недостаточно для организации эффективного производства, ему придется обратиться в кредитные организации, чтобы взять необходимую сумму денег в долг.

3. Он должен нанять необходимое количество рабочих, чтобы обеспечить эффективное функционирование средств производства, если этого потребуют объёмы производства.

Таким образом, капитал – это категория, выражающая не столько технические, сколько социально-экономические отношения, т.е. капитал как таковой может существовать только при определенных социально-экономических условиях:

1. высокоразвитое товарное производство и обращение;

2. наличие такой мотивации деятельности производителя, как личное обогащение;

3. сосредоточение у части хозяйствующих агентов значительной части средств производства, т.е. определенный уровень концентрации производства и капитала;

4. отсутствие собственных средств производства у части хозяйствующих агентов, что заставляет их наниматься.

Возникает вопрос, откуда берется излишек дохода предпринимателя над его издержками? Этот вопрос является одним из труднейших в экономической теории. На него могут быть даны разные варианты ответа.

Можно предположить, что прибавочная стоимость образуется на рынке и порождена неэквивалентным обменом. Предположим, что предприниматель покупает товар по одной цене (предположим, равной стоимости продукции) и продает её по более высокой цене, превышающей стоимость.

Наживаются ли люди таким образом на рынке? Безусловно. Однако данному варианту ответа можно противопоставить довольно–таки веские контраргументы.

1. На рынке происходит только смена форм стоимости, а сама стоимость здесь не возникает вообще и не может возрастать.

2. Неравноценный обмен лишь перераспределяет имеющуюся стоимость между различными лицами: то, что один теряет, другой приобретает. Между тем сумма стоимостей всех продуктов остаётся прежней.

3. Если предприниматели, вместе взятые, начнут в равной степени и постоянно пытаться нажиться за счёт неэквивалентного обмена, то все они не смогут обогатиться на спекулятивной перепродаже товаров друг другу.

Значит, необоснованно считать, что все предприниматели могут получать прирост стоимости на рынке за счёт неэквивалентного обмена. Сфера товарно-денежного обращения не даёт возможности постоянно, каждодневно увеличивать стоимость. Это может происходить непрерывно только в сфере производства. Поэтому рассмотрим иной вариант ответа на поставленный вопрос.

Рабочая сила как товар

Рабочая сила – способность человека к труду. Это понятие не следует смешивать с понятием «труд». Труд – потребление рабочей силы, ее использование.

Рабочая сила является основным элементом производительных сил любого общества. Однако не во всяком обществе рабочая сила выступает в качестве товара и продается на рынке. Раб и крепостной не были свободными собственниками своей рабочей силы, а потому не могли продавать ее. Первое условие превращения рабочей силы в товар – это личная свобода работника. Но не всякий свободный человек будет продавать свою рабочую силу. Второе условие – «освобождение» производителя от средств производства.

Итак, личная свобода рабочего создает возможность продажи им своей рабочей силы, а лишение рабочего собственности на средства производства делает это необходимостью.

Стоимость товара – рабочая сила, как и стоимость всех прочих товаров определяется количеством рабочего времени, необходимого для производства. Но производство рабочей силы состоит в том, что рабочий путем удовлетворения своих потребностей восстанавливает, воспроизводит свою рабочую силу. Ведь рабочая сила не вещь, она существует только как способность к труду живого человека и неотделима от него. Воспроизводить рабочую силу – это значит поддерживать организм ее носителя в работоспособном состоянии. Для этого расходуется известная сумма жизненных благ, товаров, содержащих в себе определенную стоимость это:

1) Средства существования, которые нужны для удовлетворения физических потребностей рабочего, например, пища, одежда, жилье и пр.

2) Социально-культурные потребности, возникающие при определенных исторических условиях.

3) Средства на содержание семьи.

4) Средства на обучение, причем тем больше, чем квалифицированнее рабочая сила.

Итак, стоимость рабочей силы равняется стоимости средств существования, необходимых для удовлетворения обычных в данной стране и в данный период времени физических и культурных потребностей рабочего, для содержания семьи и обучения.

Стоимость рабочей силы имеет низшую и верхнюю границу. Низшую или минимальную границу стоимости товара рабочей силы образует стоимость физически необходимых жизненных средств, без ежедневного притока которых наемный рабочий не был бы в состоянии возобновлять свой жизненный процесс.

Верхняя граница определяется включением социально- культурных потребностей рабочего в стоимость рабочей силы.

Стоимость рабочей силы – величина не постоянная, она то понижается, то повышается.

Факторы понижения стоимости рабочей силы:

1) Повышение производительности труда.

2) Распространение женского и детского труда.

3) Снижение издержки обучения.

Факторы повышения стоимости рабочей силы:

1) Рост потребностей.

2) Рост интенсивности труда.

3) НТП.

Предприниматель покупает рабочую силу, чтобы воспользоваться ее потребительной стоимостью. Что такое потребительная стоимость рабочей силы как товара?

Потребительная стоимость любого товара заключается в его способности удовлетворять ту или иную потребность покупателя.

Потребительная стоимость товара рабочей силы – это ее способность создавать прибавочную стоимость, т.е. стоимость большую, чем стоимость самой рабочей силы. Ни один другой товар таким свойством не обладает. Потребительная стоимость рабочей силы существенно отличается от многих других товаров тем, что ее нельзя хранить про запас. Она должна продаваться ежедневно и ежечасно, иначе ее владелец погибнет от голода.

Предположим, дневная стоимость рабочей силы = 5 час, или в денежном выражении 10 долларов, если условно приравнять 1 час труда к 2 долларам. Значит ли это, что рабочая сила может потребляться лишь в течение 5 часов в день? Конечно нет. Рабочий продает свою рабочую силу на весь рабочий день. А длина рабочего дня на предприятиях, во всяком случае, больше, чем то рабочее время, которому ровняется дневная стоимость рабочей силы. Поэтому новая стоимость, создаваемая трудом наемных рабочих превышает стоимость их рабочей силы. Излишек стоимости, создаваемый наемными рабочими сверх стоимости их рабочей силы и является прибавочной стоимостью.

Теперь рассмотрим механизм образования прибавочной стоимости.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: