Тема: Язык как система систем
(2 часа)
Цель: формирование научных представлений и теоретических знаний о языке как системе систем.
Задачи:
¨ познакомиться со структурой языка, языковыми уровнями и единицами;
¨ развивать аналитические способности студентов, расширять представление как о дисциплине, так и о специальности в целом;
¨ воспитывать интерес и уважение к будущей специальности и профессиональной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Оргмомент (объявление темы, целей и задач занятия).
2. Беседа по теоретическому материалу лекционного занятия (с опорой на вопросы для самоподготовки студентов):
Ø Что представляет собой структура языка?
Ø Назовите основные уровни и единицы языка.
Ø Охарактеризуйте проблему выделения предельных языковых единиц.
Ø Назовите и охарактеризуйте основные функции языковых единиц.
Ø Проведите соответствие между языковыми уровнями и единицами языка.
Ø Дайте характеристику основным языковым уровням.
3. Доклады студентов на заявленные темы с последующим обсуждением:
1. Проблема выделения предельных языковых единиц.
2. Различия между предложением и высказыванием.
Выполнение практических заданий по теме занятия.
1. Составьте простое высказывание из следующих слов, приведенных «россыпью», в исходных формах и алфавитном порядке.
Бумага, в, вид, вчера, лестничный, какой-то, мой, мужчина, обед, оберточный, пакет, передать, площадка, по, после, приятный, продолговатый, с, соседка. Что помогает вам выполнить это задание, а что мешает?
2. Теперь попробуйте составить высказывание со словами, приведенными в конкретных грамматических формах (словоформах). В бумаге, вчера, лестничной, какой-то, моей, мужчина, оберточной, пакет, передал, по площадке, после обеда, приятный, продолговатый, с виду, соседке.
|
3. Запишите предложение: Глокая куздра штеко будланула бокра и курдрячит бокренка. Что можно понять в этом предложении? (Для предложения как языковой единицы в противоположность высказыванию как речевой единице характерны а) обобщенность значения, б) минимальность структуры, в) воспроизводимость в речевой деятельности).
4. Приведите примеры синтагматических и парадигматических связей слова мороз. Особенность лексической системы – многомерность. К системообразующим связям в лексике можно отнести – частотно-стилистические (т.е. каждая единица лексической системы относится к определенному функциональному стилю).
СРС № 3:
1. Подготовить конспект по теме «Фонетика и фонология» и выполнить задания 18-21 по учебнику Нормана Б. Ю. Теория языка. Вводный курс [Текст]: учебное пособие / Б. Ю. Норман. - М.: Флинта: Наука, 2004. - 296 с. Гриф: Допущено Министерством образования РФ, с. 212-232, с. 244.
Литература
1. Алефиренко Н. Ф. Теория языка. Вводный курс [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / Н. Ф. Алефиренко. - М.: Академия, 2004. - 368 с. Гриф: Допущено УМО по направлениям педагогического образования.
2. Норман Б. Ю. Теория языка. Вводный курс [Текст]: учебное пособие / Б. Ю. Норман. - М.: Флинта: Наука, 2004. - 296 с. Гриф: Допущено Министерством образования РФ.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4
Тема: Язык как знаковая система
(2 часа)
Цель: формирование научных представлений и глубоких теоретических знаний о языке как знаковой системе.
|
Задачи:
¨ рассмотреть современные научные представления о языковом знаке;
¨ развивать аналитические способности студентов, расширять представление как о дисциплине, так и о специальности в целом;
¨ воспитывать интерес и уважение к будущей специальности и профессиональной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Оргмомент (объявление темы, целей и задач занятия).
2. Беседа по теоретическому материалу лекционного занятия (с опорой на вопросы для самоподготовки студентов):
Ø понятие языкового знака (У-1, лекция №4);
Ø раскройте суть проблемы выделения языкового знака (рассказать о трех точках зрения на то, какие языковые единицы следует считать знаками, У-1, лекция № 4);
Ø охарактеризуйте унилатеральную и билатеральную концепции языкового знака (У-1, 2, лекция № 4);
Ø охарактеризуйте основные свойства знаков: преднамеренность, двусторонность, конвенциональность, обусловленность в системе, консервативность, изменчивость (У-1,2,3 лекция № 4);
Ø приведите примеры ассиметрии знака.
Ø назовите три типа знаков, по Ч. Пирсу. Приведите примеры каждого из типов (У-4, лекция № 4).
Ø раскройте суть понятий субзнак, знак и суперзнак. Приведите примеры.
Ø Раскройте суть понятий денотат, коннотат, номинат.
Ø Назовите отличия между естественными и искусственными языками.
3. Выполнение практических заданий по теме занятия.
1. Можно ли считать знаками следующие предметы:
o денежные купюры;
o номерок за сдаваемую в гардероб верхнюю одежду;
o серьгу в ухе;
o авторучку в нагрудном кармане пиджака?
|
Проиллюстрируйте данными примерами основные свойства знака.
2. Представьте ситуацию: преподаватель протягивает к студенту руку ладонью вверх и говорит: «Ключ!». Что имеется в виду? Изменится ли смысл, если на ладони преподавателя будет лежать ключ?
3. Представьте себе ситуацию: вы едете в общественном транспорте. Подъезжая к своей остановке, спрашиваете стоящего впереди человека: «Вы выходите?» - «Нет», - отвечает тот и не двигается с места. Прокомментируйте эту ситуацию с лингвистической точки зрения.
4. Приведите примеры слов, с которыми вступает в синтагматические и парадигматические русское слово ДОМ.
5. Запишите следующие слова: ящик, тачка, колеса, крутой, ключ, фанера, зеленые. Покажите на примере этих слов процессы «сползания» (изменения по отношению друг к другу) плана содержания и плана выражения слова. Какие языковые явления можно наблюдать в результате этих процессов?
6. Запишите слово колбаска (шарик, холодный). Что вы представили? Назовите денотат этого понятия, номинат, коннотат.
Теоретический материал. В основе различия понятий «предложение» и «высказывание» лежит общее противопоставление языка и речи. Язык – средство общения, существующее в сознании целого народа, в этом смысле он - абстракция, его нельзя услышать или увидеть (и даже самое подробное описание никогда не будет полным). Речь, воплощающаяся в текстах, - реализация языка, она материальна и конкретна. Ее можно произнести, услышать, описать с исчерпывающей полнотой.
Каждая единица языка имеет свое соответствие, своего представителя в речи. В частности предложение как языковая единица синтаксического уровня реализуется в высказывании как речевой единице. Но разница между ними не только в абстрактности/конкретности. Предложения обладают готовой, заданной в нашем сознании внутренней структурой. Они, по словам Э. Сепира, «могут служить основой для любых построений, потребных говорящему или пишущему, но сами в закостенелом виде «даны» традицией». Высказывания же – это продукт речетворчества. Они определяются конкретной обстановкой речевого акта и каждый раз создаются заново. Никакого противоречия здесь нет.
Жизнь вокруг нас бесконечно разнообразна, но в этом многообразии мы постоянно находим сходство, повторяемость. Предположим, мы наблюдаем различные жизненные явления, которые можно обозначить так:
Отец достает из портфеля апельсины.
Котенок выкатил клубок из-под дивана.
Кто-то вынул газеты из ящика.
Хозяйка выметает мусор из комнаты.
То общее, что объединяет между собой все эти разные предложения можно назвать «ситуацией извлечения». Определим ее так: «кто-то (субъект) извлекает, перемещает наружу (предикат) – какой-то предмет (объект) из какого-то замкнутого пространства (место). Обобщающая сила языка позволяет увидеть все эти случаи одинаково, подвести под только что описанную типовую ситуацию, выразить в подобных по своему строению высказываниях. Вот этот языковой образец, модель, по которой строятся реальные высказывания, и есть предложение.
СРС № 4:
1. Проанализировать основные положения темы: понятие языкового знака, его свойства, типы знаков.
2. Проблема выделения знака в языке.
3. Знак, денотат, коннотат.
Литература
1. Алефиренко Н. Ф. Теория языка. Вводный курс [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / Н. Ф. Алефиренко. - М.: Академия, 2004. - 368 с. Гриф: Допущено УМО по направлениям педагогического образования.
2. Алефиренко Н. Ф. Современные проблемы науки о языке [Текст]: учебное пособие / Н. Ф. Алефиренко. - М.: Флинта: Наука, 2005. - 416 с. Гриф: Допущено УМО по направлениям педагогического образования Министерства образования и науки РФ.
3. Норман Б. Ю. Теория языка. Вводный курс [Текст]: учебное пособие / Б. Ю. Норман. - М.: Флинта: Наука, 2004. - 296 с. Гриф: Допущено Министерством образования РФ.
4. Вендина Т. И. Введение в языкознание [Текст]: учебное пособие / Т. И. Вендина. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Высшая школа, 2005. - 391 с.: ил. - Гриф: Рекомендовано УМО РФ по педагогическому образованию.