Тема: Место языкознания в системе наук
(2 часа)
Цель: формирование системных представлений и глубоких теоретических знаний о языкознании как науке о языке.
Задачи:
¨ определить место языкознания в системе наук;
¨ рассмотреть связь языкознания с гуманитарными и естественными науками;
¨ развивать аналитические способности студентов, расширять представление как о дисциплине, так и о специальности в целом;
¨ воспитывать интерес и уважение к будущей специальности и профессиональной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Оргмомент (объявление темы, целей и задач занятия).
2. Беседа по теоретическому материалу лекционного занятия (с опорой на вопросы для самоподготовки студентов):
Ø В чем состоит специфика языкознания как научной дисциплины?
Ø Охарактеризуйте связь языкознания с гуманитарными дисциплинами.
Ø Каким образом языкознание связано с историей?
Ø Каким образом языкознание связано с философией?
Ø Каким образом языкознание связано с антропологией?
Ø Каким образом языкознание связано с этнографией?
Ø Каким образом языкознание связано с социологией?
Ø Каким образом языкознание связано с психологией?
Ø Каким образом языкознание связано с логикой?
Ø Каким образом языкознание связано с семиотикой?
Ø Охарактеризуйте связь языкознания с естественными науками.
Ø Каким образом языкознание связано с математикой?
Ø Каким образом языкознание связано с физикой?
Ø Каким образом языкознание связано с биологией?
Ø Каким образом языкознание связано с медициной?
Ø Каким образом языкознание связано с психиатрией?
Ø Каким образом языкознание связано с кибернетикой?
|
3. Доклады студентов на заявленные темы с последующим обсуждением:
1. Лингвистика и история: линия взаимодействия.
2. Лингвистика и философия: линия взаимодействия.
3. Лингвистика и психология: линия взаимодействия.
4. Языкознание и математика: линия взаимодействия.
4. Выполнение практических заданий по теме занятия.
1. Составьте таблицу, иллюстрирующую особое положение лингвистик в системе научного знания.
2. Подготовьте реферативное сообщение: Точки соприкосновения языкознания и психиатрии
СРС № 7:
1. Проанализировать основные положения темы: особое положение языкознания в системе наук.
2. Охарактеризовать связи языкознания с семиотикой, математической лингвистикой, кибернетикой, информатикой, программированием.
3. Охарактеризовать основные сферы прикладного использования достижений языкознания.
Литература
1. Актуальные проблемы современной лингвистики [Текст]: учебное пособие / сост. Л. Н. Чурилина. - 2-е изд., испр. - М.: Флинта: Наука, 2007. - 416 с. Гриф: Допущено УМО по направлениям педагогического образования.
2. Алефиренко Н.Ф. Современные проблемы науки о языке: учебн. пособие/ Н.Ф. Алефиренко. – 2-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2009. – 416 с.
3. Рождественский Ю.В. Курс лекций по языкознанию: учебное пособие. – М.: ИКЦ «Академкнига», ООО «Добросвет» 2002. – 344 с.
Основная и дополнительная литература
1. Актуальные проблемы современной лингвистики [Текст]: учебное пособие / сост. Л. Н. Чурилина. - 2-е изд., испр. - М.: Флинта: Наука, 2007. - 416 с. Гриф: Допущено УМО по направлениям педагогического образования.
|
2. Алефиренко Н. Ф. Теория языка. Вводный курс [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / Н. Ф. Алефиренко. - М.: Академия, 2004. - 368 с. - ISBN 5-7695-1448-5. Гриф: Допущено УМО по направлениям педагогического образования.
3. Алефиренко Н. Ф. Современные проблемы науки о языке [Текст]: учебное пособие / Н. Ф. Алефиренко. - М.: Флинта: Наука, 2005. - 416 с. - ISBN 5-89349-573-Х. Гриф: Допущено УМО по направлениям педагогического образования Министерства образования и науки РФ.
4. Блумфилд Л. Язык [Текст] / Л. Блумфилд. – М., 2004
5. Боженкова Н. А. Логико-синтаксические механизмы кодирования возможных культурных смыслов в тексте [Текст]: монография / Н. А. Боженкова. - М.: Высшая школа, 2005. - 156 с. - ISBN 5-06-005606-6
6. Боженкова Н. А. Стилистические фигуры как орнаментальные лингвокультурные константы фольклорного текста [Текст]: монография / Н. А. Боженкова. - Курск: ЮЗГУ, 2010. - 144 с. - ISBN 978-5-7681-0593-8.
7. Боженкова Р.К. Понимание текста как лингвокультурологическая категория [Текст]: монография / Р.К. Боженкова. – Курск, 2000. - 175 с.
8. Вендина Т. И. Введение в языкознание [Текст]: учебное пособие / Т. И. Вендина. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Высшая школа, 2005. - 391 с.: ил. - ISBN 5-06-004938-8. Гриф: Рекомендовано УМО РФ по педагогическому образованию.
9. Дридзе Т. М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации [Текст] / Т. М. Дридзе. – М., 2006.
10. Камчатнов А. М. Введение в языкознание [Текст]: учебное пособие / А. М. Камчатнов, Н. А. Николина. - 5-е изд. - М.: Флинта: Наука, 2004. - 232 с. - ISBN 5-89349-149-1. Гриф: Допущено Министерством образования РФ.
11. Кочергина В. А. Введение в языкознание [Текст]: учебное пособие / В. А. Кочергина. - М.: Гаудеамус: Академический Проект, 2004. - 272 с. - (gaudemus). - ISBN 5-8291-0378-8. Гриф: Рекомендовано Советом по филологии УМО по классическому университетскому образованию.
|
12. Левицкий Ю. А. История лингвистических учений [Текст]: учебное пособие / Ю. А. Левицкий, Н. В. Боронникова. - М.: Высшая школа, 2005. - 302 с.: ил. - ISBN 5-06-005086-6.
13. Левицкий Ю. А.Лингвистика текста [Текст]: учебное пособие / Ю. А. Левицкий. - М.: Высшая школа, 2006. - 207 с. - ISBN 5-06-005087-4. Гриф: Рекомендовано Советом по филологии УМО по классическому университетскому образованию.
14. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст] / А. А. Леонтьев. – М., 2009.
15. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А. Н. Леонтьев. – М., 2006.
16.Новиков А. И. Семантика текста и ее формализация [Текст] / А. И. Новиков. – М., 2008.
17. Норман Б. Ю. Теория языка. Вводный курс [Текст]: учебное пособие / Б. Ю. Норман. - М.: Флинта: Наука, 2004. - 296 с. - ISBN 5-89349-498-9. Гриф: Допущено Министерством образования РФ.
18. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка [Текст] / Ж. Пиаже. – М., 2006.
19. Реформатский А. А. Введение в языкознание [Текст]: учебник / А. А. Реформатский. - 5-е изд., испр. - М.: Аспект Пресс, 2006. - 536 с. - (Классический учебник). - ISBN 5-7567-0377-2. Гриф: Рекомендовано Министерством образования РФ.
20. Рождественский Ю. В. Введение в языкознание [Текст]: учебное пособие / Ю. В. Рождественский, А. В. Блинов; под ред. А. А. Волкова. - М.: Академия, 2005. - 336 с. - (Высшее профессиональное образование). - ISBN 5-7695-2026-4. Гриф: Допущено Министерством образования и науки РФ.
21.Уорф Б.Л. Отношение норм поведения и мышления к языку [Текст] //Звегинцев В.А. История языкознания XIX- XX веков в очерках и извлечениях. Ч II / Б.Л. Уорф – М., 2005.
22. Мечковская Н. Б. Семиотика. Язык. Природа. Культура [Текст]: курс лекций; учебное пособие / Н. Б. Мечковская. - М.: Академия, 2004. - 432 с. - (Высшее профессиональное образование). - ISBN 5-7695-1008-0 Гриф: Рекомендовано УМО по образованию в области лингвистики.
23. Хомский Н. Язык и мышление [Текст] / Н. Хомский. – М., 2007.
24. Шайкевич А. Я. Введение в лингвистику [Текст]: учебное пособие / А. Я. Шайкевич. - М.: Академия, 2005. - 400 с. - (Высшее профессиональное образование). - ISBN 5-7695-0930-9. Гриф: Рекомендовано Советом по филологии УМО по классическому университетскому образованию.
25. www.textology.ru
26. www.psycho.ru
27. www.vaal.ru
28. www.csa.ru/DistanceLearning/ course1/index.html
29. www.jiscmail.ac.uk/lists/forensic-linguistics.html
30. ww.nlp.ru
31. psy-two.narod.ru
32. www.linguistlist.org
33. www.mpi.nl/world
34. www.psyc.memphis.edu/POL/ POL.htm