ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8. Цель: формирование системных представлений и глубоких теоретических знаний о




Тема: Место языкознания в системе наук

(2 часа)

Цель: формирование системных представлений и глубоких теоретических знаний о языкознании как науке о языке.

Задачи:

¨ определить место языкознания в системе наук;

¨ рассмотреть связь языкознания с гуманитарными и естественными науками;

¨ развивать аналитические способности студентов, расширять представление как о дисциплине, так и о специальности в целом;

¨ воспитывать интерес и уважение к будущей специальности и профессиональной деятельности.

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Оргмомент (объявление темы, целей и задач занятия).

2. Беседа по теоретическому материалу лекционного занятия (с опорой на вопросы для самоподготовки студентов):

Ø В чем состоит специфика языкознания как научной дисциплины?

Ø Охарактеризуйте связь языкознания с гуманитарными дисциплинами.

Ø Каким образом языкознание связано с историей?

Ø Каким образом языкознание связано с философией?

Ø Каким образом языкознание связано с антропологией?

Ø Каким образом языкознание связано с этнографией?

Ø Каким образом языкознание связано с социологией?

Ø Каким образом языкознание связано с психологией?

Ø Каким образом языкознание связано с логикой?

Ø Каким образом языкознание связано с семиотикой?

Ø Охарактеризуйте связь языкознания с естественными науками.

Ø Каким образом языкознание связано с математикой?

Ø Каким образом языкознание связано с физикой?

Ø Каким образом языкознание связано с биологией?

Ø Каким образом языкознание связано с медициной?

Ø Каким образом языкознание связано с психиатрией?

Ø Каким образом языкознание связано с кибернетикой?

3. Доклады студентов на заявленные темы с последующим обсуждением:

1. Лингвистика и история: линия взаимодействия.

2. Лингвистика и философия: линия взаимодействия.

3. Лингвистика и психология: линия взаимодействия.

4. Языкознание и математика: линия взаимодействия.

4. Выполнение практических заданий по теме занятия.

1. Составьте таблицу, иллюстрирующую особое положение лингвистик в системе научного знания.

2. Подготовьте реферативное сообщение: Точки соприкосновения языкознания и психиатрии

 

СРС № 7:

1. Проанализировать основные положения темы: особое положение языкознания в системе наук.

2. Охарактеризовать связи языкознания с семиотикой, математической лингвистикой, кибернетикой, информатикой, программированием.

3. Охарактеризовать основные сферы прикладного использования достижений языкознания.

Литература

1. Актуальные проблемы современной лингвистики [Текст]: учебное пособие / сост. Л. Н. Чурилина. - 2-е изд., испр. - М.: Флинта: Наука, 2007. - 416 с. Гриф: Допущено УМО по направлениям педагогического образования.

2. Алефиренко Н.Ф. Современные проблемы науки о языке: учебн. пособие/ Н.Ф. Алефиренко. – 2-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2009. – 416 с.

3. Рождественский Ю.В. Курс лекций по языкознанию: учебное пособие. – М.: ИКЦ «Академкнига», ООО «Добросвет» 2002. – 344 с.


Основная и дополнительная литература

1. Актуальные проблемы современной лингвистики [Текст]: учебное пособие / сост. Л. Н. Чурилина. - 2-е изд., испр. - М.: Флинта: Наука, 2007. - 416 с. Гриф: Допущено УМО по направлениям педагогического образования.

2. Алефиренко Н. Ф. Теория языка. Вводный курс [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / Н. Ф. Алефиренко. - М.: Академия, 2004. - 368 с. - ISBN 5-7695-1448-5. Гриф: Допущено УМО по направлениям педагогического образования.

3. Алефиренко Н. Ф. Современные проблемы науки о языке [Текст]: учебное пособие / Н. Ф. Алефиренко. - М.: Флинта: Наука, 2005. - 416 с. - ISBN 5-89349-573-Х. Гриф: Допущено УМО по направлениям педагогического образования Министерства образования и науки РФ.

4. Блумфилд Л. Язык [Текст] / Л. Блумфилд. – М., 2004

5. Боженкова Н. А. Логико-синтаксические механизмы кодирования возможных культурных смыслов в тексте [Текст]: монография / Н. А. Боженкова. - М.: Высшая школа, 2005. - 156 с. - ISBN 5-06-005606-6

6. Боженкова Н. А. Стилистические фигуры как орнаментальные лингвокультурные константы фольклорного текста [Текст]: монография / Н. А. Боженкова. - Курск: ЮЗГУ, 2010. - 144 с. - ISBN 978-5-7681-0593-8.

7. Боженкова Р.К. Понимание текста как лингвокультурологическая категория [Текст]: монография / Р.К. Боженкова. – Курск, 2000. - 175 с.

8. Вендина Т. И. Введение в языкознание [Текст]: учебное пособие / Т. И. Вендина. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Высшая школа, 2005. - 391 с.: ил. - ISBN 5-06-004938-8. Гриф: Рекомендовано УМО РФ по педагогическому образованию.

9. Дридзе Т. М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации [Текст] / Т. М. Дридзе. – М., 2006.

10. Камчатнов А. М. Введение в языкознание [Текст]: учебное пособие / А. М. Камчатнов, Н. А. Николина. - 5-е изд. - М.: Флинта: Наука, 2004. - 232 с. - ISBN 5-89349-149-1. Гриф: Допущено Министерством образования РФ.

11. Кочергина В. А. Введение в языкознание [Текст]: учебное пособие / В. А. Кочергина. - М.: Гаудеамус: Академический Проект, 2004. - 272 с. - (gaudemus). - ISBN 5-8291-0378-8. Гриф: Рекомендовано Советом по филологии УМО по классическому университетскому образованию.

12. Левицкий Ю. А. История лингвистических учений [Текст]: учебное пособие / Ю. А. Левицкий, Н. В. Боронникова. - М.: Высшая школа, 2005. - 302 с.: ил. - ISBN 5-06-005086-6.

13. Левицкий Ю. А.Лингвистика текста [Текст]: учебное пособие / Ю. А. Левицкий. - М.: Высшая школа, 2006. - 207 с. - ISBN 5-06-005087-4. Гриф: Рекомендовано Советом по филологии УМО по классическому университетскому образованию.

14. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст] / А. А. Леонтьев. – М., 2009.

15. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А. Н. Леонтьев. – М., 2006.

16.Новиков А. И. Семантика текста и ее формализация [Текст] / А. И. Новиков. – М., 2008.

17. Норман Б. Ю. Теория языка. Вводный курс [Текст]: учебное пособие / Б. Ю. Норман. - М.: Флинта: Наука, 2004. - 296 с. - ISBN 5-89349-498-9. Гриф: Допущено Министерством образования РФ.

18. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка [Текст] / Ж. Пиаже. – М., 2006.

19. Реформатский А. А. Введение в языкознание [Текст]: учебник / А. А. Реформатский. - 5-е изд., испр. - М.: Аспект Пресс, 2006. - 536 с. - (Классический учебник). - ISBN 5-7567-0377-2. Гриф: Рекомендовано Министерством образования РФ.

20. Рождественский Ю. В. Введение в языкознание [Текст]: учебное пособие / Ю. В. Рождественский, А. В. Блинов; под ред. А. А. Волкова. - М.: Академия, 2005. - 336 с. - (Высшее профессиональное образование). - ISBN 5-7695-2026-4. Гриф: Допущено Министерством образования и науки РФ.

21.Уорф Б.Л. Отношение норм поведения и мышления к языку [Текст] //Звегинцев В.А. История языкознания XIX- XX веков в очерках и извлечениях. Ч II / Б.Л. Уорф – М., 2005.

22. Мечковская Н. Б. Семиотика. Язык. Природа. Культура [Текст]: курс лекций; учебное пособие / Н. Б. Мечковская. - М.: Академия, 2004. - 432 с. - (Высшее профессиональное образование). - ISBN 5-7695-1008-0 Гриф: Рекомендовано УМО по образованию в области лингвистики.

23. Хомский Н. Язык и мышление [Текст] / Н. Хомский. – М., 2007.

24. Шайкевич А. Я. Введение в лингвистику [Текст]: учебное пособие / А. Я. Шайкевич. - М.: Академия, 2005. - 400 с. - (Высшее профессиональное образование). - ISBN 5-7695-0930-9. Гриф: Рекомендовано Советом по филологии УМО по классическому университетскому образованию.

25. www.textology.ru

26. www.psycho.ru

27. www.vaal.ru

28. www.csa.ru/DistanceLearning/ course1/index.html

29. www.jiscmail.ac.uk/lists/forensic-linguistics.html

30. ww.nlp.ru

31. psy-two.narod.ru

32. www.linguistlist.org

33. www.mpi.nl/world

34. www.psyc.memphis.edu/POL/ POL.htm

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: