МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Юго-Западный государственный университет»
(ЮЗГУ)
Кафедра теоретической, прикладной и коммуникативной лингвистики
УТВЕРЖДАЮ
Первый проректор –
проректор по учебной работе
___________ Е.А.Кудряшов
«____» __________2012 г.
ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ ЯЗЫКА
Методические указания
к проведению практических занятий
для студентов и преподавателей
Курск 2012
УДК 81
Составитель:
кандидат педагогических наук, старший преподаватель Г.В. Попова
Рецензент кандидат филологических наук, старший преподаватель Степыкин Н.И.
Введение в теорию языка: методические указания к проведению практических занятий для студентов и преподавателей / Юго-Зап. гос. ун-т; сост. Г.В. Попова. – Курск, 2012. – 32 с.
Предназначены для проведения практических занятий по дисциплине «Введение в теорию языка». Содержат систему вопросов для закрепления теоретических знаний, вопросы для самоподготовки студента, дополнительный теоретический материал и выстроенную систему практических заданий, обеспечивающих формирование и закрепление знаний и навыков по изучаемой дисциплине.
Методические указания соответствуют требованиям программы, утверждённой учебно-методическим объединением по направлению подготовки фундаментальная и прикладная лингвистика (ФПЛ).
Предназначены для преподавателей и студентов, обучающихся по направлению подготовки 035800.62 – Фундаментальная и прикладная лингвистика (квалификация (степень) «бакалавр») по дисциплине «Введение в теорию языка» (очная форма обучения).
|
Текст печатается в авторской редакции
Подписано в печать. Формат 60х84 1/ 16.
Усл. печ. л. 2,44. Уч.-изд.л. 2,21. Тираж 100 экз. Заказ. Бесплатно.
Юго-Западный государственный университет
305040, г. Курск, ул. 50 лет Октября, 94.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1
Тема: Природа и сущность языка как объекта языкознания
(2 часа)
Цель: формирование научных представлений теории языка как науке
Задачи:
¨ познакомиться с терминологическим аппаратом лингвистики;
¨ рассмотреть объект, предмет, цель и задачи лингвистики;
¨ развивать аналитические способности студентов, расширять представление как о дисциплине, так и о специальности в целом;
¨ воспитывать интерес и уважение к будущей специальности и профессиональной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Оргмомент (объявление темы, целей и задач занятия).
2. Беседа по теоретическому материалу лекционного занятия ( с опорой на вопросы для самоподготовки студентов):
Ø Дайте определение лингвистики.
Ø Что является объектом и предметом лингвистики?
Ø Каковы цели и задачи лингвистики?
Ø Что рассматривает теория языка как научная дисциплина?
Ø Раскройте суть понятия «язык».
Ø Перечислите основные существенные свойства языка.
Ø Каковы основные формы представления языка?
Ø Перечислите основные гипотезы происхождения языка.
Ø Раскройте суть звукоподражательной и междометной гипотез.
Ø Раскройте суть звукосимволической и жестовой гипотез.
Ø В чем состоит суть гипотезы общественного договора и трудовой гипотезы?
|
Ø Приведите доводы, подтверждающие правомерность естественной гипотезы происхождения языка.
Ø Дайте характеристику основным функциям языка
Выполнение практических заданий по теме занятия
1. Определите, какие функции языка реализуются в следующих высказываниях:
o Апрелевка (вывеска на здании железнодорожной станции);
o Переучет (табличка на двери магазина);
o Здравствуйте, меня зовут Сергей Александрович (учитель, входя в класс);
o Равносторонний треугольник называется квадратом (из учебника);
o «Я в среду не приду на тренировку, не смогу. – Надо, Федя, надо» (из разговора на улице);
o Чтобы ты провалился, пьяница! (из квартирной перебранки);
o Я изучил науку расставанья
В простоволосых жалобах ночных (О. Мандельштам).
2. Прокомментировать следующий диалог двух персонажей М. Твена из романа «Приключения Гекльберри Финна».
- …А вот если подойдет к тебе человек и спросит: «Парле ву франсе?» - ты что подумаешь?
- Ничего не подумаю, возьму да и тресну его по башке…
Какие языковые функции «не срабатывают» в данном случае?
3. Почему у человека, кроме имени собственного, бывают еще разнообразные «вторые имена»: прозвища, клички, псевдонимы? Почему человек, уходя в монахи, отказывается от своего мирского имени и принимает новое – духовное? Какие функции языка реализуются во всех эти случаях?
4. Перечислите названия дней недели в русском языке. А как называются ночи? Почему для них нет специальных (однословных и устойчивых) наименований?
5. Сравните следующие названия одного и того же предмета в современной русской речи: сотовый телефон, мобильный телефон, сотовик, мобильник, мобил, мобила, труба, трубка. Как вы считаете, о чем говорит множественность этих названий? Какие языковые функции реализуются в этом случае?
|
6. Запишите синонимичный ряд обозначений высокого, сильного, большого человека (верзила, исполин, атлант, великан, богатырь, гигант, амбал, слон, шкаф, дылда, колосс, антей, гулливер и т.д.). Почему так много названий? Какая функция языка реализуется в данном случае? Какое из приведенных слов подойдет для названия магазина одежды для «больших» людей? Почему?
СРС № 1:
1. Проанализировать основные положения темы: предмет, объект, цели и задачи лингвистики.
2. Дать характеристику проблеме возникновения и происхождения языка.
3. Охарактеризовать функции языка.
Литература
1. Алефиренко Н. Ф. Теория языка. Вводный курс [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / Н. Ф. Алефиренко. - М.: Академия, 2004. - 368 с. Гриф: Допущено УМО по направлениям педагогического образования.
2. Норман Б. Ю. Теория языка. Вводный курс [Текст]: учебное пособие / Б. Ю. Норман. - М.: Флинта: Наука, 2004. - 296 с. Гриф: Допущено Министерством образования РФ.
3. Вендина Т. И. Введение в языкознание [Текст]: учебное пособие / Т. И. Вендина. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Высшая школа, 2005. - 391 с.: ил. - ISBN 5-06-004938-8. Гриф: Рекомендовано УМО РФ по педагогическому образованию.