Выполнение практических заданий по теме занятия




МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение
высшего профессионального образования

«Юго-Западный государственный университет»

(ЮЗГУ)

 

Кафедра теоретической, прикладной и коммуникативной лингвистики

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Первый проректор –

проректор по учебной работе

___________ Е.А.Кудряшов

«____» __________2012 г.

 

ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ ЯЗЫКА

 

Методические указания

к проведению практических занятий
для студентов и преподавателей

 

Курск 2012


УДК 81

 

Составитель:

кандидат педагогических наук, старший преподаватель Г.В. Попова

Рецензент кандидат филологических наук, старший преподаватель Степыкин Н.И.

 

Введение в теорию языка: методические указания к проведению практических занятий для студентов и преподавателей / Юго-Зап. гос. ун-т; сост. Г.В. Попова. – Курск, 2012. – 32 с.

 

 

Предназначены для проведения практических занятий по дисциплине «Введение в теорию языка». Содержат систему вопросов для закрепления теоретических знаний, вопросы для самоподготовки студента, дополнительный теоретический материал и выстроенную систему практических заданий, обеспечивающих формирование и закрепление знаний и навыков по изучаемой дисциплине.

Методические указания соответствуют требованиям программы, утверждённой учебно-методическим объединением по направлению подготовки фундаментальная и прикладная лингвистика (ФПЛ).

Предназначены для преподавателей и студентов, обучающихся по направлению подготовки 035800.62 – Фундаментальная и прикладная лингвистика (квалификация (степень) «бакалавр») по дисциплине «Введение в теорию языка» (очная форма обучения).

 

 

Текст печатается в авторской редакции

 

Подписано в печать. Формат 60х84 1/ 16.

Усл. печ. л. 2,44. Уч.-изд.л. 2,21. Тираж 100 экз. Заказ. Бесплатно.

Юго-Западный государственный университет

305040, г. Курск, ул. 50 лет Октября, 94.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

Тема: Природа и сущность языка как объекта языкознания

(2 часа)

 

Цель: формирование научных представлений теории языка как науке

Задачи:

¨ познакомиться с терминологическим аппаратом лингвистики;

¨ рассмотреть объект, предмет, цель и задачи лингвистики;

¨ развивать аналитические способности студентов, расширять представление как о дисциплине, так и о специальности в целом;

¨ воспитывать интерес и уважение к будущей специальности и профессиональной деятельности.

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Оргмомент (объявление темы, целей и задач занятия).

2. Беседа по теоретическому материалу лекционного занятия ( с опорой на вопросы для самоподготовки студентов):

Ø Дайте определение лингвистики.

Ø Что является объектом и предметом лингвистики?

Ø Каковы цели и задачи лингвистики?

Ø Что рассматривает теория языка как научная дисциплина?

Ø Раскройте суть понятия «язык».

Ø Перечислите основные существенные свойства языка.

Ø Каковы основные формы представления языка?

Ø Перечислите основные гипотезы происхождения языка.

Ø Раскройте суть звукоподражательной и междометной гипотез.

Ø Раскройте суть звукосимволической и жестовой гипотез.

Ø В чем состоит суть гипотезы общественного договора и трудовой гипотезы?

Ø Приведите доводы, подтверждающие правомерность естественной гипотезы происхождения языка.

Ø Дайте характеристику основным функциям языка

Выполнение практических заданий по теме занятия

1. Определите, какие функции языка реализуются в следующих высказываниях:

o Апрелевка (вывеска на здании железнодорожной станции);

o Переучет (табличка на двери магазина);

o Здравствуйте, меня зовут Сергей Александрович (учитель, входя в класс);

o Равносторонний треугольник называется квадратом (из учебника);

o «Я в среду не приду на тренировку, не смогу. – Надо, Федя, надо» (из разговора на улице);

o Чтобы ты провалился, пьяница! (из квартирной перебранки);

o Я изучил науку расставанья

В простоволосых жалобах ночных (О. Мандельштам).

2. Прокомментировать следующий диалог двух персонажей М. Твена из романа «Приключения Гекльберри Финна».

- …А вот если подойдет к тебе человек и спросит: «Парле ву франсе?» - ты что подумаешь?

- Ничего не подумаю, возьму да и тресну его по башке…

Какие языковые функции «не срабатывают» в данном случае?

3. Почему у человека, кроме имени собственного, бывают еще разнообразные «вторые имена»: прозвища, клички, псевдонимы? Почему человек, уходя в монахи, отказывается от своего мирского имени и принимает новое – духовное? Какие функции языка реализуются во всех эти случаях?

4. Перечислите названия дней недели в русском языке. А как называются ночи? Почему для них нет специальных (однословных и устойчивых) наименований?

5. Сравните следующие названия одного и того же предмета в современной русской речи: сотовый телефон, мобильный телефон, сотовик, мобильник, мобил, мобила, труба, трубка. Как вы считаете, о чем говорит множественность этих названий? Какие языковые функции реализуются в этом случае?

6. Запишите синонимичный ряд обозначений высокого, сильного, большого человека (верзила, исполин, атлант, великан, богатырь, гигант, амбал, слон, шкаф, дылда, колосс, антей, гулливер и т.д.). Почему так много названий? Какая функция языка реализуется в данном случае? Какое из приведенных слов подойдет для названия магазина одежды для «больших» людей? Почему?

СРС № 1:

1. Проанализировать основные положения темы: предмет, объект, цели и задачи лингвистики.

2. Дать характеристику проблеме возникновения и происхождения языка.

3. Охарактеризовать функции языка.

 

Литература

1. Алефиренко Н. Ф. Теория языка. Вводный курс [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / Н. Ф. Алефиренко. - М.: Академия, 2004. - 368 с. Гриф: Допущено УМО по направлениям педагогического образования.

2. Норман Б. Ю. Теория языка. Вводный курс [Текст]: учебное пособие / Б. Ю. Норман. - М.: Флинта: Наука, 2004. - 296 с. Гриф: Допущено Министерством образования РФ.

3. Вендина Т. И. Введение в языкознание [Текст]: учебное пособие / Т. И. Вендина. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Высшая школа, 2005. - 391 с.: ил. - ISBN 5-06-004938-8. Гриф: Рекомендовано УМО РФ по педагогическому образованию.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: