МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(РГГУ)
ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ ИСКУССТВА
Кафедра Музеологии
ДОКЛАД на тему
«Российская выставочная практика»
Москва 2017
Российская выставочная практика
В первой части главы, посвященной российской выставочной практики автор отметил значение выставок по нескольким статьям:
- как места для проведения культурного досуга
- как наглядной картины состояния промышленности, науки, изобразительного искусства и т.д.
- как способ внедрения в практику изобретений и рекламу товаров.
Эти характеристики присущи выставкам, проводившимся в России в XIX веке, историю которых можно разделить на 3 этапа:
I. Строительство специального здания для одной выставки.
II. Размещение выставок в существующих зданиях. Так, например, манежи в Санкт-Петербурге и Москве после реконструкции перепрофилировались в выставочные площадки.
III. Строительство зданий под выставочные цели. Началом этого этапа автор считает Мануфактурную выставку 1870 года, а концом выставку 1914 года.
Архитектура выставочных павильонов совместила отечественное строительство и опыт организации всемирных выставок. Специфические черты:
- нерасчлененность пространсвта, позволявшая выстраивать разные решения выставок;
- стеклянные поверхности для оптимального освещения (фонари, перекрытия);
- применение лёгких модульных конструкций;
- выразительные формы, носившие зрелищный характер.
Выставочный показ имел ряд характерных чёрт:
1. Перегруженность экспозиции
2. Нечеткость планирования решений выставки
3. Разнохарактерность оборудования
4. Обилие декораций
Первые примеры российских выставок показывают существование внимания к экспозиционным проблемам уже в первой половине XIX века.
Примером 1 этапа строительства выступает Первая промышленная выставка в 1829 в Санкт-Петербурге. Для неё высочайше было разрешено строительство "Экспозиционной залы" на Васильевском острове. (Сейчас в этом здании музей Зоологического института Академии наук).
Идея создания возникла вместе с проектом национального хранилища промышленных изделий, прообраза музея.
Планировка простая: два ряда колонн делило пространство на три нефа. Оборудование- длинные и широкие столы посередине, вешалки и стеллажи с полками вдоль стен; горки и пирамиды для установки предметов. Предметы классифицировались по разным отраслям промышленности (всего 15). В главном зале изделия из металла, кожи, инструменты, канаты, экипажи, шляпы и т.д..
Завершением выставки было награждение 108 участников, в том числе московского фабриканта И. Колольникова золотой медалью не только за ' отличные парчи, газеты и фризеи", но и за "решение пространства с помощью ниспадающих полотен ткани".
Московская выставка 1831 года
Разработкой занимался П.А. Вяземский. Проводилась в залах Благородного собрания.
- строгий сквозной маршрут.
- оригинальные приёмы показа: сооружено в восточном вкусе 10 чалмообразных пирамид, на которых бумажные ткани и наливные изделия. Или тонкое сукно, развешанное на высоких вешалках.
Критику вызвала ярмарочность и несвязанность предметов.
Примером заключительного этапа является Всероссийская промышленной художественная выставка 1882 года
- Воздвигнут комплекс павильонов на Ходынском поле: доминирующее выставочное здание и восемь трехнефных павильонов, расположенных радиусообразно.
- Появляются строения, необходимые для комфортного посещения: вокзал, концертный зал, ресторан, трактир, павильон администрации.
- Выработан генеральный план выставки впервые.
- План экспозиции отличался от планов первых выставок в России и имеет схожесть со Всемирной выставкой в Париже 1867 г.: экспозиция предполагала разные маршруты.
- Вырос круг и количество экспонатов. В выставке участвовало 6 тысяч экспонентов и 7 тысяч предметов по 14 разделам(Выделен кустарный раздел, второй по объёму после сельхоз и машинного. Отдел изо искусства 950 произведений Антокольский, Брюллов, Васнецов, Верещагин и тд.).
- «Стендовый» метод экспозиции – выставочные конструкции, напоминавшие витрины, а позже получившие декоративные формы (стенд водочного завода Штритера, стенд Нижнетагильских заводов П.П. Демидова и знаменитое воспроизведение российского герба из сабель, ножей и кинжалов Златоустовского оружейного завода).
- «Инсталляции» из продукции сами стали экспозиционными произведениями выставки. Позже стали проектировать павильоны в форме предъявляемой продукции. (павильон – вентиль или павильон- бутылка.)
- Размещение:
1. Строго по отделам
2. Симметрия выдержана
3. Максимальное заполнение пространства
4. Применение декоративных элементов
Замечания Стасова в этом отношении очень интересны. Он пришел к выводу о том, что
- архитектурное решение выставочного интерьера должно быть само произведением искусства
- необходимо художественное осмысление экспонирования.
Эти веяния распространялись и в связи с участием России на международных выставках. Так уже к концу века организация выставочных павильонов начала осмысляться как специфическая и сугубо профессиональная деятельность, для решения которой привлекались ученые, художники, архитекторы, методисты. (Среди них Гартман, Чичаговы, Шехтель, Щусев, Брюллов, Врубель, Васнецов, Коровин и другие).
Далее автор показывает на примере участия Строгановского училища в выставках их влияние на развитие экспозиционного дела в России и распространение русского стиля и утверждение художественных отделов в качестве обязательных отделов выставки. В качестве примера приводится экспозиция России на Всемирной выставке в Париже 1900 года, на разработку которой были привлечены Коровин К.А. и другие крупные специалисты.
Значимыми для музейного дела Майстровская М.Г выделяет Политехническую (1872) и Этнографическую выставки в Москве.
На них использовался комплексно-ансамблевый метод (например, групповые натуралистические экспозиции народных жилищ в отделе Туркестана Политехнической выставки). После закрытия выставки экспонаты составили коллекции новых музеев: Исторический музей – музей национальной истории, Политехнический музей- история и современность российской науки и техники, Сельскохозяйственный (не осуществлен) на базе экспонатов с Политехнической выставки и Музей этнографии в СПб – Этнографической.
Майстровская посчитала необходимым сказать о Французской торговой художественно- промышленной и о Среднеазиатской выставках, проводившихся в 1891 году, которые наиболее ясно продемонстрировали принципы и приемы экспонирования того времени. Они являлись важной вехой в приобщении с международной выставочной практике.
Французская торговая художественно- промышленная выставка.
Располагалась в комплексе на Ходынском поле. Представлены Художественный отдел, Воспитание и преподавание, Печатный, Бумажный, Фотографический, Часовой и картографический, Архитектурный, Оружейный, Военный, Одежды Музыкальные инструменты, Медицина. Впервые в Москве выставлены импрессионисты Моне и Дега, осмеянные публикой.
- укрепление экономических и политических связей с Францией
- обширная культурная программа (после закрытия экспозиции посетители оставались в театрах и ресторанах)
- широкое информационное сопровождение (2 каталога и 2 специальных периодических журнала)
- Экспонирование товаров.
- Стенды для информационных целей. (модели, чертежи, рисунки, отчеты и т.д.)
- Стилистически выдержанный дизайн интерьера.
- Предметная перегруженность.
- Право продажи на выставке.