Примером заключительного этапа является Всероссийская промышленной художественная выставка 1882 года




МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

 

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(РГГУ)

 

ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ ИСКУССТВА

Кафедра Музеологии

 

 

ДОКЛАД на тему

«Российская выставочная практика»

 

Москва 2017
Российская выставочная практика

 

В первой части главы, посвященной российской выставочной практики автор отметил значение выставок по нескольким статьям:

- как места для проведения культурного досуга

- как наглядной картины состояния промышленности, науки, изобразительного искусства и т.д.

- как способ внедрения в практику изобретений и рекламу товаров.

Эти характеристики присущи выставкам, проводившимся в России в XIX веке, историю которых можно разделить на 3 этапа:

I. Строительство специального здания для одной выставки.

II. Размещение выставок в существующих зданиях. Так, например, манежи в Санкт-Петербурге и Москве после реконструкции перепрофилировались в выставочные площадки.

III. Строительство зданий под выставочные цели. Началом этого этапа автор считает Мануфактурную выставку 1870 года, а концом выставку 1914 года.

Архитектура выставочных павильонов совместила отечественное строительство и опыт организации всемирных выставок. Специфические черты:

- нерасчлененность пространсвта, позволявшая выстраивать разные решения выставок;

- стеклянные поверхности для оптимального освещения (фонари, перекрытия);

- применение лёгких модульных конструкций;

- выразительные формы, носившие зрелищный характер.

Выставочный показ имел ряд характерных чёрт:

1. Перегруженность экспозиции

2. Нечеткость планирования решений выставки

3. Разнохарактерность оборудования

4. Обилие декораций

 

Первые примеры российских выставок показывают существование внимания к экспозиционным проблемам уже в первой половине XIX века.

Примером 1 этапа строительства выступает Первая промышленная выставка в 1829 в Санкт-Петербурге. Для неё высочайше было разрешено строительство "Экспозиционной залы" на Васильевском острове. (Сейчас в этом здании музей Зоологического института Академии наук).

Идея создания возникла вместе с проектом национального хранилища промышленных изделий, прообраза музея.

Планировка простая: два ряда колонн делило пространство на три нефа. Оборудование- длинные и широкие столы посередине, вешалки и стеллажи с полками вдоль стен; горки и пирамиды для установки предметов. Предметы классифицировались по разным отраслям промышленности (всего 15). В главном зале изделия из металла, кожи, инструменты, канаты, экипажи, шляпы и т.д..

Завершением выставки было награждение 108 участников, в том числе московского фабриканта И. Колольникова золотой медалью не только за ' отличные парчи, газеты и фризеи", но и за "решение пространства с помощью ниспадающих полотен ткани".

 

Московская выставка 1831 года

Разработкой занимался П.А. Вяземский. Проводилась в залах Благородного собрания.

- строгий сквозной маршрут.

- оригинальные приёмы показа: сооружено в восточном вкусе 10 чалмообразных пирамид, на которых бумажные ткани и наливные изделия. Или тонкое сукно, развешанное на высоких вешалках.

Критику вызвала ярмарочность и несвязанность предметов.

 

Примером заключительного этапа является Всероссийская промышленной художественная выставка 1882 года

- Воздвигнут комплекс павильонов на Ходынском поле: доминирующее выставочное здание и восемь трехнефных павильонов, расположенных радиусообразно.

- Появляются строения, необходимые для комфортного посещения: вокзал, концертный зал, ресторан, трактир, павильон администрации.

- Выработан генеральный план выставки впервые.

 

- План экспозиции отличался от планов первых выставок в России и имеет схожесть со Всемирной выставкой в Париже 1867 г.: экспозиция предполагала разные маршруты.

- Вырос круг и количество экспонатов. В выставке участвовало 6 тысяч экспонентов и 7 тысяч предметов по 14 разделам(Выделен кустарный раздел, второй по объёму после сельхоз и машинного. Отдел изо искусства 950 произведений Антокольский, Брюллов, Васнецов, Верещагин и тд.).

- «Стендовый» метод экспозиции – выставочные конструкции, напоминавшие витрины, а позже получившие декоративные формы (стенд водочного завода Штритера, стенд Нижнетагильских заводов П.П. Демидова и знаменитое воспроизведение российского герба из сабель, ножей и кинжалов Златоустовского оружейного завода).

- «Инсталляции» из продукции сами стали экспозиционными произведениями выставки. Позже стали проектировать павильоны в форме предъявляемой продукции. (павильон – вентиль или павильон- бутылка.)

 

- Размещение:

1. Строго по отделам

2. Симметрия выдержана

3. Максимальное заполнение пространства

4. Применение декоративных элементов

 

Замечания Стасова в этом отношении очень интересны. Он пришел к выводу о том, что

- архитектурное решение выставочного интерьера должно быть само произведением искусства

- необходимо художественное осмысление экспонирования.

Эти веяния распространялись и в связи с участием России на международных выставках. Так уже к концу века организация выставочных павильонов начала осмысляться как специфическая и сугубо профессиональная деятельность, для решения которой привлекались ученые, художники, архитекторы, методисты. (Среди них Гартман, Чичаговы, Шехтель, Щусев, Брюллов, Врубель, Васнецов, Коровин и другие).

 

Далее автор показывает на примере участия Строгановского училища в выставках их влияние на развитие экспозиционного дела в России и распространение русского стиля и утверждение художественных отделов в качестве обязательных отделов выставки. В качестве примера приводится экспозиция России на Всемирной выставке в Париже 1900 года, на разработку которой были привлечены Коровин К.А. и другие крупные специалисты.

 

Значимыми для музейного дела Майстровская М.Г выделяет Политехническую (1872) и Этнографическую выставки в Москве.

На них использовался комплексно-ансамблевый метод (например, групповые натуралистические экспозиции народных жилищ в отделе Туркестана Политехнической выставки). После закрытия выставки экспонаты составили коллекции новых музеев: Исторический музей – музей национальной истории, Политехнический музей- история и современность российской науки и техники, Сельскохозяйственный (не осуществлен) на базе экспонатов с Политехнической выставки и Музей этнографии в СПб – Этнографической.

 

Майстровская посчитала необходимым сказать о Французской торговой художественно- промышленной и о Среднеазиатской выставках, проводившихся в 1891 году, которые наиболее ясно продемонстрировали принципы и приемы экспонирования того времени. Они являлись важной вехой в приобщении с международной выставочной практике.

 

Французская торговая художественно- промышленная выставка.

 

Располагалась в комплексе на Ходынском поле. Представлены Художественный отдел, Воспитание и преподавание, Печатный, Бумажный, Фотографический, Часовой и картографический, Архитектурный, Оружейный, Военный, Одежды Музыкальные инструменты, Медицина. Впервые в Москве выставлены импрессионисты Моне и Дега, осмеянные публикой.

 

- укрепление экономических и политических связей с Францией

- обширная культурная программа (после закрытия экспозиции посетители оставались в театрах и ресторанах)

- широкое информационное сопровождение (2 каталога и 2 специальных периодических журнала)

- Экспонирование товаров.

- Стенды для информационных целей. (модели, чертежи, рисунки, отчеты и т.д.)

- Стилистически выдержанный дизайн интерьера.

- Предметная перегруженность.

- Право продажи на выставке.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: