Организационный момент.
Прозвенел у нас звонок
Начинаем наш урок.
- Давайте улыбнёмся друг другу. Пусть улыбка на вашем лице и хорошее настроение будут с вами в течении всего урока.
Постановка учебной проблемы.
Откройте учебник на стр 30 прочтите название.
Эпоха Средневековья скрывает много тайн, которые предстоит нам открыть сегодня на уроке.
- Кто знает, кто такие рыцари?
Слово рыцарь в русском языке происходит от немецкого “Ritter”– всадник, конный воин. Рыцарь, собственно, и есть конный воин, но далеко не всякий, а один из сословия воюющих, обычно владелец феодал.
Существуют ли рыцари сейчас, какая работа у них была и где они жили?
- Давайте сами попытаемся предположить, дать ответ на эти вопросы. (Говорят дети).
- Это лишь ваши предположения, а как и где мы можем узнать, правы ли мы? (спросить у взрослых, прочитать в книге, найти в интернете).
- Мы попытаемся узнать это из книг. Будем работать в парах. Каждая пара получит текст, в котором можно найти ответ на эти вопросы.
Работа по учебнику в группах
Прочитать текст учебника и подготовить рассказ на тему
1 гр. – Болезни и войны.
2 гр. – Описание внешнего вида замков.
3 гр. – Внутренние помещения замков.
4 гр. – Кто такие рыцари.
Самостоятельная работа учащихся.
Проверка самостоятельной работы. Выступления учащихся.
Проверка осмысленности самостоятельной работы и выслушивания рассказов.
1 гр. Зачем строили такие замки?
2 гр. Почему замки были такие большие?
Кто мог стать рыцарем?
Как одевались рыцари?
Где жили?
Чем занимались?
Существуют рыцари в наше время?
1.Сначала рыцарем мог стать любой человек, который был достаточно богат, чтобы приобрести боевого коня и вооружение. Позже, только человек благородного происхождения, потомок рыцарей.
|
2.Для того, чтобы стать настоящим воином – рыцарем, требовалось много времени и сил. А вот умение читать и писать для рыцарей считалось не обязательным. Но зато они изучали такую науку, которую не изучают современные дети ни в одной школе. Это наука геральдика. Очень разнообразные гербы рыцарей. На войне, лицо рыцаря было закрыто шлемом, и распознать его можно было только по гербу; на турнире, герольд, глядя на герб, изображённый на щите, или тунике, одетой поверх доспехов, объявлял имена рыцарей.
- А вот сейчас мы посмотрим, сможем ли мы с вами одолеть эту древнюю науку “геральдику”. Предлагаю каждой группе рассмотреть герб и попробовать разгадать, что он может рассказать о своём хозяине? Хочу обратить ваше особое внимание на форму герба, цвет, изображение животного, растения или символа.
3. Жили рыцари в замках. Эти неприступные твердыни возвышались по всей Европе. Они говорили о силе и могуществе их владельцев, служили им надёжной защитой. И сегодня эти каменные крепости поражают наше воображение. Место для замков выбирали со старанием. Обычно их воздвигали на высоком холме, обрывистом утёсе, острове посреди реки. Вокруг замков высились двойные или тройные кольца могучих крепостных стен с башнями и бойницами. Замок был окружён глубоким рвом с водой. К воротам шёл подъёмный мост на прочных цепях. В рыцарское жилище вели тяжёлые дубовые ворота, окованные железом. Вход в замок преграждала и металлическая решётка с острыми зубьями наверху. Внутри замка находились главная башня и другие по стройки.
|
Это было безопасное, но не очень удобное жилище. Темно и мрачно в зимние дни в стенах: замка! Стекла не знали, окна закрывали ставнями Для обитателей этой каменной громады были привычны холод, сырость, ветер, который свободно гулял по коридорам и комнатам. Согреться в таком жилище можно было только у жарко пылавшего камина.
4.Основным занятием рыцарей в Средневековье была война. Рыцари не только воевали, но и отдыхали. Чем же они были заняты вне войны?
Турнир Охота Пир
Выражение решения
- Мы с вами создали образ рыцаря средних веков. Какие были рыцари? (Смелые, выносливые, сильные, ловкие….)
- Существуют ли рыцари в наше время?
- Какого человека мы можем назвать рыцарем в наши дни? (Идёт работа в группах. Предложить детям текст для самостоятельного чтения и ответа на поставленный вопрос)
- Оказывается ещё с рыцарских времён к нам пришли и некоторые рыцарские манеры.
- Какие? (Обычай снимать шляпу; здороваясь, снимать перчатку).
6. Рефлексия.
В течение урока мы с вами смогли ответить на все поставленные вопросы и многое узнать о жизни в средние века.
- Понравилось ли вам работать на уроке? (показ ладошки)
- Что запомнилось и понравилось больше всего?
- Какие сделали для себя открытия?