ИСТОРИЯ ДЕРЕВНИ КОЛГОСТРОВ.




Для островов Онежского озера Колгостров достаточно велик - длина его около 4,5, ширина - 1,5 километра. Скала вытянулась на протяжении одного километра с севера на юг и имеет ширину около 200—400 м. Ее крутой западный склон возвышается на высоту до 30 м. Очевидно, в древности эта скала обрывалась в воду, однако, в дальнейшем, по мере отступления озера, под ней обнажился участок берега, где и была основана деревня.

 
   
 


(фото из интернета. Зима 2000 года.
https://jpodkopaev.karelia.ru/cgi-bin/gallery.pl?gal=Winter&page=2
Это сайт Юрия Подкопаева. Как мир-то тесен! Мы с ним учились в одной школе когда-то!)

Была она достаточно большой. Одна из ее бывших жительниц Л.И. Иванова назвала 29 домов. А семей насчитывалось и того больше. В двухэтажном доме Евдокимовых, например, жило три семьи, связанных родственными узами, вспоминает Любовь Ивановна. Сама она была бригадиром в колхозе, и секретарем комсомольской ячейки (12 человек).
Колхозники занимались рыбной ловлей, и земледелием, и животноводством, хотя колхоз считался рыболовецким. Сеяли рожь, картошку и даже кукурузу. (ну, вы помните!) В деревне были ферма (дойных коров больше десятка) и скотный двор с 11 лошадьми. Сами делали сливочное масло и отвозили в Лижму.
Одна из старейших жителей Колгострова А.П. Дианова рассказывает: «У нас в семье было 12 человек, но все были сыты. Рыбу ловили, хозяйство свое имели. Жили хорошо. Теплый дом. Своя баня».
Когда-то здесь стояла банька. Теперь о ней напоминают только камни...

 
   
 


В деревне была начальная школа (4 класса), магазин. Добирались до Колгострова на лодках или по мосту со стороны Уницы, который давно разобран. А зимой ходили и ездили на лошадях по льду. Потом закрыли школу, магазин, но продукты привозили из Лижмы.
30 марта 1973 года исполком Кондопожского районного Совета принял решение о снятии с учета ряда деревень, среди которых была деревня Колгостров. Ее жителям к этому времени уже предоставили квартиры в Лижме, Кедрозеро, Новом Поселке, Унице. Последний народ покинул деревню в 1968-69 годах. Многие еще какое-то время возвращались в родные места на лето.
Остались на острове одни развалины от деревни и один дом, в котором можно находиться разве что летом. Да полусгнившая часовня на кладбище, обнесенном в давние времена валунами. На кладбище неухоженные могилы.

 
   
 


(использованы материалы из статьи «Чтобы помнили и сохранили» газеты «Авангард» от 20.09.02 года.)

А вот отрывок из рассказа «На лыжах по Средней Карелии» М.Бермана:
«Прямо перед вами, в полутора километрах, большой лесистый остров и на обращенном к вам берегу - россыпь изб с высокими белыми шапками на крышах, прижатых к черно-белой скальной стене. Тишина и безлюдье. Это Колгостров.
Чуть в стороне и выше, в гуще вековых елей,— часовня. При ней покосившиеся кресты старого кладбища за низкой каменной оградой. Отсюда видна вся деревня, погруженная в сон. Заснула она недавно. Еще в 1969 году мы ночевали здесь с товарищами в теплом, приветливом доме. За чаем и ряпушкой «по-карельски» обсуждали с хозяином рыбалку в заливе Чорга.(Это упоминание о семье моего деда,коренного жителя д. Колгостров Хроболове В.И.). Мог ли я думать тогда, что уже через два года здесь никого не будет. Но так случилось, и в следующий раз мы ночевали в пустом и промерзшем доме, да еще с капризной печью, которая несколько раз за вечер клубами дыма выгоняла нас на мороз, но так и не согрелась...
Итак, ночлег в Колгострове, утром недолгая прогулка по деревне — и в путь.»

 
   
 


Или вот это: «Листок из книжки записной...» С.Филенко, специалист отдела экотуризма Водлозерского НП.
«Возможно, это не просто скальный уступ, а палеосейсмодислокация - след далеких землетрясений. Раз в две тысячи лет бил озноб земную кору, сбросившую панцирь ледника. Так бывало и в доисторические времена, когда некому было назвать землю "Карелия", и позже, в мезолите: эта страшная дрожь ужаснула живших на берегу Уницкой губы сорок два века назад людей. Не в силах противостоять свирепости духов, вырвавшихся из недр земли, народ покинул обжитое место.
Мало хорошего принес двадцатый век людям Заонежья: беспощадно вырублен лес, исчезли многие деревни... Мы вымели мусор и выкинули пустые водочные бутылки из покинутой избы в опустевшей деревне Колгостров. В молодости этот дом был статным и красивым - нынче перекошенный сруб опустил тяжелые веки ставен на пустые глазницы окон. Большая печь с лежанкой треснула и отсырела: надсадно кашляет дымом в кухоньку. Этот дом похож на голодную обреченную собаку без хозяина. Он сгниет или умрет в огне: спалят по нечаянности или спьяну. А то потихоньку раздернут на дрова, как развалюхи вокруг. Но сейчас мерцают свечи, а Виктор Борисович поет под гитару хорошую песню. Классно поет! Сегодня изба согрета, и ее одиночество отступило.
Наутро выглянуло солнце, отогнало тьму и мрачные образы. Я поглядел окрест: тянется к Богу Вознесенская часовня на холме поодаль, за оградой из валунов хранят покой деревенского кладбища сосны и березы. А позади деревни стоит скала. Где-то на ней лежит Звонковый камень - культовый музыкальный инструмент древних саамов. Укрыл снег петроглифы на утесе... В этом мире мы живем и путешествуем, размышляем, веселимся, мечтаем. Мы не похожи на древних охотников или крестьян, на тех, кто жил здесь до нас, но мы все те же - люди...»

 
   
 


ВОЗНЕСЕНСКАЯ ЧАСОВНЯ.

На сайте г. Кондопоги https://www.kondopoga.ru читаем:

«В районе находится 93 памятника истории и культуры, в том числе: 30 - архитектуры, 24 - истории, 39 - археологии. Три памятника: церковь Успения (1774 г.) в Кондопоге, часовня Вознесения в дер.Колгостров (XVII в.), церковь Петра и Павла в деревне Лычный остров (XVIII в.) имеют общероссийский статус.»

 
   
 


Хотя в интернете встречается, что нашу часовню относят и к XVI в., все таки, больше склонны верить табличке! Да и неважно, в конце концов, какой век! Ведь если даже «срублена во второй половине XVIII века», то это где-то 1765 год… (а до этого люди значит уже были в этих местах), значит возраст часовенки и острова приближается к 300 годам! И мы поняли, что наша часовня - это ПАМЯТНИК! Памятник людям, что жили здесь, их творению, их умелым рукам, их душам! Это память о них!

 
   
 


В первой половине 19 века была переделана крыша над трапезной и сенями и пристроена колокольня.

 
   
 

 

Закрыта она была в 1930 году. Пока существовала деревня, за ней ухаживали ее жители. В ней, как свидетельствуют сторожилы Колгострова, было много хороших икон, больших, застекленных и стояли свечи. Один чудак, вместо колокола, унесенного белофинами во времена советско-финляндской войны (или просто утеряного), подвесил вверх дном рукомойник, внутри которого двигался стержень (или гвоздь, как он назван в толковом словаре В.И.Даля) и подобно языку колокола издавал звон.
С тех пор, как разъехались последние жители деревни, часовня обветшала. Иконы и все внутренние убранства растащили, крыша сгнила, полы и ступеньки при входе – тоже. Но стены, колокольня, главка, резьба на столбах при входе сохранились и все еще радует взор.

(использованы материалы из статьи «Чтобы помнили и сохранили» газеты «Авангард» от 20.09.02 года.)

 

(Из воспоминаний коренной жительницы д. Колгостров - Гупановой (Чирказёровой Г.А.):

«По рассказам её отца Чирказёрова А.И.,Вознесенская часовня была срублена на средства родственницы рода Чирказёровых, которая проживала в Санкт-Петербурге, а её близкие родственники проживали в д. Колгостров, которые потом тоже переехали в Санкт- Петербург».

 

(Из воспоминаний коренной жительницы д. Колгостров Чесноковой (Угрюмовой) Т.Е. род Хроболовых (Другоизбенских):
«В детстве мы часто заходили в нашу часовню, хотя взрослые нам этого не разрешали делать. Мы очень любили рассматривать иконы, разную утварь в часовне, даже пробовали читать церковные книги, которые находились там. Это был, какой-то другой мир, который притягивал нас детей своей тайной и величием, благоговением. Но самое интересное нас всегда ждало на Звоннице (колокольне). Оттуда, с такой высоты, открывались, такие незабываемые виды на озеро, на скалу, на Дальнее поле. Самые смелые, особенно мальчишки, пытались пройти по верху-коньку крыши к главке с крестом. Но страх высоты и величия, часто останавливал этих смельчаков. Конечно, взрослые были против таких экстремальных вылазок наших. Иногда попадало нам всем очень крепко за это.
Входить в часовню по ступенькам лестницы надо было очень осторожно, т.к. под ступеньками было много ос, которые жили в своих осовниках. При сильном топоте по ступенькам, осы роем вылетали из своих осовников и нещадно нас могли ужалить. А укусы ос были очень болезненными. Вот и приходилось взбираться по ступенькам на пальчиках, чтобы не потревожить ос. Был один случай, когда мы девочки прошли на колокольню по этим ступенькам как балерины на пуантах и не потревожили ос. А вот мальчишки наши, решили, тоже за нами с топотом подняться, но дошли только до середины лестницы при входе, как осы быстро их отправили в обратный путь. Тогда наши деревенские мальчишки, были со смекалкой, пошли в дом Чирказёровых и одели на себя всё, что можно было только найти в доме: длинные, не по росту, пальто то ли женские, то ли мужские, шинели и пр. Вот смеху было при виде этой разодетой компании, зато осы были уже теперь не страшны им.
На старых могилках росло много грибов, ягод. Но мы все знали в деревне, что всё это должно расти там и трогать это нельзя. Но приезжающие туристы очень часто нарушали вот этот закон деревни. Постепенно после набегов туристов стали исчезать иконы, разная утварь из часовни. Еще в какой-то год, даже иконостас был чем-то обработан, что стало всё убранство просто сходить на нет. В один год, в сенцах часовни была снята половица - доска в полу. Видно что-то искали усердно…, но что можно найти в старой деревенской часовне под полом – камни и земля.
Позднее на столбах Звонницы (колокольни) стали даже деревенские ребята, юноши вырезать разные свои инициалы. Видимо хотели так сохранить о себе следы жизни в данной деревне. А недавно узнала, возможно, что иконы и утварь церковная покоятся на дне Онежского озера около острова. При попытке вывезти украденное, лодка (байдарка с грабителями) просто перевернулась и всё награбленное утонуло. Но было это так или не так, теперь уж никто не знает».


(Из воспоминаний коренного жителя д. Колгостров Ю.В. Никулина из рода Ивановых-Евдокимовых):
«По поводу вывоза церковной утвари, был дан приказ от местных властей г. Кондопога о сборе и передаче всего церковного имущества с о. Куткострова и о. Колгострова,в Музей-заповедник «Кижи». Добровольным хранителем всего церковного имущества в Вознесенской часовне был житель острова Колгострова Иван Константинович Евдокимов. Зимой по льду, на лошадях всё имущество часовни выло вывезено д. Лижму, а вот дальнейшая судьба этого имущества нам не известна. Вывоз церковного имущества производил тогда Пиронен Владимир Александрович».


Но приезжая на лето в деревню, все бывшие жители деревни, старые и молодые, в обязательном порядке всегда навещали могилки родных, как могли, наводили порядок на кладбище и около часовни. Теперь уже тех людей давно нет, и постепенно кладбище становится уже заброшенным и сиротливым. Жители, которые сейчас живут на острове, как могут, поддерживают порядок около часовни и в самой новой деревне. Спасибо им за это огромное!!!!!»

 

В 2007 году часовню отреставрировали по старым рисункам. И даже появился новый элемент в оформлении: портик при входе на территорию кладбища.


СКАЛА.

Благодаря скале, Колгостров выгодно выделяется среди своих собратьев-островов Онежского озера. Издали его не перепутаешь!

 
   
 


В 1972 году экспедицией Карельского Филиала АН СССР, которой руководил археолог А. П. Журавлев, был обнаружен культовый комплекс на о. Колгостров в Уницкой губе Онежского озера (Журавлев, 1973, с. 92).
Колгостровская скала интересна тем, что еще в недалеком прошлом она имела название, была известна среди жителей окрестных деревень как «Звонкая» щельга. Такое название она получила от имевшегося в её северо-западной части камня-валуна, который обладал оригинальным свойством издавать мелодичный звук при ударе о его верхнюю часть небольшим булыжником. Валун этот также был известен в местной традиции как «Звонкой» камень или Звонковый. Говорили, что получавшийся звук напоминал звон одного из колоколов церкви в Лижме.
Здесь проживало прибалтийско-финское население — вепсы, карелы, а еще раньше — саамы. Название Колгостров может быть связано со словом kolkka в значении «колокол, звонок, колокольчик». Близки к основе названия Колгостров глаголы с основой kalk — (kalkata, kalkkaa и др.) «бренчать, стучать». Таким образом, оказывается, что русское название скалы и камня («Звонкой») перекликается с прибалтийско-финским названием острова.
Звонковый камень оказался природным валуном размером 1,5x0,75x0,67 м с уплощенной верхней частью, имеющей многочисленные следы ударов. Он имеет трещину, которая образует резонирующую полость, с чем и связан упомянутый акустический эффект. «Звонкой» камень был обследован специалистами Петрозаводской консерватории. Полученные результаты позволили выдвинуть гипотезу о его использовании в качестве самозвучащего музыкального инструмента — литофона (Аблова, 1990,1996).
Совпадение названия камня и скалы свидетельствует о том, что местное население знало об оригинальном свойстве камня и выделяло его таким образом в окружающем ландшафте. Это означает, что Звонковый камень являлся для местной традиции наиболее ярким определяющим объектом. Обнаружение в расщелине «Звонкого» камня фрагмента асбестовой керамики позволяет предполагать существование населения уже в позднем энеолите - конце 3—2 тыс. до н. э. К 3 тыс. до н. э. относится и обнаруженное поселение Колгостров 1.

 
   
 


По соседству со Звонковым камнем, вдоль края отвесно обрывающейся скалы были зафиксированы наскальные знаки.

 
   
 


Они встречаются двух видов.
Первый — это лунки чашевидной формы (в виде полусферы), глубиной до 10 см и диаметром 10—25 см. Их найдено более 15. Среди них есть, по-видимому, незавершенные лунки в виде чашевидных углублений, которые выбраны лишь частично.

 
   
 


Второй вид — возможно естественные знаки в виде окружностей или овалов, часто концентрических, которые иногда пересекаются 1—2 диаметральными линиями. В ряде случаев эти линии соединяют между собой два, три и более знаков. Диаметр окружностей варьируется в пределах 20—50 см. Таких фигур зафиксировано около 20. Следует отметить, что большая часть занятого знаками участка скалы покрыта мхом, лишайником, зарослями кустарника. Часть знаков, видимо, разрушена.

 
   
 

 

 
   
 


Кроме того, А. П. Журавлев в одной из своих популярных работ сообщает о существовании на «Звонкой» щельге «...остатков культового сооружения, по всей вероятности, домика «мертвых»», которое располагалось в центральной части скалы.

 
   
 


На западном склоне обнаружены «...круглые и овальные каменные кладки», сложенные из небольших валунов. Их диаметр 0,5—0,9 м. Внутри них обнаружены зола и уголь. А. П. Журавлев предлагает считать их «...ритуальными очагами, функционировавшими во время культовых погребальных обрядов древнего населения».
«У восточной окраины скалы обнаружены остатки каких-то крупных каменных сооружений» диаметром до 5 м, которые, возможно, «...являются древними погребальными комплексами».
К сказанному следует добавить, что на Колгострове обнаружена энеолитическая стоянка, датируемая 3 тыс. до н. э., а также «лопарские ямья» (как их называли местные крестьяне) — углубления в почве диаметром около 3 метров, которые, возможно, являются остатками древних жилищ (Журавлев, 1992, с. 31).

Таковы сведения о памятниках Колгострова. Они позволяют полностью согласиться с мнением о культовом характере этого комплекса. Вывод прежде всего вытекает из данных этнографии, фольклористики, топонимики, истории и находит подтверждение в археологических материалах.

 
   
 


Под скалой очень красивое место. Поляна Камней. Можно часами сидеть здесь и медитировать.

(использовались материалы из статьи И.В.Мельникова «Святилища Древней Карелии» и фотографии с сайта К2000)

НАВОЛОК.

Это часть острова, где во времена деревни было больше всего домов. Сейчас там красивейшая березовая роща, поля с травами выше головы.
"...а на том берегу..."

 
   
 


Вид на онежские просторы с Наволока.

 
   
 


В глубине острова очень много валунов и камней. Среди них выделяются 4, стоящих рядом.

 
   
 


Весь вид леса, в котором больше камней, чем деревьев, наводит на мысль о древнем землетрясении.
Мы нашли статью, в которой с помощью формул вычисляется интенсивность палеоземлетрясения.
Не будем приводить довольно сложные научные расчеты и доказательства, но в двух словах…
В качестве элементов модели выбраны удаленные обломки. Причиной их расположения считают полет обломка с вершины сейсмодислокации при абсолютно неупругом приземлении.
«Объект моделирования – сейсмодислокации– это элементы рельефа, расположенные вблизи разломов, образованные сейсмическим воздействием при одновременном и быстром обрушением больших масс породы». Рассчитали, что на Колгострове, в Уницкой губе и других зонах развития сейсмодислокаций Онежского озера были землетрясения силой 6-7 баллов.

 
   
 

 


ПРИРОДА.

Природа на острове совершенно не похожа на суровую карельскую.

Вот, например… что за растение? Можжевельник.

 
   
 


На острове есть пруд. Запустили туда 3-х карасей, чтоб пруд чистили. Сколько уж их теперь, никто не знает. Но, похоже, что не справляются они с очисткой!

 
   
 


Еще на острове есть берлога заброшенная.

 
   
 


Все не передать! Приезжайте, посмотрите на Онего из нашего окна!

 
   
 


А уж какая здесь рыбалка! А рыба!

 
   
 

 


Приезжайте к нам на отдых! Погулять по острову. На рыбалку! Вас покорят наши пейзажи!

Более подробную информацию Вы можете посмотреть на сайте: https://kolgostrov.sitecity.ru

 

 

Культурно-исторический комплекс "Пегрема"

 

Живет на побережье Онежского озера, недалеко от бывшей деревни Пегрема, Журавлев Анатолий Павлович-историк, археолог, ученый. Человек, посвятивший большую часть жизни раскрытию тайн этого края.
Он единственный «местный» житель в этих местах, уже покинутых людьми. Но надо отметить, что живет он в палатке, как робинзон, и поэтому время его пребывания здесь ограничено сроками с мая по сентябрь.

 
   
 


Первые раскопки именно здесь, в культурно-историческом комплексе «Пегрема», начались более 40 лет назад.
Честно скажу, охватить всю информацию об этих местах, очень сложно. Особенно, когда впервые слышишь такие вещи…
Эта статья не претендует на научность. Но при подготовке материала попалось очень много статей про Гиперборею. И мне показалось, что есть какие-то интересные перекрестные ассоциации, совпадения.
И северные святилища, и идолы (от Англии вплоть до острова Пасхи), наскальные изображения, пирамиды, сказания, мифологические образы, символические изображения- мандалы.
А … давайте! Прикоснемся к сказке… сказке про Гиперборею…

 
   
 



АРХЕОЛОГИЯ.

Пожалуй, чтоб не извратить факты, постараюсь их брать из публикаций.
В статье про Медвежьегорский район написано: «Археологи прослеживают историю района вплоть до Х тысячелетия до н.э. К наиболее известным археологическим объектам относятся… …и многочисленные (свыше 50) древние, на разных этапах развития, поселения близ дер. Пегрема. Здесь раскопана древнейшая в Европе мастерская по обработке меди, найдены клады кварцевых и сланцевых орудий, предметы материальной и духовной культуры; найден самый древний миф "О мировом древе", насчитывающий 5 тыс. лет»

В Пегреме все необычно.
Этот берег уникален тем, что Онежское озеро, отходя, образовало террасы. Из одной точки видны сразу 4, возраст которых, если я не путаю, от 6000 до 4000 лет. Уникальность в том, что обычно их протяженность до нескольких километров, и наблюдать такую картину, как здесь, приходится очень редко! «Террасы около Пегремы показались мне интересными с точки зрения возможных археологических находок. А первый же удар лопаты дал мне керамику. С тех пор я каждое лето провожу здесь» - с сайта «Пегрема» https://pegrema.narod.ru/komplex.htm

 
   
 


А.П. Журавлев рассказывал, что здесь сделано много археологических находок.
В первую очередь – это керамика. По ней ученые могут сделать вывод об эпохе, к которой принадлежит эта находка…
Да, были найдены следы мастерской по обработке меди.
Вот статья издания «Северный курьер», от 9 августа 2001 г. № 152 (23968):
«Пегремский "мыслитель"
Уникальная медная скульптурка с изображением человека найдена в стенке рекультивированного раскопа близ мастерской по обработке самородной меди на энеолитическом поселении Пегрема I. Скульптурка обнаружена в этом году во время полевого симпозиума. Размеры находки составляют 3 см в длину, 2 см в ширину и 2 мм в толщину. Отчетливо изображены ноги, голова и массивное туловище в сидячей позе. Скульптурка выкована горячей ковкой из ветвистого дендрита самородной меди. Она покрыта слоем зеленой патины, которая в отдельных местах выкрошилась от длительного хранения в земле. Тем не менее в общих чертах скульптурка напоминает сидящего человека в позе мыслителя. Находка датируется 3 тысячелетием до нашей эры.
Анатолий Журавлев, археолог»
Конечно, датировка находок спорна для ученых. Им сложно представить, что древние люди умели работать с медью. Но даже если эта фигурка принадлежит к средним векам, для меня она не теряет своей ценности! Представить, что в этих глухих лесах кипела жизнь…

К сожалению, увидеть здесь археологические находки невозможно. Они сданы в археологический музей Академии наук в Петрозаводске.
Конечно, самое достоверное, это то, что видишь своими глазами…
И мы пошли на Поляну идолов… Это музей под открытым небом!

ПОЛЯНА ИДОЛОВ.

 
   
 


Самое интересное (с моей точки зрения) описание на сайте «Пегрема» https://pegrema.narod.ru/idol.htm
Не буду его цитировать и переписывать. Почитайте!

***********************************************************************************************************
Но на эту тему есть еще статьи…https://tourex.narod.ru/pegrema_history.html
Если заметите, год открытия Поляны в этих статьях расходится. Поэтому, и сложно писать о вещах, о которых сам не знаешь, и ссылаешься на других авторов.

И.В.Мельников. Святилища Древней Карелии. – Петрозаводск, 1998.

«Новое открытие, вызывающее и по сей день самые разноречивые суждения и споры, было сделано опять-таки археологом А. П. Журавлевым в 1991 году в окрестностях д. Пегрема, на западном побережье Уницкой губы Онежского озера (Журавлев, 1992).
Сделать его помог случай. К северу от деревни Пегрема прошел локальный лесной пожар. Археологам открылась удивительная картина: на участке площадью ок. 20 тыс. кв. м располагалось множество камней-валунов, в ряде случаев имеющих зооморфную форму и как будто бы несущих следы грубой оббивки, из обнаженной почвы местами выступали каменные кладки, а также пятна красного охристого песка. Необычность картины усугублялась тем, что памятник находился в удалении от древнего берега Онежского озера, а это совершенно не характерно для обычных поселений.

На территории памятника располагаются более ста камней разных размеров, в том числе крупные валуны диаметром свыше 1 м, в ряде случаев имеющие зооморфную форму. Около некоторых из этих камней были заложены раскопы. Оказалось, что культурный слой - красноватый песок - локализуется около валунов узкой полосой (в среднем до 0,5 м). В нем были собраны находки: сланцевые и кремневые орудия, а также немногочисленные фрагменты позднеэнеолитической асбестовой керамики. Любопытно, что в большинстве случаев крупные валуны по периметру обрамлялись скоплениями мелких камней, образовывавших своеобразные кладки в виде окружностей, обнаружены небольшие кострища (диаметром 20—30 см, мощностью около 10 см), собран различный инвентарь. Все это в археологической литературе определяется как остатки древних погребений.
В распоряжении археологов нет ни одной абсолютной даты. Комплекс находится на террасе по соседству с позднеэнеолитическими поселениями, содержащими асбестовую керамику. Такая же керамика найдена и на самом комплексе, что позволяет считать их одновременными. Можно полагать, что этот памятник относится к периоду с середины 3 по 2 тыс. до н. э.

Имеются достаточно веские основания считать Пегрему именно культовым комплексом. В пользу этого свидетельствуют ряд обстоятельств. Прежде всего, культурный слой памятника четко локализуется вблизи камней, около которых обнаружены практически все находки. На удалении (более 1—2 м) от валунов его следы уже не прослеживаются. Очевидно, что деятельность древних происходила именно около камней. Маловероятно, что она носила хозяйственный характер. Культурный слой практически не содержит осколков и отщепов камня, кальцинированных косточек, фрагментов керамических сосудов, обломков каменных орудий - то есть тех видов находок, которые обычно отражают древнюю хозяйственную деятельность. Обнаруженные находки - это почти исключительно высококачественные сланцевые и кремневые орудия. Культурный слой весьма маломощен - часто до 10—15 см, он имеет красноватый оттенок, следы гумусированности, причем интенсивность окраски увеличивается вблизи камней. В ряде случаев камни, буквально оконтурены по периметру узкой (до 10-15 см) полосой охристого песка. Такая картина могла образоваться в результате смывания охры с камней под воздействием дождя, таяния снега. А это возможно только в том случае, если камни в течение какого-то времени периодически обмазывать красной охрой. Напомним, что сами валуны, около которых локализовался культурный слой, в ряде случаев имеют четко выраженную зооморфную форму и, видимо, несут следы искусственного воздействия. Не в пользу хозяйственного происхождения данного памятника свидетельствует и его удаленность от древнего берега Онежского озера. Наконец, выявленные около камней вытянутые охристые линзы с каменным инвентарем, определяемые обычно как погребения, сопровождающие их кострища, каменные кладки -все это в большей степени свидетельствует в пользу культового характера данного памятника, чем какого-либо иного».
*********************************************************************************************************
Предшествующими исследованиями было установлено, что 42OO±50 лет назад в Пегреме (точнее в Велемонах, на другом берегу Онежского озера-https://kolgostrov.sitecity.ru/ltext_0909111208.phtml?p_ident=ltext_0909111208.p_1409105716 - об этом у нас на сайте есть раздел)
произошло катастрофическое землетрясение, и люди надолго покинули «богом проклятое» место. Новое население появилось здесь в эпоху позднего энеолита, о чем свидетельствуют два поселения в Палай-губе. Они датированы по радиокарбону 3150±100 и 2670±120 гг.
Время существования этих поселений вполне совпадает с временем функционирования культового комплекса. Есть полные основания считать жителей поселений в Палайгубе создателями культового комплекса. Придя во втором тысячелетии до н. э. на некогда покинутую территорию, новое население, помня легенду о страшной катастрофе, создало святилище, где усердно молилось верховным богам и предкам, молилось, чтобы обеспечить себе благополучие и покровительство небесных сил.

Давайте рассмотрим основных жителей Поляны. Почему они? Почему именно их выбрали древние люди для поклонения? Чего хотели? Чего боялись?


\

УТКА.

 
   
 


Ключевая фигура Поляны идолов.
А.П.Журавлев считает, что ее глаз связан с космосом, с Вселенной, с зарождением жизни на Земле. Голова ее смотрит на восток, где начинается день. А то, что птица это водоплавающая – это напоминает о связи стихий Земли и Воды. У древних народов души умерших уходили в мир иной по воде.

Утка - праматерь земли в финской мифологии, и ее изображение иногда встречается на месте поселений финно-угорских племен, ее изображение встречается в петроглифах Онежского озера.
В «Калевале» утка называется мудрой, она участвует в создании мира.
В славянской мифологии это птица Рода. Род является творцом Вселенной, тогда как утка снесла Мировое яйцо, без которого мир сотворить нельзя.


ЛЯГУШКА.

 
   
 


Она была обнаружена раньше других фигур. Еще до пожара.
Попалась статья про лягушек в мифологии. https://osradio.ru/2005/06/14/miry_nartskix_bogatyrej
Вот некоторые цитаты из нее:
«По народным поверьям, из-за сходства лягушачьих лап с человеческой ладонью считалось, что лягушка в прошлом вообще была человеком и естественно - женщиной».
В древности лягушка символизировала женские половые органы. В Баварии, у немцев, у балканских словенцев есть различные ритуалы и поверья, связанные с лягушкой и здоровьем женщины. Лягушка считалась духом-охранителем во время родов.
«На Русском Севере лягушка почиталась как домашняя покровительница. В северорусском народном мировоззрении существовало стойкое убеждение, что в лягушек превратились люди, утонувшие во время всемирного потопа».
«В древнекитайской мифологии трехпалая лягушка вообще предстает космическим ЛУНАРНЫМ божеством».

Что интересно, в этой статье, так это указание на то, что у «нартов прослеживаются мотивы, которые живо напоминают сюжет популярной русской сказки “Царевна-лягушка”. Общемировые корни нартовского эпоса вообще прекрасно просматриваются при сравнении именно с русским фольклором (что, вне всякого сомнения, свидетельствует о едином источнике фабул, образов и мифологем). Память о нартах до сих пор живет на Северном Кавказе. Многие интерпретации выглядят вполне правдоподобно, если согласиться, конечно, что на Северном Кавказе нарты — пришлый народ, а начало свое они ведут с невообразимо далеких гиперборейских времен и корни их имеют полярное происхождение».

ЧЕРЕПАХА.

 
   
 


У меня возник вопрос, откуда люди, живущие в этих местах, могли знать, как выглядит черепаха? Ведь это животное, обитающее в теплых краях! А в 3-2 тыс. до н.э. здесь уже было не тепло…
Только в сказаниях о Гиперборее сохранилась информация, что климат в этих местах много веков назад был совершенно другой.

А вот что нашлось в Интернете на тему символа черепахи…
https://tradkulzab.narod.ru/MKBuryat_Remeslo_Ornament.html
Можно составить целый трактат на эту тему!
«Черепаха - важный мифологический символ Индии, Китая, Японии и некоторых других стран Дальнего Востока…
В Индии черепаха считалась священным символом женских богинь, в индийской мифологии черепаха или её ноги служат опорой космосу. Прочный панцирь черепахи рассматривается как свод неба, возникший над плоской землей, поэтому она воспринимается как ПОСРЕДНИК между небом и землей».
По одной из мифологических систем черепаха – основание земли, символ космического порядка. В Нигерии черепаха считалась символом женских половых органов и женской сексуальности.
Черепаха - символ великой праматери мира.

https://hogsmead.voldemort.ru/zap/animals/8/6.html
«Мать черепах. Происхождение: по одной версии из воды и огня, по другой из света звезд, образующих созвездие Стрельца.
Внешний вид: на ее панцире был начертан космический трактат под названием Всеобщее Правило.
Черепаха олицетворяет: воды, Луну, Мать-Землю, начало творения, время, бессмертие, плодородие, продление рода.
У индийцев черепаха - Касьяра, северная звезда, первое живое существо, прародитель».

Черепаху часто изображают поддерживающей мир. С ней связывают начало творения и считают ее подпирающей весь мир. «Монгольский миф о миротворении гласит, что некая черепаха двигалась в направлении с севера на юг. Шедший навстречу богатырь выстрелил в нее. Выпущенная из лука стрела, поразив черепаху, застряла в ее теле, а сама она перевернулась на спину и умерла. Из оперенья стрелы, торчавшего с левой стороны черепашьего панцыря, образовался лес, а то место, откуда высовывался наконечник, люди позднее назвали железной стороно



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: