Для островов Онежского озера Колгостров достаточно велик - длина его около 4,5, ширина - 1,5 километра. Скала вытянулась на протяжении одного километра с севера на юг и имеет ширину около 200—400 м. Ее крутой западный склон возвышается на высоту до 30 м. Очевидно, в древности эта скала обрывалась в воду, однако, в дальнейшем, по мере отступления озера, под ней обнажился участок берега, где и была основана деревня.
| ||
(фото из интернета. Зима 2000 года.
https://jpodkopaev.karelia.ru/cgi-bin/gallery.pl?gal=Winter&page=2
Это сайт Юрия Подкопаева. Как мир-то тесен! Мы с ним учились в одной школе когда-то!)
Была она достаточно большой. Одна из ее бывших жительниц Л.И. Иванова назвала 29 домов. А семей насчитывалось и того больше. В двухэтажном доме Евдокимовых, например, жило три семьи, связанных родственными узами, вспоминает Любовь Ивановна. Сама она была бригадиром в колхозе, и секретарем комсомольской ячейки (12 человек).
Колхозники занимались рыбной ловлей, и земледелием, и животноводством, хотя колхоз считался рыболовецким. Сеяли рожь, картошку и даже кукурузу. (ну, вы помните!) В деревне были ферма (дойных коров больше десятка) и скотный двор с 11 лошадьми. Сами делали сливочное масло и отвозили в Лижму.
Одна из старейших жителей Колгострова А.П. Дианова рассказывает: «У нас в семье было 12 человек, но все были сыты. Рыбу ловили, хозяйство свое имели. Жили хорошо. Теплый дом. Своя баня».
Когда-то здесь стояла банька. Теперь о ней напоминают только камни...
| ||
В деревне была начальная школа (4 класса), магазин. Добирались до Колгострова на лодках или по мосту со стороны Уницы, который давно разобран. А зимой ходили и ездили на лошадях по льду. Потом закрыли школу, магазин, но продукты привозили из Лижмы.
30 марта 1973 года исполком Кондопожского районного Совета принял решение о снятии с учета ряда деревень, среди которых была деревня Колгостров. Ее жителям к этому времени уже предоставили квартиры в Лижме, Кедрозеро, Новом Поселке, Унице. Последний народ покинул деревню в 1968-69 годах. Многие еще какое-то время возвращались в родные места на лето.
Остались на острове одни развалины от деревни и один дом, в котором можно находиться разве что летом. Да полусгнившая часовня на кладбище, обнесенном в давние времена валунами. На кладбище неухоженные могилы.
| ||
(использованы материалы из статьи «Чтобы помнили и сохранили» газеты «Авангард» от 20.09.02 года.)
А вот отрывок из рассказа «На лыжах по Средней Карелии» М.Бермана:
«Прямо перед вами, в полутора километрах, большой лесистый остров и на обращенном к вам берегу - россыпь изб с высокими белыми шапками на крышах, прижатых к черно-белой скальной стене. Тишина и безлюдье. Это Колгостров.
Чуть в стороне и выше, в гуще вековых елей,— часовня. При ней покосившиеся кресты старого кладбища за низкой каменной оградой. Отсюда видна вся деревня, погруженная в сон. Заснула она недавно. Еще в 1969 году мы ночевали здесь с товарищами в теплом, приветливом доме. За чаем и ряпушкой «по-карельски» обсуждали с хозяином рыбалку в заливе Чорга.(Это упоминание о семье моего деда,коренного жителя д. Колгостров Хроболове В.И.). Мог ли я думать тогда, что уже через два года здесь никого не будет. Но так случилось, и в следующий раз мы ночевали в пустом и промерзшем доме, да еще с капризной печью, которая несколько раз за вечер клубами дыма выгоняла нас на мороз, но так и не согрелась...
Итак, ночлег в Колгострове, утром недолгая прогулка по деревне — и в путь.»
| ||
Или вот это: «Листок из книжки записной...» С.Филенко, специалист отдела экотуризма Водлозерского НП.
«Возможно, это не просто скальный уступ, а палеосейсмодислокация - след далеких землетрясений. Раз в две тысячи лет бил озноб земную кору, сбросившую панцирь ледника. Так бывало и в доисторические времена, когда некому было назвать землю "Карелия", и позже, в мезолите: эта страшная дрожь ужаснула живших на берегу Уницкой губы сорок два века назад людей. Не в силах противостоять свирепости духов, вырвавшихся из недр земли, народ покинул обжитое место.
Мало хорошего принес двадцатый век людям Заонежья: беспощадно вырублен лес, исчезли многие деревни... Мы вымели мусор и выкинули пустые водочные бутылки из покинутой избы в опустевшей деревне Колгостров. В молодости этот дом был статным и красивым - нынче перекошенный сруб опустил тяжелые веки ставен на пустые глазницы окон. Большая печь с лежанкой треснула и отсырела: надсадно кашляет дымом в кухоньку. Этот дом похож на голодную обреченную собаку без хозяина. Он сгниет или умрет в огне: спалят по нечаянности или спьяну. А то потихоньку раздернут на дрова, как развалюхи вокруг. Но сейчас мерцают свечи, а Виктор Борисович поет под гитару хорошую песню. Классно поет! Сегодня изба согрета, и ее одиночество отступило.
Наутро выглянуло солнце, отогнало тьму и мрачные образы. Я поглядел окрест: тянется к Богу Вознесенская часовня на холме поодаль, за оградой из валунов хранят покой деревенского кладбища сосны и березы. А позади деревни стоит скала. Где-то на ней лежит Звонковый камень - культовый музыкальный инструмент древних саамов. Укрыл снег петроглифы на утесе... В этом мире мы живем и путешествуем, размышляем, веселимся, мечтаем. Мы не похожи на древних охотников или крестьян, на тех, кто жил здесь до нас, но мы все те же - люди...»
| ||
ВОЗНЕСЕНСКАЯ ЧАСОВНЯ.
На сайте г. Кондопоги https://www.kondopoga.ru читаем:
«В районе находится 93 памятника истории и культуры, в том числе: 30 - архитектуры, 24 - истории, 39 - археологии. Три памятника: церковь Успения (1774 г.) в Кондопоге, часовня Вознесения в дер.Колгостров (XVII в.), церковь Петра и Павла в деревне Лычный остров (XVIII в.) имеют общероссийский статус.»
| ||
Хотя в интернете встречается, что нашу часовню относят и к XVI в., все таки, больше склонны верить табличке! Да и неважно, в конце концов, какой век! Ведь если даже «срублена во второй половине XVIII века», то это где-то 1765 год… (а до этого люди значит уже были в этих местах), значит возраст часовенки и острова приближается к 300 годам! И мы поняли, что наша часовня - это ПАМЯТНИК! Памятник людям, что жили здесь, их творению, их умелым рукам, их душам! Это память о них!
| ||
В первой половине 19 века была переделана крыша над трапезной и сенями и пристроена колокольня.
| ||
Закрыта она была в 1930 году. Пока существовала деревня, за ней ухаживали ее жители. В ней, как свидетельствуют сторожилы Колгострова, было много хороших икон, больших, застекленных и стояли свечи. Один чудак, вместо колокола, унесенного белофинами во времена советско-финляндской войны (или просто утеряного), подвесил вверх дном рукомойник, внутри которого двигался стержень (или гвоздь, как он назван в толковом словаре В.И.Даля) и подобно языку колокола издавал звон.
С тех пор, как разъехались последние жители деревни, часовня обветшала. Иконы и все внутренние убранства растащили, крыша сгнила, полы и ступеньки при входе – тоже. Но стены, колокольня, главка, резьба на столбах при входе сохранились и все еще радует взор.
(использованы материалы из статьи «Чтобы помнили и сохранили» газеты «Авангард» от 20.09.02 года.)
(Из воспоминаний коренной жительницы д. Колгостров - Гупановой (Чирказёровой Г.А.):
«По рассказам её отца Чирказёрова А.И.,Вознесенская часовня была срублена на средства родственницы рода Чирказёровых, которая проживала в Санкт-Петербурге, а её близкие родственники проживали в д. Колгостров, которые потом тоже переехали в Санкт- Петербург».
(Из воспоминаний коренной жительницы д. Колгостров Чесноковой (Угрюмовой) Т.Е. род Хроболовых (Другоизбенских):
«В детстве мы часто заходили в нашу часовню, хотя взрослые нам этого не разрешали делать. Мы очень любили рассматривать иконы, разную утварь в часовне, даже пробовали читать церковные книги, которые находились там. Это был, какой-то другой мир, который притягивал нас детей своей тайной и величием, благоговением. Но самое интересное нас всегда ждало на Звоннице (колокольне). Оттуда, с такой высоты, открывались, такие незабываемые виды на озеро, на скалу, на Дальнее поле. Самые смелые, особенно мальчишки, пытались пройти по верху-коньку крыши к главке с крестом. Но страх высоты и величия, часто останавливал этих смельчаков. Конечно, взрослые были против таких экстремальных вылазок наших. Иногда попадало нам всем очень крепко за это.
Входить в часовню по ступенькам лестницы надо было очень осторожно, т.к. под ступеньками было много ос, которые жили в своих осовниках. При сильном топоте по ступенькам, осы роем вылетали из своих осовников и нещадно нас могли ужалить. А укусы ос были очень болезненными. Вот и приходилось взбираться по ступенькам на пальчиках, чтобы не потревожить ос. Был один случай, когда мы девочки прошли на колокольню по этим ступенькам как балерины на пуантах и не потревожили ос. А вот мальчишки наши, решили, тоже за нами с топотом подняться, но дошли только до середины лестницы при входе, как осы быстро их отправили в обратный путь. Тогда наши деревенские мальчишки, были со смекалкой, пошли в дом Чирказёровых и одели на себя всё, что можно было только найти в доме: длинные, не по росту, пальто то ли женские, то ли мужские, шинели и пр. Вот смеху было при виде этой разодетой компании, зато осы были уже теперь не страшны им.
На старых могилках росло много грибов, ягод. Но мы все знали в деревне, что всё это должно расти там и трогать это нельзя. Но приезжающие туристы очень часто нарушали вот этот закон деревни. Постепенно после набегов туристов стали исчезать иконы, разная утварь из часовни. Еще в какой-то год, даже иконостас был чем-то обработан, что стало всё убранство просто сходить на нет. В один год, в сенцах часовни была снята половица - доска в полу. Видно что-то искали усердно…, но что можно найти в старой деревенской часовне под полом – камни и земля.
Позднее на столбах Звонницы (колокольни) стали даже деревенские ребята, юноши вырезать разные свои инициалы. Видимо хотели так сохранить о себе следы жизни в данной деревне. А недавно узнала, возможно, что иконы и утварь церковная покоятся на дне Онежского озера около острова. При попытке вывезти украденное, лодка (байдарка с грабителями) просто перевернулась и всё награбленное утонуло. Но было это так или не так, теперь уж никто не знает».
(Из воспоминаний коренного жителя д. Колгостров Ю.В. Никулина из рода Ивановых-Евдокимовых):
«По поводу вывоза церковной утвари, был дан приказ от местных властей г. Кондопога о сборе и передаче всего церковного имущества с о. Куткострова и о. Колгострова,в Музей-заповедник «Кижи». Добровольным хранителем всего церковного имущества в Вознесенской часовне был житель острова Колгострова Иван Константинович Евдокимов. Зимой по льду, на лошадях всё имущество часовни выло вывезено д. Лижму, а вот дальнейшая судьба этого имущества нам не известна. Вывоз церковного имущества производил тогда Пиронен Владимир Александрович».
Но приезжая на лето в деревню, все бывшие жители деревни, старые и молодые, в обязательном порядке всегда навещали могилки родных, как могли, наводили порядок на кладбище и около часовни. Теперь уже тех людей давно нет, и постепенно кладбище становится уже заброшенным и сиротливым. Жители, которые сейчас живут на острове, как могут, поддерживают порядок около часовни и в самой новой деревне. Спасибо им за это огромное!!!!!»
В 2007 году часовню отреставрировали по старым рисункам. И даже появился новый элемент в оформлении: портик при входе на территорию кладбища.
СКАЛА.
Благодаря скале, Колгостров выгодно выделяется среди своих собратьев-островов Онежского озера. Издали его не перепутаешь!
| ||
В 1972 году экспедицией Карельского Филиала АН СССР, которой руководил археолог А. П. Журавлев, был обнаружен культовый комплекс на о. Колгостров в Уницкой губе Онежского озера (Журавлев, 1973, с. 92).
Колгостровская скала интересна тем, что еще в недалеком прошлом она имела название, была известна среди жителей окрестных деревень как «Звонкая» щельга. Такое название она получила от имевшегося в её северо-западной части камня-валуна, который обладал оригинальным свойством издавать мелодичный звук при ударе о его верхнюю часть небольшим булыжником. Валун этот также был известен в местной традиции как «Звонкой» камень или Звонковый. Говорили, что получавшийся звук напоминал звон одного из колоколов церкви в Лижме.
Здесь проживало прибалтийско-финское население — вепсы, карелы, а еще раньше — саамы. Название Колгостров может быть связано со словом kolkka в значении «колокол, звонок, колокольчик». Близки к основе названия Колгостров глаголы с основой kalk — (kalkata, kalkkaa и др.) «бренчать, стучать». Таким образом, оказывается, что русское название скалы и камня («Звонкой») перекликается с прибалтийско-финским названием острова.
Звонковый камень оказался природным валуном размером 1,5x0,75x0,67 м с уплощенной верхней частью, имеющей многочисленные следы ударов. Он имеет трещину, которая образует резонирующую полость, с чем и связан упомянутый акустический эффект. «Звонкой» камень был обследован специалистами Петрозаводской консерватории. Полученные результаты позволили выдвинуть гипотезу о его использовании в качестве самозвучащего музыкального инструмента — литофона (Аблова, 1990,1996).
Совпадение названия камня и скалы свидетельствует о том, что местное население знало об оригинальном свойстве камня и выделяло его таким образом в окружающем ландшафте. Это означает, что Звонковый камень являлся для местной традиции наиболее ярким определяющим объектом. Обнаружение в расщелине «Звонкого» камня фрагмента асбестовой керамики позволяет предполагать существование населения уже в позднем энеолите - конце 3—2 тыс. до н. э. К 3 тыс. до н. э. относится и обнаруженное поселение Колгостров 1.
| ||
По соседству со Звонковым камнем, вдоль края отвесно обрывающейся скалы были зафиксированы наскальные знаки.
| ||
Они встречаются двух видов.
Первый — это лунки чашевидной формы (в виде полусферы), глубиной до 10 см и диаметром 10—25 см. Их найдено более 15. Среди них есть, по-видимому, незавершенные лунки в виде чашевидных углублений, которые выбраны лишь частично.
| ||
Второй вид — возможно естественные знаки в виде окружностей или овалов, часто концентрических, которые иногда пересекаются 1—2 диаметральными линиями. В ряде случаев эти линии соединяют между собой два, три и более знаков. Диаметр окружностей варьируется в пределах 20—50 см. Таких фигур зафиксировано около 20. Следует отметить, что большая часть занятого знаками участка скалы покрыта мхом, лишайником, зарослями кустарника. Часть знаков, видимо, разрушена.
| ||
| ||
Кроме того, А. П. Журавлев в одной из своих популярных работ сообщает о существовании на «Звонкой» щельге «...остатков культового сооружения, по всей вероятности, домика «мертвых»», которое располагалось в центральной части скалы.
| ||
На западном склоне обнаружены «...круглые и овальные каменные кладки», сложенные из небольших валунов. Их диаметр 0,5—0,9 м. Внутри них обнаружены зола и уголь. А. П. Журавлев предлагает считать их «...ритуальными очагами, функционировавшими во время культовых погребальных обрядов древнего населения».
«У восточной окраины скалы обнаружены остатки каких-то крупных каменных сооружений» диаметром до 5 м, которые, возможно, «...являются древними погребальными комплексами».
К сказанному следует добавить, что на Колгострове обнаружена энеолитическая стоянка, датируемая 3 тыс. до н. э., а также «лопарские ямья» (как их называли местные крестьяне) — углубления в почве диаметром около 3 метров, которые, возможно, являются остатками древних жилищ (Журавлев, 1992, с. 31).
Таковы сведения о памятниках Колгострова. Они позволяют полностью согласиться с мнением о культовом характере этого комплекса. Вывод прежде всего вытекает из данных этнографии, фольклористики, топонимики, истории и находит подтверждение в археологических материалах.
| ||
Под скалой очень красивое место. Поляна Камней. Можно часами сидеть здесь и медитировать.
(использовались материалы из статьи И.В.Мельникова «Святилища Древней Карелии» и фотографии с сайта К2000)
НАВОЛОК.
Это часть острова, где во времена деревни было больше всего домов. Сейчас там красивейшая березовая роща, поля с травами выше головы.
"...а на том берегу..."
| ||
Вид на онежские просторы с Наволока.
| ||
В глубине острова очень много валунов и камней. Среди них выделяются 4, стоящих рядом.
| ||
Весь вид леса, в котором больше камней, чем деревьев, наводит на мысль о древнем землетрясении.
Мы нашли статью, в которой с помощью формул вычисляется интенсивность палеоземлетрясения.
Не будем приводить довольно сложные научные расчеты и доказательства, но в двух словах…
В качестве элементов модели выбраны удаленные обломки. Причиной их расположения считают полет обломка с вершины сейсмодислокации при абсолютно неупругом приземлении.
«Объект моделирования – сейсмодислокации– это элементы рельефа, расположенные вблизи разломов, образованные сейсмическим воздействием при одновременном и быстром обрушением больших масс породы». Рассчитали, что на Колгострове, в Уницкой губе и других зонах развития сейсмодислокаций Онежского озера были землетрясения силой 6-7 баллов.
| ||
ПРИРОДА.
Природа на острове совершенно не похожа на суровую карельскую.
Вот, например… что за растение? Можжевельник.
| ||
На острове есть пруд. Запустили туда 3-х карасей, чтоб пруд чистили. Сколько уж их теперь, никто не знает. Но, похоже, что не справляются они с очисткой!
| ||
Еще на острове есть берлога заброшенная.
| ||
Все не передать! Приезжайте, посмотрите на Онего из нашего окна!
| ||
А уж какая здесь рыбалка! А рыба!
| ||
Приезжайте к нам на отдых! Погулять по острову. На рыбалку! Вас покорят наши пейзажи!
Более подробную информацию Вы можете посмотреть на сайте: https://kolgostrov.sitecity.ru
Культурно-исторический комплекс "Пегрема"
Живет на побережье Онежского озера, недалеко от бывшей деревни Пегрема, Журавлев Анатолий Павлович-историк, археолог, ученый. Человек, посвятивший большую часть жизни раскрытию тайн этого края.
\ |
УТКА.
| ||
Ключевая фигура Поляны идолов.
А.П.Журавлев считает, что ее глаз связан с космосом, с Вселенной, с зарождением жизни на Земле. Голова ее смотрит на восток, где начинается день. А то, что птица это водоплавающая – это напоминает о связи стихий Земли и Воды. У древних народов души умерших уходили в мир иной по воде.
Утка - праматерь земли в финской мифологии, и ее изображение иногда встречается на месте поселений финно-угорских племен, ее изображение встречается в петроглифах Онежского озера.
В «Калевале» утка называется мудрой, она участвует в создании мира.
В славянской мифологии это птица Рода. Род является творцом Вселенной, тогда как утка снесла Мировое яйцо, без которого мир сотворить нельзя.
ЛЯГУШКА.
| ||
Она была обнаружена раньше других фигур. Еще до пожара.
Попалась статья про лягушек в мифологии. https://osradio.ru/2005/06/14/miry_nartskix_bogatyrej
Вот некоторые цитаты из нее:
«По народным поверьям, из-за сходства лягушачьих лап с человеческой ладонью считалось, что лягушка в прошлом вообще была человеком и естественно - женщиной».
В древности лягушка символизировала женские половые органы. В Баварии, у немцев, у балканских словенцев есть различные ритуалы и поверья, связанные с лягушкой и здоровьем женщины. Лягушка считалась духом-охранителем во время родов.
«На Русском Севере лягушка почиталась как домашняя покровительница. В северорусском народном мировоззрении существовало стойкое убеждение, что в лягушек превратились люди, утонувшие во время всемирного потопа».
«В древнекитайской мифологии трехпалая лягушка вообще предстает космическим ЛУНАРНЫМ божеством».
Что интересно, в этой статье, так это указание на то, что у «нартов прослеживаются мотивы, которые живо напоминают сюжет популярной русской сказки “Царевна-лягушка”. Общемировые корни нартовского эпоса вообще прекрасно просматриваются при сравнении именно с русским фольклором (что, вне всякого сомнения, свидетельствует о едином источнике фабул, образов и мифологем). Память о нартах до сих пор живет на Северном Кавказе. Многие интерпретации выглядят вполне правдоподобно, если согласиться, конечно, что на Северном Кавказе нарты — пришлый народ, а начало свое они ведут с невообразимо далеких гиперборейских времен и корни их имеют полярное происхождение».
ЧЕРЕПАХА.
| ||
У меня возник вопрос, откуда люди, живущие в этих местах, могли знать, как выглядит черепаха? Ведь это животное, обитающее в теплых краях! А в 3-2 тыс. до н.э. здесь уже было не тепло…
Только в сказаниях о Гиперборее сохранилась информация, что климат в этих местах много веков назад был совершенно другой.
А вот что нашлось в Интернете на тему символа черепахи…
https://tradkulzab.narod.ru/MKBuryat_Remeslo_Ornament.html
Можно составить целый трактат на эту тему!
«Черепаха - важный мифологический символ Индии, Китая, Японии и некоторых других стран Дальнего Востока…
В Индии черепаха считалась священным символом женских богинь, в индийской мифологии черепаха или её ноги служат опорой космосу. Прочный панцирь черепахи рассматривается как свод неба, возникший над плоской землей, поэтому она воспринимается как ПОСРЕДНИК между небом и землей».
По одной из мифологических систем черепаха – основание земли, символ космического порядка. В Нигерии черепаха считалась символом женских половых органов и женской сексуальности.
Черепаха - символ великой праматери мира.
https://hogsmead.voldemort.ru/zap/animals/8/6.html
«Мать черепах. Происхождение: по одной версии из воды и огня, по другой из света звезд, образующих созвездие Стрельца.
Внешний вид: на ее панцире был начертан космический трактат под названием Всеобщее Правило.
Черепаха олицетворяет: воды, Луну, Мать-Землю, начало творения, время, бессмертие, плодородие, продление рода.
У индийцев черепаха - Касьяра, северная звезда, первое живое существо, прародитель».
Черепаху часто изображают поддерживающей мир. С ней связывают начало творения и считают ее подпирающей весь мир. «Монгольский миф о миротворении гласит, что некая черепаха двигалась в направлении с севера на юг. Шедший навстречу богатырь выстрелил в нее. Выпущенная из лука стрела, поразив черепаху, застряла в ее теле, а сама она перевернулась на спину и умерла. Из оперенья стрелы, торчавшего с левой стороны черепашьего панцыря, образовался лес, а то место, откуда высовывался наконечник, люди позднее назвали железной стороно