Качество - синтетический показатель, являющийся совокупностью большого количества факторов одновременно – он может включать в себя от динамики и уровня развития национальной экономики до умения организовать и управлять самим процессом формирования качества в рамках производства любой отдельно взятой компании. Однако мировой опыт показывает, что в условиях открытой рыночной экономики, немыслимой без острой конкуренции, проявляются факторы, которые делают качество условием выживания товаропроизводителей, определяющим результатом их хозяйственной деятельности. Качество включает в себя множество компонентов. В первую очередь, к ним относятся технико-экономические показатели качества продукции. Значительный вес в наше время стали иметь экологические, эргономические и даже эстетические показатели.
Руководства предприятия жизненно необходимо понимать самые разные способы, благодаря которыми качество продукции будет воздействовать на предприятие в общем, и учитывать их в программах по гарантии качества еще на стадии как первоначальной разработки и так и выполнения. Далее приведем основные виды воздействия качества на предприятие:
§ полное разорение предприятия;
§ обязательства;
§ производительность;
§ затраты и цены.
Непроработанные проекты, низкокачественные товары и услуги могут привести деградации и даже полной потере бизнеса. Отсутствие необходимого уровня внимания к качеству может как нанести ущерб имиджу компании, так и привести к снижению ее доли на рынке, а так же и послужить поводом для роста критики и контроля за деятельностью правительственного учреждения или некоммерческой организации.
|
Организациям необходимо уделять особое внимание своей потенциальной ответственности за поломки и повреждения конечного продукта, вызванные недоработками проекта, либо низкоуровневым исполнением. Это относится к самым разным сферам производства. Причиной итогового брака может стать и низкокачественное сырье, детали, и низкий уровень самого процесса производства. Однако конечный результат тот же самый. Так же предприятие может понести значительные убытки в следствии гарантийных обязательств последующих за производством низкокачественной продукции, чем выше стоимость, технологичность и опасность сферы применения продукции – тем больше в итоге может быть ущерб. Меры предосторожности, напечатанные в инструкциях, и предохранительные устройства в конструкции приборов обычно гарантируют безопасность эксплуатации товара, если он используется согласно инструкции. Судебная практика старается расширить это понятие до предполагаемых способов использования, даже если эти способы не предполагались производителем.
Правовая ответственность производителя и продавца предусмотрена Гражданским кодексом РФ (ГК РФ), Законом РФ «О защите прав потребителей» и другими законодательными актами. Эта ответственность проявляется в применении судом к правонарушителю (в интересах потерпевшего) мер, как правило, имущественного характера: возмещение вреда, убытков, уплата неустойки, пени, штрафов. [20, c.154]
Производительность и качество тесно связаны. Так плохое качество оказывает неблагоприятное влияние на продуктивность производственного процесса: дефектные детали нужно переделывать, что влечет дополнительные издержки, например, при ручной сборке мастер должен испробовать большое количество деталей, прежде чем найдет качественные. Так же низкое качество инструментов или оборудования может послужить причиной производственных травм или дефектов произведенного товара, который придется отправить на переработку или вовсе в утиль, снижая тем самым полезный объем относительно общего объема выпуска продукции. И наоборот – контроль за качеством на всех этапах: от качества средств производства до качества конечного продукта, будет иметь позитивное влияние на производительность.
|
Низкое качество ведет к росту некоторых расходов, которые может понести организация. Сюда входят брак и расходы на его переработку, гарантийные расходы (в том числе на гарантийный ремонт), затраты на замену товара и другие затраты, вызванные недостаточным качеством товара.
Кроме денежных затрат имеют место и нематериальные расходы, связанные с потерями конкурентоспособности, имиджа и доверия покупателей, и, как следствие, снижение доходов, так как разочаровавшиеся потребители могут перейти на товар-аналог конкурентов.
Качество, при глубоком рассмотрении, является значимым инструментом в сражении компании за рынки сбыта, влияет на конкурентоспособность производимой продукции. Конкурентоспособность определяется совокупностью качественных и стоимостных особенностей товара, благодаря которым можно удовлетворить потребности покупателя, а также затратами на покупку и потребление того или иного товара. Потребитель, выбирая, всегда сделает упор на продукт, обладающий большим положительным эффектом, при одинаковом уровне цены.
|
Значение повышения уровня качества достаточно многообразно. Решение этой проблемы на микро-уровне важно и для экономики в целом, так как позволяет устанавливать новые и прогрессивные пропорции между отраслями и внутри отраслей, например связи между металлургической промышленностью и машиностроением.
Важным элементом в системах управления качеством изделий является стандартизация - нормотворческая деятельность, которая находит наиболее рациональные нормы, а затем закрепляет их в нормативных документах: стандартах, инструкциях, методиках требований к разработке продукции.
Основная задача стандартизации - создание системы нормативно-технических документов, определяющих требования к произведенным товарам, вне зависимости от сферы и будущего потребителя, а также контроль за четким использованием этой документации.
Итоговая оценка качества производства товара осуществляется при помощи сертификации, она означает что товар прошел испытания, выдачу сертификата соответствия, маркировку продукции знаком соответствия и последующий контроль за уровнем дальнейшего производства при помощи контрольных проверок.
В соответствии с Законом РФ «О сертификации продукции и услуг» цели сертификации, это содействие покупателям в обоснованном выборе товара; зашита потребителя от недобросовестности изготовителя, продавца или производителя; подтверждение качества продукции, заявленного изготовителем, проверка безопасности товара для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества потребителя.
Качество товаров и услуг является основой для успешного продвижения их на рынке и основным критерием оценки продукции. Целью данного параграфа работы является изучение понятия качества продукции, стандартизации и сертификации продукции.
Улучшение системы стандартизации, применение международных стандартов – хорошая тактика для получения предприятием эффективной системы обеспечения качества, способной ощутимо увеличить конкурентоспособность собственных товаров. Здесь особенно значимо признание подобных систем потребителем. Достичь этого можно как раз при помощи сертификации. Сертификация товара в момент его покупки дает проверить соответствие продукции требованиям стандартов. Сертификация показывает, что товар в ходе испытаний подвергся объективной оценке.
Сертификация – комплекс мероприятий направленный подтверждение (посредством сертификата соответствия или знака соответствия) соответствия товара требованиям стандартов.
Как в общемировой так и в отечественной практике применяются разные методы подтверждения соответствия объектов установленным требованиям, которые используются различными сторонами - производителями, продавцами, и независимыми от них специализированными органами. Последними, могут быть и государственный надзор за соблюдением обязательных требований стандартов, и деятельность различных органов технического и санитарного надзора за безопасностью, и ведомственный контроль, и приемка продукции для государственных нужд (государственный резерв, заказы на оборонную продукцию и т.д.).
Сертификация принципиально отличается от других процедур подтверждения соответствия тем, что ее выполнение производится третьей стороной, с целью получения независимых и объективных результатов, поскольку проверка должна зависеть ни от производителей, ни от покупателей. В данный момент основная конкуренция на рынке происходит в сфере качества продукции, поэтому сертификация стала неотъемлемой частью эффективно функционирующей рыночной экономики.
Законом «О защите прав потребителей» определено, что товар, работа или услуга, на которую законами или стандартами устанавливаются определенные требования, стремящиеся обезопасить жизнь и здоровье потребителя, охрану окружающей среды и не допустить нанесения вреда материальному благополучию покупателя, а также средства, обеспечения безопасности жизни и здоровья потребителя, подлежат обязательной сертификации в установленном порядке. Перечни товаров, работ и услуг, которые подлежат обязательной сертификации, утверждены и корректируются Правительством Российской Федерации. Не допускается реализация продукции, исполнение работ или оказание услуг, в том числе импортного товара, по которому в наличие нет информации о прохождении обязательной сертификации и маркировки в установленном порядке знаком соответствия. Организация и проведение работ по обязательной сертификации продуктов, работ и услуг, которые попадают под действие данного закона, возложена на Госстандарт России.
Органы по сертификации занимаются не только сертификацией продукции, выдачей сертификатов соответствия и лицензий на применение знаков соответствия, они так же выполняют противоположные функции - приостанавливают либо отменяют действие выданных ими сертификатов. Аккредитованные испытательные лаборатории осуществляют проверку конкретных товаров или конкретных видов испытаний и выдают протоколы проведенных испытаний для последующей сертификации. Каждый производитель или продавец обязан реализовывать товар только при наличии сертификата; обеспечивать соответствие реализуемой продукции тем требованиям нормативных документов, на соответствие которым она проходила сертификацию; извещать органы, занимающиеся сертификацией, об изменениях, внесенных в техническую документацию или процесс производства сертифицированного товара.
Основные знаки соответствия для маркировки представлены на рисунке (рис.1.2.1):
Рис.1.2.1 Основные знаки маркировки соответствия.
Международным сообществом сертификат соответствия определяется как документ, выдающийся в соответствии с правилами системы сертификации и указывающий, что товар, идентифицированный должным образом, соответствует заявленному стандарту или иному нормативному документу. Подобное определение дает понять, что сертификация создает пусть и не абсолютную, но все же ощутимую уверенность в соответствии товара.
Сертификация является важным фактором для обеспечения доверия при поставках продукции и при решении значительных социальных задач, таких как гарантия безопасности при использовании продукции, охрана здоровья и имущества потребителей, защита окружающей среды. Развитие сертификации у разных государств подразумевает общее и взаимное признание результатов сертификации, которое может быть основано на законодательно закрепленном использовании общих стандартов и взаимно признанных механизмов установления соответствия.
Преимущества, которые дает сертификация продукции в России в условиях рыночных отношений:
- обеспечение доверия покупателей как на родине, так и за рубежом;
- облегчение выбора необходимой потребителю продукции;
- обеспечение покупателей независимой информацией об оценке качества товаров;
- становится подспорьем в конкуренции с производителями, не прошедшими сертификацию;
- снижение импорта в страну товаров-аналогов и защита, таким образом, собственных производителей;
- снижение поступления в страну низкокачественных товаров;
- стимуляция ускорения научно-технического прогресса.
Обязательная сертификация Российской Федерации, вводится законодательными актами РФ для определенной продукции и проводится уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти, согласно Закону РФ "О сертификации продукции и услуг".
Любое юридическое лицо может проводить добровольную сертификацию, для этого ему необходимо зарегистрировать в установленном порядке свою систему сертификации. Заявитель вправе сам установить перечень требований на добровольную сертификацию, на соответствие которым будет проводиться сертификация.
С 14.02.2010 г вступило в силу Постановление Правительства РФ от 01.12.2009 г. N 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии». Согласно этому документу существенно увеличился перечень продукции, по которой обязательная сертификация заменена декларированием (продукты питания, косметические товары, обувь, одежда и т.д.).
Этот шаг правительства связан с государственной поддержкой предпринимательства, направленной на формирование благоприятного предпринимательского климата, устранение нормативно-правовых, административных и организационных барьеров, упрощение системы подтверждения соответствия товаров.
Принятие вышеназванного Постановления имело общественный резонанс, потребители высказывали мнение, что это повлечет снижение качества продукции. Но опыт последних лет показал, что покупатели стали более тщательно выбирать производителей, отдавая предпочтение тем, чья продукция имеет сертификаты соответствия, а производители активно продолжают сертифицировать свои товары уже на добровольной основе.
Сертификация мяса птицы
Сертификация продуктов питания имеет огромное значение, так как продукты питания непосредственным образом могут повлиять на здоровье и жизнь населения. Среди всего многообразия мясных продуктов и полуфабрикатов именно мясо птицы, а именно курятина и изделия из нее, занимают лидирующее место, поскольку обладают высокими питательными свойствами, и при этом достаточно низкой стоимостью.
Мясо птицы – это туша или часть туши, полученная после убоя и первичной обработки птицы и представляющая собой совокупность различных тканей – мышечной, соединительной, жировой, костной и др. Классификация продукта проводится на первом этапе производства. Различают следующие виды мяса птицы:
· курятина;
· индюшатина;
· мясо утки;
· гусиное мясо.
Стоит упомянуть проблему возникающую при классификации: существует огромное количество видов птицы, не являющейся массовым продуктом, обитающей как в дикой природе, так и выращиваемой на фермах. Такие виды как, перепела, куропатки, фазаны выращиваются на мясо в неволе, но могут быть добыты и охотничьим промыслом. С точки зрения сертификации разница заключается в том что, дичь и птица, выращенная в подсобном хозяйстве, не попадает под действие регламента ТС. В таких ситуациях для производителя возможно получения отказного письма и при желании оформления добровольного сертификата.
Ещё один важный момент идентификации в рамках сертификации мяса птицы – это тип поставок и страна происхождения продукта. Этот фактор влияет на выбор схемы декларирования. Так, продукция, произведенная за пределами Таможенного союза, не подлежит производственному контролю, зато осуществляется лабораторная экспертиза образцов. Всего схем три: 1Д, 2Д и 3Д.
Схема 1Д применяется для декларирования продукции, выпускаемой серийно, ответственность за испытания несёт производитель.
Схема 2Д применяется для декларирования партии продукции (единичного изделия), ответственность за испытания несёт производитель.
Схема 3Д применяется для декларирования продукции, выпускаемой серийно, экспертиза выполняется в условиях лаборатории, аккредитованной на территории страны, входящей в Таможенный Союз.
Первый этап сертификации – подача заявления в орган по сертификации, на этом этапе так же выбирается сам орган сертификации. Вместе с заявлением организации необходимо предоставить следующий пакет документов:
· регистрационные данные заявителя (копия ИНН, выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП);
· описание продукции;
· копия технической документации, по которой произведено мясо;
· договор на поставку (для импортной птицы).
Если у организации есть сертификаты, выданные в системе страны-производителя, то и они так же могут быть включены пакет документации для декларирования.
После подачи заявления, сертификационный орган в течение установленного срока проводит процедуры предписанные схемой декларирования и выносит решение. Если все показатели в норме, а информация предоставлена исчерпывающая, заявителю выдается документ установленного образца, данные о котором заносятся в Единый реестр.
Существует два способа сертификации продукции мясного производства: сертификация согласно схемам квалификации ИСО или по правилам для сертификации продукции с использованием заявления-декларации от изготовителя.
Мясная продукция подразделяется на две основных группы:
- продукция с гарантированным сроком годности (хранения, реализации) до 30 суток включительно (скоропортящаяся);
- продукция с гарантированным сроком годности более 30 суток (длительного хранения).
Срок реализации − дата, до которой пищевой продукт может предлагаться потребителю для использования по назначению и до которой он не теряет своих потребительских характеристик. Срок реализации устанавливают на пищевые продукты с учетом некоторого разумного периода хранения продуктов в домашних условиях. [13, c.69]
Правила сертификации с использованием заявления-декларации изготовителя применяются как для продукции длительного хранения, так и для скоропортящейся.
Продукция длительного хранения проходит обязательную сертификацию по системе сертификации ГОСТ Р.
Сертификацию может пройти партия или совокупность партий однородной продукции, при условии оформления одним сопроводительным документом, подтверждающим качество.
Испытания проводят по сокращенному перечню показателей в ситуации когда остальные показатели подтверждены документами соответствующих государственных служб о состоянии почвы, вод, кормов, скота и т. д. в конкретном регионе производства.
Перед проведением сертификационных испытаний проводят идентификацию продукции на соответствие указанному наименованию по показателям, предусмотренным в нормативных документах на продукцию – органолептическим и физико-химическим
Орган по сертификации производит выбор показателей для определения конкретной мясной продукции.
Если результаты отрицательные, и товар не подлежит идентификации, то сертификации на соответствие по требованиям безопасности получена не будет.
Отбор проб и подготовка к испытаниям осуществляются в соответствии требованиями ГОСТ 7702.0 - 74, нормативными документами на продукцию, правилами приемки и методами отбора проб.
Масса для отбора проб уточняется органом по сертификации:
- в договоре с учетом показателей, которые подтверждаются при сертификации конкретной продукции;
- в соответствии с нормативными документами на методы испытаний.
При отборе проб идет проверка и состояния упаковки и маркировки товаров на соответствие требованиям нормативных документов. Продукция не подлежит сертификации на соответствие требованиям безопасности, в случае несоответствия состояния упаковки и маркировки на ней установленным требованиям.
При сертификации продукции сертификат соответствия выдается при наличии:
- протокола испытаний продукции в аккредитованной лаборатории;
- гигиенического сертификата (или согласования НД на продукцию с органами Госсанэпиднадзора);
- ветеринарного свидетельства (сертификата) или другого документа, утвержденного Департаментом ветеринарии МСХ РФ.
На основании положительных результатов испытаний продукции в аккредитованной лаборатории, анализа предъявленных документов, инспекционной проверки заявителю органом по сертификации выдается сертификат соответствия и лицензия на право применения знака соответствия для маркирования сертифицированной.
Стоит отметить важность ответственного отношения к подлинику сертификата соответствия, ведь в случае его утери – восстановлению он не подлежит.
При реализации сертифицированной продукции предоставляется учтенная копия сертификата соответствия, заверенная держателем подлинника.
Знак соответствия, используемый для маркирования сертифицированной продукции, должен соответствовать требованиям ГОСТ 50460-92 "Знак соответствия при обязательной сертификации. Форма, размеры и технические требования".
Маркировка сертифицированной продукции знаком соответствия осуществляется по согласованию с органом по сертификации с учетом особенностей продукции.
Вся информация о соответствии продукции требованиям безопасности должна быть отражена в товаросопроводительных документах, на таре, упаковке, этикетках, вкладышах и т.д. в соответствии с действующими правилами.
В сопроводительных документах приводятся сведения о сертификации, где указываются соответствующие реквизиты заявления-декларации или номер и дата выдачи сертификата соответствия и органа, выдавшего сертификат.
В случае импортируемой мясной продукции обязательная сертификация осуществляется в соответствии с учетом Временного порядка ввоза на территорию Российской Федерации товаров, для которых требуется подтверждение их безопасности и с требованиями Системы сертификации ГОСТ Р.
Перечень нормативных документов по отбору проб для мяса птицы и яиц:
ГОСТ 7702.0-74 Мясо птицы. Методы отбора образцов. Органолептические методы оценки качества
ГОСТ 7702.2.0-95 Мясо птицы, субпродукты и полуфабрикаты птичьи. Методы отбора проб и подготовка к микробиологическим исследованиям
ГОСТ 21784-76 Мясо птицы (тушки кур, уток, гусей, индеек, цесарок). Технические условия
ГОСТ 25391-82 Мясо цыплят - бройлеров. Технические условия
ГОСТ 27583-88 Яйца куриные пищевые. Технические условия
ГОСТ 30364.0-97 Продукты яичные. Методы отбора проб и органолептического анализа