типовые функциональные компоненты ис 5 глава




• транспортные средства – средства механической доставки документов (тележки для перевозки документов внутри помещений, лифтовое оборудование, транспортеры, конвейеры, пневматическая почта, автомобильный и иной транспорт и др.).

6. Средства вывода информации: видеомониторы, мультимедийные проекторы, плазменные панели – средства отображения электронной информации;

• принтеры (матричные, струйные, лазерные) – печатающие устройства, обеспечивающие перенос машиночитаемой текстовой, числовой и графической информации на бумажный носитель;

• плоттеры (графопостроители) – устройства, обеспечивающие перенос машиночитаемой графической информации на бумажный носитель;

• аудиотехника – средства вывода звуковой информации (радиоприемники, проигрыватели, магнитофоны, аудиоплееры, музыкальные центры и др.);

• видеотехника – средства вывода аудиовизульной информации (телевизоры, домашние кинотеатры, кинопроекционная аппаратура, видеосистемы, DVD-плееры и др.).

Оценивая состояние и тенденции развития технической базы информационных технологий, специалисты отмечают:

1) приоритетное внимание разработчиков и рост спроса на цифровые устройства в сравнении с аналоговыми (так, в ведущих странах мира рост числа домашних компьютеров превышает рост числа телевизоров);

2) число компьютеров в личном пользовании становится сопоставимым с числом машин, используемых на предприятиях и в организациях;

3) динамичное развитие сетей спутникового и кабельного телевещания, радиовещания в FM-диапазоне (цифровая технология, позволяющая имитировать звучание реальных музыкальных инструментов за счет синтеза нескольких генераторов сигнала);

4) опережающее развитие системы компьютерных телекоммуникаций, мобильной телефонной связи в сравнении с другими способами дистанционной передачи информации.

 

6.2. Программные средства

 

Программные средства (ПС) информационных технологий – это компьютерные (машинные) программы, представленные на языке программирования или в машинном коде описания действий, которые должна выполнить ЭВМ в соответствии с алгоритмом решения конкретной задачи или группы задач.

Программные средства информационных технологий на самом общем уровне делят на два класса:

• базовые ПС

• прикладные ПС.

К базовым программным средствам, в свою очередь, относят:

• языки программирования;

• операционные системы (ОС);

• оболочки операционных систем;

• сервисные средства и утилиты.

Языки программирования – это формализованные языки, предназначенные для описания программ и алгоритмов решения задач на ЭВМ. Языки программирования разделяются на две основные категории:

• языки высокого уровня [high-level language] – языки программирования, средства которых обеспечивают описание задач в наглядном, легко воспринимаемом виде, удобном для программиста. Они не зависят от внутренних машинных кодов ЭВМ любого типа, поэтому программы, написанные на языках высокого уровня, требуют перевода в машинные коды программами транслятора либо интерпретатора. К языкам высокого уровня относят Фортран, ПЛ/1, Бейсик, Паскаль, Си, Ада и др.;

• языки низкого уровня [low-level language] – языки программирования, предназначенные для определенного типа ЭВМ и отражающие его внутренний машинный код (условные синонимы «машинный язык», «машинно-ориентированный язык» и «язык ассемблера»).

Операционная система – программа (или совокупность программ), управляющая основными действиями ЭВМ, ее периферийными устройствами и обеспечивающая запуск всех остальных программ, а также взаимодействие с пользователем. ОС, в частности, выполняет следующие функции: тестирование работоспособности вычислительной системы и ее настройка при первоначальном включении; обеспечение синхронного и эффективного взаимодействия всех аппаратных и программных компонентов вычислительной системы в процессе ее функционирования, управление памятью; управление вводом-выводом информации; управление файловой системой (ресурсами); управление взаимодействием процессов; диспетчеризация процессов; защита и учет использования ресурсов и др. Исторически выделяют две основные линии развития ОС:

1) СР/М > QDOS > DOS> MS-DOS > Windows;

2) Multics > UNIX > Minix > Linux.

В зависимости от функциональных возможностей различают:

• однопользовательские однозадачные системы (MS-DOS, DR-DOS);

• однопользовательские многозадачные системы (OS/2, Windows 95/98, Solaris);

• многопользовательские системы, поддерживающие сетевой режим работы (Windows NT, Windows 2000, Mac OS, Novel Netware, системы семейства UNIX).

Для мобильных ПК и телефонов разрабатывают специализированные ОС: EPOC (обеспечивает доступ в Интернет); Palm OS (ориентирована на повышенную разрешающую способность монитора) и др.

Оболочки операционных систем (командно-файловые процессоры) предназначены для организации взаимодействия пользователя с вычислительной системой. В компьютерах нового поколения оно осуществляется более простыми методами, чем в ранних операционных системах (например, Norton Commander или Windows версий до 3.11). Часто программные оболочки создаются не просто с целью облегчения работы, но и для предоставления пользователю дополнительных возможностей, которые отсутствуют в стандартном программном обеспечении.

Сервисные средства используются для расширения функций ОС, обеспечения надежной работы технических средств (например, драйверов, периферийных устройств) и выполнения компьютером специальных типовых задач (диагностика, управление памятью, борьба с компьютерными вирусами, форматирование дисков, архивация файлов и т. п.).

В зависимости от назначения и принципа действия различают антивирусные программы:

• сторожа (детекторы) – предназначенные для обнаружения зараженных вирусами файлов;

• фаги (доктора) – предназначенные для обнаружения и обезвреживания известных им вирусов (AidsTest, DrWeb, Norton Antivirus);

• ревизоры – контролирующие наиболее уязвимые для вирусов компоненты ЭВМ, позволяющие вернуть поврежденные файлы и системные области в исходное положение (Adinf);

• резидентные мониторы (фильтры) – перехватывающие обращения к операционной системе в случае угрозы заражения (Vsafe, NAVTSR);

• комплексные – сочетающие функции нескольких специализированных программ (AntiViral Toolkit Pro by Eugene Kaspersky – AVP – антивирус Касперского).

Архиваторы обеспечивают компактное представление файлов и дисков для целей передачи данных на другие компьютеры, создания страховых копий. Наиболее популярны архиваторы WinZip, WinRAR, WinARJ.

Утилиты различают по объектам и назначению: тестирование функциональных блоков компьютера, обслуживание машинных носителей, обслуживание файловой системы, администрирование компьютерных сетей. К числу наиболее распространенных утилит относятся: Norton Utilities, SiSoft Sandra for Windows, Quarterdeck, WinProbe, Manifest и др.

Программы увеличения производительности магнитных дисков предназначены для повышения скорости доступа к дисковым данным: программы дефрагментации (SpeeDisk и Defrag), программы кэширования дисков (SmartDrive) и др.

Программы обслуживания магнитных дисков предназначены для выполнения диагностики, коррекции и восстановления дисковых данных (Image, Calibrate, Undelete, Unerase, ScanDisk, Norton Disk Doctor, Rescue) и др.

Прикладные (специальные) программные средства (приложения) – это отдельные прикладные программы или пакеты прикладных программ, предназначенные для решения конкретных задач, связанных со сферой деятельности пользователей (управленческая, переводческая, проектно-конструкторская и т. п.), или конкретной предметной областью (проблемно-ориентированные информационные системы, БД).

Система управления базами данных (СУБД) – комплекс программных и лингвистических средств, предназначенных для реализации, актуализации, хранения и эксплуатации БД. По сути, это набор программных модулей, который работает под управлением конкретной операционной системы и выполняет следующие функции: описание данных на концептуальном и логическом уровнях; загрузку данных; хранение данных; поиск и ответ на запрос (транзакцию); внесение изменений; обеспечение безопасности и целостности. СУБД обеспечивает пользователя следующими лингвистическими средствами: языком описания данных, языком манипулирования данными, прикладным (встроенным) языком данных.

Современные СУБД (Oracle, SQL, Server, Informix, Sybase, Visual FoxPro Standard3.0, Access из пакета Microsoft Office и др.) поддерживают функционирование распределенных информационных систем, многопользовательский режим работы, гарантируют защиту информации от потери или искажения в случае любых сбоев (включая физический отказ диска), обладают надежными средствами защиты от несанкционированного доступа, позволяют применять широкий диапазон программных и аппаратных средств, обеспечивают эффективное использование ресурсов системы при любых изменениях нагрузок.

Пакет прикладных программ (ППП) – набор (комплект) программ и связанной с ними документации (лицензионное свидетельство, паспорт, инструкции пользователя и т. п.), предназначенный для решения задач в определенной области деятельности: управление предприятием, организацией (1С: предприятие), статистические расчеты (Statistica), автоматизированное проектирование (AutoCAD), библиотечная, издательская, бухгалтерская и т. п.

Прикладные программные средства дифференцируются по различным основаниям: назначению, области применения и др., однако эти классификации не являются строгими. Поэтому назовем наиболее распространенные программные средства, предназначенные для решения конкретных информационных задач:

1. Текстовые процессоры (Microsoft Word, Лексикон, Lotus Word Perfect, Corel Word Pro, Sun Star Office Writer и др.).

2. Электронные таблицы (Microsoft Excel, Corel Quattro Pro, Lotus 1-2-3, Sun Star Office Calc и др.).

3. Личные информационные системы (органайзеры) – программы, предназначенные для планирования рабочего времени, составления протоколов встреч, расписаний, ведения записной и телефонной книжек (Microsoft Outlook, Lotus Organizer, Lotus Notes, Sun Star Office Schedule и др.).

4. Программы проверки орфографии (Lingvo Corrector, Stylus Lingvo Office).

5. Программы-переводчики (Stylus General for Windows, Promt XT идр.).

6. Программы распознавания текста, предназначенные для преобразования считанной сканером информации в текстовое представление(OCR CuneiForm 2.0, Fine Reader).

7. Программы презентационной графики (Microsoft Power Point, Lotus Freelance Graphics, Corel Presentations, Sun Star Office Impress и др.).

8. Редакторы Web-страниц (Microsoft Front Page, Netscape Composer, Macromedia Free Hand и др.).

9. Программные средства мультимедиа (Sierra Club Collection, Outer Space Collection, Mozart и др.).

10. Редакторы растровой графики (Adobe Photoshop, Corel Photo-Paint и др).

11. Редакторы векторной графики (CorelDraw, Adobe Illustrator и др.).

12. Настольные издательские системы (Adobe Page Maker, Quark Xpress, Corel Ventura, Microsoft Publisher и др.).

13. Браузеры – программы, предназначенные для организации взаимодействия пользователя с удаленными абонентами или сетевыми информационными ресурсами, для просмотра страниц Web-серверов (Microsoft Internet Explorer, Netscape Navigator, Collabra Share 2.0, Web Sewer и др.).

14. Почтовые клиенты (Microsoft Outlook, Microsoft Outlook Express, Microsoft Internet Mail, Netscape Messenger, The Bat и др.).

15. Средства разработки ПО (Borland Delphi, Microsoft Visual Basic, Borland C++ Builder, Microsoft Visual++ и др.).

Основные тенденции развития программного обеспечения:

· стандартизация программных средств позволяет использовать их на разных аппаратных платформах и в среде разных операционных систем, а также обеспечить взаимодействие с широким кругом приложений;

· реализация принципа модульности – объектно-ориентированное программирование – позволяет осуществлять «сборку» ориентированных на конкретные задачи приложений из разных модулей, снижая тем самым трудоемкость, стоимость работ и повышая надежность программного обеспечения;

· интеллектуализация интерфейса пользователя, обеспечение его интуитивной понятности, приближение языка общения с компьютером к профессиональному языку пользователя;

· интеллектуализация возможностей программ и программных систем за счет использования методов искусственного интеллекта позволяет сделать приложения более «умными» и решать все более сложные, плохо формализуемые задачи;

· ориентация на расширение круга пользователей программных продуктов;

· «программирование» товаров массового потребления (телевизоров, телефонов и т. п.) расширяет их возможности и улучшает потребительские характеристики.

 

 

6.3. Лингвистические средства

 

Определение понятия «лингвистическое обеспечение»

В литературе по информатике накопилось значительное количество различных подходов к понятию «лингвистическое обеспечение» (далее ЛО) и, соответственно, различных определений этого понятия (или близких понятий «информационно-поисковые языки», «языковые средства АИС» и др.). Кратко рассмотрим основные подходы.

Наиболее распространенным является классический подход, при котором лингвистическим обеспечением называют комплекс информационно-поисковых языков, прежде всего, классификационных и вербальных (дескрипторных). Этот подход ведет свое начало от классического труда «Основы информатики» и типичен для разработчиков систем, которые обычно относят к НТИ. С небольшими изменениями этот подход принят и в теории автоматизированных библиотечно-информационных систем (АБИС), в которой, однако, в понятие ЛО часто включают и языки библиографических данных.

Существует подход, который можно назвать «лингвистическим», поскольку он органически вытекает из лингвистического взгляда на информационные системы и который развивают в основном специалисты по прикладной и компьютерной лингвистике. В соответствии с этим подходом лингвистическое обеспечение – это комплекс средств, используемых для автоматической обработки текстов на естественном языке (включая обработку запросов и поиск), т. е. прежде всего, языковых процессоров.

Более общим является подход, который следует определить как «семиотический», поскольку он исходит из классических семиотических представлений о языке как системе знаков разного уровня, начиная, естественно, с алфавита. При этом подходе лингвистическое обеспечение АИС определяется как «средства представления информации в виде данных и интерпретации этих данных». При этом подходе в состав ЛО нужно, например, включать средства кодировки алфавитов или форматы представления данных, но не нужно включать инструментальные языки программирования, в частности процедурные средства разметки.

Иногда в литературе можно встретить представление об языковых средствах, которое можно назвать «программистским».

Сторонники такого подхода опираются на полисемию термина «язык», который, как известно, может обозначать в информационной литературе не только средства представления данных, но и средства манипулирования данными, включая инструментальные средства программирования и другие формальные системы. К тому же среди средств манипулирования данными, в результате развития в последние годы, появляются языки высокого уровня, которые все ближе к тому, что можно назвать формализованным естественным языком и все дальше от обычного представления от обычных инструментальных средств. Таковы, например, языки разметки типа SGML или XML.

При «программистском» взгляде в составе ЛО могут оказаться вообще все языковые средства пользователя, причем несущественно, носят ли они характер языков описания данных, представления данных или манипулирования данными.

Наконец, можно отметить подход, зафиксированный в нормативных документах по АСУ (группа ГОСТ 34), в которых разделяются информационное и лингвистическое обеспечение. При этом основной тип ИПЯ этих систем – классификаторы, а также форматы данных – эти нормативные документы относят к информационному обеспечению, а на долю лингвистического обеспечения остается только правила оформления естественно-языковых единиц этих классификаторов, т. е. чисто лексикографические аспекты.

Изложенные различия в подходах во многом определяются разными характеристиками АИС и электронных библиотек (ЭБ), для которых создаются соответствующие языковые средства, включая их тип, характер обрабатываемой в ней информации, а также разделение функций между системой и пользователями.

Несколько слов о терминологии в отношении собственно информации, вводимой в АИС и служащей объектом для использования языковых средств. Традиционно основным термином для обозначения информационных объектов АИС был термин «документ». В последнее время распространился термин «информационный ресурс» и даже «электронный ресурс». Однако слово «ресурс» в русском языке имеет явно выраженную коннотацию несчетности, поэтому использовать его для обозначения конкретных и идентифицируемых объектов стилистически неудобно. (Нельзя сказать по-русски «восемь ресурсов».) С другой стороны, далеко не всегда интересующие нас объекты являются документами в строгом смысле этого слова. Это могут быть, например, сервера, сайты, адреса, термины, имена, фрагменты документов и др. Наконец, нас интересуют только объекты, вводимые в АИС и, следовательно, представленные в электронном (цифровом) виде.

Что же касается множеств цифровых объектов, собственно и образующих информационное наполнение ЭБ, то для него в принципе можно использовать термин «информационные ресурсы». Однако этот термин в соответствии с законом «Об информации, информатизации и защите информации» обозначает более общее понятие, включающее как отдельные документы, так и множества документов. Поэтому для организованных множеств цифровых объектов (таких как базы данных, файловые системы, сайты, электронные библиотеки и музеи, хранилища данных) будет использоваться термин «информационные массивы».

Как уже отмечалось, наиболее строгое определение ЛО основано на семиотическом подходе и на представлении о ЛО как языке представления данных. Однако опыт показывает, что реальное распределение функций между постановщиками задач ЭБ, а также разработчиками программного и лингвистического обеспечения таково, что строгое семиотическое определение практически неудобно.

С одной стороны, при строгом определении в понятие ЛО необходимо включать объекты, которыми традиционно занимаются программисты, такие как системы кодировок, формальные языки запросов или языки разметки. В современных ЭБ к средствам представления данных также относятся языки представления графики, картографии, аудиоинформации, трехмерных и движущихся объектов и других нетекстовых данных. Эти средства всегда были крайне далеки от интересов разработчиков ЛО ЭБ.

С другой стороны, в область интересов информационных лингвистов (разработчиков ЛО ЭБ), всегда входили не только языковые средства представления данных, но также средства обработки текстов на естественном языке, то есть лингвистические процессоры. Поэтому если попытаться определить ЛО, как объект интересов именно этого класса специалистов, то в него следует включить, во-первых, только семантические средства представления данных, во-вторых, кроме них также лингвистические процессоры, применяемые в ЭБ.

Лингвистические процессоры – это достаточно широкий класс продуктов. В него включают, например, спеллеры, текстовые редакторы, системы морфологического и синтаксического анализа и синтеза текстов, системы автоматического перевода, различные системы компьютерной лексикографии и др.

Для наших целей мы будем рассматривать те процессоры, которые, во-первых, применяются в ЭБ, а во-вторых, ориентированы на обработку семантических языковых единиц (морфем, слов, словосочетаний), а также высших уровней языка (предложений, сверхфразовых единств).

Данные, вводимые в ЭБ, могут быть формализованы, например, в виде таблиц, математических или химических формул или других специализированных подъязыков. За редкими исключениями, и мы не будем рассматривать средства представления данных этого типа, который относится к хорошо структурированной информации. Существует еще один класс АИС, средства представления данных для которых, безусловно, следует отнести к средствам ЛО. Это АИС, специализирующиеся на обработке, представлении, поиске и синтезе устной (звучащей) речи. Однако АИС этого типа в состав ЭБ в настоящее время не включаются.

Поэтому предлагаемое ниже определение ЛО не претендует на теоретическую чистоту и рассчитано сугубо на практическое применение. Лингвистическое обеспечение ЭБ комплекс языковых средств и процессоров, предназначенных для обработки, представления и поиска письменных текстов на естественном языке, в основном на семантическом уровне.

Классификация средств ЛО

Исходя из изложенного, средства, входящие в состав ЛО, целесообразно разделить на 2 класса. К одному классу относятся языки, предназначенные непосредственно для представления данных в ЭБ. Именно для этого класса языковых средств корректно применять широко распространенный термин «информационно-поисковые языки» (ИПЯ). Эти языки достаточно естественно классифицируются в зависимости от уровня отображения информации, представленной в цифровых объектах. Таких уровней можно выделить четыре:

1. Отображение цифрового объекта в целом, включая его формальные характеристики.

2. Отображение тематики или содержания цифрового объекта.

3. Отображение семантики единиц естественного языка, содержащихся в цифровом объекте.

4. Отображение фактов, содержащихся в цифровом объекте.

Для цифровых объектов типа документов первому уровню отображения соответствуют языки описания документов, весьма детально разработанные в традиционных областях информационной деятельности: библиотековедении, архивном деле, делопроизводстве, картографии и др.Самый известный тип этих языков образуют языки библиографических данных, включающие правила библиографического описания и форматы библиографической записи.

В настоящее время происходит активная интеграция языков библиографических данных с языками, применяющимися для описания других видов цифровых объектов. Особенно активно этот процесс развивается в Интернете. Общее название для языков, предназначенных для комплексного описания цифровых объектов – системы метаданных.

На втором уровне отображения используются языки классификационного или предкоординатного типа, также имеющие большую историческую традицию. Принципиальным свойством этих языков является разбиение множества цифровых объектов на классы, описанные при помощи априорного связывания (предкоординации) поисковых признаков этих классов, чаще всего, в виде иерархического дерева. Судьбы языков этого типа с учетом перспектив глобальных информационных сетей вызывают оживленные дискуссии, в связи с их имманентными недостатками, главный из которых – необходимость интеллектуального индексирования. При этом классификационные языки обладают заметными преимуществами перед другими типами поисковых языков, прежде всего наглядностью, простотой для пользователя и независимостью от естественного языка. В настоящее время классификационные языки являются обязательным компонентом практически всех АИС рассматриваемого класса.

Новым типом языковых средств, появившимся только в рамках автоматизированных систем в 1950-х гг. XX века, являются языки, ориентированные на использование в качестве лексики единиц естественного языка. Поэтому вполне адекватное название этой группы языков – вербальные языки.Однако наиболее распространенное название этих языков – дескрипторные, в соответствии с названием общепринятой формы представления лексических единиц этих языков (дескрипторов). Иногда эти языки также называют посткоординатными, подчеркивая противопоставление с классификационными языками по базовой функции – способу отражения информации текста. Если в классификационных языках используется априорное связывание поисковых признаков, то в дескрипторных языках признаки связываются непосредственно в цифровом объекте (посткоординация).

Большое развитие, по крайней мере, в АИС НТИ получили языки, ориентированные на представление и поиск фактов, содержащихся в документах. Этот класс языков находится на стыке АИС типа «электронной библиотеки» и АИС типа «банк данных». Поскольку основной и чуть ли не единственный тип фактов, которые удается автоматически извлекать из плохо структурированной информации – это факты типа «объект – признак – значение», постольку языки данного класса принято именовать «объектно-признаковыми». Иногда их также называют фактографическими или объектографическими.

Следует иметь в виду, что такая терминология принята почти исключительно среди специалистов электронных библиотек, иначе говоря, специалистов по поиску слабоструктурированной информации. В других направлениях информатики, прежде всего в теории систем управления базами данных, эти средства именуют «моделями данных», языками описания данных и др. Однако в теории СУБД принято иметь дело в основном с хорошо структурированной информацией. В настоящее время теоретики в этой сфере активно обсуждают проблему взаимодействия различных языков данного класса в рамках интегрированных электронных библиотек. Эта проблема получила название проблемы «интероперабельности».

Кроме языковых средств для поиска используются другие средства как языковые, так и неязыковые. Сюда можно отнести весьма многочисленные, но не слишком успешные методы поиска, основанные на анализе статических свойств текста и запроса, методы поиска, использующие сведения о пользователе, поиск по аналогии и т. д. Весьма распространенным методом при поиске в Интернет в последние годы стало использование данных о распределении гипертекстовых ссылок.

Рассмотренные выше языковые средства имеют некоторую общую часть, представленную в интерфейсе пользователя с АИС. Это операторы и синтаксические правила, которые непосредственно применяются при составлении запросов. Эти средства естественно рассматривать отдельно от конкретных типов языков, поскольку в любом сколько-нибудь дружественном интерфейсе пользователя язык запросов интегрирует средства различных ИПЯ – библиографических, классификационных и вербальных. Эти средства обычно называются языками запросов. Все перечисленные выше виды языковых средств можно с большей или меньшей степенью условности назвать языками. Однако, определив некоторый объект как язык, мы должны уметь выделять в его составе обязательные для любого языка компоненты. В любом языке выделяются знаковые единицы трех уровней:

• алфавит – т. е. множество допустимых символов;

• лексика – множество семантически интерпретированных знаков;

• тексты (дискурс) – семантически интерпретированные знаковые единицы речи.

В любом языке также выделяются два класса правил (грамматики):

• морфология – правила образования и изменения лексических единиц;

• синтаксис – правила образования текстов.

Семантически интерпретированные знаковые единицы языка (лексика и тексты) согласно семиотическим представлениям обладают тремя типами отношений (свойств):

• синтактика – отношения между знаками;

• семантика – отношение знака к означаемому (денотату);

• прагматика – отношение знака к участнику дискурса.

В теории и практике ЛО ЭБ эта схема обычно модифицируется. Алфавиты в большинстве случаев определяются программно-технологическими возможностями ЭБ и объектом проектирования в составе ЛО не являются.

Структура и особенности текстов на ИПЯ (поисковых образов документов и поисковых предписаний) обычно рассматривается как результат действий синтаксических правил, а не как самостоятельные знаки.

Под грамматикой ИПЯ обычно имеют в виду только синтаксис, морфологию ИПЯ, если она и выделяется, рассматривают на уровне лексики.

Отношения между знаками, в семиотике относимые к сфере синтактике, обычно разделяются на два типа – синтагматические (отношения знаков в тексте) и парадигматические (отношения знаков вне контекста). Поскольку парадигматические отношения в реальных языках устанавливаются на уровне лексики, конкретно в словарях или классификациях, то эти отношения рассматриваются как средство организации лексики.

Таким образом, в составе ИПЯ реально выделяются два основных компонента – лексика (в том числе организованная в словари с исполь зованием парадигматики) и грамматика, при помощи которой порождаются тексты на этих языках.

Что же касается прагматических свойств ИПЯ, связывающих текста на ИПЯ с участником коммуникации, в данном случае поиска, то эти свойства реализуются в виде методик и алгоритмов индексирования, а также непосредственно в процессе поиска, при проектировании интерфейса, диалога пользователя с ЭБ, критериев ранжирования и выдачи результатов поиска.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: