типовые функциональные компоненты ис 8 глава




Сегодня производством информационных продуктов и предоставлением информационных услуг заняты многочисленные учреждения, организации, коммерческие фирмы и сервисные службы различной отраслевой принадлежности и ведомственной подчиненности. Их специализация весьма условна. В основу структурирования информационного производства может быть положен принцип «жизненного цикла» документальной информации. Так, основная масса общественно значимых документов на своем «жизненном» пути последовательно проходит стадии: создания, тиражирования, распространения (передачи в распоряжение потребителя), использования (потребления), аналитико-синтетической переработки, архивации. На этом основании среди коллективных производителей информационных продуктов и услуг можно выделить учреждения и организации, обеспечивающие преимущественно:

• создание (производство) оригинальной по содержанию документальной информации (органы законодательной и исполнительной власти, научные, учебные заведения, проектные организации, конструкторские бюро, редакции, средства массовой информации, творческие союзы, центры-генераторы БД, информационно-вычислительные центры, органы НТИ, библиотеки и др.);

• тиражирование (копирование и размножение) информации (полиграфические производственные предприятия, типографии, службы копирования, микрофильмирования, машинописных и стенографических услуг, информационно-вычислительные центры, фотосалоны, фирмы аудио- и видеозаписи и др.);

• формирование информационных ресурсов (национальные информационные центры, центры-генераторы БД, библиотеки, информационно-аналитические, новостийные, справочные службы и агентства);

• передачу (доведение) информации (книготорговые организации, подписные агентства, информационные брокерские фирмы, учреждения и службы почтовой, телеграфной, телефонной, факсимильной, электронной связи, шлюзовые информационные службы и др.);

• общественное использование (выдачу) информации (библиотеки, органы НТИ, центры обработки БД, справочные службы, рекламные агентства, бюро по трудоустройству, обмену жилья, службы знакомств и др.);

• аналитико-синтетическую переработку информации (органы НТИ, центры обработки информации, референтские службы, научно-информационные и аналитические центры, социологические институты, фирму консалтинга и экспертизы, библиотеки и др.);

• архивацию и хранение (архивы, депозитарии, музеи).

Производителей ИПУ можно дифференцировать и по другим основаниям: по масштабу ответственности (информационные центры международного, национального, регионального, местного значения), профилю деятельности (универсальные, многоотраслевые, отраслевые, проблемно-тематические) и другим признакам. Так, в области производства электронных информационных продуктов и услуг принято также деление производителей по сфере влияния и уровню ответственности:

• информационные центры национального значения заняты подготовкой машиночитаемых БД (политематических, по видам документов, тематических) и предоставлением удаленного доступа к БД в мировом масштабе;

• информационные центры отраслевого и территориального значения заняты подготовкой и предоставлением в машиночитаемом виде и в режиме теледоступа профильных и региональных БД, а также информационным обслуживанием территорий и отдельных сфер деятельности с использованием БД и услуг, получаемых от центров первого уровня;

• информационные брокеры (библиотеки, отделы информации, коммерческие фирмы) заняты информационным обслуживанием конечных пользователей на основе стандартизованных информационных услуг, получаемых от центров первого и второго уровней.

В России формирование информационного рынка вообще и рынка электронных информационных продуктов и услуг, в частности, началось в конце 1980 – начале 1990-х гг. и было обусловлено рыночными реформами в экономике, серьезными политическими и социальными преобразованиями в стране. В своем развитии, преодолевая техническое и технологическое отставание от передовых в информационном плане государств, отечественный рынок проходит те же этапы, что и мировой, и ориентирован на интеграцию с последним.

В настоящее время на российском информационном рынке зафиксировано преимущественное развитие фактографических и полнотекстовых БД. Их ассортимент сориентирован, в частности, на потребности представителей делового мира, бизнесменов с высокой покупательной способностью и повышенными требованиями к аналитической (конъюнктурно-экономической, финансовой, юридической), готовой к употреблению (ready to eat) информации. Запрос этой группы пользователей удовлетворяются, главным образом, за счет создания и эксплуатации баз данных, содержащих сведения об отечественных и зарубежных производителях товаров и услуг, о деятельности бирж, банков, страховых компаний, о спросе и предложении, текущих ценах и т. п. В России этим бизнесом занимаются до 25 % производителей информационной продукции услуг, более 20 % участников информационного рынка оказывают посреднические и консалтинговые услуги.

Современный информационный бизнес ориентирован на расширение ассортимента аналитических информационных продуктов, индивидуализацию предоставляемых услуг в соответствии с конкретными запросами пользователей. Устойчивым спросом пользуются маркетинговые исследования, консультирование выбора деловых партнеров, изготовление и размещение рекламной продукции, проведение рекламных кампаний, издательская деятельность, услуги по защите интеллектуальной собственности, по регистрации, ликвидации и приватизации предприятий, по связям с общественностью и т. д.

Получают свое развитие сетевые технологии. Телекоммуникационные сети ориентированы на широкий ассортимент услуг, включающий телеконференции, электронные доски объявлений, электронные торги, факсовую и телексную связь, подписку на электронные издания, электронную прессу, электронную почту, удаленный доступ к БД, поиск информации по запросам и другие сетевые услуги.

Специфические потребности федеральных и региональных органов управления обеспечивает сеть аналитических информационных служб, которые осуществляют: долгосрочный и оперативный анализ работы важнейших отраслей народного хозяйства; экспертизу инвестиционных проектов; информационно-аналитический мониторинг социально-политической ситуации; анализ работы органов исполнительной власти; подготовку аналитических и обзорных материалов о социально-экономической ситуации в стране и регионах; обобщение отечественного и зарубежного опыта территориального управления; создание проблемно-тематических баз и банков данных и т. п.

В секторе массовой потребительской информации все большее распространение получают мультимедийные и гипертекстовые информационные продукты на CD-ROM, DVD (справочные, обучающие, игровые, развлекательные электронные издания). Именно для России с ее территориальной протяженностью и ограниченными возможностями развития сетевых технологий (в силу дефицита финансовых ресурсов, недостаточного технического оснащения, неразвитой телекоммуникационной инфраструктуры) расширение ассортимента информационных продуктов и услуг на базе CD-ROM- технологий является перспективной тенденцией.

Наряду с ростом спроса на удаленный доступ к информационным ресурсом, на услуги электронной связи (электронная почта, телеконференции, электронные доски объявлений и др.), сохраняют свое значение традиционные – заказ и предоставление первичных документов и их копий. Информационные службы ориентированы на отказ от безадресных массовых услуг в пользу индивидуальных, на переход от пассивных режимов удовлетворения поступивших запросов к активным формам информирования (в т. ч. и опережающего) по собственной инициативе. Особое значение приобретает консультационная и методическая помощь пользователям, повышение их квалификации в плане владения традиционными и новыми информационными технологиями.

 

 

Контрольные вопросы

 

1. Имеет ли смысл разграничивать понятия «информационный продукт» и «информационная услуга»?

2. Какие качественные отличия информационных продуктов от информационных услуг предоставляются вам принципиальными?

3. Все ли характеристики информационных продуктов и услуг могут быть отнесены к их потребительским свойствам?

4. Какие критерии и признаки лежат в основе классификаций информационных продуктов и услуг?

5. Кто сегодня занимается производством информационных продуктов и услуг и с какими целями?

6. На что ориентирован современный информационный бизнес?


Глава 9

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО В СТРУКТУРЕ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗДЕЛЕНИЯ ТРУДА

 

 


9.1. Информационное производство в расширенном
общественном воспроизводстве

 

Политическая экономия, как наука о процессах расширенного воспроизводства, до последнего времени исследовала однокомпонентную модель этого процесса. В качестве единственной компоненты в этой модели выступало производства материальных благ – материальное производство. Остальные виды человеческой деятельности (наука, культура, образование и прочее) рассматривались как подчиненные материальному производству виды общественной деятельности. Пользуясь этой моделью, политическая экономия исправно служила экономической практике общества, выявляя закономерности движения материальных ценностей и вырабатывая рекомендации для специалистов и организаций, управляющих экономикой на всех уровнях: от микро- до макро-.

В период становления информационного производства под названием «политическая экономия» подавляющее большинство людей было занято в производстве материальных благ для материального обеспечение жизни людей. Первый научный труд, посвященный изучению процессов движения материальных благ, назывался «Теория благосостояния», где под благосостоянием понималось материальное благосостояние. Нельзя сказать, что основоположники политической экономии не ощущали значения науки, изобретательства, творчества для развития материального производства. Однако, в своей однокомпонентной модели расширенного воспроизводства они отводили ученым и изобретателям (которых было очень мало) роль хороших машин.

Такой подход был оправдан в XVIII веке. Он подчинялся действию закона информационного тяготения. Тогда преобладал интерес к информации о производстве, распределении, транспортировке, хранении и потреблении материальных благ.

По мере роста объемов информационного производства в XX веке однокомпонентная модель общественного воспроизводства перестала удовлетворять потребности ученых и тем более практиков.

В расширенном общественном воспроизводстве участвуют и тесно взаимодействуют две компоненты – материальное производство, или производство материальных продуктов, и информационное производство, или производство информационных продуктов, а более коротко – производство информации.

Продукты обоих производств участвуют в расширенном общественном воспроизводстве либо как средства потребления, либо как средства производства.

Следует заметить, что при анализе совокупного национального продукта развитых стран принято выделять три вида товаров: материальные продукты, информационные продукты и услуги. Под услугами понимается такой товар, при продаже которого не происходит передачи материальной собственности. Подавляющая часть услуг в развитых странах фактически представляет собой продажу некоторого информационного продукта или продукта информационного производства фирмы, оказывающей услугу.

Главной и тривиальной особенностью использования информации в расширенном воспроизводстве является ее неистребимость. Отдавая материальный продукт человек его утрачивает, а отдавая информацию, он ее не теряет. Вопрос о стоимости передачи мы пока не рассматриваем, как не рассматриваем случаи неповторимости художественного воспроизведения информации и чувственного (не вербального) воздействия ее на потребителя.

Неистребимость информации приводит к некоторым особенностям использования ее как средства производства. В частности, информационные средства производства не расходуются и не амортизируются. К ним можно потерять интерес. Они могут устаревать и забываться.

Итак, продукты информационного производства подчиняются закону неистребимости, согласно которому

информация не исчезает при ее потреблении или использовании в качестве предмета труда и не амортизируется при ее использовании в качестве средства труда.

Использование информации в качестве средства производства имеет некоторые особенности, не связанные с неистребимостью информации.

Материальные продукты как в материальном, так и в информационном производстве используются в качестве предмета труда и в качестве средства труда. Металлы и металлообрабатывающие станки в материальном производстве являются простым примером материальных предметов и средств труда в материальном производстве. Вычислительные машины являются средством труда в большинстве информационных производств, и они же могут быть предметом труда в информационном производстве, сертифицирующим эти машины.

Информация, продукт информационного производства, используется в качестве средства труда в каждом материальном и информационном производстве, ибо ни одно из них не обходится без технологических инструкций и другой документации, обеспечивающей управление производством.

В информационном производстве информация может быть предметом труда. В теоретических исследованиях, в разработках, в изобретательстве используются результаты таких же предшествующих производств, причем материализация этих результатов вовсе не обязательна.

В процессе общественного информационного производства происходит не просто обмен копиями некоторой информации, а сложное преобразование ее в принципиально новую информацию, новый информационный продукт.

Продукты одного информационного производства используются в качестве предмета труда в другом информационном производстве, чем обеспечивается самодостаточность информационного производства, его слабая зависимость от продуктов материального производства. Полной независимости информационного производства от этих продуктов не будет никогда, ибо без материальных средств труда нет ни одного информационного производства.

Замеченная особенность информационного производства может быть названа законом самодостаточности информационного производства

информационное производство может развиваться за счет использования в качестве предмета труда собственных продуктов, а в материальном производстве информация никогда не может использоваться в качестве предмета труда.

В советские времена одним из критериев эффективности деятельности научно-исследовательских и конструкторских организаций была доля внедряемости их проектов. Если она была далека от 100 % считалось, что организация работает «на полку». Таких организаций было подавляющее большинство. В те же 80-е г. американские исследователи отмечали, что из 100 начавшихся НИОКР заканчивались только 30, а из них только 8 содержали принципиально новые решения.

Таким образом, в информационном производстве социалистических и капиталистических стран реально возрастает степень самодостаточности этих производств, ибо отсутствие материализации изобретений и НИОКР не означает их потери для расширенного общественного воспроизводства. Они стали предметом труда в информационном производстве, чем обеспечили прогресс материального производства.

Если принять долю внедряемых изобретений в XVIII–XIX вв., когда изобретали и разрабатывали в основном «по месту», а не «в прок», за 100 %, то можно заметить явную тенденцию к ее уменьшению.

В последние десятилетия XX в. наблюдается еще одно явление в общественном производстве – ускоренное развитие информационных средств труда в информационном и материальном производствах. Это явление вызвано появлением новых технологий программирования (software) на электронных вычислительных машинах, слабо связанных с их материальной составляющей (hardware). Программы могут долгое время жить и развиваться без замены материальных средств. Более того, создание новых материальных средств подчиняется требованиям преемственности действующих программных средств.

В результате изобретения, исследования и разработки в сфере программ для ЭВМ «материализуются» путем их реализации в виде действующего программного продукта, что усиливает самодостаточность информационного производства.

При этом доля реализуемых из числа предлагаемых разработчиками новых информационных средств труда в информационном производстве будет вести себя так же, как доля материализуемых изобретений, исследований и разработок в области материального производства, т. е. она будет постоянно уменьшаться.

Заметим, что уменьшение доли изобретений, исследований и разработок, реализуемых в действующих материальном и информационном производствах продуктов и услуг, не означает замедления прогресса этих производств.

Уже сейчас в области создания сложных технических и информационных систем, технологий и производств для сертификации предлагаемых решений широко используются приемы математического моделирования. Они позволяют оценить многие показатели, характеризующие качество этих решений, не прибегая к их экспериментальной проверке в реальных условиях.

Развитие информационных средств оценки качества предлагаемых изобретателями, исследователями и разработчиками решений может привести к формированию в обществе промежуточной фазы в оценке значимости этих решений для общества. Между фазой выдачи патента, удостоверяющего новизну предлагаемого решения, и фазой его внедрения появится фаза информационной сертификации предлагаемого решения, устанавливающая степень превышения его эффективности по сравнению с действующими или ранее информационно сертифицированными решениями.

Здесь нельзя не упомянуть коренное различие технологий транспортировки продуктов материальных и информационных производств.

Перемещение материальных продуктов на большие расстояния связаны с существенными затратами материальных ресурсов и времени. Современные средства передачи информации позволяют передавать ее практически мгновенно в пределах земного пространства и ближайшего космоса, что позволяет организовывать сложные информационные производства, распределенные в пространстве и во времени. Телеконференции и телеобразование активно осваиваются в настоящее время, и нет принципиальных препятствий к полному отказу от привязки людей, участвующих в информационном производстве, к определенному рабочему месту.

Рассматриваемая двухкомпонентная модель расширенного общественного воспроизводства с очевидностью приводит к выводу о том, что в результате развития производительных сил в материальном и информационном производствах наступает момент, когда число людей, занятых в информационном производстве становится больше числа людей, занятых в материальном производстве. Этот момент можно условно считать началом становления информационного общества в той или иной стране.

Другим критерием информационного общества может быть отношение объема продаж информационных продуктов и услуг к объему продаж материальных продуктов и услуг. В информационном обществе это отношения должно быть больше единицы.

С ростом производительности труда в материальном производстве занять людей в этом производстве оказывается все трудней, ибо это связано с ростом затрат ограниченных материальных ресурсов. Занятие людей в информационном производстве требует значительно меньших затрат материальных ресурсов. Отсюда вытекает качественное изменение приоритетов развития расширенного общественного воспроизводства при его переходе к информационному обществу.

Приоритеты в развитии расширенного воспроизводства в доинформационном обществе задаются формулой:

максимальное развитие материального производства при минимальном развитии информационного производства,

а приоритеты в развитии информационного общества определяются формулой:

бесконечное развитие информационного производства при минимальном развитии материального производства.

Смена приоритетов в расширенном общественном воспроизводстве будет сопровождаться сменой приоритетов в потреблении. Если в доинформационном обществе определяющим признаком высокого благосостояния человека являются объем и качество доступных ему материальных благ, то в развитом информационном обществе такими признаками будут объем и качество доступных ему информационных продуктов и услуг или доступных ему информационных благ.

В доинформационном обществе основным средством информационного производства был человек. Это средство вынуждено было развиваться по мере усложнения материального производства, для организации и управления которым оно и использовалось.

В информационном обществе между человеком и производственными процессами встали мощные технологические средства, основанные на использовании возможностей электронных вычислительных машин. Появляется прямая угроза человеку стать придатком этих машин.

Внутреннее информационное производство отдельного человека развивается под действием требований со стороны общества и прежде всего со стороны того общественного производства, в котором он занят. Уменьшение требований к человеку по мере внедрения современных средств автоматизации как в материальном, так и в информационном производстве снижает требования к его внутреннему информационному производству. Поэтому требуется больше усилий для формирования полноценных личностей в обществе.

Вычислительные машины нейтральны в своем воздействии на процесс развития человека. Они в равной степени усиливают стремления одних людей к саморазвитию, а других – к экономии усилий как физических, так и умственных. Последнее обстоятельство особенно опасно для общества.

Оно приводит к усилению разделения людей по уровню умственного развития, что нам представляется гораздо опасней разделения людей по уровню материального благосостояния. Грядет дебилизация большого числа членов информационного общества в качестве платы за его развитие, которое будет обеспечиваться относительно небольшим числом интеллектуалов.

Дебилизация большого числа членов общества, в свою очередь, приводит к его люмпенизации. Очень просто уйти в виртуальную реальность, создаваемую современными средствами информационного производства. Значительно труднее вернуть оттуда заблудившегося человека и побудить его к активизации своей позиции в обществе.

Конечно, человечество справится с этими опасностями, но что ему это будет стоить – сказать невозможно.

Декларация максимальной свободы личности в демократическом обществе не должна восприниматься как неуправляемое обществом развитие его членов. Управление всегда связано с принуждением. Как будет организовано принудительное развитие людей в демократическом информационном обществе – предугадать трудно.

 

9.2. Метрика и законы движения информации

 

Изучение закономерностей движения информации в обществе и развития общественного информационного производства необходимо начать с определения системы мер, характеризующих эти процессы количественно. Шенноновская мера информации неплохо характеризует качество сигналов как средства взаимодействия систем управления и их частей. Эта мера с успехом может быть использована при исследовании некоторых конкретных информационных производств, целью которых является уменьшение или увеличение неопределенности в какой-либо информационной системе.

Для раскрытия общих закономерностей движения информации в обществе необходимы более грубые и более предметные измерения информации и ее потоков. Нейропсихологи утверждают, что кратковременная память человека в состоянии удерживать около семи различных объектов, обдумываемых им одновременно. При этом сложность и природа объектов может быть различной. Причем в шенноновских битах (двоичных единицах) эти объекты, как правило, измерить не удается.

Общаясь друг с другом, люди работают в режиме «вопрос – ответ», причем в битах можно измерить только длину, передаваемых друг другу сообщений. С позиций движения информации нас больше интересует число вопросов и ответов, произведенных в процессе общения. Сложность вопросов и ответов только косвенно можно измерить битами. В зависимости от субъектов и темы общения сложность может измеряться в более крупных, чем бит или символ (буква, байт и пр.), единицах.

В сложных информационных производствах одновременно общаются друг с другом много пар: «человек – человек», «человек – машина», «машина – машина».

В процессе общения вырабатываются и на какое-то время фиксируются некоторые порции информации. Сопоставить различные информационные производства можно только при относительно близких единицах измерения этих порций или единицах информации.

В библиотеке, т. е. в информационном производстве, призванном обслуживать читателей, можно обнаружить несколько различных единиц информации: это книги, их библиографические описания, рефераты, каталожные записи, формуляры читателей и др. Причем все эти виды информации взаимодействуют в процессе обслуживания читателей, а также в процессах кооперации библиотеки с другими информационными производствами: другими библиотеками, коллекторами, издательствами и пр. Аналогичную картину можно обнаружить в информационном производстве любого другого типа.

В каждом информационном производстве информация перемещается в процессе ее использования или создания от одной технологической позиции к другой порциями, имеющими некоторое законченное содержание в виде формальных записей на бумажных, магнитных, электронных, акустических и других носителях, воспринимаемых получающей стороной, в том числе и памятью людей.

Мы будем различать следующие порции (единицы) информации, принятые во многих информационных производствах: символ, поле, запись, документ, текст, файл или другие массивы информации.

Символ является одним из знаков принятого в производстве языка общения. Несколько символов составляют поле, имеющее в языке общения смысл некоторого указателя – слова или числа.

Несколько полей составляют запись, в которой содержится информация об одном или нескольких взаимосвязанных событиях и/или фактах, используемых или получаемых в процессе информационного производства. Документ содержит несколько записей.

Из документов и записей составляются массивы информации краткосрочного или долговременного хранения. Наличие таких массивов предполагает использование в информационном производстве технологических позиций, обеспечивающих формирование и хранение массивов, поиск в массиве требуемых документов и/или записей и ознакомление с ними заинтересованных лиц – смежников по технологической цепочке производства. Поиск задается некоторой записью или документом, называемым запросом.

В библиотеке имеется несколько взаимосвязанных массивов. Прежде всего это массив книг (документов), в котором так приятно покопаться библиофилу. Расстановка книг в хранилище массива однозначно отражается в одном или нескольких массивах указателей (предметном, алфавитном, авторском и пр.). Одно из полей библиографической записи в этих указателях содержит адрес книги в хранилище книг. Запросы читателей оформляются специальной записью типа «бланк заказа».

Аналогичную организацию массивов можно наблюдать в каждом информационном производстве, включая информационное производство человека.

Пока мы остановимся на следующих единицах информации, участвующих в процессах информационного производства: символ, поле, запись, документ, массив.

Если представить общественное информационное производство в виде множества взаимосвязанных информационных производств, то в нем можно наблюдать потоки документов и/или записей. Эти потоки формируются благодаря как фиксированным связям между отдельными информационными производствами, так и временным, и разовым связям, возникающим по мере необходимости,

В первом случае информация распространяется по заранее установленному регламенту (контракт, кооперация, подписка и пр.) и не требует многократного оформления запроса. В таких случаях принято считать, что действует постоянный запрос.

Во втором случае для получения информации заинтересованное информационное производство должно отправить запрос другому производству, которое по своей технологии подготовит и отправит заказчику ответ в виде записи или документа, или массивов записей и/или документов.

Наблюдая процессы передачи информации можно заметить, что между отдельными субъектами общественного информационного производства идет интенсивный обмен информацией, в то время как между другими его практически нет. В этом случае мы говорим о наличии или отсутствии взаимного интереса. Очевидно, что предложить общую меру интереса, применимую для каждого конкретного случая, очень трудно. Этот показатель зависит от многих факторов или, по терминологии математики, он является функцией многих аргументов. Перечислить все эти факторы или аргументы не представляется возможным. Для наших целей достаточно рассмотреть зависимость показателя интереса от трех обобщенных факторов – информационного расстояния R, информационной сложности S и старения Т.

Под информационным расстоянием будем понимать некоторую усредненную величину, характеризующую удаленность двух субъектов общественного информационного производства, входящих в общую технологическую структуру.

Информационное расстояние между субъектами информационного производства можно описать некоторым многомерным вектором, компоненты которого соответствуют географической, родственной, служебной, этнической и другой близости этих субъектов. Некоторую скалярную норму этого вектора мы обозначим R.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: