БЕЛОРУССКАЯ ИКОНОПИСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ




С овременная икона, которую мы видим на выставке, открывает нам икону не только как явление прошлого, но она перед нами открывается как настоящее. Выставка - начало настоящего и серьёзного проникновения в духовный смысл древней иконы. Уместны слова Леонида Успенского об иконе, с которой сняли иногда неумелые и непрофессиональные поновления и записи, сказал: «Начинается проникновение в тот духовный смысл древней иконы... она воспринимается уже не как только художественная или культурная ценность, но как художественное откровение духовного опыта, т.е. выражаясь словами князя Трубецкого, умозрения в красках» [13, ст. 17].

Вот уже более двух десятилетий в Беларуси, как и в других постсоветских странах, происходят процессы, связанные с возрождением Православной Церкви и ее роли в жизни общества. Одним из таких процессов является возрождение иконописи, начатое уже в послевоенный период при Московской духовной академии. В Беларуси этот процесс начался позже и имел ряд особенностей.

Во-первых, в Беларуси не было таких мощных центров, как Троице-Сергиева лавра или Псково-Печерский монастырь.

Во-вторых, обучение иконописцев осложнялось отсутствием в Беларуси памятников канонической иконописи высокого уровня.

В-третьих, многие практикующие иконописцы не имеют специального иконописного образования.

В-четвертых, в Беларуси до сих пор нет собственной высшей школы иконописи, нет института образования в этой сфере. То, что иконопись сегодня классифицируется как декоративно-прикладное искусство не только искусствоведами, но и некоторыми иконописцами, является серьезным поводом задуматься о необходимости создания определенной, адекватной специфике иконописи и современным реалиям, образовательной программы и институции образования, во-первых, для повышения профессионального уровня иконописцев, во-вторых, для поднятия статуса современной белорусской иконописи до должного уровня.

На современном этапе развития иконописи назрела острая необходимость осмысления ее как самостоятельной художественной целостности, актуальной и внеисторичной одновременно, уникальной многогранной системы канона дошедшей до нас через века, системы избранных путем долгих исканий и осмыслений форм, ставших собственным сакральным языком Православной Церкви. Но иконопись – это не культурная константа, относящаяся к достижениям прошлого, это живая традиция. Для носителя этой традиции она должна быть естественным пространством существования и мышления. Таким образом, иконописная традиция требует вчувствования, вживания, органичного сплавления, гармонии мироощущения и художественных возможностей.

Следует признать, что активная стадия развития иконописи последних десятилетий не дает пока права говорить об образовании некой типично белорусской школы иконописи. Но проделанная в этом направлении работа дает основание надеяться на ее появление в обозримом будущем [14, ст. 27].

Печатные иконы настолько устойчиво вошли в обиход, что стали восприниматься как норма. Это приводит к парадоксальным результатам: к писаным иконам предъявляются те же ожидания и эстетические требования, что и к печатным [15, с. 47]. Но и сегодня бывают случаи, когда от иконописца требуется нечто большее, чем копирование. Это касается, например, тех случаев, когда нужно восстановить утраченный памятник по фотографиям или эскизам. Сейчас ведется работа по реконструкции утраченной чудотворной Горбацевичской иконы Божьей Матери. Единственным дошедшим до нас документальным ее изображением является карандашный набросок XIX века [16, ст. 82]. От иконописца в таком случае требуется способность и к историческому анализу памятников, и к тематической импровизации (в тех местах, где изображение утрачено полностью).

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Византийская традиция лежит в основе формирования белорусского иконописания XV—XVI веков. Но круг памятников должен быть рассширен для углубления этих выводов.

В Московской Руси XV столетия формируется своя собственная школа иконописи, в рамках которой расцветает творчество двух величайших гениев – Андрея Рублева и Дионисия. Новые формы Рублева и Дионисия оказались канонизированными Соборами XVI и XVII веков. При встрече с поздневизантийским художественным наследием возникает поле значительного творческого напряжения, в котором мастера делают попытки формулирования актуальных для своего времени теологических проблем языком иконических форм. Должны были появиться новые иконографические изводы.

Произведения мастеров итало-критской школы XV века привели в искусстве Беларуси к пониманию необходимости работы над проблемами канонических правил, научили ценить слово и идею как основу иконного языка, показали эстетические возможности иконы и ее изобразительных возможностей.

В конце XV-начале XVI века в пределах Турово-Пинской епархии продолжает развиваться местная иконописная традиция.

Результаты анализа художественного процесса XV столетия позволяют говорить о присутствии постоянного византийско – греческого архетипа белорусского(украинского) иконописания. Пример обнаружения памятников в пределах одной епархии еще раз подчеркивает плодотворность выстраивания художественных взаимовлияний согласно границам епархий, как исторически определенных духовно-культурных регионов, лежащих поверх границ современных государственных образований.

Можно только предположить, сколько неподписных белорусских произведений XV-XVI веков «ушло» в искусство России и Европы под новыми именами, поскольку исследователями не были прописаны условия и контекст укорененности иконописной традиции в белорусской культуре.

На сегодняшний день наблюдается активизация внимания к итало-критской школе, как со стороны западных, так и ученых славянских стран.

К сожалению, ещё сегодня мы сталкиваемся в понимании иконы с теми наслоениями, которые ей вынесла наука. Ведь не так давно мы были свидетелями того, как наукой иконе был вынесен приговор: иконопись - продукт средневековья с её отжившим мировоззрением, кончилась в XV веке. Исчезла средневековая культура и вместе с ней ушла в прошлое и икона. К сожалению, даже сегодня от некоторых искусствоведов, критиков приходится слышать эту позицию, которая вопреки очевидности является основой и некоторых заключений о современной иконе. И при этом очень курьёзно, что новое мировоззрение считается другим, ломающим отжитое старое, а новое искусство, порождённое этим мировоззрением непонятным образом считается развитием старого, из которого оно якобы исходит. Свободная от церковных догматов наука, вводя икону в поток общемирового искусства, закрепила её творчество за областью культуры и попыталась оторвать её от Церкви. В век просвещения и Церковь поддалась этому внушению, что художественное творчество не её стихия и на каком-то этапе своей духовной жизни покорно с этим согласилась, предав искусство светской культуре. И результат этого мы видим в истории развития иконописания в Церкви. И здесь есть только один аргумент: на протяжении многих веков, сложного периода икона тем не менее выжила и продолжает жить и конечно не из-за приверженности к средневековой культуре, а продолжает жить как выражение веры.

Возрождение иконы есть жизненная необходимость нашего времени, потому что как бы ни были ценны работы, приведшие в своё время к открытию иконы, то, что в ней открывается, оживает только в своём жизненном осуществлении. И в Церкви всё обновляется, обновляются и иконы. Церковь вовсе не ищет защиты старых форм как таковых, не противопоставляет их новым формам как таковым, церковное понимание искусства было, есть и будет одно - реализм, это значит, что Церковь как столп и утверждение истины требует только одного - Истины.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Биллингтон Дж. Х. Икона и топор. Опыт истолкования истории русской культуры / Дж. Х. Биллингтон – М.: Рудомино 2001 г. – С. 417

2. Бычков В. В. Феномен иконы / В. В. Бычков – М.: Ладомир 2009 г. - С. 638

3. Высоцкая Н. Ф. Иконопись Беларуси XV-XVIII веков / Н. Ф. Высоцкая – Мн. 1994 г. – С. 231

4. Высоцкая Н. Ф. Темперная живопись Белоруссии конца XV-XVIII веков / Н. Ф. Высоцкая – Мн. 1986 г. – С. 207

5. Григорьев, В. М. История белорусской иконы /В. М. Григорьев – Мн. 1997 г. – С. 317

6. Губарева, О. В. Проблемы современной иконописи / О. В. Губарева. – Владимир: Свет Невечерний. – № 4., 2002 г. – С. 45–50

7. Кондаков Н. П. Иконография Богоматери (Т. I.) / Н. П. Кондаков. – СПб.: Типография Императорской академии наук, 1914 г. – С. 414

8. Кондаков Н. П. Иконография Богоматери (Т. II.) / Н. П. Кондаков. – Спб.: Типография Императорской академии наук, 1915 г. – С. 472

9. Лазарев В. Н. История византийской живописи / В. Н. Лазарев – М.: Искусство, 1986 г. – С. 194

10. Лидов А. М. Иеротопия: создание сакральных пространств в Византии и Древней Руси / А. М. Лидов. – М.: Индрик, 2006 г. – С. 764

11. Лосский В. Н., Успенский Л. А. Смысл икон / В. Н. Лосский, Л. А. Успенский. – Православный Свято- Тихоновский гуманитарный университет, 2004 г. – С. 514

12. Миловидов А. И. Церковно-археологические памятники Пинска / А. И. Миловидов. – М., 1898 г. – С. 492

13. Овчинников, А. Н. Символика христианского искусства / А. Н. Овчинников. – М.: Православное издательство «Родник», 1999 г. – С. 520

14. Орлов В. А. История культуры Беларуси / В. А. Орлов – Мн., 2000 г. – С. 210

15. Успенский, Л. А. Богословие иконы Православной Церкви / Л. А. Успенский. - М., 1989 г. – С. 372

16. Языкова, И. К. Се творю все новое: икона в XX веке / И. К. Языкова. – М.: Фонд Христианская Россия, 2002 г. – С. 223

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: