Воздушный транспорт – вид транспорта, осуществляющий перевозки пассажиров, почты и грузов воздушным путем. Воздушный транспорт включает как собственно воздушные суда, так и необходимую для их эксплуатации инфраструктуру: аэропорты, грузовые комплексы (терминалы), диспетчерские и технические службы.
* Преимущества и недостатки воздушного транспорта:
Преимущества:
1. Высокая скорость доставки;
2. Короткие и прогнозируемые сроки доставки;
3. Наиболее короткие маршруты перевозки;
4. Высочайшая степень сохранности груза;
5. Высокая надежность.
Недостатки:
1. Высокая себестоимость перевозки;
2. Недостаточная географическая доступность вследствие необходимости наличия аэропортовой инфраструктуры;
3. Зависимость от погоды и климатических условий;
4. Невозможность доставки груза непосредственно к пунктам потребления;
5. Высокая капиталоемкость и энергоемкость перевозок.
Воздушные суда, предназначенные для выполнения транспортировки различных грузов – грузовые самолеты. Грузовые самолеты от пассажирских отличаются упрощенным бытовым оборудованием, увеличенными размерами грузовых помещений, наличием больших грузовых люков, более прочным полом, установкой на борту средств механизации погрузочно-разгрузочных работ.
На воздушном транспорте, кроме общих для всех видов транспорта, рассчитываются следующие показатели работы.
Время, затрачиваемое на перевозку:
Дальность полета:
1. Техническая дальность полета – наибольшее расстояние, которое самолет (вертолет) может пролететь при штиле относительно земли, полностью израсходовав заправленное в его баки топливо к моменту посадки.
2. Практическая дальность полета – расстояние, которое самолет (вертолет) может пролететь относительно земли при остатке предусмотренного для навигационного запаса топлива в баках к моменту посадки.
Скорости:
1. Рейсовая скорость – среднее расстояние, пройденное самолетом в единицу времени (без учета времени посадок в пути) в штиль с учетом затрат лётного времени на всех этапах полете от разбега до посадки.
2. Коммерческая скорость – расстояние, пройденное в единицу времени от разбега в начальном до посадки в конеч аэропорту с учетом остановок в промежуточных аэропортах.
3. Реальная скорость доставки пассажиров из пункта отправления в пункт назначения определяется делением протяженности воздушной линии между данными пунктами (L) на время, затрачиваемое пассажирами на поездку воздушным транспортом (Т).
Налет часов:
1. Налет часов на списочный самолет и вертолет – показатель, характеризующий эффективность использования самолетов и вертолетов. Определяется суммированием налета часов самолетами и вертолетами различных типов транспортной авиации.
2. Средний налет часов на один самолет списочного парка определяется делением общего налета часов самолетами и вертолетами списочного парка (∑Wч) на среднесписочный парк самолетов и вертолетов (∑nспис).
Коэффициенты:
1. Коэффициент коммерческой загрузки воздушного судна:
2. Коэффициент использования коммерческой грузоподъемности:
На воздушном транспорте, кроме общих для всех видов транспорта, рассчитываются следующие показатели работы.
Коэффициент занятости пассажирских кресел самолета fкпс характеризует использование кресел самолета. Он определяется делением выполненных пассажиро-километров на предельные пассажиро-километры (кресло-километры)
:
Реальная скорость доставки пассажиров из пункта отправления в пункт назначения v определяется делением протяженности воздушной линии между данными пунктами L на время, затрачиваемое пассажирами на поездку воздушным транспортом :
Время, затрачиваемое на поездку, складывается из времени транспортировки из населенного пункта в аэропорт ; ожидания в аэропорту отправления
; полета, включая остановки в промежуточных аэропортах tП; ожидания в аэропорту назначения
; транспортировки из аэропорта в населенный пункт
:
Из приведенной формулы видно, что общее время, затрачиваемое на поездку воздушным транспортом, складывается из летного и наземного. Наземное время в среднем составляет около 3-3,5 ч.
Налет часов на списочный самолет и вертолет – показатель, характеризующий эффективность использования самолетов и вертолетов. Определяется суммированием налета часов самолетами и вертолетами различных типов транспортной авиации.
Средний налет часов Wч на один самолет списочного парка определяется делением общего налета часов самолетами и вертолетами списочного парка на среднесписочный парк самолетов и вертолетов
:
Коммерческая загрузка самолета (вертолета) определяется делением общей работы в приведенных тонно-километрах
на число километров (налет) Wкм, выполненных самолетами или вертолетами данного типа:
Коэффициент использования коммерческой грузоподъемности самолетов fк – показатель, характеризующий использование их нормативной коммерческой грузоподъемности. Определяется делением приведенных тонно-километров на предельный объем приведенных тонно-километров
:
,
где под предельным объемом приведенных тонно-километров понимают сумму предельного пассажирооборота (сумма произведений числа кресел на пройденные расстояния) и предельного грузооборота (возможный предельный грузооборот при полном использовании нормативной коммерческой грузоподъемности самолетов).
Техническая дальность полета Lтехн – наибольшее расстояние, которое самолет (вертолет) может пролететь при штиле относительно земли, полностью израсходовав заправленное в его баки топливо к моменту посадки.
Практическая дальность полета Lпракт – расстояние, которое самолет (вертолет) может пролететь относительно земли при остатке предусмотренного для навигационного запаса топлива в баках к моменту посадки самолета.
Крейсерская скорость vкр – расстояние, пройденное в единицу времени при равномерном, прямолинейном горизонтальном полете самолета и работе двигателей на крейсерском режиме и расчетных высоте полета и массе самолета.
Рейсовая скорость vр – среднее расстояние, пройденное самолетом в единицу времени (без учета времени посадок в пути) в штиль. Исчисляется с учетом затрат летного времени на всех этапах полета от разбега до посадки.
Коммерческая скорость vком – расстояние, пройденное в единицу времени от разбега в начальном до посадки в конечном аэропорту с учетом остановок в промежуточных аэропортах.
Производительность самолета и вертолета П – объем транспортной продукции, выполненной самолетом (вертолетом) за 1 час. Определяется делением приведенных тонно-километров на налет часов Wч.произв или как произведение коммерческой загрузки qк на эксплуатационную скорость vэ:
Этот показатель может быть определен для всего парка самолетов и по каждому их типу.