Реализация программы учебного предмета «Постановка голоса» обеспечивается:
· доступностью учащихся к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио и видеозаписей;
· учебными аудиториями для индивидуальных занятий площадью не менее 6 кв.м., оснащенными роялями или пианино и имеющими звукоизоляцию.
В образовательной организации должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, учебно-методической и нотной литературой.
Материально-техническая база должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Возрастные требования
Учебная программа по предмету «Постановка голоса»» рассчитана на 5 лет. В распределении учебного материала по годам обучения учтен принцип систематического и последовательного обучения. Последовательность в обучении поможет учащимся применять полученные знания и умения в изучении нового материала.
Формирование у учащихся умений и навыков происходит постепенно: от несложных песенных образцов, исполняемых одноголосно с сопровождением до устойчивого исполнения более сложных песен, как с сопровождением, так и a capella. В младших классах при организации занятий целесообразна частая смена видов работы, т.к. внимание детей младшего возраста быстро рассеивается. Это могут быть ритмические задания, работа с простым инструментарием, слуховые упражнения, творческие задания. В старших классах нужно обязательно использовать на занятии имеющийся аудио и видеоматериал.
На уроке следует создавать обстановку доброжелательности и простоты, свободы, но не расхлябанности, подтянутости, но не напряжённости.
За каждый учебный год учащимся должно быть пройдено 6-8 песен различных областей России, разных по характеру и содержанию с сопровождением и без сопровождения.
Содержание учебного предмета «Постановка голоса» соответствует направленности общеразвивающей программы на приобщение учащихся к любительскому музицированию.
Репертуарный список предусматривает возможность выбора произведений, соответствующих индивидуальным и возрастным возможностям, интересам учащихся. Состав учащихся подразделяется на две категории:
младшая группа - 1-2 классы старшая группа - 3-5 классы
Й год обучения
Певческие установки и задачи
Установка правильного положения корпуса. Знакомство с устройством голосового аппарата. Развитие певческого дыхания на основе игровых упражнений. Выявление примарной зоны и интонирование в ней несложных песенных образцов. Развитие дикционных навыков. Работа над открытым зкуком.
Введение в репертуар детских жанров народно-песенного творчества: потешек, дразнилок, небылиц, календарных, игровых, хороводных, шуточных, свадебных, плясовых.
Примерный репертуарный список
1.«Зайка беленький» - игровая Саратовской обл. 2.«Гуси, вы гуси» - потешка
3.«Тётушка-деленка» - шуточная 4.«Никанориха» - припевки Борисоглебской обл. 5.«Жаворонок-дуда» - закличка Саратовской обл.
6.«Летел соколок через бабушкин дворок» - колядка Алтайского края 7.«Снежная баба» - закличка Саратовской обл.
8.«Как у бабушки козёл» - шуточная Московской обл. 9.«На дворе, по лужку» - припевки Тамбовской обл.
10.«Комарище» - шуточная Владимирской обл.
Й год обучения
Певческие установки и задачи
Закрепление навыков правильного певческого дыхания. Приобретение навыков правильного распределения дыхания. Работа над качеством звука в примарной зоне. Расширение диапазона. Воспитание навыков координации слуха и голоса: «слышу» - «пою». Развитие музыкальной памяти, мелодического и гармонического слуха. Техника речи: свободная работа артикуляционного аппарата, отчётливое, ясное и распевное произношение слов. Включение в репертуар сказок, обрядовых песен.
Примерный репертуарный список
1.«Как у наших у ворот» - шуточная Саратовской обл. 2.«Ванюшка мой» - шуточная Ульяновской обл.
3.«Ходит царь» - игровая Саратовской обл.
4. «Таусина дуда» - закличка Саратовской обл.
5.«Четыре вола» - шуточная Смоленской обл.
6.«Тонка, жёстка липина» - плясовая Ульяновской обл. 7.«Где ж ты, заинька» - игровая Саратовской обл.
8.«Вот задумал комарик жениться» - шуточная Архангельской обл. 9.«Кот, петух и лиса» - сказка, зап. Г.Науменко
10. «Жавороночки» - закличка, обр. А. Артёмкина
Й год обучения
Певческие установки и задачи
Происходит закрепление и развитие полученных ранее навыков. В репертуар включаются более серьёзные жанры: скоморошины, солдатские, строевые песни.