Тема: «Ранняя профориентация дошкольников.
В мире профессий»
Цель работы: обобщение знаний о профессиях в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей через «погружение» в реальные практические ситуации.
Задачи:
- развитие эмоционально-положительного отношения к человеку труда;
- формирование представлений о необходимости трудовой деятельности в
жизни людей;
- развитие познавательной активности, интереса к профессиям взрослых;
- формирование обобщенных представлений о структуре трудового процесса,
понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;
- воспитание бережного отношения к труду взрослых и результатам их труда;
- формирование у детей желания научиться выполнять трудовые действия
представителей разных профессий.
Актуальность работы по выбранной теме:
Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду. Трудами таких исследователей, как Я.З. Неверович, Д.Б. Эльконин, В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова, Д.В. Сергеева, А.А. Люблинская и др. заложены основы отечественной теории трудового воспитания. Её суть сводится к тому, что в дошкольный период детства можно и нужно формировать общие компоненты трудовых действий (умение планировать, действовать целесообразно, заранее представлять результаты своих действий); труд – это основа самореализации личности, пробуждение в ней творческого начала. В силу возрастных особенностей ребенок не может трудиться профессионально, создавая материальные и духовные ценности. Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение и для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества. Знание о труде, мотивах, направленности труда, отраженные в образах, уже в дошкольном возрасте начинают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношения к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданным людьми.
|
Планируемые результаты
У детей:
· Образовательные: формировать знания детей с видами профессий, показать значение трудовой деятельности в жизни человека; уточнить, обобщить и расширить знания детей об особенностях некоторых профессий;
· Воспитательные: создавать условия для воспитания уважительного и доброго отношения к людям разных профессий; стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей.
У педагога:
- повысится профессиональная компетентность по вопросам организации ранней профориентации, по использованию инновационных образовательных технологий и т.п.;
У родителей:
- повысится компетентность по вопросам ранней профориентационной работы, сформируются партнерские взаимоотношения с участниками образовательных отношений;
Для ДОУ/группы:
- будет составлена картотека «Профессии», «Стихотворения о профессиях»
- обогатится предметно-развивающаяся образовательная среда,
Продукты педагогической деятельности в рамках самообразования по теме
· Выставки творческих работ детей, рассматривание иллюстраций.
|
· Буклеты, памятки, брошюры, консультации и рекомендации для родителей по теме «Формирование ранней профориентации у детей дошкольного возраста
· Выставка творческих работ родителей и выставка совместных творческих работ
· Презентация на родительском собрании «Формирование ранней профориентации у детей дошкольного возраста»
· Презентация педагога по теме самообразования.
· Личное участие в творческих конкурсах на разных уровнях;
· Выступление на педсоветах и родительских собраниях, показ открытых ОД и размещения своих методических разработок в Интернет- сообщества
Взаимодействие с родителями
· Консультации:
- «Ранняя профориентация детей в дошкольном образовании»;
- «Знакомство старших дошкольников с профессиями взрослых»;
- «Чтение литературы как средство ранней профориентации дошкольников»;
- «Дети и современное телевидение», «Осторожно! Злые мультики!», «Детям о КИНО»;
· Рекомендации «Как сформировать положительное отношение к труду у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с профессиями»;
· Беседы дома о профессиях родителей;
· Памятка для родителей «Воспитание трудолюбия»;
· Участие в интернет-конкурсе «Моя мама – профессионал»;
· Оформление альбома-книги (творчество детей) «Калейдоскоп профессий»»;
· Родительские собрания: «Ранняя профориентация детей в дошкольном образовании», «Презентация сюжетно-ролевого, творческого проекта «Снимаем кино»;
План развития РППС
ü Оформление картотеки пословиц и поговорок о труде, загадок о профессиях и орудиях труда, картотеки сюжетно-ролевых и дидактических игр;
ü Приобретение, изготовление дидактических настольно-печатных игр, связанных с темой «Профессии»;
ü Приобретение, изготовление атрибутов для проведения сюжетно-ролевых игр.