Информационные системы. Кодирование информации




 

Информационные технологии и системы являются разновидностями системной организации реализации информационных процессов, которые можно отнести к классу сложных организационно-технических систем (СОТС). СОТС представляет собой целостную совокупность взаимодействующих элементов, включающую в себя объединенных в организационную структуру людей, разнообразные технические средства и характеризующуюся следующим перечнем необходимых свойств.

 

1. Ц еленаправленность. В СОТС имеется субъект, осуществляющий с целью получения определенного результата деятельность, направленную на объект деятельности.

 

2. Ц елостность. Целенаправленность СОТС обуславливает ее понимание как единого целого, не только выделенного, отграниченного от внешней среды, но и взаимодействующего с ней.

 

3. М ногоаспектностность. СОТС характеризуется различными группами свойств (аспектами), которые необходимо учитывать при ее описании и создании, а также для успешного осуществления деятельности. Примерами часто используемых аспектов являются:

 

- функциональный, описывающий цели, назначение, функции, задачи системы;

 

- морфологический, описывающий состав и строение системы;

 

- процессный, описывающий поведение системы во времени, процессы протекающие в ее элементах.

 

Описание СОТС, выполненное в некотором аспекте, называется аспектным представлением СОТС, его можно также рассматривать как систему. Аспекты описания СОТС тесно связаны между собой, однако при решении какой-то конкретной задачи на первый план обычно выступает один из них. Совокупность учитываемых при описании СОТС аспектов называется конфигуратором.

 

4. Ч ленимость (иерархичность). При описании СОТС в любом аспекте она может быть представлена не только в виде целого, находящегося на верхнем уровне иерархии, но и в виде взаимодействующей совокупности составляющих это целое элементов, находящихся на более низком уровне иерархии. Элементы нижнего уровня, в свою очередь, также могут быть расчленены (декомпозированы) на взаимодействующие составляющие, образуя аспектные подсистемы СОТС. Продолжая декомпозицию, можно составить представление СОТС в выбранном аспекте в виде иерархической структуры. Обычно элементы морфологического представления СОТС интерпретируются как элементы самой СОТС.

 

Термин "информационная технология" начал широко распространяться в русскоязычной научно-технической литературе, начиная с середины 80-х годов ХХ века. На рубеже 90-х годов с выходом комплекса стандартов и руководящих документов на автоматизированные системы ГОСТ 34.ХХХ "Информационная технология" он получил официальное закрепление. Введение по аналогии с технологией материального производства понятия информационной технологии, было вызвано осознанием необходимости технологического подхода как главного условия обеспечения эффективного производства разнообразной и качественной информационной продукции. Под информационной продукцией понимается обобщенная информация, полученная в результате обработки данных и предназначенная для распространения или реализации. Федеральный Закон "Об участии в международном информационном обмене" определяет информационные продукты (продукцию) как документированную информацию, подготовленную в соответствии с потребностями пользователей и предназначенную или потребляемую для удовлетворения потребностей пользователей.

 

Государственные образовательные стандарты подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием экономико-управленческого профиля, начиная с утвержденных в 1996 году, предусматривают изучение одной из дисциплин "Информационные технологии управления" или "Автоматизированные информационные технологии в экономике". Такое внимание уделяется информационным технологиям неслучайно. Уровень развития информационной технологии, также как и материальной, связан с объективными потребностями и научно-техническим прогрессом общества, он оказывает влияние на его экономическую сферу, социальную структуру, культуру и идеологию (подробнее см. #M12293 0 976040453 77 83 1396362416 2598724692 2390669029 764341432 2598724692 769455968п. 1.7#S и #M12293 1 976040453 77 84 3712783747 2505570100 3712783747 4153149157 4258667455 4п.1.8#S).

 


Информационной технологией будем называть системно организованную совокупность методов и способов реализации информационных процессов на базе определенного класса инструментальных средств. Информационной технологией иногда называют и науку, предмет которой являются методы и средства реализации информационных процессов.

 

Системная организация информационной технологии подразумевает наличие нескольких разнокачественных сторон, аспектов ее рассмотрения и реализации. Выделяя определенный аспект или их совокупность, мы можем получить различные представления об информационной технологии. В качестве аспектов, определяющих конфигуратор информационной технологии, можно выделить:

 

- функциональный, дающий представление о целях и функциях реализуемых информационных процессов;

 

- предметный, характеризующий синтаксис и семантику входных, выходных, промежуточных, хранимых и других данных, участвующих в реализации информационных процессов;

 

- процессный, дающий представление о последовательности выполнения информационных процессов, а также - составляющих их технологических работ различных уровней (процедур, операций, действий), в результате которых будут достигнуты цели процессов;

 

- инструментальный, относящийся к средствам реализации информационных процессов, в качестве которых рассматриваются программные и технические средства, а также люди, участвующие в выполнении различных работ, входящих в эти процессы.

 

Наиболее подробное и практичное представление об информационной технологии дает описание информационных технологических процессов, соединяющих в себе элементы всех вышеуказанных аспектов, центральным из которых является процессный. Реализация информационного процесса с технологической точки зрения заключается в последовательном выполнении технологических работ. Выделяются различные уровни этих работ, образующих в совокупности иерархическую систему, причем работа верхнего уровня состоит из связанных с ней работ нижнего уровня (рис. 1.14).

 

На рис. 1.14 линии без стрелок показывают иерархию работ, а линии со стрелками последовательность выполнения работ на том или ином уровне. Количество уровней технологических работ и их названия могут быть и другими, в соответствии с терминологией, сложившейся в предметной области, для которой создана информационная технология. Для выделения уровней используются объективные признаки инструментального характера, как правило, сформулированные в явном виде. Например, процедуры могут выделяться по признаку автоматизированного рабочего места (АРМ), на котором они выполняются, операции - по признаку программного средства, входящего в состав АРМ и непрерывно используемого для выполнения работы, действия - по признаку объекта интерфейса программы, с которым оно осуществляется. При большом объеме технологических работ какого-то уровня для конкретизации их выполнения в нем могут выделяться подуровни. Процессы могут делиться на подпроцессы, операции и действия - на сложные и элементарные.

Рис. 1.14. Иерархическая структура информационных технологических работ

Информационным технологическим процессом будем называть иерархически структурированную последовательность технологических работ, проводимых с помощью конкретных инструментальных средств по определенным правилам над входными данными для получения необходимых выходных данных в требуемой форме представления.

 

Ввиду особой важности такой формы представления информационной технологии как информационные технологические процессы эти понятия иногда отождествляют.

 

Заметим, что информационные технологии использовались человечеством с древнейших времен: письменность, книгопечатание и другие революционные изобретения не только резко увеличивали масштаб и производительность информационных процессов, но и кардинально усиливали темпы развития общества в целом. Однако только с изобретением компьютеров новые автоматизированные информационные технологии стали занимать более значительное место по сравнению с традиционными "безмашинными" технологиями (см. #M12293 0 976040453 77 84 3712783747 2505570100 3712783747 4153149157 4258667455 4п. 1.8#S и #M12293 1 976040453 77 85 3712775295 2316622888 1021507320 2223564336 3111170855 2130624825п. 1.9#S).

 

Автоматизированная информационная технология - это информационная технология, основанная на использовании программно-технических средств компьютерных систем, систем телекоммуникаций, а также офисного оборудования.

 

Современные автоматизированные информационные технологии можно классифицировать по признакам: функциональному, организационному, территориальному, а также степени и характеру распространения.

 

На первом уровне классификации по функциональному признаку информационные технологии можно разделить на проблемно-ориентированные, предметно-ориентированные и обеспечивающие (рис. 1.15).

 

Проблемно-ориентированные технологии предназначены для автоматизированной реализации информационных процессов, присущих конкретным проблемным областям (сферам) человеческой деятельности. Они включают в себя технологические работы все уровней, начиная с верхнего. Можно выделить, например, информационные технологии управленческой, проектной, научно-исследовательской, образовательной деятельности. Дальнейшая их классификация определяется классификацией видов деятельности, функций и задач, принятой в этих областях.

 

 

Рис. 1.15. Классификация информационных технологий

по функциональному признаку

 

Предметно-ориентированные технологии предназначены для автоматизированной реализации информационных процессов, в которых участвуют данные определенного вида, характеризующегося особенностями своей формы представления (синтаксиса) или, реже, семантики. Выделяют технологии работы с неструктурированными данными одинакового типа (текстовыми, числовыми, графическими, звуковыми, видео) или смешанного типа (мультимедиа) и технологии работы со структурированными данными (например, электронные таблицы, базы данных). Многие такие технологии являются инструментально-ориентированными, поскольку явно или неявно подразумевают использование определенного класса программных средств. Эти технологии включают в себя технологические работы, начиная с процедурного или операционного уровня.

 

Обеспечивающие технологии предназначены для реализации процессов распространения информации, а также вспомогательных информационных процессов, которые могут входить в информационные процессы различного назначения.

 

Отметим, что обеспечивающие информационно-технологические процессы могут входить в состав предметно-ориентированных технологических процессов, а последние - в состав проблемно-ориентированных технологических процессов.

 

По организационному признаку информационные технологии делятся на индивидуальные, многопользовательские и групповые (рис. 1.16). Индивидуальные информационные технологии ориентированы на поддержку работы одного пользователя (индивидуального информационного субъекта). Многопользовательские технологии обеспечивают информационные процессы нескольких невзаимодействующих между собой пользователей. Примером такой технологии являются технологии, реализуемые в базах данных коллективного доступа. Групповые информационные технологии предназначены для реализации информационных процессов, в которых участвует группа взаимодействующих пользователей (коллективный информационный субъект). Примером такой технологии являются технологии, реализуемые в системах документооборота.

 

 

Рис. 1.16. Классификация информационных технологий

по организационному признаку

 

По степени и характеру распространения информационные технологии можно разделить на массовые, типовые и уникальные (рис. 1.17). Определяющей чертой массовых технологий является возможность и целесообразность их использования без каких-либо существенных изменений многими пользователями. Примером таких технологий может служить большинство инструментально-ориентированных технологий, в частности, технологии обработки текстовой информации с помощью текстового процессора Microsoft Word 2000. В отличие от массовых типовые информационные технологии предполагают необходимость своей настройки на особенности реализации информационных процессов у конкретных пользователей. К этому классу можно отнести информационные технологии управления предприятием на базе соответствующих программных продуктов, например, "1С - Предприятие". Уникальные информационные технологии ориентированы на использование одним информационным субъектом и разрабатываются либо им самим, либо по его заказу.

 

 

Рис. 1.17. Классификация информационных технологий

по степени и характеру распространения

 

Характерными чертами современных автоматизированных информационных технологий являются:

 

- повсеместное использование персональных компьютеров, цифровой техники и телекоммуникационных систем как основных средств реализации информационных процессов;

 

- интеграция возможностей различных информационных технологий в рамках как отдельных программных систем, так и взаимодействующих комплексов программ;

 

- диалоговый режим работы пользователей с программно-техническими средствами с использованием "дружественного" интерфейса, предоставляющего им удобные средства оперативного доступа к различным информационным технологиям;

 

- широкое использование различных баз данных и других информационных ресурсов на основе удаленного доступа к ним с помощью локальных и глобальных сетей.

 

В качестве основных тенденций развития информационных технологий можно указать:

 

1. и нтеграция возможностей информационных и телекоммуникационных технологий на основе создания комбинированных цифровых устройств для распространения и обработки различных типов информации;

 

2. глобализация - вовлечение в информационные процессы информационных субъектов, находящихся в различных точках земного шара, независимо от национальных границ и языковых различий (распространение "computer english" как интернационального языка общения в сети Internet);

3. и нтеллектуализация - создание интеллектуальных информационных технологий, поддерживающих решение слабо формализованных задач за счет моделирования социально-экономических, производственных, психологических, биологических и эволюционных процессов;

 

4. р асширение номенклатуры и частоты применения автоматизированных информационных технологий на основе современной информационно-коммуникационной среды за счет увеличения доли процессов жизнедеятельности, реализуемых в этой среде при непосредственном общении информационных субъектов между собой и использования различных информационных ресурсов для удовлетворения своих потребностей.

 

 

Информационные системы

 

Любые информационные процессы реализуются с помощью соответствующих им информационных технологий в рамках некоторой системы, содержащей элементы, способные производить входящие в эти процессы действия. Исторически первыми информационными системами можно считать библиотеки и архивы: две тысячи лет назад в знаменитой Александрийской библиотеке насчитывалось 700 000 книг. Задолго до изобретения электронных вычислительных машин существовали системы, использовавшие различную счетную технику для ввода, обработки и вывода информации. Для обработки результатов переписи населения России, проведенной в 1896 году, использовалась человеко-машинная информационная система на базе машин (перфораторов и табуляторов) Г. Холлерита. Несовершенство применявшихся ручных технологических процедур привело к тому, что подведение итогов переписи заняло пять лет. Наиболее совершенным видом организации средств реализации информационных технологий в настоящее время является их включение в состав автоматизированной информационной системы (АИС).

 

Определение информационной системы, в том числе и автоматизированной, наталкивается на ряд трудностей, что приводит к различным формулировкам и неоднозначному пониманию этого термина. Причина этих трудностей кроется в неоднозначности выделения системы из окружающей среды и многообразии ее представлений. Важность введения и использования адекватного требованиям практики понятия АИС определяется тем, что она является объектом дорогостоящих разработки, внедрения и эксплуатации. Проанализируем два подхода к определению АИС на примере определений, данных в нормативно-правовых документах.

 

Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации" определяет информационную систему как организационно упорядоченную совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы. При этом составные, в соответствии с данным Федеральным законом, части АИС: документы и информационные технологии, в нем не определены, хотя неявно подразумевается, что информационные технологии включают в себя не только методы и способы, но и средства реализации информационных процессов. В Федеральном Законе "Об обязательном экземпляре документов" записано, что документ - это материальный объект с зафиксированной на нем информацией в виде текста, звукозаписи или изображения, предназначенный для передачи во времени и пространстве в целях хранения и общественного использования. Очевидно, что такое понимание документа может быть использовано не для всей информации, передаваемой, хранящейся и обрабатываемой в АИС.

 

Несколько иной подход к понятию АИС зафиксирован в государственных стандартах. Так ГОСТ 34.003-90 "Информационная технология. Термины и определения" определяет автоматизированную систему как систему, состоящую из персонала и комплекса средств автоматизации его деятельности, реализующую информационную технологию выполнения установленных функций. Руководящий документ РД 50-680-88 "Методические указания. Автоматизированные системы. Основные положения" добавляет в состав автоматизированной системы организационно-методические и технические документы. В нем также поясняется, что в комплекс средств автоматизации включаются программно-технические средства и информация, описывающая объект автоматизации.

 

Сравнивая эти два подхода к определению АИС, можно сделать вывод, что в них используется тот же конфигуратор, включающий функциональный, предметный, процессный и инструментальный аспекты, что и для информационных технологий. Главное отличие второго подхода заключается в том, что он, явно указывая назначение информационных процессов, реализуемых в АИС, решает проблему ее отграничения от внешней среды в функциональном аспекте. ГОСТ 34.003-90 определяет, что назначением автоматизированной системы является автоматизация деятельности персонала, как информационного субъекта, входящего в ее состав, в то время как определение Федерального закона ничего не говорит о назначении информационных процессов. Ответ на вопрос о том, какие специалисты (информационные субъекты) должны быть включены в состав АИС, а какие входить в ее внешнюю среду, относится к решению проблемы отграничения АИС в морфологическом аспекте.

 

Таким образом, относительная важность аспектов в конфигураторе АИС иная, чем для информационных технологий. На первое место в определениях АИС ставятся морфологический (инструментальный), и функциональный аспекты. Дадим определение, учитывающее различные аспекты АИС в соответствии с таблицей 1.1.

 


Автоматизированная информационная система - это взаимосвязанная совокупность информации, автоматизированных информационных технологий, а также обеспечивающих их реализацию программно-технических средств и специалистов, предназначенная для эффективного выполнения комплекса работ, необходимых при осуществлении информационным субъектом-пользователем АИС своей деятельности.

 

Далее, говоря об информационных технологиях и системах, мы будем подразумевать автоматизированные.

 

Таблица 1.1

 

Учет различных аспектов в определении АИС

 

#G0Аспект Фрагмент определения
Морфологический (инструментальный) взаимосвязанная совокупность информации, автоматизированных информационных технологий, а также обеспечивающих их реализацию программно-технических средств и специалистов
Функциональный предназначенная для эффективного выполнения комплекса работ, необходимых при осуществлении информационным субъектом-пользователем АИС своей деятельности
Предметный информация
Процессный информационные технологии

 

Отметим основные отличия информационных систем от информационных технологий:

 

- информационная система включает в себя реализуемые в ней информационные технологии;

 

- информационные системы включают в себя средства реализации информационных процессов, а информационные технологии реализуются на их базе;

 

- информационные системы характеризуются наличием конкретных пользователей (информационных субъектов), в то время как информационные технологии (за исключением уникальных) предназначены для использования неопределенно широким кругом пользователей.

 

- информационные системы имеют функциональное назначение, определяемое комплексом работ, выполняемых информационным субъектом при осуществлении своей деятельности, то есть являются проблемно-ориентированными, в то время как информационные технологии могут быть не только проблемно-ориентированными, но и предметно-ориентированными или обеспечивающими.

 

АИС как сложную систему невозможно адекватно и наглядно представить какой-либо одной структурой. Как следует из свойств СОТС, можно выделить в соответствии с конфигуратором АИС несколько аспектных подсистем, каждая из которых имеет многоуровневую иерархическую структуру. Общую логическую организацию АИС, определяемую ее конфигуратором, иерархическими аспектными подсистемами и принципами их взаимодействия, назовем архитектурой АИС. В таблице 1.2 представлена обобщенная архитектура АИС, включающая ее конфигуратор (перечень аспектов) и обобщенные названия аспектных подсистем первого и второго уровней.

 

Таблица 1.2

 

Обобщенная архитектура АИС

 

#G0Аспект Уровень Аспектные подсистемы
Морфологический 1.   2. Персонал, комплекс средств автоматизации, комплекс документов. Категории персонала и обеспечивающие подсистемы
Функциональный 1. 2. Функциональные подсистемы. Функциональные задачи
Предметный 1.   2. Входные, выходные, хранимые, промежуточные массивы документов и данных. Документы и данные
Процессный 1.   2. Проблемно-ориентированные информационные технологические процессы. Информационные технологические процедуры

 

В состав АИС (морфологический аспект) на первом уровне входят: комплекс средств автоматизации (КСА), организационно-методические, технические и эксплуатационные документы, а также специалисты, использующие их в своей профессиональной деятельности (персонал).

 

Персонал АИС можно разделить на три категории:

 

1) эксплуатационный персонал, деятельность которого направлена на обеспечение работоспособности КСА и эффективного функционирования АИС;

 

2) вспомогательный персонал, выполняющий рутинные действия по вводу в КСА АИС данных, поступающих из внешней среды, а также выводу и передаче выходных данных для внутренних и внешних пользователей;

 

3) внутренние пользователи, основная деятельность которых направлена на решение задач проблемной области с непосредственным использованием КСА АИС.

 

Кроме того, выделяют внешних пользователей, информационные потребности которых удовлетворяются с использованием АИС, однако их непосредственное общение с КСА АИС либо отсутствует, либо составляет несущественную часть общего объема их основной деятельности.

 

Обеспечивающие подсистемы, выделяемые на втором уровне, присущи любой АИС независимо от ее функционального назначения и являются объектами разработки при ее проектировании. Их состав регламентируется РД 50-680-88 "Методические указания. Автоматизированные системы. Основные положения". На рис. 1.18 показаны 8 основных обеспечивающих подсистем.

 

Техническое, программное и информационное обеспечение входят в состав КСА и реализуются в виде взаимосвязанной совокупности компонент и комплексов, снабжаемых необходимой технической документацией. Остальные виды обеспечений представлены комплексом организационно-методических и эксплуатационных документов и учтены при реализации КСА.

 

 

Рис. 1.18. Обеспечивающие подсистемы АИС

Техническое обеспечение АИС - совокупность всех технических средств, используемых при функционировании АИС, включая средства связи и носители данных, а также техническая документация на них.

 

Основой технического обеспечения современных АИС являются вычислительные машины различных моделей. В зависимости от возлагаемых на них задач, они могут иметь различную конфигурацию и характеристики. Наиболее распространенными в настоящее время являются компьютеры, построенные на использовании и развитии принципов, сформулированных Дж. фон Нейманом. Эти принципы, в частности, утверждают, что данные в компьютерах хранятся и обрабатываются в двоичном коде, а обработка данных происходит под управлением программ, хранимых, как и данные, в памяти компьютера. Ознакомиться подробнее с устройством и принципами работы современных персональных компьютеров можно, например, в [3]*1.

 

Программное обеспечение АИС - совокупность программ и программной документации для реализации всех целей и задач АИС, а также нормального функционирования технических средств. Программой называется описание на языке программирования или в машинном коде действий, которые должна выполнить ЭВМ в соответствии с алгоритмом решения конкретной задачи или группы задач. Таким образом, программу можно рассматривать как данные, предназначенные для описания последовательности операций, выполняемых ЭВМ для достижения поставленной цели или задачи. Часто под программой понимают и саму описываемую последовательность операций. Подробнее об алгоритмах рассказывается в п. 1.7.

 

Информационное обеспечение АИС - совокупность всех характеризующих проблемную область массивов документов и данных, хранящихся и циркулирующих в АИС, независимо от характера носителей, на которых они записаны, включая их модели (структуры).

 

Математическое обеспечение АИС - совокупность математических методов, моделей и алгоритмов обработки информации, используемых при функционировании АИС.

 

Лингвистическое обеспечение АИС - совокупность языковых средств общения персонала с КСА, используемых для описания действий, которые необходимо выполнить КСА, и объектов, с которыми производятся эти действия.

 

Организационно-методическое обеспечение АИС - комплекс документов, регламентирующих деятельность персонала КСА в условиях функционирования АИС, а также формы представления результатов этой деятельности.

 

Правовое обеспечение АИС - комплекс правовых норм, регламентирующих правоотношения при функционировании АИС, а также юридический статус выходных документов (результатов функционирования) АИС.

 

Эргономическое обеспечение АИС - совокупность взаимосвязанных требований, направленных на согласование технических характеристик КСА АИС с психофизиологическими характеристиками и возможностями персонала АИС с целью создания необходимых условий для его высокоэффективной работы.

 

АИС можно классифицировать по ряду признаков, в том числе:

 

1) сфера автоматизируемой деятельности;

 

2) объект автоматизируемой деятельности;

 

3) степень и характер автоматизации деятельности;

 

4) характер обрабатываемой информации;

 

5) организационный;

 

6) территориальный.

 

В зависимости от сферы автоматизируемой деятельности можно выделить такие классы проблемно-ориентированных АИС:

 

- автоматизированные системы управления (АСУ);

 

- системы автоматизированного проектирования (САПР);

 

- автоматизированные системы научных исследований (АСНИ);

 

- автоматизированные системы обработки и передачи информации, обслуживающие произвольные сферы деятельности;

 

- системы, автоматизирующие сочетание различных видов деятельности.

 

Классификация по этому признаку может быть многоуровневой, в соответствии с существующей в каждой сфере деятельности классификацией видов и функций деятельности. В управленческой деятельности, например, выделяют уровни (стратегический, тактический, оперативный) и функции управления (планирование, организация, учет, анализ, контроль).

 

Классификация по объекту автоматизируемой деятельности АИС также уточняет предыдущую классификацию.

 

В частности, среди АСУ различают:

 

- автоматизированные системы управления отраслью (отраслевые АСУ);

 

- автоматизированные системы управления предприятием (АСУП);

 

- автоматизированные системы управления учреждением или организацией;

 

- автоматизированные системы управления подразделениями;

 

- автоматизированные системы управления технологическими процессами (АСУ ТП);

 

- интегрированные автоматизированные системы (ИАС), в которых сочетаются различные виды и объекты деятельности; например, корпоративные информационные системы, в которых автоматизируется управленческая деятельность как предприятия в целом, так и деятельность всех его основных подразделений.

 

По степени и характеру автоматизации деятельности различают:

 

- системы информационного обслуживания или информационно-справочные системы (ИСС), которые оказывают пользователям, в основном, внешним, информационные услуги, предоставляя по запросам хранящуюся в них информацию, как правило, справочного характера; доля автоматизированной с помощью ИСС деятельности внешних пользователей незначительна и, чаще всего, нерегулярна;

 

- системы информационного сопровождения; информационно-технологические процессы таких систем содержат значительное число неавтоматизированных технологических работ средних уровней; выполняемые на КСА АИС внутренними пользователями технологические работы (функциональные задачи), характеризуются не только поиском, но и обработкой входной и хранимой информации;

 

- системы комплексной автоматизации деловых процессов, информационно-технологические (деловые) процессы таких систем содержат неавтоматизированные технологические работы лишь на нижних уровнях; выполняемые внутренними пользователями автоматизированные технологические работы нижнего уровня характеризуются высокой степенью использовании КСА АИС.

 

По характеру обрабатываемой информации, оказывающему существенное влияние на идеологию построения АИС, различают:

 

- документальные информационные системы, обрабатывающие слабоструктурируемую текстовую информацию;

 

- фактографические информационные системы, обрабатывающие жесткоструктурируемую информацию;

 

- документально-фактографические информационные системы.

 

Классификация АИС по организационному признаку совпадает с соответствующей классификацией для информационных технологий, выделяя персональные (индивидуальные), многопользовательские и коллективные информационные системы.

 

Данную классификацию можно дополнить, учтя территориальный аспект размещения пользователей. В зависимости от масштаба их территориального размещения информационные системы делят на:

 

- локальные (помещение, здание, группа рядом расположенных зданий);

 

- городские;

 

- территориально-распределенные (от нескольких городов до страны);

 

- глобальные (различные континенты).

 

Существуют и другие классификации АИС, например, основанные на вариантах построения ее программно-технической среды.

 

 

Кодирование информации

 

Для организации успешного информационного взаимодействия с человеком компьютер должен уметь принимать, хранить, обрабатывать и передавать информацию тех же типов, что и человек. Поэтому при создании сложных организационно-технических систем, которыми являются АИС, необходимо учитывать особенности реализации информационных процессов как человеком, так и современными компьютерными и телекоммуникационными средствами. Остановимся на этих особенностях подробнее, напомнив, что информационным процессом называется совокупность последовательных действий, проводимых над информацией, представленной в определенной форме.

 

Процессы обработки информации могут быть выполнены как человеком, так и компьютером. Человек может обрабатывать закодированную информацию, представленную в виде текста на естественном или специализированном языке и незакодированную неформализованную информацию в виде некоторых образов.

 

Одной из особенностей человеческого мышления является функциональная специализация полушарий головного мозга, за открытие которой Р. Сперри в 1981 году была присуждена Нобелевская премия по медицине. Им было установлено, что за творческие способности, связанные со словесным (кодированным) описанием объектов отвечает левое полушарие, в то время как задачей правого полушария является пространственно-образное мышление. Однако различие между двумя типами мышления не только в том, что одно оперирует словом, а другое - образом. Левополушарное мышление организует любую информацию (неважно в каком виде поступившую - словесном или образном) в виде однозначного текста, более или менее одинаково понимаемого различными людьми. Такая организация информации необходима для того, чтобы выбрать из всего богатства значений и смысловых оттенков слова (или другого сигнала) только существенные и установить логически упорядоченные связи между ними. Левое полушарие обрабатывает информацию последовательно и линейно, аналитически и логически. А вот задачей правого полушария является одномоментное, цельное отражение всех существующих взаимосвязей, всего богатства реального мира. Оно обрабатывает информацию глобально, синхронно



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: