Информационная сфера общества




Рассмотрим подробнее социальное воздействие широкого распространения информационных технологий в ходе происходящей в настоящее время шестой информационной революции. Информатизация общества, как отмечалось во введении, является процессом, охватывающим все стороны общественной жизни, предусматривающим систематическую реорганизацию и повышение эффективности любой социально значимой деятельности на основе применения современных информационных и коммуникационных систем и технологий. Создание на основе глобальных сетей единой мировой информационной инфраструктуры, обеспечивающей активное взаимодействие людей, предприятий, государственных и общественных организаций, приводит, к изменению цивилизационного характера - формированию информационного общества.

 

Важность этого процесса была осознана широкой научной общественностью. Еще в середине 70-х годов прошлого века для обозначения новой научной дисциплины, изучающей на основе информационного подхода общественное знание, социальную коммуникацию и управление обществом, был использован термин "социальная информатика". В последующем предмет этой дисциплины неоднократно уточнялся, однако необходимо отметить имеющую место несогласованность в определении перечня и содержания основных понятий социальной информатики. В этом параграфе мы рассмотрим некоторые основные вопросы социальной информатики, полагая ее предметом закономерности и тенденции развития информационной сферы общества и ее взаимодействия с другими сферами общественной жизни.

 

В Федеральном законе "Об участии в международном информационном обмене" дано определение информационной сферы (среды) как сферы деятельности субъектов, связанной с созданием, преобразованием, и потреблением информации. Доктрина информационной безопасности РФ раскрывает понятие информационной сферы более подробно, включая в нее совокупность информации, информационной инфраструктуры, субъектов, осуществляющих сбор, формирование, распространение и использование информации, а также системы регулирования возникающих при этом отношений. Таким образом, информационную сферу можно характеризовать как сферу общественной и человеческой деятельности, направленной на удовлетворение информационных потребностей, в которую входят следующие взаимосвязанные компоненты (рис. 1.34):

 

1. информационные субъекты (индивидуальные и коллективные), осуществляющие деятельность по реализации информационных процессов;

 

2. потоки создаваемой и потребляемой информации;

 

3. информационная инфраструктура.

 

Информационная инфраструктура включает в себя

 

- информационные ресурсы общества;

 

- информационную индустрию

 

1) производства, переработки и распространения информации, оказания информационных услуг, в том числе, средства вычислительной техники, связи, массовой информации;

 

2) производства информационно-коммуникационной техники и программных средств (ИКТ и ПС), создания информационных технологий и систем;

 

- системы (государственные, общественные и коммерческие организационные структуры), осуществляющие регулирование и воспроизводство информационной сферы.

 

Рис. 1.34. Информационная сфера общества

 

Информационные ресурсы, создаваемые обществом и составляющие часть его информационной инфраструктуры, являются основным источником информации, потребляемой обществом и его членами. Некоторые элементы инфраструктуры могут выступать в качестве информационных субъектов. Эти отношения показаны на рис. 1.34 пунктиром.

 

Рассмотрим подробнее тенденции развития каждой из компонент информационной сферы.

 

Существенное повышение роли и места информации в жизни государства, общества, личности превратило ее в мощный, реально ощутимый ресурс, ставший одним из ведущих факторов общественного развития. Понятие информационного ресурса, хотя и является сравнительно новым, нашедшим широкое употребление лишь в 80-х годах прошлого века, занимает все более важное место в современном научно-техническом и общественно-политическом лексиконе. Информатизация общества не только ставит его в один ряд с остальными видами экономических ресурсов: природными, энергетическими, материальными, трудовыми, финансовыми, но и придает ему приоритетный характер. Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации" определяет информационные ресурсы как отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах). При этом под документированной информацией в этом законе понимается зафиксированная на материальном носителе (документе) информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Необходимость введения категории информационного ресурса вызвана, с одной стороны, лавинообразным ростом объема документов, накопленных человечеством, и степени их использования; с другой стороны, - превращением их в один из ключевых факторов развития современного общества.

 

Говоря об информационных ресурсах, необходимо иметь в виду, что они представляют собой подготовленные для социального использования знания создававших их людей, зафиксированные на бумаге, магнитном, оптическом или ином материальном носителе. По способу организации хранения и использования информационных ресурсов выделяют традиционные (массив документов, фонд документов, архив) и автоматизированные (база данных, автоматизированная информационная система, Интернет) формы. Актуальной является задача перевода существующих в традиционной форме ресурсов в автоматизированную форму с использованием массовых технологий. Существуют классификации информационных ресурсов и по другим основаниям: по тематике, по форме собственности, по доступности информации и др.

 

Так же, как и у других видов ресурсов, у информационных ресурсов имеются собственники и владельцы, ими могут быть граждане, организации, органы местного самоуправления, органы государственной власти. Собственником информационного ресурса (а также информационных систем, технологий и средств их обеспечения) согласно Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации" является субъект, в полном объеме реализующий полномочия владения, пользования, распоряжения указанными объектами. В отличие от собственника владелец информационных ресурсов осуществляет владение, пользование и распоряжение ими в пределах, установленных законом и собственником. Необходимо отметить две тенденции развития информационной инфраструктуры, связанные с информационными ресурсами. С одной стороны, происходит все большая децентрализация информационных ресурсов (как объекта собственности и владения), с другой стороны - налицо стремление органов государственной власти, специализированных информационных центров и организаций к интеграции информационных ресурсов на уровне их владения и использования.

 

Активное вовлечение информационных ресурсов в экономическую и другие сферы общественной жизни, рост масштаба их использования привели к выделению существенной их части, предназначенной не для внутреннего потребления их производителями (собственниками), а для удовлетворения информационных потребностей широкого круга внешних информационных субъектов. Информация из информационных ресурсов распространяется в результате подготовки информационных продуктов и оказания информационных услуг. Информационными продуктами (продукцией) называется документированная информация, подготовленная в соответствии с потребностями пользователей и предназначенная для удовлетворения этих потребностей путем распространения или реализации. Информационные продукты могут распространяться как в вещественной, так и электронной форме, например, по телекоммуникационным сетям. Действия субъектов (собственников и владельцев) по обеспечению пользователей информационными продуктами согласно Федерального закона "Об участии в международном информационном обмене" являются информационными услугами.

 

Диапазон информационных услуг достаточно широк и не ограничивается предоставлением в распоряжение пользователей необходимых им информационных продуктов. К информационным услугам относят также

 

- консультационные услуги (результат не обязательно фиксируется документально);

 

- услуги по передаче информации (информационным продуктом обеспечивается не пользователь услуги, а его адресат);

 

- услуги по доступу в Интернет (информационный продукт не определен);

 

- услуги по формированию (предоставлению возможности создания) личных сайтов на сервере провайдера и обеспечению доступа к ним (информационный продукт создает сам пользователь, являющийся его владельцем).

 

Обобщая эти примеры, назовем информационными услугами действия информационных субъектов по обеспечению выполнения информационных процессов, удовлетворяющих информационные потребности пользователей.

 

Анализ информационной сферы позволяет выделить три основных вида действующих в ней информационных субъектов, осуществляющих деятельность по реализации информационных процессов:

 

1) производители информации, информационных ресурсов, продуктов и услуг;

 

2) обладатели (владельцы) информационных ресурсов и продуктов;

 

3) потребители информации, информационных ресурсов, продуктов и услуг.

 

Кроме того, часть субъектов информационной сферы осуществляет деятельность в ее инфраструктуре, например, производители информационных систем и технологий, средств их обеспечения, а также собственники этих систем и средств.

 

Среди производителей информационных ресурсов можно выделить:

 

- органы государственной власти и управления различных уровней, органы местного самоуправления, формирующие правовые и управленческие документы;

 

- органы государственной системы статистики, обрабатывающие колоссальные потоки социально-экономической информации;

 

- информационные центры различных министерств и ведомств, органов власти субъектов РФ, а также межведомственные центры, формирующие информационные ресурсы и распространяющие информационные продукты соответствующего профиля;

 

- когнитивные структуры общества - научные и образовательные организации, аналитические центры, в которых формируются новые знания;

 

- предприятия и организации различных сфер деятельности;

 

- средства массовой информации.

 

В качестве примеров субъектов - производителей информационных ресурсов укажем Министерство юстиции РФ, формирующее и распространяющее базу правовых документов "Эталон", Институт научной информации в области общественных наук (ИНИОН), Всероссийский институт научной и технической информации (ВИНИТИ).

 


Потребителями информационных продуктов и услуг являются органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления, предприятия и организации различных форм собственности и сфер деятельности, а также частные лица.

 

Характерной чертой информатизации общества является расширение информационной сферы за счет вовлечения в нее все большего числа новых субъектов. Свидетельством этого процесса служит, например, претворение в жизнь концепций электронного правительства (e-government), электронного бизнеса (e-business), электронной торговли (e-marketing) электронного (дистанционного) образования (e-education). Информатизация вторгается и в неожиданные области: в мае 2002 года в Москве прошел фестиваль медиа-искусства "Программное обеспечение как произведение искусства или художественные игры с софтом", ориентированный на искусство, адекватное информационному обществу. Активность его участников была нацелена на художественное и теоретическое осмысление новой цифровой реальности, создаваемой программным обеспечением, управляющим аудио и видеорядом, а также артистическому программному обеспечению, являющемуся само по себе художественным продуктом.

 

Информационная инфраструктура общества кроме информационных ресурсов включает в себя также информационную индустрию, приобретающую, начиная с 80-х годов прошлого века, все больший удельный вес и влияние на экономическую и социальную жизнь общества. В информационной индустрии выделяют два сектора:

 

1) сектор производства, переработки и распространения информации, оказания информационных услуг, называемый также информационной техносферой;

 

2) сектор производства информационно-коммуникационной техники и программных средств, создания информационных технологий и систем, то есть, сектор средств производства информационной техносферы;

 

В информационную техносферу включают:

 

- средства вычислительной техники и информатики, обеспечивающие возможность формирования информационных ресурсов на основе электронного представления, хранения и обработки информации;

 

- средства информационно-телекоммуникационных систем, обеспечивающих передачу данных по каналам связи;

 

- телевизионные и радиовещательные системы, а также телефонной, телеграфной и радиосвязи;

 

- сеть проводных, оптоволоконных, радиорелейных, спутниковых, и других видов каналов связи, предназначенных для распространения информации в пространстве;

 

- полиграфическая, копировальная, множительная и другая техника, предназначенная для документирования и тиражирования информационных продуктов;

 

- средства записи и воспроизведения изображения и звука (электронно-оптические устройства отображения информации, кино- и фотоаппаратура, аудиотехника).

 

Уровни и тенденции развития информационной техносферы различных стран оцениваются с помощью ряда количественных показателей, как абсолютных, так и относительных (на 1 000 человек населения).

 

В табл. 1.7 приведены взятые из различных источников значения некоторых из этих показателей для ряда ведущих стран мира и России на 1997 год[5] (верхнее число) и на 2001 год[6] бь. К приведенным цифрам следует относиться как к ориентировочным, так как различные источники используют разные методики оценки и могут давать существенно различающиеся значения одного и того же показателя.

 

 


Таблица 1.7

 

Показатели развития информационной техносферы (на 1000 человек)

 

#G0Показатель Япония США Финляндия Германия Россия
Количество          
телефонов         240,5
в том числе          
мобильных         22,2
Количество          
компьютеров         43 - 80
Количество          
пользователей Internet          
Количество          
телевизоров          

 

Анализ показателей развития информационной техносферы позволяет выявить следующие тенденции.

 

- развитие электронных средств массовой информации приводит к вытеснению печатных средств (газет);

 

- происходит быстрый рост количества домашних компьютеров, число которых становится сравнимым с числом компьютеров, используемых на предприятиях и в организациях;

 

- в ведущих странах рост числа домашних компьютеров становится сравнимым или превышает рост числа телевизоров;

 

- доля граждан, охваченных спутниковым и кабельным телевещанием, в развитых странах приближается к 100%; в России в 2002 году она составляла лишь 20%.

 

Объем услуг в сфере информатизации по оценке Минсвязи РФ составил в 2000 году 1,4 млрд долларов. Общие доходы российских компаний от предоставления Интернет-услуг оцениваются в 400-500 млн долларов в год. Число регулярных пользователей Интернета в 2001 году составило 4,3 млн человек. Среднегодовой прирост числа пользователей Интернет за последние два года - не менее 40%.

 

Успешно развивается и сектор средств производства информационной техносферы. В 2001 году в России было продано чуть менее 2 млн персональных компьютеров[7], а их количество превысило 11 млн [8]. В 2002 году отчетливо прослеживалась тенденция к насыщению спроса на вычислительную технику и значительное вытеснение отечественными производителями западных.

 

В 2002 году объем российского рынка легального программного обеспечения вырос до величины порядка 500 млн долларов. Прогнозируется, что темпы его роста сохранятся в пределах 20-40%.

 

В 2001 году в России было установлено более 1,4 млн новых телефонов, число абонентов сотовой связи составило 7,8 млн человек. В 2001 году. В то же время за десятилетие реформ число нетелефонизированных поселков и деревень возросло с 40 до 50 тысяч.

 

Согласно эмпирического закона Мура вычислительная мощность компьютера удваивается каждые два года. При этом каждое новое поколение программ требует вдвое больше ресурсов. Еще одно эмпирическое правило указывает, что удвоение пропускной способности каналов связи происходит через каждые 10-13 месяцев. Некоторые исследователи делают из этого вывод, что мир больше любит болтать, чем думать.

 

Государственные, общественные и коммерческие организации, осуществляющие регулирование и воспроизводство информационной сферы, составляют еще один блок информационной инфраструктуры общества. В этом блоке можно выделить:

 

- органы государственной власти и управления, проводящие политику, направленную на развитие информационной сферы общества путем создания благоприятных условий для деятельности информационных субъектов, а также правовое регулирование отношений в информационной сфере;

 

- научно-исследовательские, проектные, опытно-конструкторские организации, проводящие теоретические и экспериментальные исследования, направленные на определение эффективной структуры и основных направлений развития информационной индустрии, создание новых средств реализации информационных процессов и разработку перспективных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на их основе;

 

 

- учреждения образования, осуществляющие подготовку и повышение квалификации кадров для информационной индустрии, а также обучение широкого круга граждан эффективному использованию современных ИКТ с целью обеспечения их успешной адаптации к новым реальностям современной жизнедеятельности;

 

- организации, занимающиеся распространением, оптовой и розничной торговлей средствами ИКТ.

 

Важность процесса информатизации как ключевого фактора развития была осознана органами власти ведущих стран мира.

 

В 1993 году правительство США обнародовало планы развития национальной информационной инфраструктуры как технологической основы информационного общества. В специально подготовленном докладе были перечислены основные принципы формирования информационного общества, среди которых:

 

- обеспечение универсального интерактивного доступа;

 

- обеспечение доступа к государственной информации;

 

- защита неприкосновенности личной жизни, безопасности и надежности сетей;

 

- защита прав интеллектуальной собственности;

 

- координация государственных усилий, поощрение частных инвестиций и помощь в технологических новациях.

 

В соответствии с этим докладом США взяли курс на строительство информационной супермагистрали, определяемой как совокупность всех технологий, связанных с производством, обработкой, хранением и распространением информации, включая телевидение, компьютерные сети, спутниковое вещание, мобильную связь, технологии онлайновых услуг.

 

Разработана стратегия и реализуются рекомендации по вхождению в информационное общество и стран Европы. В июле 1994 года Комиссией европейского сообщества был принят план действий "Европейский путь в информационное общество". В 1995 году Европейская комиссия учредила Форум для обсуждения общих проблем процесса становления информационного общества. Цель работы Форума - проследить этот процесс в таких областях как воздействие на экономику и занятость; создание новых социальных и демократических ценностей в "виртуальном сообществе"; воздействие на общественные и государственные службы; образование, обучение и переквалификация; культура и средства массовой информации, устойчивое развитие; технология и инфраструктура. В 1998 - 2002 годах усилия Европейского союза (641 проект) были сконцентрированы в специальной программе "Технологии информационного общества", которая будет продолжена и в 2002-2006 годах. В качестве основных были определены следующие направления исследований:

 

- системы и услуги для граждан;

 

- новые методы работы и электронная коммерция;

 

- мультимедийное содержание и средства;

 

- технологии и инфраструктура общего пользования;

 

- перспективные и вновь возникающие технологии.

 

Практически каждая из стран Европы также имеет программу, излагающую национальную политику в деле построения информационного общества, невыполнение которой влечет потерю конкурентоспособности страны, сравнительное снижение уровня жизни, потерю темпов развития.

 

В июле 2000 года «Большая восьмерка» наиболее промышленно развитых стран мира приняла Хартию Глобального информационного общества, которая получила название Окинавской Хартии (по названию японского города, где она была принята). В начальных пунктах Хартии зафиксированы следующие основные положения, которые будут применяться этими странами в процессе формирования и развития информационного общества.

 

1. Революционное воздействие ИКТ, являющихся одним из наиболее важных факторов формирования общества XXI века, касается образа жизни людей, их образования и работы, а также взаимодействия правительства и гражданского общества. ИКТ становятся жизненно важным стимулом развития мировой экономики.

 

2. Суть стимулируемой ИКТ экономической и социальной трансформации заключается в ее способности содействовать людям и обществу в использовании знаний и идей. Для более широкого использования людьми своего потенциала руководители стран "Большой восьмерки" будут принимать меры, чтобы ИКТ служили достижению целей обеспечения устойчивого экономического роста, повышения общественного благосостояния, стимулирования социального согласия, укрепления демократии, прозрачного и ответственного управления, международного мира и стабильности.

 

 

3. Все люди повсеместно должны иметь возможность пользоваться преимуществами глобального информационного общества. Его устойчивость основывается на стимулирующих развитие человека демократиических ценностях, включая свободный обмен информацией и знаниями.

 

4. Усилия правительств будут направлены на укрепление политики и нормативной базы, стимулирующей конкуренцию и новаторство, оптимизацию глобальных сетей, борьбу с злоупотреблениями, подрывающими целостность сети, сокращение разрыва в цифровых технологиях, инвестирование в людей, обеспечение глобального доступа и участия в этом процессе.

 

5. Хартия является, прежде всего, призывом ко всем как в государственном, так и в частном секторах, ликвидировать международный разрыв в области информации и знаний. Солидная основа политики и действий в сфере ИКТ может изменить методы взаимодействия стран по продвижению социального и экономического прогресса во всем мире.

 

В разделе Хартии, посвященном использованию возможностей цифровых технологий, указывается на необходимость реализации полных экономических, социальных и культурных преимуществ информационного общества и выделяются ключевые направления работы, среди которых:

 

- проведение экономических и структурных реформ в целях создания обстановки открытости, эффективности, конкуренции и использования нововведений, дополняемых мерами по адаптации на рынках труда, развитию людских ресурсов, обеспечению социального согласия;

 

- рациональное управление макроэкономикой, способствующее более точному планированию со стороны деловых кругов и потребителей, и использование преимуществ новых информационных технологий;

 

- разработка информационных сетей, обеспечивающих быстрый, надежный, безопасный и экономичный доступ с помощью конкурентных рыночных условий и соответствующих нововведений;

 

- развитие людских ресурсов, способных отвечать требованиям века информации, посредством образования и пожизненного обучения и удовлетворения растущего спроса на специалистов в области ИКТ во многих секторах экономики;

 

- активное использование ИКТ в государственном секторе и содействие предоставлению в режиме реального времени услуг, необходимых для повышения уровня доступности власти для всех граждан.

 

Отмечается также, что на правительствах лежит задача создания предсказуемой, транспарентной и не дискриминационной политики и нормативной базы, необходимой для информационного общества, в соответствии со следующими основными принципами и подходами:

 

- содействие развитию конкуренции и открытию рынков для информационно-коммуникационных технологий, продукции и услуг;

 

- защита прав интеллектуальной собственности на информационные технологии;

 

- обязательство правительств использовать только лицензионное программное обеспечение;

 

- развитие трансграничной электронной торговли путем содействия дальнейшей либерализации, улучшения сетей, соответствующих услуг и процедур; повышение доверия потребителей к электронным рынкам;

 

- продвижение рыночных стандартов, включая технические стандарты функциональной совместимости;

 

- развитие эффективного и значимого механизма защиты личной жизни при обработке личных данных; дальнейшее развитие и эффективное функционирование электронной идентификации, электронной подписи и других средств обеспечения безопасности и достоверности операций.

 

Подчеркивается важность согласованных действий по созданию безопасного и свободного от преступности киберпространства, необходимость нахождения эффективных политических решений таких актуальных проблем как несанкционированный доступ и компьютерные вирусы.

 

Второй раздел Хартии посвящен важному вопросу преодоления электронно-цифрового разрыва внутри государств и между ними. Для обеспечения всеобщего доступа к информационным и коммуникационным сетям предлагается:

 

- содействовать установлению благоприятных рыночных условий, необходимых для предоставления населению информационных услуг;

 

- обеспечивать возможность доступа через учреждения, открытые для широкой публики;

 

- совершенствовать сетевой доступ, в особенности в отсталых городских, сельских и отдаленных районах;

 

- уделять особое внимание нуждам и возможностям людей, обладающих меньшей социальной защищенностью;

 

- содействовать дальнейшему развитию "удобных для пользования" технологий, включая мобильный доступ к Интернет, более широкому использованию бесплатного общедоступного информационного наполнения и открытых для всех пользователей программных средств, соблюдая при этом права на интеллектуальную собственность.

 

Констатируется, что стратегия развития информационного общества должна сопровождаться развитием людских ресурсов, для чего "Большая восьмерка" берет обязательство предоставить всем гражданам возможность освоить и получить навыки работы с ИКТ посредством образования, пожизненного обучения и подготовки.

 

Два заключительных раздела посвящены вопросам эффективного международного сотрудничества государств, в том числе развивающихся международных, общественных и коммерческих организаций в целях активного формирования глобального информационного общества.

 

Естественно, что процесс информатизации различных объектов протекает неодинаково. Так переход различных стран и регионов к информационному обществу начался в разное время и происходит с разными темпами. Предполагается, что США завершат этот переход к 2020 году, Япония и страны Западной Европы - к 2030-2040 годам, Россия - к 2050 году[9].

 

Одним из основных механизмов перехода нашей страны к информационному обществу призвана стать программа "Электронная Россия" на 2002-2010 годы, реализация которой позволит:

 

- эффективно использовать интеллектуальный и кадровый потенциал России в сфере ИКТ;

 

- обеспечить гармоничное вхождение России в мировую экономику на основе кооперации и информационной открытости;

 

- преодолеть отставание России от развитых стран в уровне использования и развития ИКТ;

 

- обеспечить равноправное вхождение граждан России в глобальное информационное сообщество на основе соблюдения прав человека, в том числе права на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, а также права на обеспечение конфиденциальности любой охраняемой законом информации, имеющейся в информационных системах.

 

Для достижения целей Программы предусматривается решение следующих задач:

 

- формирование эффективной нормативной правовой базы в сфере ИКТ, регулирующей в том числе вопросы обеспечения информационной безопасности и реализации прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации;

 

- повышение эффективности взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления как между собой, так и с хозяйствующими субъектами и гражданами на основе использования современных ИКТ;

 

- обеспечение условий для повышения эффективности и более широкого использования ИКТ в экономической и социальной сфере;

 

- повышение уровня подготовки и переподготовки кадров за счет совершенствования образования на базе ИКТ;

 

- содействие развитию независимых средств массовой информации посредством стимулирования внедрения ИКТ в их деятельность;

 

- содействие развитию телекоммуникационной инфраструктуры и возможностей подключения к открытым информационным системам для граждан и хозяйствующих субъектов, а также существенное повышение качества предоставляемых услуг в этой области;

 

- формирование единой информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, необходимой для совершенствования работы органов государственной власти и местного самоуправления, предприятий и других организаций;

 

- формирование условий, необходимых для широкого использования на товарных рынках России механизмов электронной торговли, способствующих ускорению продвижения товаров (услуг), поддержанию стабильного воспроизводства, удовлетворению нужд потребителей и повышению эффективности управления поставками продукции для федеральных государственных нужд.

 

 


Список сокращений

 

АИС - автоматизированная информационная система.

 

АМ - абстрактная машина.

 

АРМ - автоматизированное рабочее место.

 

АСНИ - автоматизированные системы научных исследований.

 

АСУ - автоматизированные системы управления.

 

АСУП - автоматизированные системы управления предприятием.

 

АСУ ТП - автоматизированные системы управления технологическими процессами.

 

БИС - большие интегральные схемы.

 

БКСП - базовые конструкции структурного программирования.

 

ДКСП - допустимые конструкции структурного программирования.

 

ИАС - интегрированные автоматизированные системы.

 

ИД - исходные данные.

 

ИКТ - информационно-коммуникационные технологии.

 

ИКТ и ПС - информационно-коммуникационная техника и программные средства.

 

ИСС - информационно-справочные системы.

 

КСА - комплекс средств автоматизации.

 

ПК - персональный компьютер.

 

САПР - системы автоматизированного проектирования.

 

СБИС - сверхбольшие интегральные схемы.

 

СОТС - сложные организационно-технические системы.

 

СУБД - системы управления базами данных.

 

ФЗ - Федеральный закон.

 

ЭВМ - электронно-вычислительные машины.

 

ЭД - элемент данных.

 

 


Литература

1. Аладьев В.З., Хунт Ю.Я., Шишаков М.Л. Основы информатики. М.: Филинъ, 1998.

 

2. Аскеров Т. М. Персональные ЭВМ и оргтехника. М.: Изд-во РАГС, 1999.

 

3. Бауэр Ф.С., Гооз Г. Информатика. Вводный курс: В 2-х ч. - М.: Мир, 1990.

 

4. Бешенков С.А., Ракитина Е.А. Информатика. Систематический курс. Учебник для 10-го класса. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.

 

5. Воройский Ф.Л. Информатика. Новый специализированный толковый словарь-справочник. М.: Издательство Либерея, 2001.

 

6. Гречишников А.В., Данчул А.Н., Павлов А.Н. Алгоритмизация и визуальное программирование управленческих задач. - М.: Изд-во РАГС, 2000.

 

7. Информатика / Под ред. Н.В. Макаровой. М.: Финансы и статистика, 2002.

 

8. Информатика в терминах и определениях российского законодательства / Под ред. В.А. Никитова. М.: Славянский диалог, 2000.

 

9. Информатика: Базовый курс / С.В. Симонович и др. СПб.: Питер, 2001.

 

10. Колин К.К. Фундаментальные основы информатики: социальная информатика. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000.

 

11. Копылов В.А. Информационное право. М.: Юрист, 2002.

 

12. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. - М.: ГУ ВШЭ, 2000.

 

13. Максимович Г.Ю., Романенко А.Г., Самойлюк О.Ф. Информационные системы. М.: Изд-во Рос. экон. акад., 1999.

 

14. Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. М.: Мир, 1966.

 

15. Нисневич Ю.А. Информация и власть. М.: Мысль, 2000.

 

16. Острейковский В.А. Информатика. М.: Высш. шк., 1999.

 

17. Першиков В.И., Савинков В.М. Толковый словарь по информатике. М.: Финансы и статистика, 1995.

 

18. Совершенствование государственного управления на основе его реорганизации и информатизации. Мировой опыт / Под ред. В.И. Дрожжинова М.: Эко-Трендз, 2002.

 

19. Советов Б.Я. Информационная технология. М.: Высш. шк., 1994.

 

20. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебное пособие для 10-11 классов. М.: Юнимедиастайл, 2002.

 

21. Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации". Собрание законодательства Российской Федерации. № 8, 20 февраля 1995 г. Официальное издание. Издательст



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: