Введение
Понятие «нравственно-эстетическое воспитание» очень широко. Сердцевина воспитания - развитие нравственных качеств личности. Когда воспитаны эти качества, человек правильно ориентируется в окружающей жизни. Основная задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы превратить социально необходимые требования, предъявляемые обществом, во внутренние стимулы развития личности ребенка, воспитать такие социально значимые качества, как долг, совесть, достоинство, толерантность, милосердие, активную жизненную позицию, потребность в самосовершенствовании, смелость.
Современный период в российской истории и образовании - это время смены ценностных ориентиров. Поменялись жизненные приоритеты молодежи, произошла деформация традиционных для российского общества моральных норм и нравственных установок.
Одним из очень действенных средств нравственно-эстетического развития детей считают художественную литературу. Многие беды в сегодняшнем воспитании происходят от- того, что книга перестала быть для ребят лучшим другом. Получить книгу в подарок считается сегодня чуть ли не оскорблением.
Незнание образцов русской классической литературы, отсутствие положительных ориентиров ведет ребят к бездуховности, нравственной нищете. Падение интереса к чтению снижает кругозор, обедняет словарный запас, правильная речь становится недоступной, порождает эмоциональную скудость.
Литература оказывает огромное влияние на развитие личности, становление характера ребенка, учит думать и анализировать, отстаивать свои интересы, развивает воображение, обогащает речь, открывает мир человеческих чувств и взаимоотношений.
|
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Она обогащает словарный запас новыми словами, поэтической лексикой, образными выражениями. Литература помогает ребенку изложить свое отношение к прослушанному, используя готовые языковые формы.
В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение, дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова, в стихах улавливают музыкальную напевность, ритмичность русской речи, в народных сказках перед детьми раскрывается легкость и выразительность языка, богатство речи юмором, живым и образными выражениями, сравнениями.
Художественная литература вызывает интерес к личности и внутреннему миру героя. Научившись сопереживать героям произведений, дети начинают замечать настроение окружающих их людей. В детях пробуждаются гуманные чувства - способность проявлять участие, доброту, протест против несправедливости. Эта основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, гражданственность.
Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим только искусству способом - силой воздействия художественного образа. По словам А.В. Запорожца «эстетическое восприятие действительности представляет собой сложную психическую деятельность, сочетающую в себе как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые мотивы» [7]. В методике обучение восприятия художественного произведения рассматривается как активный волевой процесс с воображаемым перенесением на себя событий, «мысленным» действием с эффектом личного участия.
|
Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. И в дошкольном детстве закладывается фундамент, на который будет опираться всё последующее знакомство с огромным литературным наследием.
Целью данной работы является: теоретически обосновать значение художественной литературы в нравственно-эстетическом воспитании детей дошкольного возраста.
Объект: процесс нравственно-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Предмет: художественная литература как средство нравственно-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Задачи работы:
раскрыть особенности нравственно-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста;
рассмотреть функции и жанры детской художественной литературы;
показать роль художественной литературы в нравственно-эстетическом воспитании дошкольников;
разработать консультацию для родителей по использованию художественной литературы в нравственно-эстетическом воспитании детей старшего дошкольного возраста.
Глава 1. Теоретические и методические основы нравственно-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста