Значение художественной литературы в нравственно-эстетическом воспитании детей старшего дошкольного возраста




 

Обобщение опыта современных педагогов и методистов свидетельствует о том, что эстетическое и нравственное развитие дошкольников неразрывны. Реализация нравственно-эстетического воспитания, по мнению многих авторов, должна быть направлена на эмоциональный отклик детей на доступные их пониманию явления социальной жизни; на формирование стремления сопереживать чужую радость и печаль; на формирование потребности в совместных действиях с целью усовершенствования мира.

Реализация задач данного направления воспитания эффективно осуществляется в процессе ознакомления дошкольников с художественной литературой. Художественная литература как важнейший компонент культуры призвана служить формированию и развитию нравственного сознания, воспитанию личности. Именно она должна научить молодых людей различать добро и зло, дружить, любить, выражать свои чувства и руководствоваться общечеловеческими ценностями (О.Н. Ларионова). Решение вопросов формирования нравственных качеств и овладения ценностями требует разработки специального методического обеспечения.

Как показали исследования психолога А.Н.Леонтьева, дошкольный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм [6].

Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей.

Программа «О добром и прекрасном» представляет собой практическую реализацию педагогической модели нравственно-эстетического воспитания дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой, которая включает в себя следующие компоненты: цель, задачи, подходы, принципы, содержание, критерии, условия и др [8].

Целью нравственно-эстетического воспитания является воспитание человека, чувствующего и ценящего доброе и прекрасное (в слове, образе, поступке, отношениях и др.); охрана и укрепление его духовного, физического и психического здоровья; выявление, сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.

Основными задачами нравственно-эстетического воспитания дошкольников выступают: формирование системы ценностей, созвучных внутреннему миру ребенка, а также нравственным и эстетическим критериям; воздействие педагога на нравственно-эстетическую сферу личности как системообразующую основу внутреннего мира ребенка; влияние на эмоционально-мотивационную сферу ребенка; интериоризация гуманистических ценностей содержания образования.

Ведущими подходами в процессе нравственно-эстетического воспитания дошкольников средствами художественной литературы являются деятельностный, коммуникативный, аксиологический, культурологический подходы.

Приоритетными принципами реализации педагогической модели нравственно-эстетического воспитания дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой являются следующие: принцип ценностной ориентации, принцип адресного подхода, принцип активности, принцип сохранения исторической памяти народа и др.

Воспитание у детей нравственных чувств - сложный процесс. Он предполагает, прежде всего, формирование у них этических представлений, обобщённых и дифференцированных (Что значит быть хорошим, добрым, справедливым, честным, чутким и.т.д.).

Особую роль в этом процессе играет художественное слово. Именно художественная литература вводит ребёнка в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей и поступков. Прочитанная в детстве, она оставляет более сильный след, чем прочитанная в зрелом возрасте. Всем известно, что у ребёнка - память сердце. Если он не научится сопереживать в детстве, то, став старше, он может остаться равнодушным ко всем проблемам - нравственного, эстетического, экологического и социального характера. Нет ничего хуже, чем холодное равнодушие человека.

Художественная литература комплексно воздействует на сферы личности ребёнка, помогает воспитывать в нём нравственно-волевые качества, развивает чувства и эмоции.

Большое значение для нравственного и эстетического воспитания детей имеет чтение рассказов. Тематика их широка и разнообразна. Особое место можно отвести рассказам, которые посвящены жизни детей, это и светлые рассказы А. Гайдара «Чук и Гек», «Голубая чашка», которые способствуют развитию нравственно-волевых качеств, целеустремлённости, настойчивости. И короткие рассказы В. Осеевой - цикл рассказов «Волшебное слово», в них в увлекательных историях, в живых характерах даются образцы человеческих отношений. Эти рассказы-притчи учат детей вежливости, честности, формируют высокие моральные качества - заботливость, уважение к людям, трудолюбие. А рассказы Н. Калининой «Помощники», «Как Сашу обожгла крапива» учат детей смелости и послушанию, заботливости и внимательности, обогащают нравственный облик детей, учат ребят быть честными, правдивыми, отзывчивыми и добрыми.

Именно для детей старшего дошкольного возраста характерен особый интерес к окружающему миру, поэтому именно в этот период жизни детей, необходимо воспитывать у них любовь к животному миру. Через рассказы о животных: К. Паустовского «Кот-ворюга», «Заячьи лапы» и М. Пришвина «Лисичкин хлеб», «Ребята и утята», «Золотой луг», дети проникаются любовью к родной природе, родному краю, учатся доброте, тому, что о животных нужно заботиться: кормить, беречь, ухаживать за ними. Рассказы о животных воспитывают в детях чуткость, формируют представления о добре и зле [8].

Конечно, ничто не сравнится с волшебным миром поэзии, которая обогащает душу ребёнка красотой и гармонией. Поэзия способствует пробуждению чувства прекрасного, радости и оптимизма.

Природа - неиссякаемый и вечный источник красоты. В душе ребёнка, умеющего радоваться, наслаждаться красотой природы не остаётся места обидам, зависти, злобе. Певучие и лиричные стихотворения классиков русской литературы, воспевающие красоту природы - И. Бунина «Листопад», Ф. Тютчева «В небе тают облака», «Зима недаром злится», А. Фета «Я пришёл к тебе с приветом», А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало», «Вот север, тучи нагоняя», «Зимнее утро», учат детей любить природу, понимать её красоту и доброту, быть неравнодушным к природе. Они воспитывают наблюдательность, глубокую и искреннюю любовь к Родине, своей отчизне.

Впечатления, полученные детьми во время чтения художественных произведений, находят отражение в творческой, продуктивной деятельности детей - в рисунках, лепке, словотворчестве, играх-драматизациях.

Один из любимых видов детской деятельности - рисование. Рисунки детей ярко и многосторонне отражают окружающий их мир (Деревья, трава, солнце, ручей, цветы). Дети любят рисовать положительных персонажей, вызвавших их симпатии (Зайчика, чебурашку, золотую рыбку). Этим они выявляют свои положительные эмоции, правильно оценивают поступки героев.

Дети с увлечением лепят по мотивам любимых произведений. Поделки детей оформляем в композиции «Волшебный лес, полный сказок и чудес», «По страницам волшебных сказок».

Хорошо известна тяга ребёнка к сочинению сказок, рассказов и стихов. Желание детей высказаться - естественно. Дети придумывают продолжение сказки, рассказа на заданную тему, с незримо присутствующим в них нравственным воспитательным значением.

Дети с удовольствием инсценируют понравившиеся произведения. Эстетические переживания помогают детям активно выражать своё отношение к персонажам. Перевоплощаясь в героев, переживая и действуя за них, дети могут обнаружить своё понимание не только их характера, но и мотивов поведения. Дети, если исполнение роли увлечет их, ставят себя на место изображаемого персонажа и как бы живут его жизнью.

Таким образом, литературное произведение даёт богатую пищу для мыслительной деятельности детей. В процессе мыслительной и эмоциональной деятельности у них формируется способность правильно оценивать всё то, о чём они узнали из рассказа, сказки или стихотворения.

Значение детской литературы определяется ее общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни всего нашего народа.

Через художественные образы, можно более осмысленно и обобщённо увидеть реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать радости и горести героев, как свои.

Научившись переживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства - способность проявить участие. Доброту, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность. «Чувства предшествуют знанию; кто не почувствовал истины, тот и не понял и не узнал ее» - писал В.Г. Белинский. [4, С. 20]

Художественное произведение привлекает ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Старшие дошкольники, воспринимая произведение, могут дать сознательную, мотивированную оценку персонажам, используя в своих суждениях сложившиеся у них под влиянием воспитания критерии поведения человека в нашем социалистическом обществе.

Прямое сопереживание героям, умение следить за развитием сюжета, сопоставление событий, описанных в произведении, с теми, что ему приходилось наблюдать в жизни, помогают ребенку сравнительно быстро и правильно понимать реалистические рассказы, сказки, а к концу дошкольного возраста - перевертыши, небылицы.

Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам В. А. Сухомлинского, художественная литература способствуют развитию речи, даёт образцы русского литературного языка.

Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка.

Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения. Способствует формированию нравственных представлений и нравственного опыта детьми, открывает знания о моральных качествах человека.

Детская художественная литература имеет большое значение в формирование личности ребенка, качеств, черт характера. Она изначально направлена на понимание и созидание детской души. О ее важности говорили известные педагоги и психологи: К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, С. Л. Рубинштейн и другие.

Так, через художественное слово художественной литературы мы осуществляем нравственное воспитание детей, которое находится в неотъемлемой связи с эстетическим воспитанием. Ведь нужно еще научить ребёнка чувствовать и понимать красоту жизни, а многогранным и неисчерпаемым средством эстетического воспитания является искусство во всех его проявлениях, в том числе и искусство художественного слова.

 

1.3 Художественная литература как средство нравственно-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста

 

Издавна многие педагоги говорили о том, что произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка, обогащают словарный запас новыми словами, поэтической лексикой, образными выражениями [1]. Литература помогает ребенку изложить свое отношение к прослушанному, используя готовые языковые формы.

Разговор о нравственных категориях что с ребенком, что со взрослым с поучения не начнешь. И здесь на помощь приходит литература. Проанализировав программно-методическую литературу по разделу «Ознакомление с художественной литературой», мы пришли к выводу, что общая картина примерно такова: в основе - фольклор, русский и других народов, произведения русской и зарубежной (классической и современной) литературы. Программы отличаются целями, задачами и организацией работы по ознакомлению с художественной литературой. Преобладают развлекательная и эстетическая функции литературы, только у З.А. Гриценко нравственная и эстетическая функции работают одновременно.

Многообразие существующих программ, методик, методических пособий ведет за собой проблему выбора произведений художественной литературы. Ясно одно, что ни одна программа не является самодостаточной, полноценной и не может существовать самостоятельно, не будучи дополненной другими. Кроме того, в каждой из них обязательно есть свое «слабое место»: если делается акцент на современных авторов, то мало уделяется внимания А.С. Пушкину, С.А. Есенину, Ф.И. Тютчеву и другим классикам; либо много иностранной литературы и мало русских народных сказок.

Для решения задач всестороннего воспитания детей средствами литературы, формирования личности ребенка, его эстетического развития важен правильный отбор художественных произведений. Отбор литературы соответствует педагогическим принципам, разработанным на основе общих сказки и присказки.

По мнению многих исследователей, художественная литература имеет огромное значение в деле воспитания человека и вместе с тем является одним из могучих средств развития и обогащения речи детей [9]. Перед детским садом стоит увлекательная задача - заложить в детях семена любви и уважения к книге, к художественному слову. В дошкольные годы жизни ребенка мы должны ввести его в прекрасный мир народного творчества, познакомить с бессмертными произведениями русских классиков и лучшими книгами детских писателей, поэтов и произведениями других народов. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы. Через художественную литературу детям становится ближе и понятнее то, что им труднее всего постигнуть: внутренний мир человека, его чувства, мотивы поступков, его отношение к другим людям и природе [4]. Художественная литература раскрывает ребенку действительность разными средствами: через реалистический рассказ или лирическое стихотворение, через сказку, где одухотворяется животный и растительный мир и даже неодушевленные предметы и раскрывается определенная идея.

Художественная литература обогащает эмоции детей. Слушая чтение рассказывание, дети сочувствуют герою, переживают вместе с ним его приключения, невзгоды и победы. Они негодуют, возмещаются отрицательными персонажами, поступками. Художественная литература воспитывает воображение: увлекательные живые образы книги вызывают маленьких слушателей конкретные представления. Способность воссоздавать образ по слову чрезвычайно ценна для человека, и эту способность развивает художественная книга.

Сказки, являясь художественно-литературными произведениями, одновременно были для трудящихся и областью теоретических обобщений по многим отраслям знаний. Они - сокровищница народной педагогики, более того, многие сказки суть сочинения педагогические, т.е. в них содержатся педагогические идеи [3].

Великий русский педагог К.Д.Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему. Причину успеха сказок у детей Ушинский видел в том, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. «В народной сказке, - писал он, - великое и исполненное поэзии дитя-народ рассказывает детям свои детские грезы и, по крайней мере, наполовину сам верит в эти грезы» [17].

Многие учённые говорят о там, что восприятие сказки оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие детей, процесс ознакомления со сказкой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка [11]. Во все времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. При этом сказка остается одним из самых доступных средств для развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители.

Русские народные сказки издавна составляют важнейший элемент народной педагогики. Они признаны научной педагогикой и прочно вошли в детский быт.

В сказке перед умственным взором ребёнка предстоят образы, характеры, родная природа; в ней дети получают блестящие образцы родного языка[2]. Сказочные образы хитрой лисы, глупого и жадного волка, злой мачехи, деда-мороза, Иванушки-дурачка, Марьи-Моревны и многие другие входят в жизнь, раскрывают перед детьми, в доступной для их понимания форме, понятие добра и зла, воспитывают чувства. Сказки животного эпоса вводят ребёнка в мир животных, наделённых свойствами говорить, думать и поступать по-человечески. Ребёнок проникается этими чувствами, постигает поучительную и убедительную правду жизни именно в форме сказки. Волшебные сказки открывают просторы фантазии. Исчерпывающую оценку сказки дал Ушинский, говоря: «Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа [17]. Народная сказка читается детьми легко уже потому, что во всех народных сказках беспрестанно повторяются одни и те же слова и обороты, и из этих беспрестанных повторений, удовлетворяющих как нельзя более педагогическому значению рассказа, слагается нечто целое, стройное, легко ощутимое, полное движения, жизни и интереса» [12].

Богатейшая сокровищница родного языка - народная сказка может быть по-настоящему использована для воспитания детей только в том случае, если дети могут слышать хорошо рассказанную сказку.

В.А. Сухомлинский называл сказку «активным творчеством», захватывающим все сферы духовной жизни ребенка, его ум, чувство, волю. Сказка неотделима от красоты, от познания ребенком реальной действительности. Она обогащает ум и душу ребенка, живет в детском сознании, является сферой духовной жизни растущего человека [12]. Процесс сочинения сказки создает богатые возможности для развития творческого воображения детей, подключения их образного и логического мышления к волшебному, ирреальному плану, активизирует фантазию детей.

Народное искусство - это могучее средство воспитания человека, это национальная гордость народа [9]. Предмет гордости каждого человека, ощущающего себя частицей своего народа, - не национально замкнутое народное искусство, а то, что вошло в мировую сокровищницу достижений ума и рук человека, то есть значимое с общечеловеческих позиций.

Содержание нравственно-эстетического воспитания включает в себя а) развитее способности понимания красоты в окружающей действительности, б) выработку эстетического вкуса, в) привитие подрастающему поколению творческих умений и навыков в области прекрасного, г) укрепление единства между эстетическим развитием детей и их нравственным ростом, умственным воспитанием и трудовой подготовкой.

Дети уже в раннем возрасте способны нравственно воспринимать прекрасное в природе, играх и в народном творчестве. Они проявляют большой интерес ко всему, что привлекает их внимание. Считалки, речитативы, потешки, песни, стихи, сказки, «приятные гармонические цветовые сочетания, доставляя детям радость, развивают их способность воспринимать красивое» [8]. Одним из самых эффективных средств нравственного воздействия на детей всегда было устное народное творчество, в первую очередь его наиболее сложный жанр - сказки. В сказках дети слышали поговорки и пословицы, загадки и вопросы на смекалку, немало места в них занимали и песни, которые запоминались детьми и могли исполняться и отдельно [4].

В очень многих сказках описываются красоты природы, воспевается красота девушки и доброго молодца, одобряется аккуратность в быту, трудолюбие, воспевается героическая борьба богатыря с темными силами, враждебными человеку.

Сказочные сюжеты проникали в игры детей, сказочные персонажи находили свое воплощение в игрушках. Таким образом, сказки как бы синтезируют вес средства приобщения детей к прекрасному и, раскрывая роль каждого из них, определяя место каждого средства в системе эстетического воспитания, как бы представляют их значение в обобщенном виде Сказка чрезвычайно быстро запечатлевается в памяти ребенка со всеми своими живописными частностями и крылатыми выражениями [4].

Своеобразные поэтические обороты речи в сказках усиливают эстетическое воздействие на детей. В характерах и «поведении» лисы, медведя, волка, собаки, кошки и т. п.- врагов и друзей человека - воплощены, разумеется, человеческие характеры, но в то же время в сказках повествуется о повадках и особенностях естественной жизни данных животных, входящих в самое содержание их эстетических образов. Естественно, что детьми раннего возраста легче воспринимается последнее, а с возрастом они начинают осмысливать и первое, что, в свою очередь, еще более повышает воспитательное значение сказок.

Образность сказок облегчает эстетическое восприятие их детьми. В герое обычно весьма ярко и выпукло показываются те черты характера, которые сближают его с национальным характером народа: отвага, трудолюбие, остроумие и т. п. Эти черты раскрываются во многих событиях и разных положениях [3].

Если в младшем возрасте нравственное воспитание строилось на последовательном и систематическом восприятии ребенком небольших, но ярких и образных сказок о животных, бытовых сказок и анекдотов, то для более старшего возраста использовались большие и сложные сказки о неведомо дальних краях, о жизни других народов и т. п.

Особенность нравственных понятий состоит в том, что они обязательно предполагают момент оценки, причем альтернативной: добрый, честный, смелый - хорошо; ленивый, злой, лживый - плохо. Поэтому освоение нравственных понятий не может сводиться к познавательной деятельности. Мало знать, что такое лживость, тщеславие или чуткость, необходимо, чтобы соответствующие качества обусловили и определенное эмоциональное переживание человека [8]. А также для успешного усвоения нравственных понятий ученикам нужно уметь детально анализировать сказку, поступки положительных и отрицательных персонажей с позиций общественных норм поведения и делать соответствующие моральные обобщения.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в художественной литературе выражаются нравственные нормы и принципы, эстетические идеалы. Благодаря сказке, дети не только познают, но и откликаются на события и явления окружающего мира, выражают свое отношение к добру и злу, черпают первые впечатления о справедливости. Сказки позволяют сформировать у ребенка представление о том, что добро побеждает не само по себе, а путем преодоления трудностей. Этот аспект сказки может быть использован для формирования целостного мировоззрения детей, их нравственной, художественной, экологической культуры.

сказка личность ребенок дошкольный


Заключение

 

Анализ теоретической литературы позволил раскрыть сущность таких вопросов, как сущность и содержание, психологические, педагогические и методические основы использования художественных средств в процессе нравственно-эстетического воспитания дошкольников.

Нравственно-эстетическое воспитание является важнейшим направлением в системе дошкольного образования и определяется в данном исследовании как процесс решения нравственно-эстетических проблемных задач, адекватных целям и содержанию данного вида воспитания в детских дошкольных учреждениях. Приоритетной целью нравственно-эстетического воспитания является развитие в обществе высокой духовности, становление юных граждан, обладающих нравственно-эстетическими ценностями и личностными качествами, необходимыми для формирования этической позиции, способной проявляться в созидательном процессе в интересах своей Родины (такими, как: честность, совестливость, чуткость, сострадательность, уважительность и др.).

Одним из важнейших условий развития речи ребенка дошкольного возраста является использование в данном процессе художественных произведений. Становление ребенка в процессе ознакомления с произведениями художественной литературы начинается с эмоционального общения. Оно является стержнем, основным содержанием взаимоотношений взрослого и ребенка в подготовительный период развития речи. Он как бы заражается эмоциональным состоянием произведения. Проживает жизнь героев, учится новым словарным оборотам, пополняет содержание своего активного словаря и моральных качеств. Это именно эмоциональное общение, а не речевое, но в нем закладываются основы нравственности и морали.


Список использованной литературы

 

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студентов сред. пед. заведений. -М.: Академия, 2007. - 400 с.

2. Афанасьев А.Н. Народная русская сказка/ А.Н.Афанасьев - М.: Просвещение, 2010 - 111с.

3. Аникин В.П. Русская народная сказка/В.П.Аникин - М.: Просвещение, 2010 - 430с.

4. Гурович, Л.М Ребенок и книга [Текст]: Книга для воспитателя детского сада/ Л.М. Гурович [и др.]; под редакцией В.И.Логиновой. - М., Просвещение,2002.

. Григорович, Л.А. Педагогика и психология. [Текст] / Л.А. Григорович - М., Педагогика, 2011 - 210с.

. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды: В 2-х т - М., 2010.

7. Запорожец А.В. Психология восприятия ребёнком-дошкольником литературного произведения // Избр. психол. Труды / А.В. Запорожец в 2 т. - М., 2010. - т. 1.

8. Зябкина В.В. Роль художественной литературы в формировании нравственно-эстетических качеств личности // Среднее профессиональное образование. - 2010. - № 5. - С. 59-62

9. Карпинская, Н.С. Художественное слово в воспитании детей (ранний и дошкольный возраст) [Текст] / Н.С.Карпинская. - М.: Просвещение, 2011.

. Клейменова Н.С. Взаимосвязь художественного слова, музыки и рисования как средство этического и нравственного развития школьников. // Начальная школа. - 2010 - №8.

. Колесов Д.В. Психологические основания нравственности. // Хрестоматия по педагогике. - Барнаул, 2009.

. Никифоров А.И. Сказка, её бытование и носители/А.И.Никифоров - М.: Просвещение, 1930 - 105с.

. Никитина М.А. Фольклор в эстетическом и нравственном воспитании школьника/ М.А.Никитина - Мн.: Народная асвета, 2008 - 215с.

14. Нравственно-эстетическое воспитание учащихся/ Под ред. Н.И. Загоренко. - Новосиб., 2008.

15. Подласый, И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов[Текст]: учеб. пособие для вузов/ И. П. Подласый. - М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. - 365 с.

16. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям/В.А.Сухомлинский - Мн.: Народная асвета, 2009 - 287с.

. Тихомирова И.И. Растить сердечного читателя//Начальная школа- 2007 - №11 - 52с.

. Ушинский К.Д. [Текст] / К.Д.Ушинский - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2002. - 224с.

. Харин А.С. Нравственно-эстетическое образование и воспитание в развитии национальной начальной школы. // Начальная школа. - 2011 - №6.

 


Приложение

 

Консультация для родителей по использованию художественной литературы в нравственно-эстетическом воспитании детей старшего дошкольного возраста.

В художественных произведениях в разной форме описываются нравственные качества. Наиболее открыто и доступно малышам они представлены в рассказах, в которых описывается положительный поступок героя и тут же даётся оценка и поступку и герою. Именно с таких произведений следует начинать ознакомление детей с нравственными качествами.

Но дети становятся старше, и появляется возможность предлагать рассказы, позволяющие оценивать поступки и личностные качества героя путём поиска. Например, после чтения стихотворения «Помощница» А.Барто целесообразно задать вопрос: «Почему поэтесса назвала его так? В чём и кому помогала Танюша?» И дети, перечисляя «дела» Тани, делают вывод о том, что она не помогала, а педагог добавляет, что Агния Барто шутит, и спрашивает: «Кого же можно назвать помощником?». Тогда разворачивается беседа, дети проявляют большую активность, приводят примеры. Так ненавязчиво усваивается моральная норма, регулирующая отношения к окружающим: всегда надо помочь нуждающимся в помощи, не ждать, когда тебя попросят, а быть внимательным к людям, чувствовать их настроение.

Есть произведения, в которых описываются отрицательные поступки героя, а затем их последствия. При этом писатель не оценивает поступок, но описывает, как герой осознаёт свою ошибку и раскаивается. Великолепным примером является рассказ Н.Носова «Карасик». Испытываемое мальчиком волнение за несправедливо наказанного котёнка из-за своего проступка побуждает его признаться во лжи.

К старшему дошкольному возрасту у ребёнка накапливается довольно обширный жизненный опыт, помогающий ему осмыслить более сложные литературные факты. Дети уже способны понимать в книге такие события, каких подчас не было в их собственном опыте. Усложняется и понимание литературного героя. Хотя внимание ребёнка всё ещё главным образом привлекают действия и поступки. Он начинает проникать и в переживания, чувства, мысли. В связи с этим в старшем дошкольном возрасте становится доступным восприятию более сложный герой, чьё поведение иногда характеризуется противоречивыми поступками, нравственными переживаниями, сложными мотивами.

По мере общего и литературного развития ребёнка для него становятся доступными произведения с более сложным идейным и образным строем. «Это и рассказы из «азбуки» Л.Н.Толстого («Косточка», «Девочка и грибы», «Лев и собачка», «Филиппок» и др.) и «Алёнушкины сказки» Д.Н.Мамина-Сибиряка, и стихи Н.А.Некрасова, В.В.Маяковского, и сказки А.М.Горького, и рассказы Н.Н.Носова, В.А.Осеевой и др. Проникновение в их содержание требует от детей напряжения душевных сил: они должны мысленно представить и эмоционально пережить описанные автором обстоятельства и состояние героев, понять их поступки, переживания, мысли; установить причины событий, разобраться в их переплетении; догадаться о побуждениях героев, об авторском отношении к событиям и персонажам и ещё многое другое.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: