Особенности нравственно-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста




 

Нравственно-эстетическое развитие ребенка - это процесс количественных и качественных изменений, происходящих в духовном, нравственном облике ребенка и продвигающих его в нравственной зрелости. Эти изменения выражаются в осознании нравственной стороны действительности и понимании себя как носителя нравственности, в изменении характера нравственных отношений ребенка к другим людям, к себе, к явлениям жизни, деятельности, которые проявляются в соответствующем поведении.

Нравственная воспитанность детей определяется их добросовестным отношением к учению, к труду на общую пользу; заботой об общих успехах группы, класса; прочной дружбой и взаимопомощью; примерным поведением в школе и в семье. На основании длительных наблюдений И.С. Марьенко и другие выявили самые различные качества детей, вместе с учителями распределили по группам с указанием отрицательных явлений в их поведении.[13; c. 89]

К первой группе можно отнести недобросовестное отношение к учению в силу слабого общего развития, неподготовленность к учебным занятиям, пассивное или безразличное отношение к жизни классного коллектива, к его мнению.

Ко второй группе - лживость, грубость, капризность и упрямство, озорство и драчливость, нечестность в поступках

К третьей группе - единичные проявления эгоизма, себялюбия, корыстолюбия, чванства, самомнения.

Процесс нравственно-эстетического воспитания это, прежде всего, процесс обучения: знание морали ученики получают на уроках литературы, истории, обществознания и др. Школы могут ввести специальные уроки морали, как это часто делается за рубежом. Во внеурочной воспитательной работе должны проводиться беседы по социальным, нравственным вопросам, обсуждения актуальных проблем жизни подростков. Помня о том, что человек воспитывается в деятельности, надо организовывать общественно полезную деятельность, направленную на оказание помощи нуждающимся, на решение доступных детям социальных проблем внутри и вне школы.

Формирование нравственного сознания, конечно, процесс тонкий и глубоко связан с формированием мировоззрения школьника, с развитием его самосознания, с поисками своего места в мире и смысла своей жизни. Поэтому так важно, чтобы процесс обучения и воспитания в школе способствовал стремлению подростка решать вечные вопросы жизни, думать о самом главном: что есть жизнь, человек, бог, природа... - тогда, скорее всего, и с нравственностью будет лучше. [13; c. 90]

Три уровня нравственного развития выделяют в своих исследованиях Т.А. Маркова и Л.А. Пенькова:

) высокий - сочетаются знания, эмоции, воля;

) средний - неустойчивое поведение детей: не могут постоянно проявлять доброжелательность и отзывчивое отношение к своим товарищам и близким, бывают нечутки, грубы, их поведение зависит от конкретной ситуации;

) низкий - дети равнодушны к родным, сверстникам.[18, с. 163]

Нельзя не учитывать часто встречающееся несоответствие словесных суждений ребенка и его действий. Могут быть высказаны высокие моральные суждения, но при совсем ином поведении.

Среди поступков детей особую группу составляют совместные поступки вдвоем, втроем. Чаще всего «вожаками» таких группировок являются ребята постарше. В этом случае следует различать поступки преднамеренные и непреднамеренные; случайные, но объединяющие весь класс.

Общая линия поведения и каждый отдельный поступок ребенка имеют свои побудительные силы. Не зная их, нельзя правильно судить об истинных отношениях ребенка к окружающему. Хотя в области нравственного воспитания дошкольников мы имеем общие положительные результаты, но отрицательные явления в уровне их нравственной воспитанности еще значительны. Проявление их можно и нужно предупреждать и преодолевать.

В процессе нравственного развития ребенка мы различаем следующие группы противоречий:

Во-первых, внутренние противоречия между сложившимися и возникающими потребностями и возможностями ребенка. Это выражается, например, в постоянных столкновениях «хочу» и «могу»; «хочу», но «не могу»; «могу», но «не хочу».

Во-вторых, противоречия между потребностями, возможностями ребенка и системой воспитания как целенаправленной организацией всей его жизни и деятельности («надо» и «не хочу»). Эти противоречия повседневно проявляются во взаимоотношениях ребенка и его воспитателей, детского коллектива и ребенка.

В-третьих, между сложившимися возможностями ребенка, устремлениями воспитателей и влиянием окружающей среды. А среди них следует выделять влияния, содействующие достижению задач воспитания и противодействующие этому в силу как непреднамеренных, так и преднамеренных воздействий. [18; c. 165]

Таким образом, объединяя все перечисленное в исследованиях, можно сказать, что в дошкольном возрасте дети располагают значительными резервами развития. Их выявление и эффективное использование - одна из главных задач педагогики.

Нравственно-эстетическое воспитание - это важнейшая составляющая в формировании личности, ибо мораль является регулятором взаимоотношений между людьми, проникает во все сферы жизни, формирует сознание и определяет поведение людей. Общая задача нравственного воспитания - сформировать у человека убеждения, которые обеспечивают солидарность с людьми, выработать вечные ценности: дружбу, милосердие, заботу о родителях и детях и др.

Дети одного и того же возраста нередко отличаются друг от друга и общим развитием, и интересами, и своими возможностями. Окружающая среда ее организованное и направленное влияние - воспитание - воздействуют на человека и вызывают с его стороны ответные действия. Взаимоотношения между организмом и средой регулируются у человека сложнейшим инструментом - нервной системой и ее высшим отделом-корой головного мозга, значит, окружающая среда своими бесконечными раздражителями воздействует на нервную систему, и тем самым создается не только необходимая причина для немедленного рефлекса, но и в пластичной мозговой ткани, в ее нервных клетках накапливаются следы этих влияний в будущем [10; c. 108].

Главная отличительная особенность каждого возрастного периода характеризуется тем, что происходят качественные изменения. Понятно, что новая качественная особенность появляется не сразу, она подготавливается длительным и медленным путем предварительного развития. Суметь отыскать эти качественные особенности куда сложнее, чем сказать, что в том или ином возрасте дети немного больше или немного меньше понимают, чувствуют, знают. Поэтому к характеристике возраста надо считаться не только и не столько с количественной разницей, сколько с новыми качествами.

Имея ввиду постоянное движение и изменение в развитии, надо быть осторожными при характеристике возраста, возрастного периода. Черты возраста не являются неподвижными. Гораздо правильнее понимать под возрастными чертами относительно устойчивые особенности. Итак, нужно иметь в виду, что особенности - слишком общая и чрезвычайно относительная характеристика.

Эти исследования имеют большое значение при изучении особенностей нравственного развития.

Нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности. Нравственное формирование человека начинается с рождения. Особое значение приобретает дошкольный и младший школьный возраст.

Процесс усвоения ребенком правил и норм, которыми он руководствуется при управлении своим поведением, изучался в работе В.А. Горбачевой. На основе длительных наблюдений, анализа поведения детей и их заявлений она пришла к выводу, что семилетние дети четко дифференцируют как поведение товарищей, так и свое собственное. Они осознанно выделяют сами правила и начинают ими руководствоваться. Поведение становится более свободным и устойчивым. Дети влияют на поступки и действия друг друга, требуя выполнения правил, и могут принимать правила, даваемые педагогом в обобщенном виде [5].

Этой же точки зрения придерживается и Л.И. Рувинский. Но, дополняя, считает, что ребенок еще не устанавливает связи между поведением и своими недостатками, не осознает своих качеств. И, несмотря на наличие всех очевидных предпосылок осознания личности, дети оказываются не в состоянии устанавливать связи между своими поступками и качествами, объясняют свое поведение лишь внешними обстоятельствами. Неспособность детей переносить установленные связи между поступками и качествами личности на другие ситуации, в которых проявляются те же недостатки или достоинства, по мнению Л.И. Рувинского, свидетельствуют о том, что дети лишь формально повторяют мнение взрослых, не устанавливают связи между поступками и качествами личности, не осознают последнее [5; c. 166].

В других своих работах психологи С.Л. Рубинштейн, Л.И. Рувинский установили, что дошкольный возраст характеризуется восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм.

В качестве средств для решения задач нравственного и эстетического воспитания выступают Слово, Образ и Действие. Так, для успеха воспитания, по В.Ф. Одоевскому (1804-1869 гг.), важное значение имеет искусство говорить с детьми. «Живое слово может производить могучее действие на все внутреннее развитие ребенка, на развитие умственное, эстетическое, нравственное и религиозное. Слова, обращенные к детям родителями или наставницею, возбуждают в детской душе или добрые, или дурные чувства, сообщают ей или светлый и правильный взгляд на вещи, или взгляд ложный и превратный. Нравственные и религиозные убеждения внушаются детям посредством примера и посредством живого слова» (В.Ф. Одоевский). Важную роль в этом играет то, что в сознании ребенка отражается отношение взрослого к происходящим с ним событиям, которое проявляется в совместной деятельности, общих целях, нормах и ценностях.

В основе таких отношений лежит эмоциональная идентификация, когда человек как бы ставит себя на место другого в совместной деятельности и эта идентификация побуждает его к собственной активности в преодолении чужих затруднений. Сострадание связано с эмпатией, пониманием другого человека, то есть подразумевает эмоциональное взаимопроникновение с другим человеком и формирование в этом процессе устойчивой самооценки.

Одной из целей нравственно-эстетического воспитания в русской педагогике является воспитание у ребенка стремления самому участвовать в создании прекрасного. По этому поводу В.С. Соловьев (1853-1900) в свое время писал о вере русских «в унаследованную от Ф.М. Достоевского веру в спасающую силу красоты»: красота в своем положительном содержании есть не что иное, как мировая цель, состояние, к которому должен стремиться мир и которое наступит в результате воплощения в нем Истины и Добра.

Анализ исследований свидетельствует о том, что в отечественной педагогике переплетаются философские и духовные проблемы интеграции нравственного и эстетического воспитания.

Какова же сущность и особенности нравственно-эстетического воспитания?

Нравственно-эстетическое воспитание личности - сложный, многогранный и длительный процесс, включающий педагогические, социальные и духовные влияния, но вместе с тем этот процесс автономный.

Социальное влияние для нравственно-эстетического воспитания имеют: социальные условия, биологические факторы, неорганизованное общение, однако решающую роль играет здесь взаимодействие, поскольку оно в наибольшей степени осмысленно и управляемо.

Цель нравственно-эстетического воспитания - развитие в обществе высокой духовности, становление юных граждан, обладающих нравственно-эстетическими ценностями и личностными качествами, необходимыми для формирования этической позиции, способной проявляться в созидательном процессе в интересах своей Родины.

Достижение указанной цели осуществляется через решение следующих задач: 1) выбор определенных ценностей, созвучных внутреннему миру ребенка и одновременно обладающих общественной значимостью - это основа содержания; 2) воспитание «меры» любви в зависимости от объекта. B.C. Соловьев выделил основные «меры любви»: благоговение (глубочайшее почтение), понимание, сострадание, жалость, стыд и воздержание; 3) воздействие педагога на нравственно-эстетическую сферу личности, являющейся системообразующей его внутренний мир. Через содержание образования, позицию педагога, гуманизм его личности дойти до сердца каждого воспитанника и затронуть его эмоционально-мотивационную сферу; 4) интериоризация гуманистических ценностей содержания образования, которые должны войти в душу ребенка и стать его внутренним «я».

Результатом эффективного процесса нравственно-эстетического воспитания дошкольников могут быть: уровень нравственных и эстетических ценностей, самосознания воспитанников, реакция на педагогическое воздействие и взаимодействие, богатство духовных запросов.

В начальный период формирования личностных качеств, черт характера ребенка восприятие произведения искусства играет решающую роль, так как закладывает основы и эстетического отношения к окружающему миру и моральных норм поведения.

Если обобщить опыт современных педагогов и методистов, то главным результатом такого пересечения линий эстетического и социально-нравственного развития дошкольников сегодня являются: эмоциональный отклик детей на доступные их пониманию явления социальной жизни; стремление сопереживать чужую радость и печаль; постоянный поиск и попытки, хотя бы в игре, преобразовать быт; желание участвовать в посильном труде, эстетически украшающем жизнь; потребность в совместных действиях, способность радоваться успехам других и т.д. Именно тогда эстетическое воспитание, как показывают исследования, проводимые такими авторами, как Г.Г. Григорьева, Т.Г. Козакова, Т.С. Комарова, Н.А. Ветлугина, оказывает влияние на становление базиса личностной культуры как важнейшего психологического новообразования детей дошкольного возраста.

В соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре общеобразовательной программы дошкольного образования, педагогу важно уметь находить такие методы, приемы, формы и виды деятельности, которые бы обеспечивали лучший воспитательный эффект. К таким относится и метод интеграции различных видов искусств, например, литературы и драматизации. Соответственно, речь идет об интеграции таких образовательных областей стандарта дошкольного образования, как «Познание», «Коммуникация», «Музыка» и «Художественное творчество», с одной стороны, и образовательной области «Чтение художественной литературы» - с другой.

В качестве средства, позволяющего связать слово педагога, нравственные и эстетические представления, сформированные у детей в процессе ознакомления с художественной литературой, с их жизнью, в современных методических разработках предлагаются комплексные виды занятий, которые являются предпочтительными в методике ознакомления дошкольников с художественной литературой и которые являются составной частью системы работы по нравственно-эстетическому воспитанию дошкольников в процессе ознакомления с художественной литературой.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: