Третий период формирования системы балетного образования в России




Третий период- с 1829 года по 1917 год - С 1829 года начался 3 период формирования системы балетного образования в России. Танцевальная школа приобретает статус Императорского училища. - 10 мая 1829 года утверждается новый устав. Определены цели и задачи училища, принципы управления, детально разработан порядок приёма, перечень предметов, хозяйственный вопросы и должностные обязанности.

Обучение танцовщиков отделилось от подготовки артистов др.видов искусства. Программа предполагала сочетание профессиональных и общего образования. - Оформились 3 цикла дисциплин: специальный цикл, вспомогательный и общеобразовательный. - Стержнем программы, специальной дисциплиной стал кл.танец. Этому способствовала деятельность фр.балетмейстера Шарля Дидло. -Продолжительность усвоения программы равнялась 7 годам. - Была введена конкурсная процедура осмотра детей. К учащимся предъявлялись особые требования: природные данные и ограничение возраста(не ранее 9,не позже 12).

Обмеряли все параметры фигуры, проверялись муз.способности, способности к танцу, внешние данные. Детей осматривали учителя пения, музыки. Ребёнок должен был обладать чистейшим произношением, голосом, дети должны были уметь читать и писать. После осмотра дети попадали либо в балет, либо в оперу, либо в драму.

В 1836 году училище переехало в здание, построенное Карлом Росси на Театральной улице, ныне улица Зодчего Росси. - В начале 1860 года управляющий Павел Фёдоров разработал новый устав. По новому уставу училище становилось почти полностью балетным. Для подготовки оперных и драматических артистов были оставлены курсы усовершенствования. С 1863 года существовала пятибалльная система оценивания. Ввелись классные журналы, экзаменационные испытания, аттестаты, название артистов(1, 2, 3 разряды). Впервые в программу введено изучение русского театра, история драматического искусства и изучение наследия и современного репертуара. - Фёдоров хотел создать монументальность в преподавании. Он отдаёт распоряжение по всем предметам записывать лекции, проверяемые цензурой.Всё же общее образование шло вразрез со специальным. - В системе подготовки танцовщиков наметился конфликт между общим и профессиональным образованием. Общее было второстепенным, главной была профессиональная подготовка и совмещение её с полным общим образованием. Это оказалось затруднительным. Такой подход не мог не сказаться на интеллектуальном развитии учащихся. Как следствие падают социально-адаптивные возможности учеников.

В конце 19 века значимость общего образования повышалась в связи с углублением профессиональных требований, увеличением числа отчисленных детей и необходимостью получения ими дальнейшего образования, поэтому с 1863 года испытание на знание общего образования стало обязательным для всех учащихся, несдавших выпускали без аттестата.

С 1888 года общую образовательную программу обучения приравнивали к программе учебных заведений Министерства Народного Просвещения: учащиеся получали аттестаты как в городских народных училищах. - В последнее десятилетие 19 века, благодаря энтузиазму Владимира Степанова, произошли сдвиги в упорядочении методики обучения. Степанов разработал программу занятий балетными танцами с примерным распределением учебного материала на 7 разделов по степени трудности и сложности. Программа была опубликована. Она стала первым документом, регламентирующим преподавание кл.танца в Спб и Мск училищах.

Степанов разработал собственную систему записи танца. Назвал он ёё «Азбукой движений человеческого тела». Запись велась с помощью муз.знаков.

К концу 3 периода встал вопрос о профессиональном образовании в России. - Была создана модель театрального учебного заведения, близкого к среднему учебному заведению- городскому училищу. - Шла ориентация на Императорские театры, они были единственными заказчиками и потребителями выпускаемой училищами продукции. Таким был рынок балетного образования до революции. Педагогическая деятельность французского балетмейстера Шарля Дидло Шарль Дидло – главный балетмейстер и руководитель школы. Сначала исполнял небольшие роли в Петербург. Театре, далее он становится полновластным хозяином театра и школы. Работа в школе главнее, чем в театре. Актерскую выразительность ставил на первое место.

Адам Глушковский – ученик Дидло. Дидло выступал против устаревших правил, был требовательным, бескомпромиссным. Временно уехал из России, но Нарыжкин отправил ему письмо с просьбой вернуться. За первые 10 лет работы в Спб заложил основы русской балетной школы. Новая педагогика опиралась на деятельность Новерра. Она стала богаче прежней. С 1812 года русс. балет стал конкурировать с европейским. Второй период деятельности Дидло с 1816 года отличался блистанием учениц(Анастасия Новицкая, Екатерина Телешина, Авдотья Истомина, Николай Гольц, Адам Глушковский). К 1809 г удвоилось число учащихся до 120 человек, была дополнена программа. В 1816 г. после ревизии в училище появилось новое расписание уроков. На танец отводилось 2 ч. в неделю. Уроки часто отменялись. Гл. причина – репетиция в театре.

Летом 1816 года Дидло вернулся в Россию, а уже в августе состоялась премьера его нового балета «Ацис и Галатея». В роли Галатеи дебютировала только что окончившая балетную школу Авдотья Истомина. К какому бы балету Дидло ни обращался, он старался показать живые характеры и судьбы. Что он сделал для санкт-петербургского балета? До приезда Дидло репертуар состоял главным образом из иностранных балетов, а балетную труппу дирекция императорских театров всегда старалась поддерживать дорогими иностранными танцовщиками и танцовщицами. Дидло старался избегать постановки чужих балетов, говоря, что только молодым ученикам простительно ставить балеты своих учителей; в то же время он объявил, что он из русских воспитанников и воспитанниц сделает первоклассные европейские таланты; и действительно, он создал целый ряд русских хореографических знаменитостей. В течение многих лет во всех балетах петербургской сцены исполнителями были исключительно ученики Дидло. Дидло оставался на русской балетной сцене до 1836 года: не только ссора с тогдашним директором театров, князем Гагариным, заставила последнего подать в отставку и оставить службу, вся обстановка в театре была неблагоприятной. Балетмейстера изводили мелочными придирками, упрекали в нарушении административных правил, пытались управлять его театральной деятельностью. Полноценно работать в таких условиях он не мог. Не получали новых ролей и его актеры. Наблюдалось засилье иностранных артистов на русской сцене.

В прежние годы Дидло удавалось противостоять дирекции театров и отказываться, за немногим исключением, от приглашения иностранцев на ведущие роли. Однако теперь никто не спрашивал согласия Шарля Дидло. Желая поправить в более теплом климате свое здоровье, расстроенное различными неприятностями и бездействием, Дидло отправился в Киев, где и скончался 7 ноября 1837 года.

 

Тема №6 Зубова Г.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: