Педагогическая деятельность Мариуса Петипа




Мариус Петипа прибыл в Санкт-Петербург в 1847 г. С его появлением в школе начинается период рассвета балетного обучения. В своем методе преподавания он не был сторонником системы шаблона, учил индивидуально. Сначала изучал воспитанника и только потом приступал к устранению слабых сторон ученика путем усиленной работы над преодолением недостатков, не переходя к дальнейшему обучению, пока не будут устранены все помехи. Добивался от учеников блестящей техники: сильные прыжки, четкие антраша, стремительные туры, «стальной носок» - этого он требовал как и от учеников школы, так и от балетной труппы. Его ученики-выпускники переходили в театр.

У него учились: Мария Петипа, Евгения Соколова, Мария Амосова, Ольга Преображенская, Павел Гердт, Александр Ширяев, Сергей Лукьянов. Новый устав школы Павла Федорова. В начале 1860г. управляющий Павел Федоров разработал новый устав. Он основательно представил его в деталях. По новому уставу училище становилось почти полностью балетным. Для подготовки оперных и драматических артистов были оставлены курсы усовершенствования.

В программу включалось: Физическое воспитание – гимнастика, игры, купание, прогулки. С 1863 г. существовала 5-бальная система оценивания Введены классные журналы, экзаменационные испытания, аттестаты, названия артистов 1, 2, 3 разрядов. Впервые было введено изучение истории русского театра, драматического театра, наследие существующего репертуара. Все это поднимало уровень артистов. Федоров хотел создать монументальность в преподавании. Он отдал распоряжение записывать лекции по всем предметам, которые проверяла цензура. Но из этой затеи ничего не получилось, потому что общее образование шло в разрез со специальным, невозможно было добиться записи лекций по урокам классического танца. Такой подход не мог не сказаться на интеллектуальном развитии учащихся, и как следствие - падение их социально-адаптивных возможностей.

 

 

ТЕМА №7 Збирник Д.

4-ый период: 1917-1991гг.

 

К 1917г. Оформились основные элементы системы обучения танцовщиков: - учеб. раб.: обучение танцу (с 1738г.); - нравственное образование (1829г.) - физическое образование (1853); - методич. Работа (1853). Революция внесла сущ. коррективы в жизнь обоих училищ (Москва и Питер); всё началось с полного отрицания балета и балетного образования как чуждого искусства. Советская власть в конечном счете признала место хореографии в пролетарской культуре; так были сохранены от разрушения хореографические училища, ставшие ХОРЕОГРАФИЧЕСКИМИ ТЕХНИКУМАМИ.

С 1930-х гг. балет входит в область особого государственного интереса. Начинается формирование единой общесоюзной системы балетного образования, не имеющего аналогов в мире. По всей стране централизованно открываются театры оперы и балета. Во многих городах открываются хоряги с 7-ми летним обучением. В 1923г. В Петроградском хореографич. училище открылись вечерние курсы. С 1917 по 1928 гг. шёл интенсивный поиск форм существования бывшего театрального училища в новых политических и экономических условиях. Училища находились в ведении Народного Комиссариата просвещения (НарКомПрос). Новый взгляд на организацию учебного процесса отразился в «Положении о государственном Петроградском училище» (1918г.).

Была предпринята попытка поднять училище до вузовского уровня. Путем введения научного направления работы. Было ещё несколько положений об училище с различными признаками его организации. Устав оказался невостребованным, т.к. противоречил нормативам системы балетного образования. Увеличился объём общеобразовательных дисциплин. Ставился вопрос о прекращении отчислений неспособных детей. Преподаватели были против, в связи с ем и возникла конфликтная ситуация. Данный период считается либеральным, переходным. В 1928 – 1938 гг. была создана образовательная модель балетной подготовки. Созданная единая программа обучения артистов балета была разделена на 2 асти: - начальную общеобразовательную подготовительную школу – семилетку; - техникум с 2-3-х летним курсом. Т.о. срок обучения увеличился до 9-10 лет.

Шло активное развитие методической работы в училище: издавались научные работы, учебные пособия, программы. В 1934г. Вышла книга А.Я.Вагановой «Основы классического танца». По инициативе А.Я.Вагановой в этом же году создается педагогическое отделение. Выходят в 1939г. «Основы характерного танца»; авторы: А.Ширяев, А.Бочаров, А.Лопухов. Выпускники этого времени: Н.Камкова, В.Костровицкая, Н.Базарова, Г.Берёзова. В это же время появляется национальное отделение.

В 1937г. Открылось балетмейстерско-режиссерское отделение. Организатором и руководителем которого был Фёдор Лопухов. В 30-е гг. вырисовывались 3 направления: - педагогика балета; - искусство хореографа; - искусство балетоведа. До 1990г. Образование в Ленинградской и Московской школах считалось средним специальным. В 1938г. Техникум был преобразован в Ленинградское хореографическое училище. Ваганова предлагала преобразовать училище в Высшее учебное заведение, но ВОВ прервала этот процесс.

Устав 1949г. Не предусматривал научную работу, появ. должность худ. рук-ля, который контролирует качество проф. обучения. Создается методический кабинет, в 1957г. Из него основали музей. В ноябре 1957г. Училищу было присвоено имя А.Я.Вагановой. В послевоенные годы (45-54гг.) подготовка артистов осуществлялась на основе 9-летнего плана с выдачей аттестата зрелости; а для национального отделения – 6 лет. Планы утверждались Министерством Культуры РСФРС специально для училища.

В 1961г. Хореографические училища Ленинграда и Москвы получили статус «Академических»,им разрешили готовить педагога балета. Программа рассчитана на 2 года обучения. Это продолжалось до 1989г. В 1946г. Ростислав Захаров открыл в Москве кафедру хореографии при ГИТИСе (хореографический вуз на базе училища при Большом Театре возник ещё при Горском в 1917г.).

В 1962г. Ф.Лопухов открыл кафедру хореографии в Ленинграде при консерватории. В 1990г. училище расширяет свои возможности, начинается постепенный переход от среднего специального к высшему. Учебный планы созданные ранее варьируются, дополняются, переходят в типовые планы. С 1989г. Планы распространяются на всю систему.

В 1970г. По решению Мин.Культуры РСФСР открывается народно-характерное отделение. С 1940-1961гг. училищем рук-дил Николай Ивановский, основоположник методики историко-бытового танца. Талантливыми педагогами и методистами были В.Мей, Базарова, Костровицкая – они окончили курсы под рук-вом А.Я.Вагановой (2 года). Огромный вклад в методику дуэтного танца внес Н.Серебряников. Рядом с Вагановой преподавал блестящий педагог мужского танца, знаток классического наследия В.Пономарев. Он воспитал Р.Нуреева, М.Барышникова.

В 1991г. Ленинградское училище было преобразовано в Академию Русского балета им. А.Я.Вагановой. 1917-1991гг. была создана модель нового типа учебного заведения, ориентированного на подготовку артистов балета и сочетающего в себе несколько уровней и видом образования: -основное общее (школа); -среднее -высшее профессиональное обучение. Школа танца Парижской Оперы во Франции основана в 1713г И Парижская консерватория действует с 1925 года. В Швеции: Королевская шведская балетная школа с 1773г.

Данные учебные заведения имеют и в настоящее время общие черты с отечественной: - не менее 8 лет обучения (артист); - начало обучения с 8-10летнего возраста. Важнейшим отличием от отечественной модели является разделение профессиональной и общеобразовательной подготовки. В этих странах как и в России нет среднего профессионального образования и диплома с квалификацией артист балета.

Во Франции нет системы высшего балетного образования, балетмейстеров не готовят вовсе, они формируются из артистов балета. Преподаватели балета обучаются в национальном центре танца, получают сертификат. Балетная школа Парижской Оперы и Парижская консерватория являются альтернативными системами подготовки танцовщиков. В Школе Парижской Оперы подготовка ведется с 8-10летнего возраста в течении 6 лет. Общее образование параллельно, раздельно. По окончанию выдается сертификат о профессиональной подготовки и свидетельство о полном общем образовании.

В Парижской консерватории подготовка начинается с 13-15летнего возраста на базе колледжа, так же учатся 6 лет с выдачей диплома о получении высшего образования короткого цикла. В основе подготовки артистов балета в Швеции – 12летняя общеобразовательная школа. Она подразделяется на основную (9 лет среднего образования) и высшую (3 года гимназии). Обучение артистов балета продолжается 9 лет: 6 лет в начальных школах и 3 года в Королевской шведской балетной школе. Первые 2 года обучения танцу и общеобразовательным дисциплинам идет в разных школах; с 3его года обучения эти части соединяются в одной школе. (В 30-е гг. в Ленинградском техникуме была 7-летняя подготовка и 2 года техникума).

Высшее образование с 1963г. можно получить в университетском колледже танца по программам: -педагогика; - искусство балетмейстера; - современный и социальный танец; - цирковое искусство. Высшего исполнительского образования (артиста балета) в балете нет и сегодня. После окончания Королевской шведской балетной школы артисты балета получают работу. Для тех, кто ушел на пенсию после 20 лет есть педагогические курс (1,5-2года). Т.о. Королевская балетная школа подготавливает с 10-летнего возраста в течение 9 лет (6 – начальных параллельно с получением общеобразовательного; и 3 года в балетной школе – лицее). В результате получают сертификат о профессиональной подготовки и свидетельство о полном общем образовании. В итоге, подготовка специалистов в области балета предполагает особый вид балетного учебного заведения. Особенность обучения соед. проф. и общ. образования несколько уровней и видов: основное общее, среднее и высшее.

 

ТЕМА №8 Нурдинова А.

Михаил Фокин

 

Михаил Фокин (балетмейстер-реформатор) начал преподавать в младших классах девочек в балетной школе. С 1905 года перешел на старше классы. Годы работы в училище 1904-1916гг. Вел классический танец во всех классах. Его реформы: Начав свою педагогическую деятельность в училище, он сразу встал на новый путь. Фокин считал, что танец должен выражать душевные переживания действующих лиц, что танец – часть спектакля, должен составлять единое художественное целое с музыкой, живописью, пластикой.

Он говорил о невозможности ставить балеты на случайную музыку, представлявших собой набор вальсов, полек, галопов и т.д. и требовал, чтобы музыка выражала те чувства, которые передаются движениями танцующих. Он считал недопустимым пользоваться одной и той же формой танца во всех балетах. Он указывал на необходимость изменять форму в зависимости от хар-ра произведения. По его мнению было неуместно танцевать на пальцах в греч. вакханалиях или исполнять испанский танец в традиционных пачках. Это записано в Записках дирекций, где изложил сущность реформы. Но дирекция промолчала, и были составлены противоречивые отзывы.

О его педагогической манере писал А.Лопухов: «Именно благодаря урокам Фокина наш танец приближался к подлинному танцу – он составлялся из рисунков, созданных нашими телами, рисунков выразительных, лишенных стандартности и вычурности заученных поз». Урок Фокина перестал быть уроком танцевальной гимнастики. Сохраняя все движения классического танца, он выражал их по-новому, он их варьировал так, что он преображались и становились как бы речью жестов. Он воспитывал в своих учениках чувство танца, художественный вкус, логическую выстроенность.

О его постановках говорил весь мир. С Петербургской сцены были вытеснены иностранные исполнители. Встал вопрос о системе профессионального образования в России к концу 3-го периода. С 1991г. Ленинградское училище было преобразовано в Академию Русского балета им. А.Я.Вагановой. Вышли уставы 1991года,. 1996года,…2005 года т последний устав в 2007 году. Уставы приближали Академию к вузовским требованиям: - наличие в плане нескольких уровней образования; - специализированной медицинской и психологической служб; - наличие интернета; - наличие библиотек, столовой, научных отделов, видеоклассов, фонотек: - наличие должности худ. рук-ля. За Академией закрепился статус «нетипового образовательного учреждения высшей категории для детей, подростков и молодых людей, проявивших выдающиеся способности» Устав 2005 года.

Появ. ещё в требовании: наличие довузовского уровня проф. образования и стажа работы в балетной труппе. В 1993 году академия выступила с инициативой разработки положения о подготовки артистов балета с высшем образованием (бакалавров). Экспериментальная программа: предлагалось на базе начального общего образования (3 класса школы) установить 3 этапа обучения: 1) начальное проф. образование (5 лет обучения) с квалификацией артист вспомогательного состава музыкального театра; 2) среднее проф. образование (6 лет) с квалификацией: артист хореографического ансамбля; 3) высшее пров. Образование (8 лет) с квалификацией: артист балета – бакалавр. По направлению 522500 хореографическое искусство. Такая модель не получила развития, варьировалась, дополнялась и утвердилась в следующем: - традиционной особенностью образования в области балета явл. тесное соединение общего и проф. образования в России. Модель нового типа учебного заведения ориентирована на подготовку артистов балета, сочетающего в себе несколько видов и уровней образования: основное общее, среднее и высшее проф. образование в области балетного искусства. Образование, которое отражает культурно-исторические образовательные традиции России и начала 21 века.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: