Формы дополнительного математического образования. Неделя математики




Дополнительные формы математического образования очень важны в изучении математики. Прежде всего они мотивируют к изучению предмета. Современные школьники не слишком заинтересованы в получении образования, а тем более в изучении такого сложного и для многих непонятного предмета математики. Дополнительное образование даёт возможность не замотивированным школьникам рассмотреть предмет с разных сторон, развить в себе творческие способности и научиться творчески подходить даже к изучению математики. Для повышения уровня знаний очень важна заинтересованность в знаниях, именно поэтому так важно заботиться и о развитии разных форм обучения в школе.

Формы дополнительного образования представляют собой специально организованную деятельность педагогов и учеников. Она направлена на изучение, воспитание и развитие личностных качеств. Процесс обучения в школе или университете существенно отличается от дополнительного образования. Оно имеет менее форматизированный характер и не имеет рамок. Как правило, ребенок сам выбирает интересный для себя вид деятельности. Выбранные педагогом формы занятий в дополнительном образовании детей играют немаловажную роль, ведь именно от них зависит интерес ребенка к тому или иному увлечению. Преподаватель выступает в качестве не только главного источника знаний, но и помощника в становлении личности ученика [4].

Известный педагог и новатор В. Ф. Шаталов утверждал, что учитель должен создать такую атмосферу в аудитории или классе, при которой невозможно не усвоить полученный материал. Он также создал формы учебных занятий в дополнительном образовании, которые практикуют многие преподаватели. Выполняя функцию консультанта, учитель оказывает на учеников сильное личностное влияние. Именно поэтому требуется, чтобы преподаватель был самостоятельной и многогранной личностью.

Существуют следующие формы дополнительного математического образования в школе: кружок, олимпиады, конкурсы, викторины, математические вечера, предметные недели и так далее.

Математические олимпиады обычно посвящаются решению задач, но возможны олимпиады по вычислению на счетах, в навыках быстрых и безошибочных подсчетов. Проведение олимпиад должно быть предусмотрено планом работы учителя. Участие детей носит добровольный характер. Олимпиада проводится в 3 тура. В начале полугодия учитель намечает ряд задач, которые решаются во внеурочное время дополнительно к задачам, решаемым по программе. Когда задачи решены, учитель организует проверочную письменную работу (1-3 задачи). К работе во втором туре допускаются ученики, решившие 2-3 задачи из трех. Они получают новый набор задачи по истечении 1-1,5 месяца снова выполняют письменную проверочную работу. Ученики, справившиеся с решением 2-3 задач, готовятся к третьему туру, на котором определяются победители олимпиады и проводится премирование [5].

Математические конкурсы и викторины относятся к наиболее легко организуемым видам математических соревнований. Для конкурса учитель намечает тему, дает списки задач, указывает, что нужно повторить и назначает срок состязания. До конкурса ученики не знают тех задач и вопросов, с которыми они встретятся на состязании.

Командные соревнования проводятся между параллельными классами или внутри класса. Они могут охватывать всех учащихся или одинаковые по численности (8-10 человек) команды от каждого класса. Если командные состязания проводятся в одном классе, команды выделяются от каждого звена (по 2-3 человека). В команды выделяются ученики с учетом мнения детей.

Математические вечера вызывают большой интерес у учащихся. Они обычно являются заключительным этапом при проведении тематической недели. Хотя может проводиться и как самостоятельная разновидность внеклассной работы. В школе наиболее удобно проводить математические вечера для учащихся параллельных классов [2].

Математические экскурсии. Математические экскурсии - исключительно интересная, но сравнительно редко применяемая форма внеурочных занятий. Не следует думать, что они сводятся только к геодезическим работам на местности. Во время экскурсии ученик видит, где на практике встречаются и применяются различные геометрические фигуры, изученные им в школе, знакомится с применениями математики в различных областях народного хозяйства.

Математические игры. Большую роль на внеклассных занятиях по математике играют игры, главным образом дидактические. Основная их ценность в том, что они возбуждают интерес детей, усиливают эффект самого обучения. Создание игровых ситуаций приводит к тому, что дети увлечены игрой и незаметно для себя и без особого труда и напряжения приобретают определенные знания, умения и навыки [6].

Школьная математическая печать. Полезной формой внеклассной работы является также стенная математическая печать. Важно, чтобы она была действительной, т.е. содержащиеся в ней материалы использовались активно.

Математический кружок - это самостоятельное объединение учащихся под руководством педагога, в рамках которого проводятся систематические занятия с учащимися во внеурочное время. Вопросы организации, содержания и методики его работы достаточно полно освещены в методической литературе [4].

2 Учебно-методическая разработка плана-сценария недели математики в школе



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: