СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….4
1 Неделя математики: теоретические аспекты ……………………….……..….11
1.1 Определение, цели, задачи, функции и роль дополнительного образования детей в условиях школы…………………………………………….9
1.2 Формы дополнительного математического образования. Неделя математики………………………………………………………………………….11
2 Учебно-методическая разработка плана-сценария недели математики в школе…………………………………………………………………………….….25
2.1 Предметная неделя, цель, задачи и принципы организации …………..…15
2.2 Сценарий предметной недели «Математическое путешествие» для 5-11 классов…………………………………………………………………………….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….27
ВВЕДЕНИЕ
Современный этап развития отечественного образования акцентирует внимание на формировании всесторонне развитой личности, не последнюю роль в котором играет математическое образование школьников. Однако значительный рост информации и сокращение учебной нагрузки по предмету не позволяют в полной мере осуществить такую задачу в рамках школьного курса математики; неизбежно приходится пользоваться потенциалом дополнительного математического образования.
Под дополнительным математическим образованием (ДМО) подразумевают внеурочную работу по математике, которая выходит далеко за рамки обычных внеклассных занятий. В основе современного дополнительного математического образования –образовательный блок, который компенсирует когнитивные, коммуникативные и иные потребности детей, нереализованные в рамках предметного обучения в школе.
|
Ценность дополнительного математического образования состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего математического образования, способствует применению на практике знаний и навыков, полученных в школе, стимулирует обучающихся к познанию. А главное –в условиях дополнительного математического образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени [1].
Основное математическое и дополнительное математическое образование не должны существовать друг без друга, ибо по отдельности они односторонни и неполноценны. Говоря словами А.С. Макаренко, в идеале весь образ жизни ребенка, каждый квадратный метр его жизни должен быть заполнен образованием. Чтобы дополнительное математическое образование могло максимально реализовать заложенный в ребенке потенциал, необходима четкая и слаженная работа всей педагогической системы ДМО.
Развитие системы дополнительного образования в России началось с конца XIX века. Сначала стали возникать кружки, клубы, мастерские, дневные приюты для детей, летние оздоровительные лагеря. На государственном уровне развитие системы дополнительного образования начинается с ноября 1917 года.
Бурное развитие системы дополнительного образования позволило создать к 1940 году 1846 внешкольных учреждений, находящихся в ведение министерств культуры, путей сообщения, просвещения. После окончания Великой Отечественной войны Советское правительство также уделяло особое внимание развитию системы дополнительного образования. Постоянно увеличивалась численность Домов пионеров, станций юных техников, натуралистов и туристов, пионерских лагерей и детских спортивных школ [2].
|
Учитывая значение и роль дополнительного математического образования, мною была выбрана тема исследовательской работы. Целью работы является изучение теоретических аспектов математического дополнительного образования в школе и создание собственного мероприятия на примере предметной недели.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. Анализ понятия, функций и роли дополнительного образования в школе.
2. Изучение функций и форм математического дополнительного образования в школе.
3. Анализ и изучение организации и проведения предметной недели в рамках школы.
4. Создание собственного сценария недели математики.
Исследовательская работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения и списка использованных источников. В первой главе будут рассмотрены определение, функции, формы и роль математического дополнительного образования. Во второй главе мы познакомимся с понятием предметной недели, с её функциями, принципами и планом проведения. Так же будет составлен сценарий недели математики.
Неделя математики: теоретические аспекты
Определение, цели, задачи, функции и роль дополнительного образования детей в условиях школы
Важнейшей составляющей образовательного пространства России является дополнительное образование детей. Оно сочетает в себе воспитание, обучение, социализацию молодого человека, поддерживает и развивает талантливых и одаренных детей, формирует здоровый образ жизни, осуществляет профилактику безнадзорности, правонарушений и других асоциальных явлений в детско-юношеской среде.
|
Дополнительное образование детей — целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, реализующих потребность детей и подростков в познании и творчестве.
Развитие системы дополнительного образования показало, что она является эффективным преемником внешкольной и внеклассной работы и воспитания. Система дополнительного образования является базисом, на котором основывается дополнительное образование детей. Дополнительное образование является важным звеном в воспитании личности ребенка. Система дополнительного образования помогает учащимся в выборе будущей профессии, способствует их самореализации.
Система дополнительного образования позволяет создать учащимся условия для эффективного обучения и отдыха. Основная цель системы дополнительного образования – создание технических и методических возможностей получения знаний, условий для творчества ребенка.
По содержанию дополнительное образование детей представляет собой разнообразные направления, охватывая различные сферы окружающего нас мира. Именно поэтому оно в состоянии удовлетворять самые разнообразные интересы личности. Дополнительное образование детей представлено целым рядом направлений. Основными среди них являются: художественно-эстетическое; научно-техническое; спортивно-техническое; эколого-биологическое; физкультурно-оздоровительное; туристско-краеведческое; военно-патриотическое; социально-педагогическое; культурологическое; экономико-правовое.
Программы дополнительного образования реализуются как в специализированных центрах, так и в общеобразовательных учреждениях. Для школьников и учащихся организованы занятия в кружках, секциях, студиях, клубах. Дополнительное образование является сегодня актуальным полноценным и необходимым компонентом системы непрерывного образования. А полнота образования может быть обеспечена только интеграцией основного и дополнительного образования [1].
Специфика дополнительного образования в школе заключается в следующем:
- добровольное использование школьником своего свободного времени, чтобы реально развивать свои потенциальные способности;
- свобода в выборе вида деятельности, педагога и учебного плана;
- возможность в любой момент сменить направление деятельности, своего педагога или коллектив;
- творческий характер образовательного процесса, который осуществляется в дополнительном образовании;
- специфичные взаимоотношения школьника и его учителя, которые заключаются в сотрудничестве, сотворчестве и индивидуальном подходе к ученику;
- возможность получить до профессиональную подготовку.
Исходя из этих характерных черт дополнительного образования в рамках школы, специалисты выделяют следующие его функции:
1. Образовательная. Ребенок получает знания по выбранным дополнительным образовательным программам.
2. Воспитательная. Через приобщение школьников к культуре происходит их ненавязчивое воспитание, определяются нравственные ориентиры, формируется школьная культурная среда и расширяется культурный слой образовательного учреждения.
3. Креативная. Чтобы реализовывать все творческие интересы школьников на индивидуальном уровне, формируется гибкая система образования.
4. Компенсационная. Школьники осваивают новые виды деятельности, которые дополняют или даже углубляют основное образование, а также создают положительную атмосферу для освоения стандартов общего образования. Детям предоставляются какие-либо гарантии успешности в выбранных ими сферах творчества.
5. Рекреационная. Дополнительное образование организовывает содержательный досуг, чтобы восстанавливать психофизические силы школьников.
6. Профориентационная. Дополнительное образование формирует стабильный интерес к социально-значимым направлениям деятельности, помогает школьникам определиться со своими жизненными планами, в том числе с будущей профессией. Кроме того, школа стремится не только помочь ребенку осознать и развить свои интересы, но и определиться с выбором учреждения дополнительного образования, где он может еще больше развивать свои способности.
7. Интеграционная. Данная функция подразумевает создание единого пространства образования в школе.
8. Функция социализации. С помощью дополнительного образования ребенок осваивает необходимый социальный опыт, приобретает навыки развития качеств личности и социальных связей, которые необходимы в жизни.
9. Функция самореализации. Дополнительное образование помогает ребенку определиться в культурно и социально значимых видах деятельности, почувствовать свою успешность и саморазвиваться [2].
Все вышеперечисленные функции доказывают нам, что дополнительное образование обязательно должно включаться в любую образовательную систему. По этой причине отношения учителей базового и дополнительного образования должны быть не соперническими, а развиваться в тесном сотрудничестве.
Дополнительное образование детей по своему содержанию охватывает все сферы жизнедеятельности человека и реализуется в неограниченном образовательными стандартами пространстве, в силу чего оно рассматривается как поле расширения возможностей развития личности, является абсолютно добровольным, не связанным с возрастным цензом обучающихся, с получением образовательных сертификатов, с обязательностью программных требований, с образовательными стандартами, с жестким режимом занятий и т.д. Гибкость дополнительного образования детей как открытой социальной системы позволяет обеспечить условия для формирования лидерских качеств, формирования социальных компетенций и развития творческих способностей детей в области научно-технической, художественной, эколого-биологической, спортивно- технической, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, военно-патриотической, социально- педагогической, естественно-научной и другой образовательной деятельности, которую он выбирает сам или с помощью взрослого в соответствии со своими желаниями и потребностями.
Дополнительное образование детей способствует повышению качества жизни, так как приобщает детей и подростков к здоровому образу жизни, раскрывает творческий потенциал личности, побуждает к достижению общественно значимого результата. Этот вид образования способствует развитию склонностей, способностей и интересов, жизненному и профессиональному самоопределению подрастающего поколения [3].
Дополнительное образование детей - составная часть общего образования, позволяющее обучающимся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно. На современном этапе возросла роль дополнительного образования детей и занимает особое место.
Дополнительное образование формирует у ребёнка самосознание, ощущение собственной личности. Он удовлетворяет свои творческие потребности, развивает интересы, усваивает знания в том темпе и объёме, которые ему позволяют индивидуальные способности [1].
Таким образом, дополнительное образование обладает возможностью объединить в единый процесс обучение, воспитание и развитие ребёнка. Предоставляет обучающимся широкие возможности для получения современного качественного образования, а с внедрением внеурочной деятельности детей в систему общеобразовательных школ способствует развитию творческого инициативного и компетентного гражданина.