Предметная неделя – это совокупная форма методической, учебной и внеклассной работы в школе, представляющая многоцелевое единство мероприятий, объединенных общими задачами, по возможности прозрачными, видимыми не только преподавателям, но и учащимся, и подчиненная решению этих задач рационально отстроенной системой конкурсов, игр, олимпиад, викторин и тому подобные. Мероприятия предметной недели позволяют создать дополнительные условия для раскрытия творческих способностей учеников, выявить одаренных и талантливых детей и оказать поддержку интеллектуальному развитию.
Основные свойства и особенности предметной недели:
1. Является массовым и увлекательным ученическим соревнованием.
2. Позволяет приспосабливать массовое обучение к индивидуальным свойствам каждого ребенка.
3. Рассматривает проблему обучения и развития школьников посредством использования внутренних ресурсов активизации познавательной деятельности развитие осознанных мотивов учения.
4. Связана с основным программным курсом обучения, углубляет, дополняет его и тем самым повышает уровень образования обучающихся, способствует их развитию, расширяет их кругозор.
5. Даёт хорошую возможность и учителям лишний раз продемонстрировать значимость изучаемых в школе предметов как часть общечеловеческой культуры.
6. Показывает не только возможности учащихся, она еще показывает возросшие способности педагогов, их творчество, мастерство и зрелость своего профессионализма [7].
Специфика предметной недели как одной из форм учебной деятельности заключает в себе обеспечение перехода познавательной деятельности в творческую с соответствующей сменой потребностей и мотивов, целей, действий, средств и результатов.
|
Главной особенностью предметной недели является то, что предметная неделя выступает как уникальная коммуникативная система, позволяющая самовыражаться, самоутверждаться, самореализоваться, расти духовно и творчески всем ее участникам.
Главной целью проведения любой предметной недели является поиск путей и способов создания оптимальных условий для развития индивидуальных интеллектуальных, творческих, социальных способностей детей в образовательном учреждении и для стимулирования творческой деятельности и удовлетворения потребности педагогов в продуктивном самовыражении.
Задачи предметной недели:
1) Обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.
2) Формирование ключевых компетенций у обучающихся: предметной, социальной, информационной, коммуникативной.
3) Совершенствование методического обеспечения образовательного и воспитательного процесса по предметам точного и естественнонаучного цикла.
4) Развитие массовых, групповых и индивидуальных форм внеурочной деятельности.
5) Формирование команды педагогов, решающих проектные задачи.
6) Поддержание социального имиджа школы [8].
Этапы проведения предметной недели:
1. Организация и порядок проведения предметной недели (составление плана-графика подготовки, этапов и сроков реализации абстрактного проекта).
2. Составления перечня методических рекомендаций по разработке, организации и проведению мероприятия.
3. Определение роли учителя и учеников при организации и проведении предметной недели.
|
4. Проведение предметной недели.
5. Подведение итогов мероприятия.
Проведение и организация предметной недели включает в себя ряд важных принципов. Прежде всего идёт развитие (принцип развития):
- личности учащегося и учителя через взаимодействие;
- индивидуальных интеллектуальных, творческих, социальных способностей детей в образовательном учреждении;
- стимулирование творческой деятельности и удовлетворения потребности педагогов в продуктивном самовыражении.
Принцип личной причастности: каждый учащийся является активным участником всех событий недели. Он может попробовать себя в разных ролях и видах деятельности.
Принцип массовости: работа организуется таким образом, что в творческую деятельность вовлекается как можно больше обучающихся.
Принцип доступности: подбираются разноуровневые задания.
Принцип заинтересованности: задания должны быть интересно оформлены, чтобы привлечь внимание визуально и по содержанию.
Принцип междисциплинарного подхода: формирует у школьника интегративное мышление и общую картину мира.
Принцип выбора и ответственности: учащиеся самостоятельно выбирают свою роль, место, мероприятие, секцию в которой будут участвовать, и несут ответственность за сделанный выбор.
Принцип соревновательности: ученикам предоставляется возможность сравнивать свои достижения с результатами учащихся разных классов
Принцип открытости: участвовать в мероприятиях Недели, в активной группе по подготовке и проектированию могут все желающие, согласно своему выбору.
Принцип сотрудничества: предметная неделя должна объединить учащихся и педагогов в единый коллектив. Сотрудничество в группах Учащийся – Учитель, Старшие – Младшие, Учащийся – Родитель.
Принцип неповторимости, особости: каждая следующая предметная неделя не должна повторять предыдущую, она заново должна претерпеть муки рождения, и, наверное, в этом тоже кроется один из секретов ее успеха [9].
Организатором предметной недели является методическое объединение. Предметная неделя проводится в соответствии с планом работы методического объединения. Тематика предметной недели определяется на заседании методического объединения и является единой. Проект осуществляется в урочной и внеурочной деятельности, используя интеграцию образовательного процесса без увеличения учебной нагрузки на ребенка. Реализация проекта осуществляется в совместной деятельности и индивидуальной работе с учетом интересов детей