Сценарий предметной недели «Математическое путешествие» для 5-11 классов




Активизация внеклассной деятельности по математике призвана не только возбуждать и поддерживать у учеников интерес к предмету, но и желание заниматься ею дополнительно, как под руководством учителя во внеурочное время, так и при целенаправленной самостоятельной познавательной деятельности по приобретению новых знаний. Одной из форм внеурочной работы по предмету является неделя математики.

В данном сценарии будет совмещена работа разных возрастных групп. 10-11 классы будут учувствовать в подготовке и проведении мероприятия. 5-9 на протяжении всей недели будут соревноваться между собой, разбившись на команды по 15 человек (3 ученика из каждого класса). Ученики, не задействованные в командах, будут присутствовать на мероприятиях как зрители или группы поддержки [2].

Целью мероприятия является улучшение качества знаний учащихся и повышение мотивации у учеников к изучению математики.

В соответствии с целью также поставлен ряд учебных, развивающих и воспитательных задач:

1. Повысить уровень математического развития обучающихся и расширить их кругозор.

2. Углубить представления обучающихся об использовании сведений из математики в повседневной жизни.

3. Развитие у обучающихся умений работы с учебной информацией, развитие умений планировать и контролировать свою деятельность.

4. Развивать у обучающихся интерес к занятиям математикой.

5. Выявлять учащихся, которые обладают творческими способностями, стремятся к углублению своих знаний по математике.

6. Развивать речь, память, воображение и интерес через применение творческих задач и заданий творческого характера.

7. Воспитывать самостоятельность мышления, волю, упорство в достижении цели, чувство ответственности за свою работу перед коллективом.

8. Воспитание умений применять имеющиеся знания в практических ситуациях.

9. Способствовать активизации и развитию познавательных процессов учащихся.

Оборудование: костюмы, проектор, музыкальное сопровождение, реквизит, ПК, микрофоны [3].

План проведения недели математики:

1. (Понедельник). Открытие – концерт, сопровождаемый выступлениями учащихся. Сообщается план проведения предметной недели, представляются команды, начинаются соревнования.

2. (Вторник). Математическая викторина «Математика в других науках».

3. (Среда). Литературный вечер, конкурс математических стихов.

4. (Четверг). Математический квест для 5-9 классов.

5. (Пятница). Торжественная линейка, награждение победителей.

Ниже будут представлены сценарии мероприятий: открытия, викторины, литературного вечера.

Общая таблица результатов (таблица 1).

Таблица 1 — Результаты предметной недели

  «Пифагорейцы» «Юные математики» «Дважды два» Максимальный балл за конкурс
Визитка        
Викторина        
Литературный вечер        
Квест        
Общее количество баллов        

 

1. Торжественная линейка открытия недели математики.

Действующие лица: 4 ученика, ведущий, буратино, звездочет, организатор.

Ученик торжественно:

Тем, кто учит математику,

Тем, кто учит математике,

Тем, кто любит математику,

Тем, кто ещё не знает, что

Может любить математику.

Неделя математики посвящается.

Учащиеся:

1. Идет о математике молва,

Что она в порядок ум приводит.

Поэтому хорошие слова

Часто говорят о ней в народе.

2. Ты нам, математика, даешь

Для победы трудностей закалку.

Учится с тобою молодежь.

Развивать и волю и смекалку.

3. И за то, что в творческом труде

Выручаешь в трудные моменты

Мы сегодня искренне тебе

Посылаем шквал аплодисментов.

Вбегает Буратино.

Буратино: Привет всем!

Ведущий: Буратино, ты тоже пришел в школу с ребятами?

Буратино: Да что вы все заладили, в школу да в школу? Только недавно был у первоклассников на празднике Букваря, а теперь опять какой-то праздник. Я и без школы все знаю и считать умею:

Анцы – дванцы – дранцы – поранцы,

Тринцы – панцы – пенцы – девятенцы.

Чет и нечет – вот и весь счет.

Ведущий: А нормально ты умеешь считать? Один, два, три, четыре, пять…

Буратино: Раз, два, три, четыре, пять…

Надоело мне считать

И записывать в тетрадку

Эти числа по порядку.

И вообще, приглашали в гости, а сами про какую-то математику.

Входит Звездочет и приветствует всех

Ведущий: К нам на час занимательной математики прибыл Главный министр царства Математики – Звездочет

Звездочет: Уважаемые учащиеся! Всю свою жизнь посвятил я изучению наук и постиг много тайн, не известных простым смертным.

Буратино: Откройте нам хоть одну!

Звездочет: У меня в конверте запечатано число, которое получится у вас после решения вами придуманного примера.

(вызывается любой ученик и пишет на листочке алгоритм решения)

Придумайте число, прибавьте к нему 6, от суммы отнимите 2, затем отнимите еще задуманное число, к результату прибавьте 1.

Звездочет отдает конверт тому, кто быстрее закончил вычисления. В конверте число 5.

Буратино удивлен, просит показать еще что-либо.

Звездочет: У меня имеется и другое великое открытие. Я могу отгадывать числа, которые вы задумаете. Хотите в этом убедиться?

Задумайте число, прибавьте к нему 2, полученную сумму умножьте на 4, от произведения отнимите 8. Сколько у тебя,... (называет имя), получилось?

Ученик: 32.

Звездочет: Ты задумал число 8 (опрашивает несколько учащихся)

Ведущий: Какой ты умный Звездочет вот тебе - то мы и поручим неделю математики открывать.

Буратино: Ну, открывай скорей, нечего детей и учителей томить.

Звездочет: Достаёт свиток и читает указ Математического королевства

Указ Математического королевства!!!

Неделю математики в школе открыть!

В математическое королевство всех пригласить!

Учиться будем правильно, считать,

Задачки интересные решать,

Газеты и плакаты рисовать,

Игры и турниры проводить –

Весело и с пользой будем жить.

Организатор доводит до сведения план проведения «Недели математики».

Ведущий: А теперь, дорогие гости, мы познакомимся с командами, которые будут сражаться за звание лучших и самых находчивых математиков нашей школы (всего задействовано 3 команды)!

Ученик: В качестве визитной карточки команды приготовили для нас фокусы, которые также будут оцениваться жури по 10 бальной шкале. Самые артистичные и находчивые наберут максимальное количество баллов и одержат победу в первом раунде.

Ведущий: Встречайте на сцене первая команда «Пифагорейцы».

Выходит команда, представляется (название, девиз) и показывает фокус.

Содержание фокуса. Объявите зрителям, что вы сможете угадать день рождения любого незнакомого человека, сидящего в зале. Вызовите любого желающего и предложите ему умножить на 2 число дня своего рождения. Затем пусть зритель сложит получившееся произведение и число 5 и умножит на 50 полученную сумму. К этому результату необходимо прибавить номер месяца рождения (июль — 7, январь — 1), вслух назвать полученное число. Через секунду вы называете день и месяц рождения зрителя. (Секрет. Все очень просто. В уме от того числа, которое назвал зритель, отнимите 250. У вас должно выйти трехзначное или четырехзначное число. Первая и вторая цифры — день рождения, две последние — месяц) [4].

После аплодисментов команда покидает за, жури выставляет баллы. Ведущий объявляет команду «Юные математики».

Вам понадобятся: заранее приготовленные листы бумаги, карандаши или ручки, калькуляторы.

Содержание фокуса. Предложите зрителям задумать трехзначное число и записать его на бумаге. При загадывании числа должно быть выполнено одно условие: цифра сотен не должна быть равна цифре единиц и не должна быть на единицу меньше или больше неё. Если вы ещё путаетесь в сотнях и единицах, то на первом месте в трехзначных числах стоят сотни, на втором десятки, на третьи единицы (например, подойдёт число 531).

Пример. Допустим, это и есть число 531. Теперь зрители должны перевернуть задуманное число, то есть написать цифры в обратном порядке (135). Затем зрители должны взять эти два числа и из большего вычесть меньшее (531 — 135). Получившуюся разницу снова нужно перевернуть (396; 693) и сложить эти два числа (396 + 693). Потом один из зрителей должен прибавить к полученной сумме 100, второй — 200, третий — 300 и так далее. Теперь вы можете отгадать, что получилось у каждого зрителя, но при том условии, что они к своему последнему числу прибавят цифру 1 089. У первого зрителя, прибавлявшего 100, получится 1 189, у второго — 1 289, у третьего — 1 389. (Секрет фокуса. Для того чтобы узнать, что получилось, вам не нужно знать задуманное число. Главное — прибавлять к числу 1 089 то число (100, 200, 300, 400…), которое прибавлялось в самом конце. Для того чтобы не перепутать, у кого что получилось, в самом конце фокуса можно раздать карточки с цифрами 100, 200, 300 и попросить держать их при отгадывании конечного результата).

Ведущий: На сцену выходит третья команда «Дважды два».

Вам понадобятся: заранее приготовленные листы бумаги (по числу зрителей), карандаши или ручки (по числу зрителей), калькуляторы.

Содержание фокуса. Попросите зрителей задумать какое-нибудь число. Вопрос вы можете задать абсолютно любой, например: сколько дней в неделю вы хотели бы кататься на велосипеде, есть манную кашу, не ходить в школу, бегать по лужам. Весь смысл не в вопросе, а в задуманном зрителями числе. Раздайте зрителям бумажки и ручки и попросите письменно ответить на ваш вопрос. Пусть каждый напишет, сколько дней в неделю он хотел бы есть морковку.

Теперь пусть каждый умножит это число на 2, затем к полученному числу морковок прибавит 5, после чего умножит эту сумму на 50. Теперь пусть каждый сделает следующее: если в этом году уже был день рождения, прибавить 1 750, если нет — 1 749. Теперь из этого числа каждый должен вычесть свой год рождения и к этому числу прибавить 7.

Теперь попросите любого из зрителей назвать получившуюся цифру. Должно получиться двузначное или трёхзначное число. Первая цифра — количество морковок.

После выступления команд поводится итог, выставляются и оглашаются баллы командам по 10 бальной шкале.

2. Математическая викторина «Математика в других науках».

Командам предстоит пройти три этапа, при чем максимальный балл за викторину – 20. Ниже представлены задания на каждый этап и описаны правила.

Этап 1. Отгадайте слово с математической «начинкой». Всего этап состоит из 9 вопросов, которые задаются по очереди каждой команде. Если выбранная команда не может справиться с решением задания, то у других есть по одному шансу заработать дополнительный балл. За каждый вопрос даётся 1 балл.

1. Хотел написать название твердого горючего ископаемого, а получилось название плоской геометрической фигуры. (Уголь – угол).

2. Хотел написать название островного государства в Америке, а получилось название геометрического тела. (Куба – куб).

3. Хотел написать название вознаграждения в коммерции, а получилось геометрическое тело). (Бонус – конус).

4. Хотел написать название комнатного цветущего растения, а получилась плоская часть геометрического тела. (Герань – грань).

5. Хотел написать название средневекового монголо-татарского государства, а получился отрезок в окружности. (Орда – хорда).

6. Хотел написать синоним слова «лучший товарищ», а получилась геометрическая фигура без углов. (Друг – круг).

7. Хотел написать название упавших обломков скал, а получилась плоская геометрическая фигура. (Обвал – овал).

8. Хотел написать название зимнего христианского праздника, а получилось равенство. (Рождество – тождество).

9. Хотел написать синоним слова «дорога», а получилась цифра. (Путь – пять).

Этап 2. Назовите как можно больше математических пословиц. Максимально на данном этапе каждая команда может набрать 4 балла. Баллы будут засчитываться в соответствии с максимальным количеством названных пословиц. Учащимся раздают листочки, засекается 7 минут. За это время они должны вспомнить как можно больше пословиц и поговорок.

Этап 3. Конкурс «Рассеянный математик». Учащимся раздаются карточки, на которых нужно разгадать слова (таблица 2). Максимально даётся 10 минут на выполнение задания. Жури учитывают время и правильность решенных заданий. Максимально на этом этапе команда может получить 7 баллов (по 1 баллу за слово и 1 балл за скорость).

Таблица 2

ЗА _ _ _ _ _ (процесс заострения предмета). ВЫ_ _ _ _ _ (конструктивный элемент одежды). ФОР _ _ _ _ _ (часть окна). ЛАС _ _ _ _ _ (птица). КИС _ _ _ _ _ (инструмент художника). КАР _ _ _ _ _ (желта, электронная, банковская).   _ _ _ ИНА (тонкая длинная щепка). С _ _ _ АЙ (происшествие). ПО _ _ _ КА (заработная плата). РАЗ _ _ _ НИК (тот, кто разъединяет влюбленных). У _ _ _ ШЕНИЕ (изменение в хорошую сторону). ПО _ _ _ АС (1800 секунд).  
ПР _ _ _ _ (углубление или полная неудача в делах) СЕН _ _ _ _ (душистая летняя деревенская «спальня»). НАК _ _ _ _ ЬНЯ (напарница молота). К _ _ _ _ Ь (кузнец) ГОТ _ _ _ _ ЬНЯ (набор чертежных инструментов в футляре). ЛЕСОП _ _ _ _ (валка леса).  

3. Литературный вечер, конкурс математических стихов.

Литературный вечер проходит в три этапа, каждое задание подразумевает метапредметные связи. За каждый этап команда максимум может получить 10 баллов. Всего за вечер можно получить 30 баллов [9].

Этап 1. Каждой команде даются карточки с заданием (таблица 3), на которых нужно установить соответствие между стихами их цифр и обычными стихами.

 

 

Таблица 3

47 3 9 5 3 4 20 220 305 2 105 17 А.С. Пушкин (из романа в стихах "Евгений Онегин") Мой дядя самых честных правил, Когда не в шутку занемог, Он уважать себя заставил И лучше выдумать не мог.

 

  138 5 15 12 8 45 17 19 20 4 225   С. Есенин (Письмо к женщине) Вы помните, Вы всё, конечно, помните, Как я стоял, Приблизившись к стене, Взволнованно ходили вы по комнате И что-то резкое В лицо бросали мне.
5 32 4 8 146 132 4 5 7 38 6 9 3 4 2   В.Маяковский Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха: - Что такое хорошо и что такое плохо?
17 30 48 140 10 01 126 138 140 3 501 А. Блок (из цикла "Пляски смерти") Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет. Живи еще хоть четверть века - Все будет так. Исхода нет.
14 126 14 132 17 43… 16 42 511 704 83 А.С. Пушкин (К ***) - к Анне Керн Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты.

 

Этап 2. Составить из стихов русских поэтов математические стихи. Каждой команде даётся по стихотворению.

1. Однажды, в студёную зимнюю пору

Я из лесу вышел; был сильный мороз.

Гляжу, поднимается медленно в гору

Лошадка, везущая хворосту воз.

И, шествуя важно, в спокойствии чинном.

2. Мне нравится, что Вы больны не мной,

Мне нравится, что я больна не Вами,

Что никогда тяжёлый шар земной

Не уплывёт под нашими ногами.

Мне нравится, что можно быть смешной.

3. Я вас любил. Любовь ещё (возможно,

что просто боль) сверлит мои мозги,

Всё разлетелось к чёрту на куски.

Я застрелиться пробовал, но сложно

с оружием. И далее, виски:..

Этап 3. Каждая команда должна приготовить по одному стихотворению о математике и исполнить его с небольшой сценкой (домашнее задание для команд).

Квест можно сделать и провести в любом формате. Призы и подарки на закрытие тоже подбираются на выбор. В качестве завершения предметной недели можно организовать также вечер математики, либо провести закрытие как небольшой концерт.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дополнительное образование призвано повысить образовательный и культурный уровень человека, а также углубить его знания в определенной сфере. В условиях общеобразовательного учреждения дополнительное образование дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального пути.

Дополнительное образование детей увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием.

Дополнительное образование играет огромное значение в изучении математики в школе. Существуют различные формы математического дополнительного образования: конкурсы, математические игры, соревнования, вечера, олимпиады, математический театр, школьная печать, предметные недели. Предметные недели способствуют всестороннему развития школьников. Они развивают творческое мышление учащихся, повышают мотивацию к изучению математики, развивают логику, память и личностные качества (к примеру, ораторские способности). Во время проведения предметной недели, можно включить в неё конкурсы, соревнования, математические вечера, литературные, викторины и игры.

Главная особенность дополнительного образования – способность к адаптации к личностным запросам ребенка, реакция на изменения в социуме, на разнообразие образовательных потребностей и их изменения.

В заключении можно выделить, что реализация методической системы организации и содержания дополнительного математического образования существенно улучшает математические способности школьников. Поэтому включение дополнительного образования в основную программу школьника является одним из наиболее эффективных способов повышения интеллектуальных способностей школьников.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: