Активизация внеклассной деятельности по математике призвана не только возбуждать и поддерживать у учеников интерес к предмету, но и желание заниматься ею дополнительно, как под руководством учителя во внеурочное время, так и при целенаправленной самостоятельной познавательной деятельности по приобретению новых знаний. Одной из форм внеурочной работы по предмету является неделя математики.
В данном сценарии будет совмещена работа разных возрастных групп. 10-11 классы будут учувствовать в подготовке и проведении мероприятия. 5-9 на протяжении всей недели будут соревноваться между собой, разбившись на команды по 15 человек (3 ученика из каждого класса). Ученики, не задействованные в командах, будут присутствовать на мероприятиях как зрители или группы поддержки [2].
Целью мероприятия является улучшение качества знаний учащихся и повышение мотивации у учеников к изучению математики.
В соответствии с целью также поставлен ряд учебных, развивающих и воспитательных задач:
1. Повысить уровень математического развития обучающихся и расширить их кругозор.
2. Углубить представления обучающихся об использовании сведений из математики в повседневной жизни.
3. Развитие у обучающихся умений работы с учебной информацией, развитие умений планировать и контролировать свою деятельность.
4. Развивать у обучающихся интерес к занятиям математикой.
5. Выявлять учащихся, которые обладают творческими способностями, стремятся к углублению своих знаний по математике.
6. Развивать речь, память, воображение и интерес через применение творческих задач и заданий творческого характера.
7. Воспитывать самостоятельность мышления, волю, упорство в достижении цели, чувство ответственности за свою работу перед коллективом.
|
8. Воспитание умений применять имеющиеся знания в практических ситуациях.
9. Способствовать активизации и развитию познавательных процессов учащихся.
Оборудование: костюмы, проектор, музыкальное сопровождение, реквизит, ПК, микрофоны [3].
План проведения недели математики:
1. (Понедельник). Открытие – концерт, сопровождаемый выступлениями учащихся. Сообщается план проведения предметной недели, представляются команды, начинаются соревнования.
2. (Вторник). Математическая викторина «Математика в других науках».
3. (Среда). Литературный вечер, конкурс математических стихов.
4. (Четверг). Математический квест для 5-9 классов.
5. (Пятница). Торжественная линейка, награждение победителей.
Ниже будут представлены сценарии мероприятий: открытия, викторины, литературного вечера.
Общая таблица результатов (таблица 1).
Таблица 1 — Результаты предметной недели
«Пифагорейцы» | «Юные математики» | «Дважды два» | Максимальный балл за конкурс | |
Визитка | ||||
Викторина | ||||
Литературный вечер | ||||
Квест | ||||
Общее количество баллов |
1. Торжественная линейка открытия недели математики.
Действующие лица: 4 ученика, ведущий, буратино, звездочет, организатор.
Ученик торжественно:
Тем, кто учит математику,
Тем, кто учит математике,
Тем, кто любит математику,
Тем, кто ещё не знает, что
Может любить математику.
Неделя математики посвящается.
Учащиеся:
|
1. Идет о математике молва,
Что она в порядок ум приводит.
Поэтому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.
2. Ты нам, математика, даешь
Для победы трудностей закалку.
Учится с тобою молодежь.
Развивать и волю и смекалку.
3. И за то, что в творческом труде
Выручаешь в трудные моменты
Мы сегодня искренне тебе
Посылаем шквал аплодисментов.
Вбегает Буратино.
Буратино: Привет всем!
Ведущий: Буратино, ты тоже пришел в школу с ребятами?
Буратино: Да что вы все заладили, в школу да в школу? Только недавно был у первоклассников на празднике Букваря, а теперь опять какой-то праздник. Я и без школы все знаю и считать умею:
Анцы – дванцы – дранцы – поранцы,
Тринцы – панцы – пенцы – девятенцы.
Чет и нечет – вот и весь счет.
Ведущий: А нормально ты умеешь считать? Один, два, три, четыре, пять…
Буратино: Раз, два, три, четыре, пять…
Надоело мне считать
И записывать в тетрадку
Эти числа по порядку.
И вообще, приглашали в гости, а сами про какую-то математику.
Входит Звездочет и приветствует всех
Ведущий: К нам на час занимательной математики прибыл Главный министр царства Математики – Звездочет
Звездочет: Уважаемые учащиеся! Всю свою жизнь посвятил я изучению наук и постиг много тайн, не известных простым смертным.
Буратино: Откройте нам хоть одну!
Звездочет: У меня в конверте запечатано число, которое получится у вас после решения вами придуманного примера.
(вызывается любой ученик и пишет на листочке алгоритм решения)
Придумайте число, прибавьте к нему 6, от суммы отнимите 2, затем отнимите еще задуманное число, к результату прибавьте 1.
|
Звездочет отдает конверт тому, кто быстрее закончил вычисления. В конверте число 5.
Буратино удивлен, просит показать еще что-либо.
Звездочет: У меня имеется и другое великое открытие. Я могу отгадывать числа, которые вы задумаете. Хотите в этом убедиться?
Задумайте число, прибавьте к нему 2, полученную сумму умножьте на 4, от произведения отнимите 8. Сколько у тебя,... (называет имя), получилось?
Ученик: 32.
Звездочет: Ты задумал число 8 (опрашивает несколько учащихся)
Ведущий: Какой ты умный Звездочет вот тебе - то мы и поручим неделю математики открывать.
Буратино: Ну, открывай скорей, нечего детей и учителей томить.
Звездочет: Достаёт свиток и читает указ Математического королевства
Указ Математического королевства!!!
Неделю математики в школе открыть!
В математическое королевство всех пригласить!
Учиться будем правильно, считать,
Задачки интересные решать,
Газеты и плакаты рисовать,
Игры и турниры проводить –
Весело и с пользой будем жить.
Организатор доводит до сведения план проведения «Недели математики».
Ведущий: А теперь, дорогие гости, мы познакомимся с командами, которые будут сражаться за звание лучших и самых находчивых математиков нашей школы (всего задействовано 3 команды)!
Ученик: В качестве визитной карточки команды приготовили для нас фокусы, которые также будут оцениваться жури по 10 бальной шкале. Самые артистичные и находчивые наберут максимальное количество баллов и одержат победу в первом раунде.
Ведущий: Встречайте на сцене первая команда «Пифагорейцы».
Выходит команда, представляется (название, девиз) и показывает фокус.
Содержание фокуса. Объявите зрителям, что вы сможете угадать день рождения любого незнакомого человека, сидящего в зале. Вызовите любого желающего и предложите ему умножить на 2 число дня своего рождения. Затем пусть зритель сложит получившееся произведение и число 5 и умножит на 50 полученную сумму. К этому результату необходимо прибавить номер месяца рождения (июль — 7, январь — 1), вслух назвать полученное число. Через секунду вы называете день и месяц рождения зрителя. (Секрет. Все очень просто. В уме от того числа, которое назвал зритель, отнимите 250. У вас должно выйти трехзначное или четырехзначное число. Первая и вторая цифры — день рождения, две последние — месяц) [4].
После аплодисментов команда покидает за, жури выставляет баллы. Ведущий объявляет команду «Юные математики».
Вам понадобятся: заранее приготовленные листы бумаги, карандаши или ручки, калькуляторы.
Содержание фокуса. Предложите зрителям задумать трехзначное число и записать его на бумаге. При загадывании числа должно быть выполнено одно условие: цифра сотен не должна быть равна цифре единиц и не должна быть на единицу меньше или больше неё. Если вы ещё путаетесь в сотнях и единицах, то на первом месте в трехзначных числах стоят сотни, на втором десятки, на третьи единицы (например, подойдёт число 531).
Пример. Допустим, это и есть число 531. Теперь зрители должны перевернуть задуманное число, то есть написать цифры в обратном порядке (135). Затем зрители должны взять эти два числа и из большего вычесть меньшее (531 — 135). Получившуюся разницу снова нужно перевернуть (396; 693) и сложить эти два числа (396 + 693). Потом один из зрителей должен прибавить к полученной сумме 100, второй — 200, третий — 300 и так далее. Теперь вы можете отгадать, что получилось у каждого зрителя, но при том условии, что они к своему последнему числу прибавят цифру 1 089. У первого зрителя, прибавлявшего 100, получится 1 189, у второго — 1 289, у третьего — 1 389. (Секрет фокуса. Для того чтобы узнать, что получилось, вам не нужно знать задуманное число. Главное — прибавлять к числу 1 089 то число (100, 200, 300, 400…), которое прибавлялось в самом конце. Для того чтобы не перепутать, у кого что получилось, в самом конце фокуса можно раздать карточки с цифрами 100, 200, 300 и попросить держать их при отгадывании конечного результата).
Ведущий: На сцену выходит третья команда «Дважды два».
Вам понадобятся: заранее приготовленные листы бумаги (по числу зрителей), карандаши или ручки (по числу зрителей), калькуляторы.
Содержание фокуса. Попросите зрителей задумать какое-нибудь число. Вопрос вы можете задать абсолютно любой, например: сколько дней в неделю вы хотели бы кататься на велосипеде, есть манную кашу, не ходить в школу, бегать по лужам. Весь смысл не в вопросе, а в задуманном зрителями числе. Раздайте зрителям бумажки и ручки и попросите письменно ответить на ваш вопрос. Пусть каждый напишет, сколько дней в неделю он хотел бы есть морковку.
Теперь пусть каждый умножит это число на 2, затем к полученному числу морковок прибавит 5, после чего умножит эту сумму на 50. Теперь пусть каждый сделает следующее: если в этом году уже был день рождения, прибавить 1 750, если нет — 1 749. Теперь из этого числа каждый должен вычесть свой год рождения и к этому числу прибавить 7.
Теперь попросите любого из зрителей назвать получившуюся цифру. Должно получиться двузначное или трёхзначное число. Первая цифра — количество морковок.
После выступления команд поводится итог, выставляются и оглашаются баллы командам по 10 бальной шкале.
2. Математическая викторина «Математика в других науках».
Командам предстоит пройти три этапа, при чем максимальный балл за викторину – 20. Ниже представлены задания на каждый этап и описаны правила.
Этап 1. Отгадайте слово с математической «начинкой». Всего этап состоит из 9 вопросов, которые задаются по очереди каждой команде. Если выбранная команда не может справиться с решением задания, то у других есть по одному шансу заработать дополнительный балл. За каждый вопрос даётся 1 балл.
1. Хотел написать название твердого горючего ископаемого, а получилось название плоской геометрической фигуры. (Уголь – угол).
2. Хотел написать название островного государства в Америке, а получилось название геометрического тела. (Куба – куб).
3. Хотел написать название вознаграждения в коммерции, а получилось геометрическое тело). (Бонус – конус).
4. Хотел написать название комнатного цветущего растения, а получилась плоская часть геометрического тела. (Герань – грань).
5. Хотел написать название средневекового монголо-татарского государства, а получился отрезок в окружности. (Орда – хорда).
6. Хотел написать синоним слова «лучший товарищ», а получилась геометрическая фигура без углов. (Друг – круг).
7. Хотел написать название упавших обломков скал, а получилась плоская геометрическая фигура. (Обвал – овал).
8. Хотел написать название зимнего христианского праздника, а получилось равенство. (Рождество – тождество).
9. Хотел написать синоним слова «дорога», а получилась цифра. (Путь – пять).
Этап 2. Назовите как можно больше математических пословиц. Максимально на данном этапе каждая команда может набрать 4 балла. Баллы будут засчитываться в соответствии с максимальным количеством названных пословиц. Учащимся раздают листочки, засекается 7 минут. За это время они должны вспомнить как можно больше пословиц и поговорок.
Этап 3. Конкурс «Рассеянный математик». Учащимся раздаются карточки, на которых нужно разгадать слова (таблица 2). Максимально даётся 10 минут на выполнение задания. Жури учитывают время и правильность решенных заданий. Максимально на этом этапе команда может получить 7 баллов (по 1 баллу за слово и 1 балл за скорость).
Таблица 2
ЗА _ _ _ _ _ (процесс заострения предмета). ВЫ_ _ _ _ _ (конструктивный элемент одежды). ФОР _ _ _ _ _ (часть окна). ЛАС _ _ _ _ _ (птица). КИС _ _ _ _ _ (инструмент художника). КАР _ _ _ _ _ (желта, электронная, банковская). | _ _ _ ИНА (тонкая длинная щепка). С _ _ _ АЙ (происшествие). ПО _ _ _ КА (заработная плата). РАЗ _ _ _ НИК (тот, кто разъединяет влюбленных). У _ _ _ ШЕНИЕ (изменение в хорошую сторону). ПО _ _ _ АС (1800 секунд). |
ПР _ _ _ _ (углубление или полная неудача в делах) СЕН _ _ _ _ (душистая летняя деревенская «спальня»). НАК _ _ _ _ ЬНЯ (напарница молота). К _ _ _ _ Ь (кузнец) ГОТ _ _ _ _ ЬНЯ (набор чертежных инструментов в футляре). ЛЕСОП _ _ _ _ (валка леса). |
3. Литературный вечер, конкурс математических стихов.
Литературный вечер проходит в три этапа, каждое задание подразумевает метапредметные связи. За каждый этап команда максимум может получить 10 баллов. Всего за вечер можно получить 30 баллов [9].
Этап 1. Каждой команде даются карточки с заданием (таблица 3), на которых нужно установить соответствие между стихами их цифр и обычными стихами.
Таблица 3
47 3 9 5 3 4 20 220 305 2 105 17 | А.С. Пушкин (из романа в стихах "Евгений Онегин") Мой дядя самых честных правил, Когда не в шутку занемог, Он уважать себя заставил И лучше выдумать не мог. |
138 5 15 12 8 45 17 19 20 4 225 | С. Есенин (Письмо к женщине) Вы помните, Вы всё, конечно, помните, Как я стоял, Приблизившись к стене, Взволнованно ходили вы по комнате И что-то резкое В лицо бросали мне. |
5 32 4 8 146 132 4 5 7 38 6 9 3 4 2 | В.Маяковский Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха: - Что такое хорошо и что такое плохо? |
17 30 48 140 10 01 126 138 140 3 501 | А. Блок (из цикла "Пляски смерти") Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет. Живи еще хоть четверть века - Все будет так. Исхода нет. |
14 126 14 132 17 43… 16 42 511 704 83 | А.С. Пушкин (К ***) - к Анне Керн Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты. |
Этап 2. Составить из стихов русских поэтов математические стихи. Каждой команде даётся по стихотворению.
1. Однажды, в студёную зимнюю пору
Я из лесу вышел; был сильный мороз.
Гляжу, поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.
И, шествуя важно, в спокойствии чинном.
2. Мне нравится, что Вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не Вами,
Что никогда тяжёлый шар земной
Не уплывёт под нашими ногами.
Мне нравится, что можно быть смешной.
3. Я вас любил. Любовь ещё (возможно,
что просто боль) сверлит мои мозги,
Всё разлетелось к чёрту на куски.
Я застрелиться пробовал, но сложно
с оружием. И далее, виски:..
Этап 3. Каждая команда должна приготовить по одному стихотворению о математике и исполнить его с небольшой сценкой (домашнее задание для команд).
Квест можно сделать и провести в любом формате. Призы и подарки на закрытие тоже подбираются на выбор. В качестве завершения предметной недели можно организовать также вечер математики, либо провести закрытие как небольшой концерт.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дополнительное образование призвано повысить образовательный и культурный уровень человека, а также углубить его знания в определенной сфере. В условиях общеобразовательного учреждения дополнительное образование дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального пути.
Дополнительное образование детей увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием.
Дополнительное образование играет огромное значение в изучении математики в школе. Существуют различные формы математического дополнительного образования: конкурсы, математические игры, соревнования, вечера, олимпиады, математический театр, школьная печать, предметные недели. Предметные недели способствуют всестороннему развития школьников. Они развивают творческое мышление учащихся, повышают мотивацию к изучению математики, развивают логику, память и личностные качества (к примеру, ораторские способности). Во время проведения предметной недели, можно включить в неё конкурсы, соревнования, математические вечера, литературные, викторины и игры.
Главная особенность дополнительного образования – способность к адаптации к личностным запросам ребенка, реакция на изменения в социуме, на разнообразие образовательных потребностей и их изменения.
В заключении можно выделить, что реализация методической системы организации и содержания дополнительного математического образования существенно улучшает математические способности школьников. Поэтому включение дополнительного образования в основную программу школьника является одним из наиболее эффективных способов повышения интеллектуальных способностей школьников.