Судебная практика по истребованию информации об IP-адресах контрагентов проверяемого налогоплательщика.




Вправе ли налоговые органы истребовать у кредитных организаций вышеперечисленные документы и информацию?

В вышеуказанном письме Минфин выразил следующую позицию по данному вопросу:

В соответствии со статьей 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц (к которым, в частности, относятся банки), располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).

Указанные документы (информация) могут быть также истребованы при рассмотрении материалов налоговой проверки на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа при назначении дополнительных мероприятий налогового контроля, а также вне рамок проведения налоговых проверок, если у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки.

Статья 93.1 НК РФ не содержит конкретный перечень истребуемых налоговыми органами у банков документов. Полагаем, что к таким документам относится любой документ, содержащий информацию, указанную в пунктах 1 и 2 статьи 93.1 НК РФ.

Судебная практика по истребованию информации об IP-адресах контрагентов проверяемого налогоплательщика.

В качестве судебной практики приведу в пример Постановление ФАС СЗО от 15.09.2010 по делу № А56-80825/2009.

ИФНС России № 10 по г. Москве в ходе налоговой проверки «ЦентрСпецМонтаж» направило в МРИ ФНС России № 9 по крупнейшим налогоплательщикам поручение об истребование у ОАО «АКБ «Банк Москвы» следующих документов и информации: сведений о должностных лицах «Белка-Телеком», имеющих право подписи при совершении расчетно-денежных операций по расчетному счету, копий карточек с образцами подписей, соглашение о признании и использовании электронно-цифровой подписи (ЭЦП) и документов к нему, заявление «Белка-Телеком» на открытие счета, договор на расчетно-кассовое обслуживание с изменениями и дополнениями, договор о расчетном обслуживании «Белка-Телеком» с использование системы «Банк-Клиент Онлайн», сведения об IP адресе, с которого осуществлялся доступ к системе «Банк-Клиент Онлайн», сведения о телефонном номере, через который с «Белка-Телеком» производилось соединение с системой «Банк-Клиент Онлайн».

Банк, в ответ на требование о представление документов (информации) полученное от МРИ ФНС № 9, предоставил мотивированный отказ. По мнению банка у налоговой инспекции отсутствуют правовые основания запрашивать данные сведения, поскольку запрошенные документы касаются взаимоотношений между Банком и «Белка-Телеком», не являющимся проверяемым налогоплательщиком. Сведений о взаимоотношениях между проверяемым налогоплательщиком («ЦентрСпецМонтаж») и клиентом банка («Белка-Телеком») ни в требование о представлении документов, ни в поручение об истребовании документов не содержится.

МРИ ФНС № 9, получив отказное письмо, оштрафовала банк по ст. 126 НК РФ, правомерность чего и стала предметом спора в суде.

Арбитры поддержали позицию банка, так же указав на тот факт, что налоговыми органами ни в требовании, ни в поручении нет указания на то, что «Белка-Телеком» является контрагентом проверяемого налогоплательщика.

В связи с данной позицией суда рекомендую налогоплательщикам и налоговикам обращать внимание на наличие или отсутствие указания в требование и поручение на то, как организация, по которой истребуются документы и информация у банка связаны между собой.

Резюмируя данную статью, хочу высказать свое мнение, что в скором будущем, скорее всего, будет введен еще один из признаков фирмы однодневки "массовый" IP-адрес, с которого ведутся дела фирмы (подается отчетность, осуществляются операции по счету в банке). Вопрос заключается только в разработке налоговыми органами соответствующей программы, которая будет собирать, и анализировать информацию об IP-адресах налогоплательщиков. Данная мера, на мой взгляд, была бы логичной и правильной для развития налогового контроля в России.

В качестве заключительного слова, обращу внимание налогоплательщиков на то, что преднамеренное уклонение от уплаты налогов, в том числе путем создания фиктивных расходов по взаимоотношениям с фирмами однодневками, преследуется законом и влечет уголовную ответственность.

5.Проверка иностранного контрагента;

В случае, если вы работаете с иностранным контрагентом, инспекция, проводящая проверку непременно заинтересуется, а жив ли ваш контрагент, ведет ли он какую-либо деятельность на территории той страны, где он зарегистрирован.

В любой, мало-мальски уважающей себя стране есть сайт (по аналогии с нашим сайтом ФНС России) на котором можно посмотреть общую информацию об иностранном контрагенте, чем, собственного говоря, и пользуются налоговики. Прежде чем решить, необходимо ли получать какие-либо дополнительные сведения, проверяющие, непременно, обращаются к таким сайтам.

Вместе с тем, внутри структуры ФНС России создано Управление Международного сотрудничества и трансфертного ценообразования. В него тоже можно обратиться за помощью, но только если проверяющих что-то настораживает в полученной информации или ее не достаточно, они готовят мотивированный запрос в иностранное государство и направляют его как раз через такое Управление.

Как я уже отметила, запрос должен быть мотивированным (не просто проводится проверка), должны присутствовать либо крупные суммы, либо наличие схемы минимизации налогообложения. То есть, прежде чем что-то спросить про иностранца необходимо провести комплекс мероприятий налогового контроля.

При этом более подробная информация, о суммах уплаченных налогов и подобных сведений предоставляется только в рамках заведенных уголовных дел с привлечением Интерпола.

  1. Привлечение к налоговой ответственности;

Важным является то, что отсутствует, едина позиция привлечения к ответственности по ст. 122 НК РФ. Т.е. в отсутствии четко прописанного в НК РФ механизма привлечения к ответственности, а также обширной судебной практики по данному вопросу налоговые органы, как говорится, действую кто в лес, кто по дрова. ФНС России при этом, рекомендует пользоваться судебной практикой по данному вопросу, сложившейся в регионе регистрации плательщика. Существует, по меньшей мере, три способа определения размера недоимки от которой должен быть рассчитан штраф: по сроку уплаты налога (сбора), в период от срока уплаты налога (сбора) до даты подачи уточненной налоговой декларации (вынесения решения налогового органа), по сроку подачи уточненной налоговой декларации (вынесения решения налогового органа).

Также существует негласная позиция службы о том, что штраф по статье 123 НК РФ (за неисполнение обязанностей налогового агента) не может быть смягчен, т.к. денежные средства, подлежащие уплате в бюджет в качестве налогового агента, не являются собственными и наличие каких-либо обстоятельств, смягчающих вину организации, как налогоплательщика, не могут распространяться на налогового агента, особенно это касается НДФЛ.

  1. Взыскание недоимки и Возврат (зачет) излишне уплаченного налога.

Подавляющее большинство компаний в процессе своей хозяйственной деятельности рассчитывают и уплачивают налоги.

При этом далеко не все налогоплательщики могут с точностью рассчитать налоги. Зачастую нюансы документооборота внутри компании и при работе с контрагентами приводят к тому, что данные налогового учета изменяются и приходится предоставлять уточненные налоговые декларации.

Как правило, такие уточнения приводят к изменению сумм начисленных налогов и сумм налогов, причитающихся к уплате в бюджет.

Кроме того, порой каждый может ошибиться, и бухгалтерия не является исключением из этого правила. Ошибки могут быть допущены как во время расчета налога, так и в момент его перечисления, что так же может повлечь за собой изменение сумм налогов, причитающихся к уплате.

Ошибиться может не только бухгалтер, но и налоговый инспектор. Результатом такой ошибки может стать излишнее взыскание налогов и налоговых санкций с налогоплательщика.

С недоимками по налогам все довольно таки прозрачно – нужно доплатить налог и пени за просрочку.

Сложнее обстоит дело с переплатой и излишним взысканием налоговых платежей и санкций.

Порядок проведения зачета или возврат излишне уплаченных (или взысканных) сумм: налогов, сборов, пеней, штрафов, регламентирован положениями 12 главы Налогового кодекса.

Зачет или возврат сумм излишне уплаченных в бюджет осуществляется в соответствии с положениями ст.78 Налогового кодекса.

Так, в соответствии с п.1 ст.78 НК РФ, сумма излишне уплаченного налога подлежит:

зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам,

зачету в счет погашения недоимки по иным налогам,

зачету в счет задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения,

либо возврату налогоплательщику.

Зачет сумм излишне уплаченных: федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов, производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.

Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму, кроме случаев возврата с нарушением срока.

Срок возврата составляет один месяц со дня получения налоговым органом заявления на возврат излишне уплаченных сумм в бюджет.

Порой налоговые органы забывают о том, что в соответствии с п.3 ст.78 НК РФ, они обязаны сообщить налогоплательщику в письменном виде, о каждом ставшем известным факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 рабочих дней со дня обнаружения такого факта.

В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов: по налогам, сборам, пеням, штрафам.

Результаты такой сверки оформляются актом, подписываемым с одной стороны - налоговым органом, с другой - налогоплательщиком.

Для осуществления зачета или возврата излишне уплаченных сумм, налогоплательщик должен представить письменное заявление (возможно предоставление в электронной форме с цифровой подписью) в налоговую инспекцию.

Решение: о зачете, возврате, суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговой в течение 10 дней (п.5, п.8 ст.78 НК РФ): со дня получения заявления, или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов (если такая совместная сверка проводилась).

В соответствии с п.5 ст.78 НК РФ, зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения: недоимки по иным налогам, задолженности по пеням, штрафам, подлежащим уплате или взысканию в соответствии с Налоговым кодексом, может производиться налоговой самостоятельно.

В таком случае, решение о зачете суммы излишне уплаченного налога принимается налоговой в течение 10 дней: со дня обнаружения ею факта излишней уплаты налога,

или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов (если такая совместная сверка проводилась), либо - со дня вступления в силу решения суда.

При этом, налогоплательщик может самостоятельно представить в налоговую заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности по пеням, штрафам).

В соответствии с п.6 ст.78 НК РФ, возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом: недоимки по иным налогам соответствующего вида, задолженности по соответствующим пеням, штрафам, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).

Обратите внимание: Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом (п.7 ст.78 НК РФ).

При этом, согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 28.06.2011г. №17750/10 по делу № А32-10520/10-59/165, срок для подачи заявления о зачете или возврате авансовых платежей по налогу на прибыль исчисляется: с момента подачи декларации по налогу на прибыль за год (в случае ее своевременного предоставления), с последнего дня, в который она должна была быть представлена (28 марта следующего года).

«Уплата: ежемесячных авансовых платежей, авансовых платежей по итогам отчетных и налогового периодов, производится налогоплательщиками в порядке и в сроки, определенные статьей 287 Кодекса, согласно которой по итогам отчетного (налогового) периода суммы ежемесячных авансовых платежей, уплаченных в течение отчетного (налогового) периода, засчитываются при уплате авансовых платежей по итогам отчетного периода.

Авансовые платежи по итогам отчетного периода засчитываются в счет уплаты налога по итогам следующего отчетного (налогового) периода.

Таким образом, названные положения статьи 287 Кодекса устанавливают правило о зачете уплаченных авансовых платежей в счет уплаты последующих авансовых платежей и налога на прибыль, исчисленного по итогам налогового периода, основывающееся на методе нарастающего итога.

Соответственно, в случае когда налогоплательщиком не было заявлено требования о возврате излишне уплаченного авансового платежа, произведенного по итогам отчетного периода, данный платеж как результат финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика учитывается на дату окончания следующего отчетного и налогового периода.

Определение окончательного финансового результата и размера налоговой обязанности по налогу на прибыль производится налогоплательщиками в налоговой декларации по налогу на прибыль, представляемой по итогам налогового периода не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п.4 ст.289 Налогового кодекса).»

В соответствии с п.9 ст.78 НК РФ, налоговая обязана в течении пяти дней со дня принятия Решения о зачете (возврате), обязана сообщить о нем налогоплательщику в письменном виде.

Указанное сообщение передается: руководителю организации, физическому лицу,

их представителям, лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.

Налоговая должна вернуть переплату по налогам в течение одного месяца со дня получения налоговым органом заявления о возврате такой переплаты.

При этом, если данный срок будет нарушен, то на сумму, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата (п.10 ст.78 НК РФ).

Правила, установленные ст.78 НК РФ, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных: авансовых платежей, сборов, пеней и штрафов, и распространяются на налоговых агентов, плательщиков сборов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.

Зачет или возврат сумм излишне взысканных в бюджет осуществляется в соответствии с положениями ст.79 Налогового кодекса. Возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога при наличии у него: недоимки по иным налогам соответствующего вида, задолженности по соответствующим пеням, штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных Налоговым Кодексом, производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной недоимки (задолженности) в соответствии со ст.78 НК РФ.

В соответствии с п.3 ст.79 НК РФ, заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган: в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда.

Исковое заявление в суд может быть подано: в течение трех лет считая со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.

В случае, если установлен факт излишнего взыскания налога, налоговый орган принимает решение о возврате суммы излишне взысканного налога, а также начисленных в порядке, предусмотренном п.5 ст.79 НК РФ, процентов на эту сумму.

Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.

При этом, проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.

Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования ЦБ РФ.

Проценты начисляются на сумму излишне взысканную в бюджет, не зависимо от того, был ли произведен зачет или возврат такой суммы.

Данной позиции придерживается ФНС в своем Письме от 21.09.2011г. №СА-4-7/15431: «При этом для начисления процентов не имеет значения, в какой форме произведен возврат излишне взысканного налога - путем возврата на банковский счет налогоплательщика либо путем зачета, поскольку начисление процентов приведет к восстановлению имущественного положения налогоплательщика, нарушенного неправомерными действиями налогового органа. Право налогоплательщика на выплату процентов, начисленных на сумму излишне взысканного налога, в зависимости от формы возмещения сумм налога (возврата или зачета) законом не предусмотрено.

Учитывая изложенное, установленная ст.79 НК РФ обязанность налогового органа осуществить возврат суммы излишне взысканного налога предполагает начисление процентов при использовании любого способа восстановления имущественного положения налогоплательщика, в том числе и при возврате, осуществляемом в форме зачета.»

Вышеуказанные правила, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне взысканных: авансовых платежей, сборов, пеней, штрафов, и распространяются: на налоговых агентов, плательщиков сборов, ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.

Положения Налогового кодекса не содержат определений излишней уплаты и излишнего взыскания налогов, что не редко приводит к спорам между налогоплательщиками и налоговыми органами.

Такие споры возникают в связи с тем, что Налоговым кодексом предусмотрен разный порядок начисления процентов, причитающихся налогоплательщику, на излишне уплаченные и излишне взысканные суммы налоговых платежей.

Так, в соответствии с п.5 ст.79 НК РФ, сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами:

в течение одного месяца со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога.

В этом случае проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.

При возврате излишне уплаченных сумм налогов начисление процентов происходит в соответствии с п.10 ст.78 НК РФ, не с момента излишней уплаты, а с момента неисполнения налоговым органом в установленный срок заявления налогоплательщика о возврате налога.

В соответствии с п.6 ст.78 Налогового кодекса, сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

Так какие же налоги считаются излишне взысканными, а какие – излишне уплаченными?

В соответствии с Постановлением Президиума ВАС РФ от 24.04.2012 №16551/11, налоги признаются: Излишне уплаченными, если они начислены налогоплательщиком самостоятельно и отражены в налоговой декларации.

При этом не важно, каким образом осуществлялось перечисление налогов в бюджет – самостоятельно или путем взыскания недоимки по налогам налоговой инспекцией.

Излишне взысканными, если налоги были начислены на основании решения налогового органа, признанного в последствии не действительным полностью или частично.

Вне зависимости от того, заплатил ли налогоплательщик по решению сам или было произведено взыскание инспекцией, такие налоги возвращаются с процентами в соответствии с положениями 79 статьи.

Обоснование выводов, сделанных ВАС в Постановлении от 24.04.2012 №16551/11:

«Оценка сумм налогов как излишне уплаченных или излишне взысканных в целях применения положений статей 78 и 79 Кодекса должна производиться в зависимости от основания, по которому было произведено исполнение налоговой обязанности, признанной в последующем отсутствующей, а именно, было ли оно произведено: на основании налоговой декларации, в которой спорная сумма налога была исчислена налогоплательщиком самостоятельно, либо на основании решения, принятого налоговым органом по результатам налоговой проверки.

При этом способ исполнения указанной обязанности: самостоятельно налогоплательщиком, либо путем осуществления налоговым органом мер по принудительному взысканию, правового значения не имеет.

Излишняя уплата налога, как правило, имеет место, когда налогоплательщик, исчисляя подлежащую уплате в бюджет сумму налога самостоятельно, т.е. без участия налогового органа, по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового законодательства или добросовестного заблуждения, допускает ошибку в расчетах.

Сам факт принудительного взыскания налоговым органом налога в размере, исчисленном налогоплательщиком в поданной налоговой декларации, при корректировке в последующем размера налоговой обязанности в сторону уменьшения путем подачи уточненной декларации, не является основанием для квалификации названных сумм как излишне взысканных с применением правил статьи 79 Кодекса.

Равным образом сам факт самостоятельного исполнения налогоплательщиком решения о привлечении к налоговой ответственности в части уплаты доначисленных сумм налогов не является основанием для их оценки как излишне уплаченных.

Установление Кодексом различных правил при определении начального момента начисления процентов в отношении излишне взысканных и излишне уплаченных сумм налогов (с момента взыскания или с момента просрочки исполнения заявления налогоплательщика о возврате излишне уплаченных сумм) обусловлено именно оценкой основания, в силу которого исполнение налоговой обязанности, признанной в последующем отсутствующей, было произведено.»

Следует отметить, что среди налоговых органов бытует мнение, что переплата возникшая до окончания камеральной налоговой проверки не может быть зачтена или возвращена налогоплательщику. Таким образом, производится некое бронирование суммы, на случай, если по результатам камеральной налоговой проверки будут какие-либо доначисления. Что является не совсем законным. Такой порядок может распространяться только на суммы, заявленные к возмещению, т.к. до окончания камеральной проверки их обоснованность еще не подтверждена.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: