Эрудит – резервуар знаний, но не фонтан идей.
Джеймс Норткот
Что означает термин «творческая предприимчивость»? Наверное, лучшим определением было бы «желание думать, синтезировать и внедрять нестандартные решения в сфере бизнеса».
Прежде всего предприниматель не должен быть ленивым. Как говорил Вольтер, ленивые люди обычно бывают посредственными. Но одного этого недостаточно. Он не должен быть ленивым именно в умственной деятельности. Мозг должен быть «живчиком». В нем постоянно должно «свербить».
«Миллионы людей видели, как падают яблоки, но только Ньютон спросил почему» (Бернард Барух)[41].
Человек должен постоянно думать: «Как бы сделать супербизнес?» Все время изобретать и пробовать все новые и новые виды бизнесов. Обдумывать их. Пробовать реализовать. Креативно соединять разные знания и бизнесы. Синтезировать бизнесы в прямом смысле этого слова.
Если отталкиваться от определений пассионарности, как:
● неуемной жажды деятельности[42];
● способности к сверхнапряжению[43];
● непреодолимого внутреннего стремления и способности к деятельности, направленной на изменение своей жизни и окружающей обстановки[44],
то, несомненно, предприимчивость – это пассионарность в экономической жизни общества. А творческая предприимчивость – пассионарность в синтезе новых решений в экономической жизни.
Как отмечал Николай Бердяев: «Смысл вещей открывается не вхождением их в человека, при пассивной его установке к вещам, а творческой активностью человека, прорывающегося к смыслу за мир бессмыслицы»[45].
Понятие «креативность» в бизнесе во многом пересекается с понятием «творческой предприимчивости».
|
Это именно творческие наклонности, проявляющиеся в применении нестандартных методов в решении задач экономического характера.
«Воображение важнее, чем знание» (Альберт Эйнштейн)[46].
«Каждый великий успех науки имеет своим истоком великую дерзость воображения» (Джон Дьюи)[47].
Но реализовать этот нестандартный подход в творчестве гораздо легче, применяя методы одного вида бизнеса в другом. Именно в процессе синтеза бизнес-методов из разных отраслей и проявляется креативность, как творческая предприимчивость.
Удачно внедренная новая бизнес-методика, выросшая на творческой предприимчивости и креативности, и называется эффективной инновацией.
Корреспондент BBC Capital Мур обратился к посетителям и авторам сайта вопросов и ответов Quora с вопросом: «Что отличает миллиардеров от миллионеров?» И вот какие ответы в том числе он получил:
● «Миллиардеры считают мир “ощутимо гибким, понимают мир и хотят его основательно изменить”».
● «Они ищут недостатки системы, находят большие пробелы и придумывают, что можно создать, чтобы воспользоваться этими возможностями»[48].
Понятие предприимчивости всегда пересекается именно с понятием активности. В случае суперуспеха – гиперактивности и креативности. Именно про гиперактивного предпринимателя сказано: «В каждой бочке затычка». И именно таким и является обычный «средний» миллиардер.
Задача заработать миллиард – это классическая сверхзадача. «Что такое сверхзадача? Это то, что (постепенно или вдруг) стало очень важно; очень нужно; чего безумно хочется; или, наконец, чего не избежать. Но выполнение ее нельзя купить, нельзя украсть – нельзя даже взять напрокат. Сверхзадачу можно выполнить, только включив свой творческий потенциал. И далее, по принципу положительной обратной связи – творческая задача (сверхзадача) – мысль – активирует возможности мозга; мысль развивается, обрастает деталями – мозговой творческий потенциал активируется, и вот уже не сразу, но скоро – думать становится легко и приятно, мысль обрастает не только деталями, но и творческой радостью, эмоцией. Нерешаемая, невыполнимая вчера задача становится решаемой, выполнимой – такой, или почти совсем такой, какими были задачи “раньше”, тогда, когда проблемы “быть или не быть” (могу или не могу) не было. Человек открыл, казалось бы, не просто закрытую, а забитую дверь – в свое возрождение, возвращается в свой рабочий возраст. Сверхзадачи иногда (да, в общем, и нередко) ставит сама жизнь, они возникают перед нами, вызывая вопрос: “принять или не принять”. И сверхзадачу можно принять – или, зная ее потенции, смоделировать. А также иногда (хотя и нечасто) нельзя не принять. Сверхзадачу нельзя решить по стереотипу, матрицы стереотипа нет, ее надо решать заново», – писала российский нейрофизиолог Н. П. Бехтерева.
|
Гениальность состоит в том, что «рецепт» подходит абсолютно всем, не только работникам умственного труда. «Просто надо пробовать нетривиально решать свои проблемы, даже бытовые. В жизни каждого человека происходит очень много всего, что может задействовать мозг, заставить его придумать нечто неординарное», – объясняла она окружающим[49].
|
Но эта предприимчивость и креативность должна всегда воспроизводиться только через критическое мышление, о котором разговор будет ниже. Иначе «инновационный зуд» до добра не доведет.
Как говорил Некрасов, «осторожность, осторожность, осторожность, господа».
Опыт
Если творчество и креативность – это теоретический синтез знаний, то опыт возникает исключительно из практики.
Один из анекдотов сравнивает свой опыт, чужой опыт и творчество-креативность.
«В России есть три вида образования, как жить: начальное, среднее и высшее.
Начальное образование, как жить, – это когда человек учится на своих ошибках.
Среднее образование, как жить, – когда учится на чужих ошибках.
Высшее образование, как жить, – это когда человек учится жить на ошибках в законах».
Этот анекдот дает следующие установки: чтобы избегать ошибок, нужно использовать опыт, но чтобы набраться опыта, надо совершать ошибки. Именно поэтому лучше использовать чужой опыт, чтобы учиться не на своих ошибках. Но самое главное – не только учитывать свой и чужой опыт, а анализировать ситуацию и синтезировать свои решения и программы действий.
Аналитическая часть мозга, «процессор», позволяет творить. Но именно внедрение в бизнес творческих идей, через процесс «набивания шишек» и познания «подводных камней» позволяет наполнить память не теоретическими, а фактическими знаниями и уже на основании этой «базы знаний» точнее построить в своем мозгу картину окружающего мира, сделать ее более адекватной.
И именно опыт, как результат знаний, полученных непосредственно, а не из книг и средств массовой информации, имеет наивысшую ценность.
Ценность опыта заключается, прежде всего в том, что человек, получивший его, может намного быстрее и точнее принимать решения, чем только теоретик.
Опытные бизнесмены снисходительно именуют теоретиков от бизнеса «ботаниками», про себя отмечая, что «за одного битого двух небитых дают».
Молодежь всегда умнее в смысле творчества, теоретические знания свежи в их памяти и отсутствие опыта всегда является отсутствием границ в креативности, «старики» же, имея память своих и чужих ошибок, быстрее отсекают хоть и креативные, но неправильные решения, поскольку их картина окружающей среды является гораздо более полной, чем у молодежи.
Например, очень невысокий эффект имеет прочтение повести «Трудно быть богом» Аркадия и Бориса Стругацких в возрасте до 35 лет. Молодежь не просто верит людям, но хочет им верить, и даже обжигаясь на этом доверии, все равно доверяет им. Только получив к 35–40 годам жизненный опыт в виде неоднократных примеров лжи, глупости, предательства и скотства, можно понять, почему главный герой решил истребить население планеты.
Как говорил Уинстон Черчилль, «если человек в молодости не был либералом, то у него нет сердца, если в зрелом возрасте не стал консерватором, то у него нет ума»[50].
У нас на военной кафедре преподавал майор Шмидт, который часто повторял студентам одну и ту же фразу: «Все, что торчит из окопа, будет отстрелено нахрен!». И будучи молодыми и глупыми, студенты смеялись над ним, не понимали смысла высказывания. И только уже после достижения возраста в 40 лет, набравшись опыта, бывшие студенты с благодарностью вспоминают майора Шмидта, пытавшегося вбить в тупые студенческие головы основы самосохранения не только в военных условиях, но и в обычной жизни.
Любопытным примером также может являться анализ в оценке личности таких весовых коэффициентов, как сила, красота, порядочность, ум.
Ребенок редко в состоянии оценить ум собеседника и обычно склонен доверять собеседникам, не опираясь на оценку возможной порядочности, ценит прямо видимые факторы – силу, отчасти красоту.
Молодежь, часто руководимая гормонами, прежде всего оценивает красоту и уже в меньшей степени силу. Но с возрастом и опытом уже более уважительно относится к уму и порядочности.
К «излету» молодости люди становятся несколько более прагматичны к красоте и еще более внимательно взвешивают ум и порядочность собеседника. Сила же почти перестает интересовать их.
А в зрелом возрасте их интересуют прежде всего порядочность и ум. Ни красота, ни сила собеседника уже не интересуют.
Опора на опыт позволяет предпринимателю намного быстрее, а главное точнее ориентироваться в самых разных ситуациях. Поэтому успешный предприниматель – это не только тот, кто все знает, а тот, кто еще и быстро учится, накапливает опыт и руководствуется им при принятии решений.