Принятие христианства на Руси.




Принятие Русью христианства в 988 году на многие последующие столетия определило её политическое и культурное развитие. Выбор князем Владимиром именно этой религии не был случайным. Он был определён тесным экономическими, политическими и культурными связями с Византией, откуда христианство в качестве альтернативы существовавшему на Руси язычеству уже проникало в её земли: появление христианской литературы на старославянском языке из соседней Болгарии, крещение до Владимира княгини Ольги и другие Факты. Владимир понимал, что принятие Русью этой веры облегчит ему связи со странами, где она уже существовала. Безусловно, ему импонировало то обстоятельство, что христианская религия призывала верующих к послушанию власти, а саму власть обожествляла, Важное обстоятельство, принятое во внимание князем Владимиром в определении нужной Руси религии, было связано также с религиозной психологией славян, особенностями их художественно-эмоционального восприятием мира. Религия из Византии как раз отвечала этому народному мироощущению. О чём и рассказал летописец в «Повести временных лет», описывая сцену чтения проповеди перед Владимиром миссионерами из Византии (христианство), Дунайской Булгарии (ислам), Хазарии (иудаизм).

Тут нужно отметить, что в то время по богословским и юридическим воззрениям византийцев новообращённый в их веру народ попадал в зависимость от Византии. Владимир не пожелал этого. Он вторгся в византийские владения в Крыму, взял Херсонес и продиктовал свои условия принятия Русью христианства. Они были приняты Византией.

Вернувшись в Киев, в 988 году князь Владимир крестился сам, крестил своих бояр и приказал принять крещение всему населению города. Но христианизация всей Киевской Руси растянулась на десятилетия. Несмотря на предпринимаемые меры, значительная часть населения долго сопротивлялось введению властью новой веры. Примечательно, что в народных восстаниях, вызванных социальными причинами, принимали участие и волхвы – служители уже обречённой на умирание религии. Введение христианства в основном было завершено в конце XI века в правление Ярослава Мудрого. Тогда же окончательно оформилась и церковь как соответствующая организация.

Христианство стало в Киевской Руси государственной религией. Безусловно, эта религия с самого начала носила на Руси подчёркнуто классовый характер, открыто поддерживая господство феодалов над крестьянами и укрепляя власть князей. Этого никак нельзя отрицать. Но переход из язычества в христианство был в то же время и явлением прогрессивным во многих отношениях. Христианство способствовало ускорению становления феодального способа производства, так как церковь становилась крупным земельным собственником, который более эффективно распоряжался землёй, чем мелкие крестьянские хозяйства. При этом церковь стремилась ликвидировать оставшиеся в некоторых районах Древней Руси элементы рабского труда. Поддерживая киевского князя, церковь тем самым выступала за единство древнерусских земель, объединённых одной религией.

Крещение оказало очень большое влияние на развитие ремёсел, техники и культуры. Например, из Византии Киевская Русь заимствовала опыт чеканки монет, написания икон, сооружение культурных зданий. В древнерусском государстве стали воздвигать каменные храмы, украшенные богатой росписью и мозаикой. Так, образцом архитектурного искусства до сих пор является построенный в 1050 году Софийский собор в Новгороде.

Христианское духовенство несло грамотность. При монастырях и церквах открывались школы для детей, работали переписчики книг. Получившая распространение на Руси в X веке славянская азбука сначала была представлена глаголицей и кириллицей. Затем письменность в Древней Руси развивалась на основе кириллицы, буквы которой составляют современный русский алфавит. В настоящее время у нас в стране ежегодно в мае широко отмечается День славянской письменности. По инициативе мурманского отделения Союза писателей России в Мурманске на площади Первоучителей, у областной научной библиотеке, установлена привезённая из Болгарии копия памятника создателей азбуки братьям Кириллу и Мефодию.

Взятое из Византии христианство прижилось на новой почве и стало русским (православие). Русская церковь, как институт христианской религии, по-разному проявляла себя на пути нашей истории. Но, вне всякого сомнения, христианство помогало укреплять зародившейся в Х веке древнерусской государственности.

 

Заключение

Рождение и существование Киевской Руси стало важным периодом в истории славянских и других народов Восточной Европы. Киевская Русь сыграла большую роль во всей последующей за ней истории восточных славян. Истоки общего происхождения и дружбы русского, украинского и белорусского народов мы находим именно в период Киевской Руси. И от этого же периода идёт начало осознания единства историко-культурной и этнической близости, родства и крепкой связи всех частей возникшего в дальнейшем, после распада Киевской Руси, времени княжеских усобиц и татаро-монгольского ига, великого Российского государства.

Сегодня Россия, Украина и Белоруссия – отдельные государства. Но хочется верить, что их народы, помня о славном совместном прошлом, вновь объединятся.

 

Список литературы:

1. Дегтярев А.Я., Дубов И.В. Начало Отечества – Л: «Детская литература», 1983 – 240 с.

2. Джаксон Т. Варяги – создатели Древней Руси? // Родина, 1993, №2, с. 81-86.

3. Кузьмин А.Г. Предисловие к книге В.Д. Иванова «Русь изначальная», т.2 - М: «Молодая гвардия», 1986, с. 16-32.

4. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России, учебник для вузов.: Изд. группа ИНФРА-НОРМА. М, 1997, с. 13-45.

5. Новосельцев А.П. Образование Древнерусского государства и первый его правитель. // Вопросы истории, 1991, № 2-3, с. 3-20.

6. Павлов-Сильванский Н.П. Феодализм в России. - М: Изд-во «Наука», 1988, с. 5-10.

7. Фроянов И.Л. Исторические реалии в летописном сказании о призвании варягов. // Вопросы истории, 1991, № 6, с. 3-15.


[1] Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. Учебник для вузов. М.: Изд. группа ИНФРА. М-НОРМА, 1997, с.16

 

[2] 1 Джексон Т. Варяги – создатели Древней Руси? // Родина, 1993, №2, с. 82.

[3] Кузьмин А.Г. Предисловие к книге В.Д. Иванова «Русь изначальная», т.2. – М.: «Молодая гвардия», 1986, с. 16

[4] Павлов – Сильванский Н.П. Феодализм в России. – М.: Изд-во «Наука», 1988, с. 5

[5] Новосельцев А.П. Образование Древнерусского Государства и первый его правитель. // Вопросы истории, 1991, №2-3, с.7.

[6] Фроянов И.Л. Исторические реалии в летописном сказании о призвании варягов. // Вопросы истории, 1991, №6, с. 10.

[7] Цит. По изд.: Дегтярёв А.Я., Дубов И.В. Начало Отечества. – Л.: «Детская литература», 1983, с. 74



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: