Вот дом, который построил Джек.
А это пшеница,
Которая в тёмном чулане хранится
В доме, который построил Джек.
Самуил Маршак, «Дом, который построил Джек»
На этом обзорное описание узлов и компонентов, составляющих механизм защиты сознания лоха, про который упоминалось в третьей главе, можно считать законченным. Теперь самое время изобразить общую схему данного агрегата.
Цифрами на схеме обозначены функциональные узлы:
1. Центральная идея лоха: «Я не лох».
2. Защитное слепое пятно. Укрывает центральную идею от противоречащих ей и потому разрушительных свидетельств окружающего мира.
3. Генератор слепого пятна. Для своей работы требует постоянной подпитки положительными сигналами. Чтобы стимулировать процесс своего питания, посылает побудительные импульсы в блок соревновательных инициатив. Также предположительно вносит вклад в формирование чувства собственной особенности лоха (но не является единственным фактором, благодаря которым оно возникает).
4. Вспомогательная идея: «Вокруг лохи». Служит для обоснования центральной идеи и для её защиты от враждебных и неблагоприятных внешних суждений. Защитное действие осуществляется за счёт ослабления по принципу «Они лохи, потому их мнение – полная фигня!». Ослабленные таким образом враждебные суждения далее поглощаются защитным слепым пятном, отчего оно быстро тратится и требует мер по скорейшему восстановлению.
5. Окружающий мир, с которым лох так или иначе взаимодействует.
6. Блок самопреувеличения. Получает информацию, относящуюся к лоху, и искажает её благоприятным для лоха образом. Результат интерпретируется в блоке суждений о себе.
|
7. Блок суждений о себе. Оперирует специальным набором шаблонов суждений. В двойных стандартах лоха это Стандарт-1. Результат работы передаётся в блок критериев лоховства.
8. Чувство собственной особенности. Способствует более надёжной и активной работе блока суждений о себе, на который действует подобно катализатору. Природа данного чувства до конца не установлена. Одним из формирующих факторов предположительно является генератор слепого пятна.
9. Блок преуменьшения других людей. Получает из внешнего мира информацию о других людях и искажает её благоприятным для лоха образом, чтобы повысить его относительную оценку. Результат интерпретируется в блоке суждений о других.
10. Блок суждений о других. Оперирует специальным набором шаблонов суждений. В двойных стандартах лоха это Стандарт-2. Результат работы передаётся в блок критериев лоховства.
11. Поле обратной связи вспомогательной идеи. Создаёт для блока суждений о других фоновую уверенность «всё равно они все лохи», что способствует более надёжной и активной работе данного блока, действуя подобно катализатору.
12. Блок критериев лоховства. Получает информацию от блоков суждений – о себе и о других. Оперирует специальным набором критериев, который к лоху максимально благосклонен. Положительный результат при применении к себе питает генератор слепого пятна. При применении к другим – обосновывает вспомогательную идею.
13. Блок соревновательных инициатив. Получает побуждающие запросы к активным действиям от генератора слепого пятна. Отвечает за формирование сияющего образа лоха. Содержит в своём составе разведывательный, атакующий и оборонительный модули.
|
14. Разведывательный модуль. Осуществляет сбор информации из внешнего мира с целью выявления благоприятных возможностей и целей для атаки, а также опасных направлений, на которых следует предпринять действия по усилению собственных позиций и укреплению обороны. Результаты передаёт в атакующий и оборонительный модули.
15. Атакующий модуль. Отвечает за набор баллов в лохоборье. Осуществляет атаки сияющим образом лоха.
16. Оборонительный модуль. Отвечает за то, чтобы минимизировать потерю баллов в лохоборье, за своевременное реагирование на меняющуюся обстановку и внесение адекватных изменений в сияющий образ лоха.
17. Защитный ограничитель инициатив. Тот самый страх обналичить собственное лоховство. «Соревноваться-то ты соревнуйся, но при этом не забывай оставаться как все».
Жёлтыми стрелочками с буквами обозначены получаемая и передаваемая информация, сигналы и результаты работы:
a. Формирование (частичное) центральной идеи из вспомогательной. «Они лохи – значит, я не лох».
b. Информация из окружающего мира, относящаяся к самому лоху.
c. Информация из окружающего мира, относящаяся к другим людям.
d. Информация о себе, обработанная блоком самопреувеличения, на его выходе. Подаётся в блок суждений о себе.
e. Результаты интерпретаций в блоке суждений о себе. Передаются в блок критериев лоховства.
f. Информация о других людях, обработанная блоком преуменьшения, на его выходе. Подаётся в блок суждений о других.
g. Результаты интерпретаций в блоке суждений о других. Передаются в блок критериев лоховства.
|
h. Положительный результат о себе на выходе из блока критериев лоховства. «Ещё одно подтверждение, что я не лох». Подаётся в генератор слепого пятна в качестве питания.
i. Формирование вспомогательной идеи в результате применения критериев лоховства.
j. Подпитка генератора слепого пятна от вспомогательной идеи. «Они лохи – и это ещё раз подтверждает, что я не лох».
k. Предположительный вклад генератора слепого пятна в образование чувства собственной особенности.
l. Обратная связь от вспомогательной идеи.
m. Побудительные импульсы для блока соревновательных инициатив, посылаемые генератором слепого пятна.
n. Враждебные и неблагоприятные внешние суждения, исходящие от окружающего мира.
o. Информация из окружающего мира, которую собирает разведывательный модуль.
p. Оперативная информация и целеуказания для атакующего модуля.
q. Оперативная информация для оборонительного модуля.
r. Действия атакующего характера, влияющие на окружающую обстановку лоха и приводящие к её изменению.
s. Действия оборонительного характера, влияющие на окружающую обстановку лоха и приводящие к её изменению.
Совершенно случайно так вышло, что схема оказалась похожа на лицо лоха. При этом сразу видно, что центральная идея – всего лишь сопля в носу. Становится понятно, почему лохи так стремятся его друг другу утереть. Если подтереть эти сопли – тем лишишь соперников по лохоборью их сверхценной идеи. А в этом и заключается смысл соревнования, сразу выйдет победа.
Шутки шутками, но сам рассматриваемый предмет абсолютно серьёзный. В конце концов, схему можно нарисовать и так, что она не будет похожа на лицо, но механизм, ею описываемый, от этого не изменится. О нём как едином целом следует сказать отдельно.