Л-5
Когнитивная сторона восприятия при воздействии СМИ
1. Суть и ключевой принцип воздействия СМИ на когнитивную сторону восприятия информации
2. Психические (1) и социально-психологические (2) основы воздействия
3. Ключевые механизмы воздействия
4. Эффекты воздействия
Суть и ключевой принцип воздействия СМИ на когнитивную сторону восприятия информации
Суть: форматирование знаний, мнений, убеждений, установок.
Ключевой принцип – конверсия. Предполагает трансформацию концептуально-семантических структур, специфическое изменение знаний, мнений, убеждений, установок массового реципиента посредством разнообразного воздействия на его психику и сознание.
Конверсия
В психологии, в общем: трансформация из одного состояния в другое;
В психосоматике: преобразование психической энергии в соматический симптом или синдром. Например, человек жалуется на снижение мышечного чувства и кожной чувствительности, а у него выявляется истерия, которая и вытесняется в соматические симптомы.
В психолингвистике: образование нового значения при переходе лингвистической единицы в новый контекст. Например, сравните: «Этот преподаватель дал нам сложное задание» и «Этот «преподаватель» дал нам сложное задание» или «Этот, так сказать, преподаватель дал нам сложное задание».
Психические (1) и социально-психологические (2) основы воздействия СМИ на когнитивную сторону восприятия информации массовым реципиентом
(1) Психические основы – закономерности работы психических процессов
Закономерности связи внимания и восприятия:
ˉ избирательность внимания (выбирает фигуру, выделяющуюся из фона);
|
ˉ произвольность (целенаправленное, намеренное, сознательное);
ˉ непроизвольность (привлеченное чем-то ярким, неожиданным, необычным, значимым – выделяющемся из фона);
ˉ концентрация (фокусируется на фигуре, выделяемой из фона; удерживается на выделяемом объекте);
ˉ утомляемость (не может бесконечно удерживаться на одном объекте);
ˉ рассеивание и переключаемость (переключается на другой объект; если «утомленное» внимание не переключить, оно переключится само).
Пример 1. На каждой картинке изображены две фигуры. В один момент восприятия одна становится фоном, а другая попадает в фокус. В зависимости от выбора фокуса внимания (который тоже обусловлен различными факторами) мы видим то одну, то другую.
Пример 2: смотрите на рисунок ниже приблизительно в течение минуты, сосредоточившись на точке в центре и не мигая. Если изменений не происходит, моргните и тут же вернитесь к изображению.
Куб «оживает» и начинает крутиться, поворачиваясь к нам разными сторонами – внимание переключается то на одну, то на другую сторону, и мы по-разному видим объект.
СМИ располагают разными, различными и разнообразными информационными и технологическими возможностями управления вниманием и восприятием реципиента. Мы не сами решаем, с какой стороны объект рассмотреть; он подается нам с той стороны, которую за нас уже выбрали. Для того чтобы понять объект в его комплексности, нужны дополнительные усилия с нашей стороны – найти недостающую информацию, сравнить, сопоставить, проанализировать и вывести свое собственное суждение. А на это у многих часто нет времени или нет желания.
|
Закономерности мышления:
ˉ автоматизация: навык решения однотипных задач автоматизируется, и мы выполняем решение все быстрее и быстрее, оно нам дается все легче и легче;
ˉ стереотипизация: автоматизация связана с привыканием. Происходит уменьшение амплитуды реакций в ходе повторений предъявления одного и того же стимула. Далее амплитуда снижается. Затем следует отсутствие реакции на повторяемый стимул: знакомые, повторяемые условия (объекты, предметы, признаки, действия) постепенно смещаются в восприятии с выделяемых фигур на фон – становятся фоновыми, не выделяются восприятием). Это приводит к стереотипизации мышления (распознается и «понимается» не реально происходящее, а привычно ожидаемое).
Пример: решите задачу на сложение. Для этого, во-первых, быстро закройте листом написанные ниже цифры. Далее откройте две первые цифры и сложите их, проговаривая вслух или про себя полученную сумму. Откройте следующую цифру и прибавьте к уже полученной сумме. И так далее – до конца.
Если у вас получился ответ 6 000 – это совершенно ожидаемый, так сказать, по-человечески, правильный ответ. Правильный же математический ответ – 5 100 (проверьте сложением сначала тысяч, а потом десятков). За время повторения типичных действий мышление привыкает работать с круглыми цифрами, навык решения стереотипизируется и происходит подгон ответа под уже ожидаемый – круглая цифра 6 000. (Если Вы были предельно внимательны и у Вас получился правильный математический ответ, проведите эксперимент со знакомыми – Вы обязательно получите варианты ответов 6 000).
|
СМИ располагают возможностями актуализации процесса стереотипизации мышления, создают стереотипы и используют их (вспомните наш семинар по теориям воздействия СМИ – теория стереотипов У. Липпмана, в частности).
Закономерности памяти:
ˉ основным механизмом долговременной памяти является повторение;
ˉ частое повторение информации в одной и той же форме приводит к ее «затиранию», она выводится в фоновую, а не фокусную зону восприятия;
ˉ лучше запоминается начало и конец определенного поступающего отрезка или комплекса информации (эффект края, Г. Эббингауз);
ˉ феномен имплицитной памяти (неосознаваемое запоминание информации): мы не обращаем сознательного внимания на некий фоновый объект восприятия, но непроизвольно и неосознанно его запоминаем.
Пример эксперимента американского психолога Левики (приводит С. Шехтер). На первом этапе группе испытуемых показывали фотографии женщин с длинными и короткими волосами. При демонстрации фото длинноволосых женщин в комментариях ненавязчиво, среди прочего упоминалась доброта. На втором этапе испытуемым показывали фотографии других женщин (которые на первом этапе не демонстрировались), часть из которых также были длинноволосыми, а часть с короткими стрижками. Задача испытуемых была вынести суждение о степени доброты женщин на фото. Как вы думаете, каких женщин они определяли как добрых? (Вопрос риторический. Ответ очевиден.)
У СМИ есть все возможности влиять на процессы запоминания (например, повторение определенной информации в различных формах) и забывания информации (например, вытеснять ее другими, новыми и яркими, пугающими или привлекательными образами). Есть разнообразные возможности использовать закономерности имплицитной памяти (например, реклама во время фильмов, рекламные полосы в интернете, постеры на улицах и в разных заведениях и т. д.).
(2) Социально-психологические основы
Потребность в социальном приятии и принятии (см., например, пирамиду потребностей А. Маслоу, психологию масс и анализ человеческого «Я» З. Фрейда). Ее реализация дает ощущение принадлежности и защищенности. СМИ до определенной степени удовлетворяют, а порой создают иллюзию удовлетворения данной потребности.
Например, посредством интернет человек может чувствовать принадлежность к разным и различным группам, причастность к различным событиям, участвовать в них.
Свойство конформности: мера подчинения групповому давлению, тенденция следовать мнению и поведению референтной группы (см., например, «Бегство от свободы» Э. Фромма). Редуцирует степень личностной ответственности.
СМИ выступает глобальной референтной группой, внутри которой выделяются разнообразные варианты.
Принцип социального доказательства: определение того, что является правильным и неправильным, посредством выяснения мнения на этот счет других людей, особенно большинства, особенно, разумеется, референтного большинства. «Мы считаем свое поведение правильным в данной ситуации, если часто видим других людей, ведущих себя подобным образом» (Психология влияния, Р. Чалдини). Суть принципа социального доказательства: чем больше людей считают идею верной, тем более верной эта идея будет считаться человеком (Р. Чалдини).
Один из примеров социального доказательства, который приводит З. Чалдини – надпись на рекламном постере сберегательного банка гласит: «Это только один из 50 миллионов американцев, вложивших средства в сберегательные облигации США». Подразумеваемое значение: «Пятьдесят миллионов американцев не могут быть неправыми».
Вспомните, например, сериалы и передачи, в которых на заднем плане, за кадром, раздается смех предполагаемой публики, указывающий нам, где уже должно быть нормальным людям смешно.