Примеры задач по высшей нервной деятельности.




Задача 1. У собаки выработано несколько пищевых рефлексов на звонок, звук метронома и шипение.

Вопрос № 1. Как может измениться условное слюноотделение, если все условные сигналы будут даны одновременно? Ответ: У собаки не будет вырабатываться слюна.

Вопрос № 2. Какой физиологический процесс ВНД при этом наблюдается. Ответ: Внутреннее (условное) торможение вид: сигнальный(условный тормоз). Условный тормоз возникает в тех случаях когда к условному раздражителю, на который выработан рефлекс, добавить новый раздражитель и комплекс не подкреплять. Тогда рефлекс тормозиться, так как новый раздражитель становиться условным тормозом.

Задача 2. В лабораторных условиях мышам парентерально вводили сахарную воду, а затем иммуноподавляющий препарат. Вследствие этого у мышей наблюдалось снижение иммунного ответа (то есть становится меньше антител). Затем, когда им начинают вводить только сахарную воду, без всяких дополнительных препаратов, у мышей также наблюдается подавление иммунного ответа.

Вопрос № 1. Почему наблюдается такой эффект? Ответ: Выработался условный рефлекс

Вопрос № 2. Напишите основные отличия безусловных и условных рефлексов.

Вопрос № 3. Какие условия необходимо соблюдать при выработке условных рефлексов? Ответ: см задачу 18.

Задача 3. В конце Второй мировой войны, недостаток морфина в военно-полевом госпитале вынудил американского анестезиолога Генри Бичера провести невероятный эксперимент. Он не стал лечить раненого солдата без морфина, а ввел ему физиологический раствор и сказал, что это сильное обезболивающее. На удивление, больной тут же расслабился и не выказывал никаких признаков боли, стресса или шока.

Вопрос № 1. Как удалось врачу добиться обезболивающего эффекта?

Вопрос № 2. Объясните ваш ответ.

Ответ: Эффект Плацебо. Степень проявления плацебо-эффекта зависит от внушаемости человека и внешних обстоятельств «лечения» — например, от внешнего вида плацебо, его цены и общей сложности получения «лекарства» (это усиливает доверие к его действенности из-за нежелания считать усилия и деньги потраченными зря), степени доверия врачу, авторитета клиники. Эффект плацебо основан на внушении. Это внушение не требует каких-либо специальных навыков, так как критичность сознания («не верю») преодолевается путём привязки внушаемой информации к фактическому объекту, как правило — таблетке или инъекции без какого-либо реального воздействия на организм. Пациенту сообщают, что данный препарат обладает определённым положительным действием на организм, и, несмотря на неэффективность препарата, пациент ощущает субъективное улучшение самочувствия в соответствии с ожидаемым действием препарата. Аналогично, ожидания негативного действия может вызвать субъективное ухудшение самочувствия — эффект ноцебо

Задача 4. У человека-правши развилась опухоль в области больших полушарий. Появилась болтливость, речь стала малосодержательной, лишенной к тому же интонаций. Резко снизился музыкальный слух и дифференцировка конкретных звуковых раздражителей.

Вопрос № 1. В каком полушарии, скорее всего, локализована опухоль?

Вопрос № 2. Предположите, какая часть коры больших полушарий у него поражена?

Вопрос № 3. За какие функции ещё отвечает данная зона коры головного мозга?

Ответ: Левое полушарие Область Вернике Височная доля,задняя часть верхней височной извилины. Она участвует в процессе усвоения и понимания письменной и устной речи.

Задача 5. У человека-правши произошла травма больших по­лушарий головного мозга на одной стороне, в результате чего он по­терял способность говорить и понимать речь.

Вопрос № 1. С какой стороны произошла травма и какое из больших полушарий пострадало?

Вопрос № 2. В каких зонах больших полушарий произошла травма?

Вопрос № 3. Как называ­ются расстройство такого рода?

Вопрос № 4. Обоснуйте свой ответ.

Ответ: Травмированным было левое полушарие, так как у правшей центр речи располагается в левом полушарии. Поражены нижняя лобная и верхняя височная извилины слева, где находятся двигательный центр устной речи и центр, ответственный за понимание слов, описанный Вернике. Невозможность произносить слова получила название моторной афазии, невозможность понимать услышанное — сенсорной афазии. Повреждены центр Вернике и Брока

Задача 6. На представленной схеме ЭЭГ отметьте альфа-, бета-, тета- и дельта-волны. Охарактеризуйте их частотную и амплитудную характеристику и объясните их механизм происхождения (при каких состояниях организма регистрируются данные волны ЭЭГ).

 

Схема волны  
 
   
   
   
   

1) Бета-волны в диапазоне от 14 до 30 Гц с напряжением 5—30 мкВ, присущий состоянию активного бодрствования. Регистрируется в области передних и центральных извилин. Распространяется на задние центральные и лобные извилины. Так, выраженность β-ритма возрастает при предъявлении нового неожиданного стимула, в ситуации внимания, при умственном напряжении, эмоциональном возбуждении. Бета-волны по форме близки к треугольным вследствие заострённости вершин. Относятся к быстрым волнам. Их амплитуда в 4—5 раз меньше, чем амплитуда α-волн Бета-ритм в норме связан с высшими когнитивными процессами и фокусированием внимания, в обычном бодрствующем состоянии, когда мы с открытыми глазами наблюдаем за происходящими событиями, или сосредоточенны на решении каких-либо текущих проблем. β-ритм характерен для стадии быстрого сна или при решении сложных вербальных задач

2) Дельта-волны - частота колебания варьируется от 1 до 4 Гц. амплитуда расположена в пределах 20-200 мкВ (высокоамплитудные волны). Дельта-ритм (медленные волны) связан с восстановительными процессами, особенно во время сна, и низким уровнем активации. При многих неврологических и других нарушениях дельта-волны заметно усилены. Избыток усиленных дельта-волн практически гарантирует наличие нарушений внимания и других когнитивных функций. Возникает при естественном и наркотическом сне, а наблюдается так же, как при регистрации от участков коры, граничных с областью, поражённой опухолью.

3) Альфа-волны - частота колебания варьируется от 8 до 13 Гц. Амплитуда 5-100 мкВ, наибольшая амплитуда проявляется при закрытых глазах и в затемнённом помещении. Регистрируется преимущественно в затылочной и теменной областях (зрительных отделах мозга). У 85-95 % здоровых взрослых людей. Альфа-ритм связан с расслабленным состоянием бодрствования, покоя. Альфа-волны возникают тогда, когда мы закрываем глаза и начинаем расслабляться.

4) Тета-волны — частота колебания данного ритма составляет от 4 до 8 Гц. Амплитуда находится в пределах от 20 до 100 мкВ. Регистрируется во фронтальных зонах и гиппокампе. Тета-волны появляются тогда, когда спокойное, расслабленное бодрствование переходит в сонливость. Колебания в головном мозге становятся более медленными и ритмичными. Это состояние называется ещё «сумеречным», поскольку в нём человек находится между сном и бодрствованием. В норме тета-волны связаны с изменением состояния сознания. Часто такое состояние сопровождается видением неожиданных, сноподобных образов, сопровождаемых яркими воспоминаниями. Большинство людей засыпают, как только в головном мозге появляется заметное количество тета-волн. Тета-ритм связан с поисковым поведением, усиливается при эмоциональном напряжении, часто наблюдается при психотических нарушениях, состояниях спутанности сознания, сотрясениях мозга. Высокий уровень тета-ритма может показывать состояние сонливости и утомления, что может быть проявлением астенического синдрома, хронического стресса.

Задача 7. Во время экспериментального исследования при раздражении коры мозга собака совершает движения передними лапами.

Вопрос № 1. Объясните, какая область мозга, по вашему мнению, подвергается раздражению?

Вопрос № 2. За какие ещё функции отвечает данная область головного мозга?

Вопрос № 3. Какие поля по Бродману выделяют в данной области и какая у них функция?

Ответ: Нижняя часть передней центральной извилины коры больших полушарий головного мозга. Она обеспечивает сознательные движения, контролирует произвольные движения мышц. Поле 4 по Бродману.

Задача 13. После перенесенного инсульта, больной правша, не помнит названий предметов, но приводит правильное описание их назначения.

Вопрос № 1. Предположите, какое полушарие у него поражено?

Вопрос № 2.Предположите, какая часть коры больших полушарий у него поражена?

Вопрос № 3. Укажите поля по Бродману и название центра по автору.

Вопрос № 4. Как называ­ются расстройство такого рода?

Ответ: Амнестическая. Развивается при поражениях височных или теменных участков мозга. Пациент может говорить, однако у него возникают трудности при необходимости называть какие-либо предметы. При этом, человек помнит их функцию и значение, и может использовать их в случае необходимости. Поражена левая височная область, в которой находится сенсорный центр речи (поле 38—39 по Бродману).

Задача 14. Человек стал забывать название предметов.

Вопрос № 1. Какой центр, имеющий отношение к речи, поражен?

Вопрос № 2. В какой доле больших полушарий он находится?

Вопрос № 3. Укажите поля по Бродману.

Ответ: Амнестический центр речи, 39 поле Бродмана, височная доля больших полушарий.

Задача 15. Вы подходите к спящему человек. Мышцы его полностью расслаблены, но дыхание учащенное и неритмичное, а глазные яблоки движутся под закрытыми веками.

Вопрос № 1. Спит ли он?

Вопрос № 2. В какой фазе сна находится человек?

Вопрос № 3. Дайте характеристику этой фазы

Ответ: Да, спит. Человек находится в парадоксальной фазе сна (быстрый сон). Это фаза сна, характеризующаяся повышенной активностью головного мозга. Одним из признаков этой фазы являются быстрые движения глазных яблок. во время этой фазы сна сочетаются полное расслабление мышц и высокая активность мозга. Получается, что в этот период мозг работает почти так же, как при бодрствовании, но при этом не обрабатывает информацию, получаемую от органов чувств, и не отдает телу приказов, как реагировать на эту информацию.

Задача 16. Объясните, почему при охлаждении мозга можно продлить продол­жительность периода клинической смерти?

Ответ: Продолжительность клинической смерти определяется временем, в течение которого клетки коры мозга когут выдерживать отсутствие кислорода. Охлаждение замедляет интенсивность метаболизма, поэтому отсутствие кислорода сказывается в меньшей степени, и клиническая смерть продолжается несколько дальше

Задача 17. При выключении коры больших полушарий человек теряет сознание. Объясните, возможен ли такой эффект при абсолютно неповрежденной коре и нормальном ее кровоснабжении?

Ответ: Нормальное функционирование коры головного мозга зависит не только от ее собственного состояния, но и от состояния ретикулярной формации и неспецифических ядер таламуса. Разру­шение последних приводит к потере сознания в результате паде­ния тонуса клеток коры.

Задача 18. Действие безусловного раздражителя предшествует даче условного раздражителя на 5 секунд.

Вопрос № 1. Вырабатывается ли условно-рефлекторная реакция у животного в данном случае?

Вопрос № 2. Как называются такие рефлексы по классификации?

Вопрос № 3. Какие необходимы условия для образования условного рефлекса?

Ответ: Если безусловный рефлекс будет предшествовать условному раздражителю, то условный рефлекс не образуется. Условный раздражитель имеет характер сигнала и должен и должен предупреждать, т.е. начинаться раньше безусловного.

Для выработки условного рефлекса необходимо: 1 - наличие двух раздражителей, один из которых безусловный (пища, болевой раздражитель и др.), вызывающий безусловно-рефлекторную реакцию, а другой - условный (сигнальный), сигнализирующий о предстоящем безусловном раздражении (свет, звук, вид пищи и т.д.); многократное сочетание условного и безусловного раздражителей (хотя возможно образование условного рефлекса при их однократном сочетании); 2 -условный раздражитель должен предшествовать действию безусловного; 3 - в качестве условного раздражителя может быть использован любой раздражитель внешней или внутренней среды, который должен быть по возможности индифферентным, не вызывать обронительной реакции, не обладать чрезмерной силой и способен привлекать внимание; 4 - безусловный раздражитель должен быть достаточно сильным, в противном случае временная связь не сформируется; 5 - возбуждение от безусловного раздражителя должно быть более сильным, чем от условного; 6 - необходимо устранить посторонние раздражители, так как они могут вызывать торможение условного рефлекса; 7 - животное, у которого вырабатывается условный рефлекс, должно быть здоровым; 8 - при выработке условного рефлекса должна быть выражена мотивация, например, при выработке пищевого слюноотделительного рефлекса животное должно быть голодным, у сытого - этот рефлекс не вырабатывается.

Задача 19. У белой крысы прочно выработан условный рефлекс убегания в норку на световой сигнал. Безусловным подкреплением служило болевое электрокожное раздражение. В одном из опытов, случайно, спустя 1 секунду после включения света, нажали кнопку электрического звонка.

Вопрос № 1. Как прореагировала крыса на звук звонка?

Вопрос № 2. Объясните механизм установленного явления.

Вопрос № 3. Какой процесс произошёл коре головного мозга у крысы?

Ответ: Крыса не убежала в норку, это объясняется тем, что под влиянием сильного постороннего агента (электрического звонка) возникает внешнее торможение условного рефлекса. Внешнее (безусловное) торможение условных рефлексов. Торможение одного условного рефлекса другими (посторонними) условными или безусловными раздражителями называется внешним, так как его причина не зависит от тормозимого рефлекса и является безусловным, поскольку его не нужно вырабатывать. Биологическое значение внешнего торможения состоит в том, что организм сосредоточивает свою деятельность на наиболее важных в данный момент событиях, задерживая реакции на второстепенные. Внешний тормоз угнетает недавно выработанные условные рефлексы сильнее, чем старые, хорошо упроченные. Нетвердо заученные поведенческие навыки или знания легче исчезают при сильном постороннем воздействии, чем более твердо усвоенные жизненные стереотипы.

Задача 20. Наблюдают за двумя собаками во время кормления. Одна собака получила пищу после длительного периода голодания, а другая питалась в обычном режиме. Обеим собакам во время приема пищи наносят слабое болевое раздражение на лапу. Ответное поведение собак будет различаться.

Вопрос № 1. Какая из собак не прервет поглощение пищи?

Вопрос № 2. Почему? Какой физиологический процесс наблюдается в эксперименте?

Вопрос № 3. Дайте определение данного процесса?

Вопрос № 4. Опишите основные характеристики данного процесса?

Ответ: Голодная собака будет есть, не реагируя на раздражитель. У такой собаки существует доминанта голода, в этом случае посторонние раздражители не вызывают характерные рефлексы, подчиняются доминанте. Доминанта в физиологии — это «временно господствующий рефлекс», которым направляется работа нервных центров в данный момент. Наличие доминанты создает повышенную готовность организма реагировать так, а не иначе, ориентирует организм на поиск тех ситуаций (тех раздражителей), по отношению к которым данная доминанта наиболее адекватна

 

Задача 21. Два студента решили готовиться к зачету всю ночь. Чтобы повысить работоспособность, они выпили по чашке крепкого натурального кофе. Один уже через 30 мин. Спал, а второй успешно работал до утра. Дайте объяснение разнице в реакциях студентов.

Ответ:

 

Задача 22. Два юноши-земляка приехали в другой город и поступили в медицинский институт. Первый - быстро освоился, другой - загрустил, стал плохо спать, неохотно принимался за подготовку к занятиям.

Вопрос № 1. Чем объяснить разную реакцию студентов в одной и той же ситуации?

Вопрос № 2. Какова подвижность нервных процессов у первого студентов?

Вопрос № 3. Какова подвижность нервных процессов у первого студентов?

Вопрос № 4. Что такое динамический стереотип?. Дайте определение

Ответ: Разная реакция студентов объяснялась различной подвижностью нервных процессов. У первого была высокая подвижность, и новый динамический стереотип выработался быстро. Обучение будущей профессии совпадало с его интересами, в результате чего положительные эмоции способствовали более быстрой адаптации. У второго студента была низкая подвижность нервных процессов, поэтому ломка динамического стереотипа и выработка нового происходила медленно. Кроме того, изучаемые науки не вызвали у этого студента интереса и создавали отрицательную эмоциональную настройку.

Динамический стереотип - это закрепившаяся система временных нервных связей (условных рефлексов), образовавшаяся в ответ на устойчиво повторяющуюся систему условных раздражителей и позволяющая выполнять определенные действия без значительного напряжения сознания.

Задача 23. Собака в течение суток не получала пищу и воду. Затем ее ввели в комнату, в одном углу которой для нее была приготовлена пища, а в другой – вода.

Вопрос № 1. Какая мотивация будет доминирующей?

Вопрос № 2. Каково наиболее вероятное поведение животного?

Ответ: Собака отправится к чашке с водой, мотивация жажды будет доминирующей, т.к. при жажде возникает опасность изменения осмотического давления плазмы крови. Собака жадно накинется на воду, потому что измучена жаждой. Возможно, спустя некоторое время она поест

Задача 24. Наблюдают за двумя собаками во время кормления. Одна собака получила пищу после длительного периода голодания, а другая питалась в обычном режиме. Обеим собакам во время приема пищи наносят слабое болевое раздражение на лапу. Ответное поведение собак будет различаться.

Вопрос № 1. Какая из собак не прервет поглощение пищи?

Вопрос № 2. Почему?

Ответ: Голодная собака будет есть, не реагируя на раздражитель. У такой собаки существует доминанта голода, в этом случае посторонние раздражители не вызывают характерные рефлексы, подчиняются доминанте.

Задача 25. На опыты по изучению условных рефлексов привели двух собак. Перед началом опыта одна из них выпила большое количество воды. Затем начался эксперимент. Вначале у обеих собак условные рефлексы протекали нормально. Но через некоторое время у собаки, пившей воду, условные рефлексы исчезли. Никаких случайных внешних воздействий отмечено не было.

Вопрос №1.Как называется этот процесс в ЦНС? Ответ: Внешнее торможение

Вопрос №2.Какова причина этого явления, какой фактор вызвал исчезновение рефлексов? Ответ: Действие тормозящего фактора, возникшего в организме, вероятно, из-за переполнения мочевого пузыря

Вопрос №3.Какие условия необходимо соблюдать при выработке условных рефлексов? Ответ: В условиях полной тишины, в отсутствии посторонних раздражителей, условный раздражитель должен предшествовать безусловному, сила безусловного больше, чем условного, интервал между ними не должен быть значительным.

Вопрос №4. В каком состоянии должны находиться животные, используемые эксперименте по выработке условных рефлексов? Ответ: Здоровыми, с сохраненными рецепторами для восприятия условного стимула. При использовании пищевом безусловного раздражителя- в состоянии голода.

Вопрос №5.В каких соотношениях должны находиться между собой условный и безусловный раздражители? Какой процесс в ЦНС, и какой фактор вызвали исчезновение пищевых условных рефлексов? Ответ: Сила безусловного больше, чем условного, условный должен предшествовать безусловному.

Задача 26. Всем известна поговорка: «Пуганая ворона и куста боится».

Вопрос №1.Какое физиологическое явление лежит в основе подобного поведения? Ответ: Генерализация временной связи.

Вопрос №2.Что такое временная связь? Ответ: Это совокупность нейрофизиологических, биохимических и ультраструктурных изменений в мозге, возникающих в процессе совместного действия условного и безусловного раздражителей.

Вопрос №3.Что лежит в основе замыкания временной связи? Ответ: Процесс доминантного взаимодействия между очагами возбуждения в цнс.

Вопрос №4. Какие основные стадии выделяют в процессе формирования условного рефлекса? Ответ: стадию генерализации и стадию специализации.

Вопрос №5.О чем свидетельствует стадия специализации? Ответ: О выработке прочной временной связи.

Задача 27. Из двух испытуемых один ярко выраженный флегматик, другой – сангвиник. У обоих выработаны прочные условные двигательные рефлексы: на зеленый свет нажатие кнопки левой рукой, на красный – правой. При обследовании регистрировали время от включения света до нажатия кнопки. Затем условия опыта изменили: На зеленый свет надо было нажимать кнопку правой рукой, на красный - левой. Время нажатия на кнопку после подачи света изменилось у обоих испытуемых.

Вопрос №1.Как называется время от подачи света до нажатия кнопки? Ответ: Латентный период реакции

Вопрос №2.Как называется одним словом изменение условий опыта? Ответ: Перелдка

Вопрос №3. В какой характеристике нервных процессов имеется основное отличие флегматика от сангвиника? Ответ: Подвижность нервных процессов

Вопрос №4.Почему и как изменилось время реакции у испытуемых? Ответ: Оно увеличилось у обоих испытуемых, т.к. переделка представляет трудность для нервной системы.

Вопрос №5. У кого быстрее произойдет переделка и почему? Ответ: Латентный период реакции у сангвиника увеличится в процесса переделки в меньшей степени, чем у флегматика и быстрее возвращается к исходному уровню, потому что подвижность нервных процессов больше у сангвиника.

Задача 28. В известной басне И.А. Крылова есть такие слова: «Вдруг сырный дух лису остановил: лисица видит сыр, лисицу сыр пленил!»

Вопрос №1. какое из известных проявлений ВНД описал автор? Ответ: Условный рефлекс

Вопрос №2. назовите основные методологические принципы учения о высшей нервной деятельности. Ответ:

1. вероятностный детерминизм: условно-рефлекторная деятельность инициируется не только внешними условными раздражителями: но и внутренними процессами.
2. единство анализа и синтеза: в основе условнорефлекторной деятельности лежит анализ раздражителей внешней и внутренней среды с последующим их синтезом в условный рефлекс.
3. структурный подход – «приуроченность динамики к структуре»: тенденция связать определенные компоненты условного рефлекса с конкретными структурами мозга.

Вопрос №3. в каком состоянии должно находиться животное при выработке условного рефлекса на пищевое безусловное подкрепление? Ответ: В состоянии голода

Вопрос №4. Назовите общие признаки условных рефлексов. Ответ: 1. Сигнальность – предупреждают о безусловном рефлексе. 2. Для их реализации обязательно участие корковых и подкорковых отделов головного мозга. 3. Расширяют диапазон приспособительных реакций. 4.Имеют индивидуальный характер, не наследуются.
Вопрос №5. Назовите стадии образования условных рефлексов. Ответ: 1)Стадия генерализации: которая по своим проявлениям (электрофизиологическим и поведенческим) совпадает с проявлениями доминанты. Эта стадия обеспечивает ответ без предварительного обучения на все раздражители, похожие на подкрепляемый. 2) Стадия специализации. Физиологическое значение ее состоит в обеспечении точного, дифференцированного ответа только на подкрепляемый сигнал.

Задача 29. А.С. Пушкин в поэме «Полтава» пишет о Петре I: «Глаза его сияют, лик ужасен, движенья быстры. Он прекрасен, он весь как божия гроза».

Вопрос №1. Какие характеристики могут наиболее точно отразить этот тип ВНД? Ответ: Холерик, сильный, не уравновешенный, с преобладанием возбуждения.

Вопрос №2. На чем основана общая для человека и животных классификация типов ВНД по И.П. Павлову? Ответ: На характеристиках силы, уравновешенности и подвижности торможения и возбуждения. Выделяют по силе – сильный и слабый, по уравновешенности – уравновешенный и неуравновешенный, по подвижности – подвижный и инертный.

Вопрос №3.На чем основана частная классификация типов ВНД человека? Ответ: На соотношении первой и второй сигнальных систем. Выделяют художественный тип, мыслительный и средний.

Вопрос №4. Как соотносятся между собой классификация темпераментов по Гиппократу и типов высшей нервной деятельности по И.П. Павлову. Ответ: Холерик – сильный, неуравновешенный, с преобладанием возбуждения; сангвиник – сильный, уравновешенный, подвижный тип; флегматик – сильный, уравновешенный, инертный; меланхолик – слабый тип.

Вопрос №5.Прекратить активность такого лидера может действие сверхсильного раздражителя. Как называется этот вид торможения и какие виды внешнего торможения вам известны? Ответ: Запредельное торможение, оно имеет охранительное значение. Существуют еще гаснущий тормоз (возникающий при действии нового раздражителя) и постоянный тормоз (возникающий на повреждающие воздействия).

Задача 30. На экзамене по физиологии студентка отличница получила оценку «неудовлетворительно». Она заплакала.

Вопрос №1. Как называется ее состояние? Ответ: У студентки отрицательная эмоция. Эмоции – субъективные реакции на внешние и внутренние раздражители: на результаты собственной деятельности: проявляющиеся в виде радости, страха, гнева, печали.

Вопрос №2. Дайте определение этому состоянию. Ответ: Негативные (отрицательные) эмоции — эмоции, основанные на неприятных субъективных переживаниях, связанные с неудовлетворением тех или иных потребностей человека. Они появляются и усиливаются в тех случаях, когда возникает расхождение между ожиданиями человека и полученными результатами.

Вопрос № 3. Назовите основные теории, объясняющие возникновение эмоций. Ответ: Наиболее известными являются биологическая теория эмоций П.К.Анохина (Э – результат рассогласования при совпадении результата деятельности с прогнозируемым в акцепторе результата действия) и потребностно-информационная теория П.В.Симонова (Э – отражение мозгом актуальной потребности и вероятности ее удовлетворения).

Вопрос №4. Какие объективные показатели эмоционального состояния можно зарегистрировать? Ответ: Периферические моторные проявления Э –- запускаются от лобной коры через экстра и и пирамидную системы в форме тонических гипертонус, скованность, тремор) и фазических (жест,поза интонация голоса, мигание), компонентов двигательного сопровождения эмоций. Вегетативные проявления Э запускаются через активацию гипоталамуса и других стволовых структур и проявляются изменением ЧСС, ЧД. АД, потооотделением, выбросом определенных гормонов.

Вопрос 5. Каковы функции эмоций? Ответ: Функции эмоций 1.оценочная.-обобщенная оценка события полезно или вредно; 2.побуждающая – запускают поведение для удовлетворения потребности; 3.подкрепляющая функция -положительная эмоция служит наградой, поощряющей деятельность, отрицательная – ведет к прекращению или избеганию.
4.компенсаторная – мобилизует физиологические и психические резервы организма при недостатке информации, необходимой для удовлетворения потребности. 5.переключающая – изменяет направленность поведения, особенно при конкуренции мотивов; 6.коммуникативная – обеспечивает неречевые формы коммуникации.

Вопрос 6. Исходя из теории П.В.Симонова объясните почему возникают положительные или отрицательные эмоциональные состояния. Ответ: Согласно теории эмоций П.В.Симонова положительные эмоции возникают: если существующая информация превышает необходимую или имеется ситуация возрастания вероятности достижения цели. Отрицательные эмоции возникают при дефиците информации или снижении вероятности достижения цели.

Задача 31. Житель центрального района большого города привыкает к постоянному городскому шуму за окном и спит в этих условиях спокойно.

Вопрос №1. В результате какого процесса возникает способность крепко спать при сильном уличном шуме? Ответ: В результате развивающегося процесса привыкания, который лежит в основе одной из форм научения

Вопрос №2. Когда в эти условия попадает его родственник из сельской местности, он долго не может уснуть. Почему? Ответ: Наличие ориентировочной реакции или рефлекса «Что такое?» у родственника в незнакомой и шумной обстановке.

Вопрос №3. Какой физиологический процесс лежит в основе привыкания? Ответ: Развитие условного торможения –гаснущего тормоза. Организм перестает реагировать на незначащие раздражители, особенно при сильной потребности ко сну.

Вопрос 4. Какая основная характеристика нервных процессов должна быть выражена у сельского жителя для того, чтобы он быстрее стал засыпать в условиях городского шума. Ответ: Подвижность нервных процессов, которая способствует быстрой смене процессов возбуждения процессом торможения в данном случае.
Вопрос 5. Что является отличительной особенностью ориентировочно-исследовательской реакции или рефлекса «Что такое»? Ответ: Этот рефлекс быстро угасает при повторных применениях биологически незначимых раздражителей. Причина его возникновения – реакция на «новизну».

Задача 32. Правитель Бухары Нух II был не старым, но очень больным человеком. Тогда Авиценна намекнул ему, что многие его болячки происходят от боязни потерять деньги и власть. Эмир пообещал лишить врача головы, если приведенные им примеры будут неубедительны. Авиценна так проиллюстрировал свою мысль: на площади поставили три клетки. В две из них посадили по барану, а в третью - волка. Один из баранов не видел хищника, второй же был вынужден все время ощущать на себе заинтересованный взгляд серого врага. Животные вдоволь получали еды и питья, однако баран, трясшийся в ужасе рядом с волком, умер через две недели без видимой причины.

Вопрос№1. Объясните причину гибели этого животного. Ответ: Животное находившееся рядом с хищником постоянно испытывало СТРЕСС. Стресс характеризуется постоянным напряжением организма в ответ на неблагоприятные условия окружающей среды. Согласно теории стресса Селье, если стрессовый фактор не будет устранен в течений определенного времени, то организм будет истощен вследствие истощения его ресурсов, затраченных на стресс.

Вопрос №2. Могло ли животное выжить? Если да, то при каких изменениях в организме? Ответ: Животное могло выжить в случае устранения стрессового фактора. Например перестав видеть хищника в случае с выжившим животным или на крайний случай, стрессовое состояние может быть смягчено путем успокоения нервной системы (хотя вряд ли животному дадут выпить).

Задача 33. Человек стал забывать название предметов.

Вопрос№1. Какой центр, имеющий отношение к речи, поражен?

Вопрос№1. В какой доле больших полушарий он находится?

Вопрос№2. Назовите поля по Бродману

Ответ: Область Вернике- участок коры полушарий, участвующий в усвоении и понимании устной, письменной и высказанной речи. Данная область локализована в заднем отделе верхней височной извилины. Причем область Вернике не доминантного полушария отвечает за понимание и ассоциацию многозначности слов, а доминантное полушарие отвечает за определение прямого значения слова. Область Вернике по цитоархитектонике Бродмана обозначена как 22 поле

Задача 34. На ЭЭГ теменных и затылочных отведений зарегистрированы дельта-волны у одного и бета-волны у другого обследованного человека

Вопрос№1. В каком состоянии могут находиться испытуемые?

Вопрос№ 2. Дайте частотную и амплитудную характеристику дельта- волн и бета-волн?

Ответ: Первый испытуемый скорее всего находиться в состоянии глубокого сна или как вариант он без сознания. Это случай с нормальными дельта волнами. Также человек может быть в сознании, но у него имеются неврологические нарушения. Второй испытуемый находится в сознании и в данный момент он находится в состоянии активного мыслительного процесса. Бета волны: Частота: 14-30 Гц Амплитуда: 10-20 мкВ Дельта волны: Частота: 1,5-3 Гц Амплитуда: 20- 200 мкВ

Задача 35. Мужчина 20 лет живет в многоквартирном доме, расположенном на кольцевой дороге в условиях постоянного шума от движущегося транспорта. К нему в гости приехал его отец из деревни. На следующий день отец пожаловался, что всю ночь не смог уснуть из-за шума, в то время как у мужчины ночной сон был обычный.

Вопрос №1. В результате какого процесса возникает способность крепко спать при сильном уличном шуме?

Вопрос №2. Когда в эти условия попадает его родственник из сельской местности, он долго не может уснуть. Почему?

Вопрос №3. Какой физиологический процесс лежит в основе привыкания?

Ответ: см задачу 31

Задача 36. Говорят, что свои знаменитые законы Ньютон и Архимед открыли в необычных ситуациях. Первый – когда на него упало яблоко, второй – когда, принимая ванну, увидел вытеснявшуюся из ванны воду.

Вопрос №1. Если это так, какой принцип нервной деятельности обеспечил ученым возможность сделать открытия в столь необычных ситуациях?

Вопрос № 2. В чем его сущность?

Ответ: Вероятно причиной такой спонтанной реакции является АССОЦИАЦИЯ с элементами логики и работой первой сигнальной системы. Ассоциация- явление возникновения логических связей между отдельными событиями, явлениями, фактами, предметами не имеющими между собой точной связи. После падения яблока, Ньютон вероятно ощутил его ускорение и силу падения. Сила и ускорение связаны с гравитацией, а причастность массы тела к данному явлению уже вывод сделанный самим ученым. Или Архимед который принимая ванну заметил, как вода начала выливаться из ванны. Вспомнив о том что, он не наполнял ванну полностью и что она начала выливаться только после того как ученый окунулся в ванну, ученый с криком “ЭВРИКА!!!” выявил ассоциативную связь между водой в ванне и изменением объема жидкости.

Задача 37. Во время оказания помощи пострадавшему медсестра уронила шприц, приготовленный для срочной инъекции.

Вопрос № 1. Как поступил бы в данной ситуации врач, если бы у него преобладал темперамент сангвиника, холерика, флегматика, меланхолика.

Вопрос № 2. Как бы поступили Вы?

Вопрос №3. Объясните возможные реакции.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: