Оптимизм пессимизм обучение студент
Введение
Актуальность: На данный момент проблема успешности актуальна как никогда, ведь успешность обучения студентов является показателем качества образования в вузе. Мы считаем, что понятием, которое ориентировано на оценку качества образования, является траектория успешности обучения студентов в высшей школе и его дальнейшая конкурентоспособность на рынке труда. Обучение это один из основных видов деятельности в котором развивается личность. Поэтому оно дает возможность человеку мобилизовать себя, все свои силы для успешной реализации себя. Обучение занимает практически всю жизнь человека, в результате чего обучение актуально для оптимального функционирования любой деятельности.
Проблемой успешности обучения занимались многие авторы, такие как Т.В. Гадай, Н.Ф. Талызина, Б.Г. Ананьев, Ю.В Братчикова, Ю.А. Самарин, Б.Г. и т.д.
На успешность обучения студентов в высших учебных заведениях влияют многие факторы: материальное положение; состояние здоровья; возраст; семейное положение; уровень довузовской подготовки; владение навыками самоорганизации, планирования и контроля своей деятельности (прежде всего учебной); мотивы выбора вуза; адекватность исходных представлений о специфике вузовского обучения; форма обучения (очная, вечерняя, заочная, дистанционная и др.); наличие платы за обучение и ее величина; организация учебного процесса в вузе; материальная база вуза; уровень квалификации преподавателей и обслуживающего персонала; престижность вуза и, наконец, индивидуальные психологические особенности студентов, к которым в свою очередь относятся показатели оптимизма - пессимизма.
|
Последние полвека внимание исследователей приковано к теме мотивационных особенностей человека, обусловливающих стремление к успеху. Такое стремление, проявляющееся в значимой для человека деятельности, согласно большинству авторов, «обеспечивается» мотивом достижения. В настоящее время появляются работы, в которых обсуждается вопрос о когнитивных детерми нантах стремления к успеху и желания добиваться своих целей. Такая тради ция преимущественно характерна для западных исследователей и просматривается в трудах Д. Макклелланда, X. Хекхаузена, Дж. Роттера, Б. Вайнера, К. Двек, Э. Скиннер, А. Бандуры и др.
Особое внимание среди когнитивных теорий стремления к успеху привле кает подход М. Селигмана. Автор считает, что успешность деятельности обусловлена оптимистическим стилем объяснения событий. В зависимости от того, как человек объясняет происходящие с ним в жизни благоприятные и неблагоприятные события, его можно отнести, скорее, к пессимистам или оп тимистам.
Тем самым актуальность можно определить тем, что не существует точно сформулированной характеристики соединения в себе показателей «оптимизма - пессимизма» и успешности обучения студентов
Цель исследования: изучить взаимосвязь показателей по шкале «оптимизм- пессимизм» и успешности обучения студентов.
Объект исследования: успешность обучения студентов.
Предмет исследования: связь оптимизма-пессимизма и успешности обучения студентов.
Гипотеза исследования показатели шкалы «оптимизм-пессимизм» влияют на успешность обучения.
|
Задачи исследования:
1. Провести анализ проблемы изучения успешности обучения.
2. Теоретические подходы в изучении «оптимизма - пессимизма» в отечественной и зарубежной психологической науки;
. Выявить психологические факторы успешной учебы студентов вуза;
. Определить связь «оптимизма - пессимизма» и успешности обучения студентов;
Методы: в работе были использованы методы теоретического анализа литературы, обобщение основных теорий и современных эмпирических исследований.
Теоретико-методологическую основу исследования составляет когнитивная теория стремления к успеху М. Селигмана.
Практическая значимость
Проведенный анализ литературы является необходимой основой для разработки плана будущего эксперимента; создания и апробации программы повышения успешности студентов в обучении. Представленный материал может быть использован для проведения занятий со студентами факультета психологии и педагогики, в рамках предметов, просвещенных психологии обучения и воспитания в системе непрерывного образования.
Структура бакалаврской работы состоит из введения, одной главы, выводов, заключения, списка используемой литературы.
Оптимизм - пессимизм и успешность обучения студентов»