Курсовая работа
по дисциплине
«Управление стоимостью предприятия»
на тему
«Оценка рыночной стоимости предприятия ОАО "Козельский механический завод" и обоснование мероприятий по ее увеличению»
Выполнила: студентка гр.МВТ-102
Фещенко Д.М.
Научный руководитель:
к.э.н. Лаврухина Н.В.
г. Калуга
2010
Содержание
Введение...................................................................................................................4
Глава 1. Теоретические и методологические аспекты оценки стоимости бизнеса в целях управления собственным капиталом.........................................6
1.1. Цель, задачи и информационная база оценки бизнеса..............................6
1.2. Анализ метода чистых активов в оценке стоимости бизнеса.................10
1.3. Анализ метода капитализации дохода в оценке стоимости бизнеса......18
1.4. Применение метода сделок в оценке стоимости бизнеса........................21
Глава 2. Оценка рыночной стоимости ОАО "Козельский механический завод" (ОАО "КоМЗ").......................................................................................................25
2.1. Организационно-экономическая характеристика ОАО "КоМЗ" как объекта оценки.............................................................................................25
2.2. Оценка рыночной стоимости ОАО "КоМЗ" методом чистых активов..30
2.3. Расчёт рыночной стоимости ОАО "КоМЗ" методом капитализации дохода...........................................................................................................43
2.4. Оценка рыночной стоимости ОАО "КоМЗ" методом сделок.................44
Глава 3. Обоснование рекомендаций по росту рыночной стоимости ОАО "КоМЗ"....................................................................................................................47
3.1. Согласование результатов оценки рыночной стоимости ОАО "КоМЗ"............................................................................................................47
|
3.2. Разработка рекомендаций, направленных на совершенствование управления стоимостью в ОАО "КоМЗ".............................................................48
Заключение.............................................................................................................52
Список литературы................................................................................................54
Приложения...........................................................................................................56
Введение
Развитие предприятия требует, прежде всего, мобилизации и повышения эффективности использования собственного капитала, т.к. это обеспечивает рост его финансовой устойчивости и платежеспособности. Поэтому первоочередное внимание должно быть уделено оценке стоимости собственного капитала в разрезе его элементов и в целом.
Зачастую, на практике капитал предприятия рассматривается как нечто производное, как показатель, играющий второстепенную роль, при этом на первое место, как правило, выносится непосредственно сам процесс деятельности предприятия. В связи с этим принижается роль капитала, хотя именно капитал и является объективной основой возникновения и дальнейшей деятельности предприятия. Поскольку доход, прибыль, приносит именно использование капитала, а не деятельность предприятия как таковая. Все это обуславливает особую значимость процесса грамотного управления капиталом предприятия на различных этапах его существования.
Цель работы – оценка рыночной стоимости ОАО "КоМЗ" и разработка рекомендаций, направленных на совершенствование управления стоимостью в ОАО "КоМЗ".
|
В соответствие с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- обзор теоретических и методологических аспектов оценки стоимости бизнеса в целях управления собственным капиталом;
- оценка рыночной стоимости ОАО "Козельский механический завод" с помощью затратного, доходного и рыночного подходов;
- разработка рекомендаций, направленных на совершенствование управления стоимостью в ОАО "КоМЗ".
Объект исследования – открытое акционерное общество "Козельский механический завод".
Предмет исследования - экономические отношения, складывающиеся в процессе управления стоимостью предприятий.
Методологической базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных учёных по оценке бизнеса, таких как Грязнова А.Г., Лаврухина Н.В., Есипов В.Е, Щербаков В.А. и др.
Курсовая работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложений. В первой главе производится анализ теоретических и методологических аспектов оценки стоимости бизнеса в целях управления собственным капиталом. Во второй главе осуществляется оценка рыночной стоимости ОАО "КоМЗ". Третья глава посвящена согласованию итогов произведённой оценки и разработке и направленных на совершенствование управления стоимостью в ОАО "КоМЗ".
Глава 1. Теоретические и методологические аспекты оценки стоимости бизнеса в целях управления собственным капиталом
Цель, задачи и информационная база оценки бизнеса
Задача измерения стоимости бизнеса связана с решением сугубо менеджерских задач. Дело в том, что сама по себе оценка бизнеса не имеет институционального значения. Такое значение оценочная деятельность приобретает только тогда, когда она становится частью работы менеджеров по управлению активами предприятия. Это значит, что любые серьезные решения должны апробироваться с помощью оценок стоимости бизнеса. К чему ведут те или иные управленческие решения топ-менеджеров? Или к повышению стоимости АО, представление о которой, в частности, может дать увеличение уровня котировок акций. Это значит, что конечный результат такой деятельности пошёл на пользу акционерам. Ведь они самым непосредственным образом заинтересованы в повышении ценности приобретенных ими акций компании. Или, напротив, к снижению стоимости компании. И здесь надо задуматься тем её менеджерам, на которых лежит ответственность за принятие соответствующих управленческих решений, правильно ли они действовали. По существу оценку стоимости бизнеса можно сравнить с начальными и конечными кадрами фильма, представляющего процессы принятия и осуществления управленческих решений [19, с. 17].
|
Оценка стоимости предприятия (бизнеса) — это расчет и обоснование стоимости предприятия на определенную дату. Оценка стоимости бизнеса, как и любого другого объекта собственности, представляет собой целенаправленный упорядоченный процесс определения величины стоимости объекта в денежном выражении с учетом влияющих на нее факторов в конкретный момент времени в условиях конкретного рынка.
Субъектом оценочной деятельности являются, с одной стороны, профессиональные оценщики, обладающие специальными знаниями и практическими навыками, с другой стороны — потребители их услуг, заказчики.
Объектом стоимостной оценки является любой объект собственности. При этом в расчет принимаются не только различные характеристики объекта, но и права, которыми наделен его владелец. Объекты оценки являются объектами гражданских прав, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлена возможность их участия в гражданском обороте.
Оценку бизнеса проводят в целях [8, с. 21-23]:
- повышения эффективности текущего управления предприятием, фирмой;
- купли-продажи акций, облигаций предприятий на фондовом рынке;
- принятия обоснованного инвестиционного решения;
- купли-продажи предприятия его владельцем целиком или по частям.
- установления доли совладельцев в случае подписания или расторжения договора или в случае смерти одного из партнеров;
- реструктуризации предприятия. Ликвидация предприятия, слияние, поглощение либо выделение самостоятельных предприятий из состава холдинга предполагают проведение его рыночной оценки, так как необходимо определить цену покупки или выкупа акций, цену конверсии или величину премии, выплачиваемой акционерам поглощаемой фирмы. разработки плана развития предприятия. В процессе стратегического планирования важно оценить будущие доходы фирмы, степень ее устойчивости и ценность имиджа;
- определения кредитоспособности предприятия и стоимости залога при кредитовании. В данном случае оценка требуется в силу того, что величина стоимости активов по бухгалтерской отчетности может резко отличаться от их рыночной стоимости;
- страхования, в процессе которого возникает необходимость определения стоимости активов в преддверии потерь;
- налогообложения. При определении налогооблагаемой базы необходимо провести объективную оценку дохода предприятия, его имущества;
- принятия обоснованных управленческих решений. Инфляция искажает финансовую отчетность предприятия, поэтому периодическая переоценка имущества независимыми оценщиками позволяет повысить реалистичность финансовой отчетности, являющейся базой для принятия финансовых решений;
- осуществления инвестиционного проекта развития бизнеса. В этом случае для его обоснования необходимо знать исходную стоимость предприятия в целом, его собственного капитала, активов, бизнеса.
Залог успешной оценки бизнеса — качественная информационная база. Информация необходимая для оценки собирается из различных источников. При этом важно, чтобы она отражала состояние внешней (макроэкономической и микроэкономической) и внутренней среды бизнеса в различные периоды времени.
Оценочная информация классифицируется по различным критериям. В зависимости от характеризуемых условий выделяются внешняя и внутренняя информация. Внешняя информация характеризует условия функционирования предприятия в регионе, отрасли, в стране, на внешнем и внутреннем рынках. Внутренняя информация описывает само предприятие, дает отчет о его деятельности, организационной структуре, финансовых результатах [9, с. 30].
В зависимости от размещения источника выделяется аутсайдерская и инсайдерская информация. Аутсайдерская информация является публичной, доступной широкой публике, открытой, т.к. она печатается в средствах массовой информации или в сети интернет. Источник аутсайдерской информации расположен в не фирмы. Инсайдерская информация, напротив, нигде не публикуется либо содержится во внутренних изданиях, о которых посторонние предприятию люди даже не подозревают, к инсайдерской относится также и конфиденциальная информация. Источник такой информации расположен внутри фирмы.
В зависимости от параметров бизнеса и показателей. характеризующих его состояние, информацию можно подразделить на обычную и специфическую. Общая информация включает в себя стандартные показатели, характеризующие деятельность любого предприятия, без учета его специфики. Специфическая или особенная информация, напротив, отражает особенности оцениваемого бизнеса, обусловленные его отраслевой принадлежностью, месторасположением и т.п.
В зависимости от характеризуемых аспектов бизнеса информация подразделяется на финансовую, правовую, управленческую, технико-технологическую, хозяйственно-экономическую. И, наконец, учитывая, что в любом предприятии заключено органическое единство имущественного комплекса и бизнеса, следует различать информацию, относящуюся к имуществу предприятия и информацию, содержащую характеристики предприятия как бизнеса.
В зависимости от доступности информация подразделяется на публичную и конфиденциальную. Все перечисленные информационные блоки должны быть взаимосвязаны в пространстве и во времени и соответствовать определенным требованиям, предъявляемым к оценочной информации.
Основными требованиями являются [9, с. 31-35]:
1) достоверность;
2) точность;
3) комплексность;
4) полнота.
Процедура сбора информации включает в себя следующие этапы:
1. Направление запроса в компанию с просьбой предоставить требуемую для оценки информацию (в запросе целесообразно применять формы, позволяющие в дальнейшем сгруппировать полученную в определенном формате информацию и провести расчеты).
2. Осуществление контакта с основными подразделениями компании, отвечающими за тот или иной блок данных (Техническая служба, Производственная служба, Маркетинговая служба).
3. Формирование рабочей группы из назначенных ответственных за проведение оценки со стороны компании и специалистами оцениваемой компании.
4. Получение необходимой для проведения оценки информации.