Оценка эффективности расходов бюджета




В предыдущем подразделе были рассмотрены различные направления расходования бюджетных средств. Этих направлений достаточно много, и при разработке бюджета необходимо определить, каким направлениям отдать предпочтение при финансировании. Для этого анализируют экономическую ситуацию в регионе и эффективность бюджетных расходов в прошлые периоды. Очевидно, что следует разрабатывать такую структуру бюджета, при которой расходы наиболее эффективны [20].

Расходы бюджета можно считать эффективными, если они обеспечивают достаточно высокий уровень жизни населения, уровень развития производства в регионе и, кроме того, позволяют достичь запланированных темпов роста валового регионального продукта (ВРП).

Эффективность бюджетных расходов можно оценить различными методами и на основе различных показателей. Рассмотрим некоторые из них.

1.Оценка эффективности бюджетных расходов на основе их структуры.

Все расходы бюджета любого уровня в зависимости от их направленности можно разделить на пять групп:

I. Расходы на финансирование системы управления;

II. Расходы на финансирование систем жизнеобеспечения;

III. Расходы на улучшение условий жизни;

IV. Расходы на улучшение условий ведения бизнеса;

V. Расходы на погашение и обслуживание государственного и муниципального долга [26].

Распределение статей функциональной классификации расходов бюджета в соответствии с указанными группами приведено в табл. 1. 3.

Очевидно, что на уровень жизни населения и рост производства в регионе напрямую влияют только расходы II, III и IV групп. Поэтому при оценке эффективности расходов бюджета целесообразно рассмотреть долю каждой из этих групп в общей сумме расходов. Таким образом можно определить, какая доля средств приходится на поддержание уровня жизни в регионе, его повышение, обеспечение роста производства. Чем больше доля этих статей в бюджете, тем эффективнее используются ресурсы [15].

Кроме того, можно рассмотреть долю расходов по каждой статье и оценить их структуру. Таким образом можно проследить, на что конкретно были направлены бюджетные средства и по каким направлениям ассигнования можно сократить.

Однако при этом не учитывается, что средства по некоторым на правлениям могут расходоваться неэффективно – вкладываться в нерентабельные предприятия, в реализацию неэффективных социальных программ. Т. е. значительные суммы расходов могут не говорить об их эффективности. Поэтому при анализе эффективности бюджетных расходов необходимо использовать и другие показатели.

2.Оценка эффективности бюджетных расходов на основе коэффициента бюджетной обеспеченности

Коэффициент бюджетной обеспеченности – это сумма расходов бюджета

Таблица 1. 3.

Распределение статей расходов по группам в зависимости от их

направленности

Номер группы Статьи функциональной классификации расходов
I Государственное управление и местное самоуправление Судебная власть Национальная оборона Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства Утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров Финансовая помощь бюджетам других уровней Пополнение государственных запасов и резервов
II Жилищно-коммунальное хозяйство Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий
III Охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия Образование Культура, искусство и кинематография Средства массовой информации Здравоохранение и физическая культура Социальная политика
IV Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу Промышленность, энергетика и строительство Сельское хозяйство и рыболовство Развитие рыночной инфраструктуры Мобилизационная подготовка экономики
V Обслуживание государственного долга
Могут относиться к любой группе Международная деятельность Формирование целевых бюджетных средств Прочие расходы

 

 

за определенный период в расчете на душу населения. Он рассчитывается по формуле 1.1:

 

Кбо = Р / Ч, (1.1)

 

где Кбо – коэффициент бюджетной обеспеченности;

Р – расходы бюджета за период;

Ч – численность населения региона в данном периоде [43].

Преимуществом этого показателя является простота расчетов. Недостаток состоит в том, что даже при высоком коэффициенте бюджетной обеспеченности средства могут расходоваться неэффективно (например, если значительные суммы средств расходуются на финансирование действующих в регионе органов власти). Кроме того, этот показатель характеризует эффективность расходов в основном с социальной точки зрения.

Поэтому для повышения эффективности расчетов в составе расходов можно учитывать только расходы по социальным направлениям – на социальную политику, здравоохранение, образование и т. п.

3.Оценка эффективности бюджетных расходов на основе роста ВРП

Этот метод предполагает, что рост бюджетных расходов положительно влияет на экономику региона и вызывает рост ВРП. Он основан на расчете мультипликатора, который показывает, соотношение прироста ВРП к приросту бюджетных расходов и рассчитывается по формуле 1.2:

 

Мр = DВРП / DР, (1.2)

 

где Мр – мультипликатор бюджетных расходов;

DВРП – изменение ВРП в рассматриваемом периоде;

DР – изменение бюджетных расходов в соответствующем периоде.

Чем больше этот показатель, тем эффективнее расходы, т. к. в этом случае небольшой прирост расходов обеспечивает значительно больший прирост ВРП [53].

Каждый из рассмотренных показателей характеризует эффективность бюджетных расходов с какой-либо одной точки зрения, поэтому их целесообразно рассматривать в комплексе. Все расчеты с их использованием на основе данных по Южному административному округу (ЮАО) г. Москвы приведены в разделе 2.

 

Выводы

 

Теоретическая база по вопросам территориальных финансов достаточно обширна. В трудах известных экономистов подробно рассмотрены расходы территориальных бюджетов: их сущность, содержание, направления. Однако вопросы эффективности использования бюджетных средств, которым посвящена данная работа, подробно не рассматриваются. Таким образом, существует необходимость изучения расходов территориальных бюджетов с точки зрения эффективности их осуществления.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: