Структура финансирования жилищно-коммунального хозяйства




Расходы на финансирование жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) – это основная часть расходов бюджета Москвы по ЮАО. Поэтому экономия средств по этой статье позволит существенно снизить общие расходы бюджета или перераспределить их в пользу тех статей, которые особенно нуждаются в финансировании.

Структура расходов на ЖКХ в 2003 г. представлена в табл. 2.2 и на рис. 2.2 [30]. Наибольшая доля расходов – 54% - приходится на статью «Расходы по эксплуатации жилищного фонда». В нее входят затраты на содержание и обслуживание жилых помещений, а также расходы на их благоустройство, предусмотренные целевой программой «Мой двор, мой подъезд». 22% расходов составляют затраты на капитальный ремонт жилищного фонда, 16% - на содержание объектов внешнего благоустройства (текущий ремонт дорог, уборка города и т. п.). Доли остальных статей в общей сумме расходов незначительны, и их изменение существенно не повлияет на сумму расходов по статье. Следует отметить, что все расходы на ЖКХ, особенно на капитальный ремонт, жестко контролируются, поэтому случаи нецелевого использования бюджетных средств в этой области сведены к минимуму. Таким образом, уменьшить расходы можно только путем снижения затрат по отдельным статьям.

Прежде всего, следует рассмотреть статью «Расходы по эксплуатации жилищного фонда». Эти расходы состоят из двух частей: 21% расходов приходится на реализацию программы «Мой двор, мой подъезд» и 79% - на эксплуатацию жилищного фонда.

Программа «Мой двор, мой подъезд» предусматривает финансирование мероприятий по внешнему благоустройству жилых помещений и прилегающих к ним территорий и действует в каждом административном округе Москвы. Расходы на реализацию программы можно несколько уменьшить, если оптимизировать закупки материалов и определить оптимальное сочетание стоимости и качества работ. Однако сэкономленные таким образом суммы будут незначительными, и оптимальным направлением их использования станет финансирование других мероприятий программы «Мой двор, мой подъезд».

Расходы по эксплуатации жилищного фонда намного более существенны. Как известно, плата граждан за жилье не покрывает всех расходов на его

Таблица 2.2 Расходы на финансирование жилищно-коммунального хозяйства в 2003 г. (руб.)
Наименование статьи расхода Ассигнования на отчетный период Кассовые расходы Остаток финансирования
Восстановительный ремонт зеленых насаждений 21 806 400,00 21 805 508,20 891,80
Учет и ведение реестра зеленых насаждений 4 685 000,00 4 684 750,60 249,40
Другие расходы по содержанию зеленых насаждений 21 545 000,00 21 544 794,50 205,50
Итого содержание зеленых насаждений 48 036 400,00 48 035 053,30 1 346,70
Расходы на реализацию программы "Мой двор, мой подъезд" 435 002 300,00 435 001 753,62 546,38
Другие расходы по эксплуатации жилищного фонда 1 606 010 500,00 1 606 009 838,24 661,76
Итого эксплуатация жилищного фонда 2 041 012 800,00 2 041 011 591,86 1 208,14
Расходы на капитальный ремонт и замену лифтов, установку устройств безопасности, капитальный ремонт объединенных диспетчерских систем 316 172 100,00 316 172 082,82 17,18
Расходы на реконструкцию систем газоснабжения 83 672 200,00 83 665 706,62 6 493,38
Расходы на ремонт электрохозяйства 63 729 900,00 63 729 295,84 604,16
Расходы на реализацию программы "Мой двор, мой подъезд" 8 601 200,00 8 600 560,09 639,91
Расходы на проектирование, приобретение и монтаж систем видеонаблюдения 22 682 300,00 22 682 299,99 0,01
Ремонт кровли 66 791 600,00 66 791 570,74 29,26
Прочие расходы по капитальному ремонту жилищного фонда 257 714 700,00 257 706 781,33 7 918,67
Итого капитальный ремонт жилищного фонда 819 364 000,00 819 348 297,43 15 702,57
Капитальный ремонт дорог 200 000 000,00 199 999 999,99 0,01
Другие расходы по капитальному ремонту объектов внешнего благоустройства 23 795 000,00 23 795 000,00 0,00
Итого капитальный ремонт объектов внешнего благоустройства 223 795 000,00 223 794 999,99 0,01
Текущий ремонт дорог 94 500 000,00 94 500 000,00 0,00
Продолжение таблицы 2.2
Наименование статьи расхода Ассигнования на отчетный период Кассовые расходы Остаток финансирования
Расходы на уборку города 505 309 800,00 505 309 800,00 0,00
Другие расходы по содержанию объектов внешнего благоустройства 5 960 600,00 5 959 991,10 608,90
Итого содержание объектов внешнего благоустройства 605 770 400,00 605 769 791,10 608,90
Содержание и благоустройство городских кладбищ 1 200 000,00 1 200 000,00 0,00
Приобретение предметов длительного пользования для гос. учреждений 56 732 000,00 56 731 732,27 267,73
Прочие текущие расходы 3 200 000,00 3 200 000,00 0,00
Итого расходов по ЖКХ 3 799 110 600,00 3 799 091 465,95 19 134,05

 

содержание, а недостающие средства выплачиваются из бюджета города.

Именно из этих затрат складывается большая часть рассматриваемых расходов. В последние годы рассматриваются различные пути их снижения. Основным из них является проведение жилищно-коммунальной реформы, по окончании которой плата за жилье и коммунальные услуги с граждан будет взиматься в размере 100%. Это позволит исключить из бюджета Москвы подавляющую часть расходов по эксплуатации жилищного фонда. В результате высвободится значительная сумма денежных средств, которые могут быть направлены на финансирование учреждений образования, здравоохранения, проведение социальной политики и т. п.

Однако реформу ЖКХ в настоящее время можно провести лишь частично. Следовательно, и расходы по эксплуатации жилищного фонда могут быть снижены лишь незначительно, т. к. они во многом зависят от упомянутой реформы.

Следующая по размеру, хотя и значительно отстающая от рассмотренной выше, статья – «Капитальный ремонт жилищного фонда». Как видно из табл. 2.2, расходы по этой статье классифицируются по различным направлениям проведения ремонта. Очевидно, что сумма расходов по этой статье зависит от состояния жилищного фонда в округе: чем больше старых домов, нуждающихся в ремонте, тем больше расходы. Расходы по статье «Капитальный ремонт жилищного фонда» снизятся, когда будет отремонтирована основная часть старых домов. Ускорить решение этой проблемы можно, направляя освобождающиеся средства на их капитальный ремонт. В результате, снизить расходы по рассмотренной статье и перераспределить средства можно будет в течение более короткого периода времени.

Довольно значительная доля бюджетных средств выделяется на финансирование статьи «Содержание объектов внешнего благоустройства». Ее структура такова: 83% составляют расходы на уборку города, 16% - на текущий ремонт дорог и 1% - прочие расходы.

Значительное сокращение расходов по какому-либо из этих направлений будет невыгодным, т. к. при уменьшении финансирования эти функции городского хозяйства будут выполняться в неполном объеме. Повышение затрат на автоматизацию также невыгодно, т. к. отдача от вложенных средств будет незначительной. Таким образом, расходы на финансирование содержания объектов внешнего благоустройства правильнее всего оставить без изменений.

Итак, основными направлениями оптимизации структуры расходов на ЖКХ являются снижение расходов на эксплуатацию жилищного фонда и направление свободных средств на капитальный ремонт.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: