Назначение методики:
Данная методика позволяет определить четыре особенности творческой личности: любознательность (Л); воображение (В); сложность (с); склонность к риску (Р).
Основные критериальные проявления исследуемых факторов:
1. Любознательность. Субъект с выраженной любознательностью чаще всего спрашивает всех и обо всем, ему нравится изучать устройство механических вещей, он постоянно ищет новые пути (способы) мышления, любит изучать новые вещи и идеи, ищет разные возможности решения задач.
2. Воображение. Субъект с развитым воображением: придумывает рассказы о местах, которые он никогда не видел; представляет, как другие будут решать проблему, которую он решает сам; мечтает о различных местах и вещах; любит думать о явлениях, с которыми он не сталкивался; видит то, что изображено на картинах и рисунках необычно, не так, как другие; часто испытывает удивление по поводу различных идей и событий.
3. Сложность. Субъект, ориентированный на познание сложных явлений: проявляет интерес к сложным вещам и идеям; любит ставить перед собой трудные задачи; любит изучать что-то без посторонней помощи; проявляет настойчивость, чтобы достичь своей цели; предлагает слишком сложные пути решения проблемы, чем это кажется необходимым, ему нравятся сложные задания.
4. Склонность к риску. Проявляются в том, что субъект: будет отстаивать свои идеи, не обращая внимания на реакцию других; ставит перед собой высокие цели, и будет пытаться их осуществить; допускает для себя возможность ошибки и провалов; любит изучать новые вещи и идеи и не поддаются чужому мнению; не слишком озабочен, когда одноклассники, учителя или родители выражают свое неодобрение; предпочитает иметь шанс рискнуть, чтоб узнать что из этого получится.
|
Результаты исследования приведены в таблице 4.
Таблица 4
№ п/п | Ф.И.О. | Пол | Возраст | Образование | Место работы | Факторы креативности | Общий балл | |||
(Р) | (Л) | (С) | (В) | |||||||
Зайцева | Ж | В | КГРЭС управление | |||||||
Заплатина | Ж | В | Безработная | |||||||
Иванов | М | Н. В | КГРЭС рабочий | |||||||
Кукушкина | Ж | Ср. т | Муз. Школа хореограф | -3 | ||||||
Крутова | Ж | В | Ср. школа учитель | |||||||
Крутов | М | Ср. | КГРЭС рабочий | |||||||
Лайд | М | Ср. т | КГРЭС рабочий | |||||||
Пименов | М | В | Журналист | |||||||
Поздеев | М | В | КГРЭС рабочий | |||||||
Сивяков | М | В | Администратор сети | |||||||
Сивякова | Ж | В | Без работная | |||||||
Стулова | Ж | В | КГРЭС управление | |||||||
Ходыкин | М | Ср. сп. | КГРЭС рабочий | |||||||
Иванов П | М | В | ВрТЗ инженер | |||||||
Смирнов | М | В | ВрТЗ инженер |
Обработка данных исследования:
Факторы креативности | Вся группа, ср. | Стандартное отклонение, D | Среднее, мужчины | D | Среднее, женщины | D |
Любознательность | 16,2 | 4,2 | 2,4 | 14,1 | 4,3 | |
Воображение | 6,8 | 5,2 | 7,6 | 5,2 | 5,3 | |
Сложность | 12,4 | 5,3 | 15,4 | 4,5 | 10,6 | 7,6 |
Склонность к риску | 16,2 | 2,9 | 15,2 | 3,4 | 14,3 | 2,3 |
Суммарный | 51,6 | 11,9 | 55,2 | 13,3 | 10,8 |
|
Чаще всего для оценки разброса данных определяют отклонение каждого из полученных значений от средней (М-M/) (обозначенная буквой d), а затем вычисляют среднюю арифметическую всех этих отклонений, чем она больше, тем больше разброс данных и тем более разнородна выборка и наоборот, если средняя не велика, то данные более сконцентрированы и выборка более однородна.
среднее отклонение
где S(сигма) означает сумму |d| - абсолютное значение каждого индивидуального отклонения от средней;
n – число данных.
Статистики решили возводить все значения в квадрат, а затем делить сумму квадратов на число данных. В результате такого подсчета получают так называемую вариансу (в отечественной литературе ее называют дисперсией.
Формула вычисления вариансы:
Варианса
Стандартное отклонение
Для того чтобы более точно оценить стандартное отклонение для малых выборок (с n <30) в знаменателе под корнем используют n-1.
Стандартное отклонение:
По данным таблицы факторы креотивности мужчин по всем 4 факторам выше женщин.
График
- Линия тренда (линейная аппроксимация и сглаживание)
Из графика мы видим по линии тренда чем больше балл (оценка) личностной креативности тем толерантность выше.