Метр
В музыке звуки организованы во времени. Метр – равномерное чередование сильных и слабых долей. Сильная доля – акцентированная доля. Слабая доля – доля без акцента (ударения).
Метр бывает двух разновидностей:
Двухдольный | Трехдольный |
– метр, в котором на одну сильную долю приходится одна слабая доля: 2/4, 4/4, 2/2 | – метр, в котором на одну сильную долю приходятся две слабые доли: 3/4, 3/8, 9/8 |
Метр находит своё выражение в размере, где верхняя цифра указывает, сколько долей в такте, а нижняя цифра – какие эти доли по длительности.
Такт – это отрезок музыкального произведения от одной сильной доли до следующей. Тактовая черта ставится перед сильной долей.
Затакт – неполный такт, когда музыка начинается со слабой доли. Затакт не превышает половины такта. В последнем такте не хватает такого числа длительностей, которое было в затакте и таким образом первый и последний такты в сумме образуют полный такт.
Размеры бывают:
1. простые – это размеры, имеющие одну сильную долю:2/4, 3/4, 3/8.
2. сложные – это размеры, состоящие из двух или более простых одинаковых размеров: 4/4, 6/8, 9/8, 12/8. Первая доля сложного метра является сильной, первые доли входящих других метров называются относительно сильными.
3. смешанные – это размеры, состоящие из двух или более простых неодинаковых размеров: 5/4, 7/4, 11/4.
Нередко в народной музыке, а также в музыке ХХ в. на протяжении одного произведения возникает смена размеров. Такая метрика называется переменной или свободной.
Чередование размеров бывает равномерное и неравномерное. при равномерном чередовании (чаще всего двух размеров) обозначение может быть написано при ключе в виде двух дробей. При неравномерном чередовании размеров обозначение их в нотном тексте пишется перед сменой размера.
|
Иногда в хоровых и оркестровых партитурах можно встретить написание партий различных инструментов и голосов в разных размерах. Подобное сочетание нескольких различных метров одновременно называется полиметрией.
Ритм
Ритм – чередование звуков различной длительности, организованное посредством метра. Ритм – это узор на строгой канве метра.
Он имеет огромное выразительное значение в музыке. Так для величавых, торжественных произведений характерен более крупный ритмический рисунок; для весёлых, задорных – более мелкий. Пунктирный ритм придаёт музыке активный характер, ритм синкопы – танцевальный. Есть ритмические рисунки, которые характерны для некоторых музыкальных жанров.
Группировка в простых, сложных и смешанных размерах
Группировка – это объединение длительностей в ритмические группы в такте в соответствии с данным размером.
Группировка выполняется посредством объединения длительностей в группы (связанные общими ребрами), а также посредством связывания длительностей лигой. Группировкаоблегчает чтение муз. произведения.
Правила группировки:
1. Основное правило – показ метрических долей, т.е. в такте должно быть столько ритмических групп, сколько долей указано в размере.
2. Исключения:
а) одинаковые длительности объединяются одним ребром:
б) в размерах 3/8, 3/16 возможно объединение разных длительностей под одним ребром:
в) звук, длительность которого занимает весь такт, пишется одной нотой без применения лиги:
|
г) нота с точкой, нарушающая показ метрических долей в такте, допускается, если эта нота начинает метрическую долю:
В сложных и смешанных размерах, состоящих из простых, сохраняются правила и исключения группировки. Группировка смешанных размеров зависит от последовательности простых размеров. Например, группировка будет разной в размере 5/4 (2/4+3/4) и 5/4 (3/4+2/4).