Лекционный комплекс
БЛОК 1 Теоретические и методологические основы системы планирования
Тема 1. Введение в систему планирования
Цель – знание предмета, объекта, основных аспектов системы планирования, связь курса с другими дисциплинами, а также роли планирования в деятельности организации.
Вопросы:
1 Содержание курса
2 Роль планирования в деятельности организации
В предмет дисциплины «Система планирования» входят:
· изучение объективных законов и закономерностей социально-экономического развития общества и возможностей использования их в практической деятельности по составлению прогнозов, проектов, программ и планов;
· изучение методологии, методов и методики планирования для реализации в практической деятельности;
· изучение механизма организации, управления и реализации планирования.
Объектом планирования выступает деятельность организаций, структурных элементов национальной экономики, вся национальная экономика с точки зрения их будущего состояния в ближайшей и долгосрочной перспективе.
Это планомерная организация регулирования развития национальной экономики, ее отдельных подсистем, планирование деятельности отдельных организаций. Речь идет, прежде всего, о регулировании с помощью макроэкономического планирования:
– динамики национальной экономики;
– занятости населения;
– решения других социальных проблем (уровня и качества жизни, развития отраслей социальной инфраструктуры);
– мероприятий в сфере экологии;
– поддержки науки;
– движением финансовых потоков по секторам экономики и регионам государства и т.д.
На микроуровне, то есть на уровне первичного звена экономики (фирм, корпораций и других организаций), в систему планирования входит разработка прогнозов, программ и планов их деятельности в среднесрочной и долгосрочной перспективах, создающих необходимые предпосылки для эффективной деятельности в условиях конкурентной борьбы.
|
В теории системы планирования выделяют три основных аспекта:
· социально-экономический. Состоит в изучении конкретных закономерностей, определяющих развитие социально-экономических процессов. Познание этих закономерностей и присущих им количественных зависимостей – основа научного обоснования прогнозов, проектов, программ и планов всех уровней и временных горизонтов;
· методология системы планирования – инструмент исследования социально-экономических процессов и использования полученных знаний в процессе государственного регулирования, а также планирования деятельности отдельной организации. Для того, чтобы все это стало возможным и осуществлялось эффективно, необходимо иметь четкое представление о сущности и закономерностях развития как самого объекта планирования (национальной экономики в целом, ее отдельных секторов и организаций), так и непосредственно всех процедур плановой работы, методологические подходы, систему методов решения проблем долгосрочного и краткосрочного планирования, уметь практически использовать всю систему знаний этой науки;
· организационный. Он охватывает комплекс вопросов, связанных с постановкой задач, решаемых системой органов, принимающих участие в процессе планирования, определением их функций, организацией их работы, а также приданием определенной организационной формы конечным результатам планирования.
|
Дисциплина «Система планирования» тесно связана с другими социально-экономическими науками: философией, социологией, политологией, экономической теорией, теорией и практикойменеджмента, экономикой предприятия, организацией бизнеса и финансовыми науками. В процессе планирования используются выводы, фактические данные и методы исследования, применяемые функциональными науками и отраслевыми экономиками, прежде всего такими, как статистика, анализ хозяйственной деятельности, бухгалтерский учет и аудит.
Наполеон говорил: «Управлять – значит предвидеть». Но задолго до него, еще в 4000 году до н.э. египтяне признали необходимость планирования. Вместе с тем, споры о необходимости планирования продолжаются до настоящего времени. Исследования показывают, что планирование приносит пользу. Наблюдается тесная связь между успехом организации и планированием. В одном исследовании подробно проанализированы ответы на вопросы анкеты, полученные от 217 вице-президентов 109 крупнейших американских корпораций. Было установлено, что руководители, составляющие планы своей работы, добились большего успеха по показателям отношения прибыли к объему реализации и дохода на капитал. Другие исследователи проанализировали деятельность 105 крупнейших компаний США 105 средних и мелких фирм. Они обнаружили, что фирмы, применяющие у себя формальное планирование, имеют самые высокие темпы роста.
В некоторых организациях, особенно небольших, планирование имеет неформальный характер; в других менеджеры придерживаются четкого порядка составления планов. В организациях определяется основная цель (миссия), которая конкретизируется в формальных задачах и стратегических планах, причем процесс стратегического планирования носит непрерывный характер: пересматривается и уточняется миссия, ставятся новые цели, разрабатываются новые планы. Все делается для того, чтобы удовлетворить новым требованиям внешней среды и интересам важнейших заинтересованных групп: местных жителей, собственников, акционеров. Во многих организациях разрабатываются и ситуационные планы действий в чрезвычайных ситуациях, таких как наводнение, землетрясение и прочие кризисы.
|
По зарубежным данным, наибольшая (до 30% –40%) доля неудач в условиях рынка объясняется ошибками при планировании работ. Следующей по удельному весу причиной неудач являются ошибки в обработке экономической информации (25 –35%), далее идут недостатки в информационном обеспечении при подготовке работ.
Это может иметь следующее объяснение. Процесс менеджмента представлен четырьмя функциями – планирование, организация, мотивация и контроль. Каждая из них имеет огромное значение для управления организацией, но основополагающей является планирование. Именно из планирования «проистекают» все остальные функции. Планирование не является отдельным одноразовым событием в силу двух причин.
Во-первых, большинство организаций стремятся продлить существование как можно дольше и изменяют цель функционирования в соответствии с изменением внешней среды или состояния элементов системы.
Во-вторых, планирование должно осуществляться непрерывно в силу неопределенности будущего. Планирование представляет многоэтапный процесс раскрытия неопределенностей, связанных с внешней средой и состоянием организации.
Отсутствие планирования влечет за собой отсутствие координации и соответственно недееспособность, неэффективность предприятия. Однако основополагающая задача планирования состоит в том, чтобы помочь предприятию достичь своей главной цели. Все другие цели занимают подчиненное положение в отношении нее. Поэтому одним из важнейших преимуществ планирования является то, что оно помогает менеджерам выработать в себе такое крайне необходимое для них качество, как ориентация на будущее (рис. 1).
| ||||
Рисунок 1 – Преимущества планирования
Другим несомненным преимуществом хорошо обоснованной программы планирования является возможность координации управленческих действий либо решений. В целом планирование — это первостепенная функция менеджмента, которая предшествует всем другим функциям и составляет основу для остальных. Лишь после разработки плана менеджеры могут определить, каким образом структурировать свое предприятие, разместить людей и ресурсы, установить и осуществить контроль и т. д. Наконец, планирование представляет собой функцию всех менеджеров, хотя его масштабы и характер значительно варьируют в зависимости от полномочий и ранга менеджеров. Также планирование зависит от характера общего курса действий и планов, намечаемых руководством организации или отдельных ее подразделений.
Контрольные вопросы:
1 Что входит в предмет изучения дисциплины «Система планирования»?
2 Что является объектом планирования?
3 Перечислите объекты планирования на микро и макроуровне.
4 Охарактеризуйте основные аспекты планирования.
5 С какими социально-экономическими науками тесно связана рассматриваемая дисциплина?
6 Какова роль планирования в деятельности организации?
Литература:
1 Дафт Р. Менеджмент.– 6-е изд. /Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2007.– С.252-254.
2 Лафта Дж. К. Менеджмент. Учебник.– М.: ПБОЮЛ Григорян А.Ф., 2002.–С.129-135.
3 Менеджмент: Учебник / под ред. проф. В.И. Королева.– М.: Экономистъ, 2004.– С.80-84.
Тема 2. Теоретические основы системы планирования
Цель – изучить основные подходы к понятию «планирование», задачи функции планирования, его принципы, связь планирования и принятия решения, цели и элементы планирования, основные параметры плана организации. Знать характеристику организации планирования и его функции.
Вопросы:
1 Понятие планирования и плана
2 Задачи планирования
3 Принципы планирования
4 Цели, организация и функции планирования
Планирование – один из экономических методов управления, выступающий как основное средство использования экономических законов в процессе хозяйствования.
Планирование – управленческая деятельность, отражаемая в планах и фиксирующая будущее состояние объекта менеджмента в текущие моменты времени.
Планированием называют способы координации деятельности организации.
Планирование — это непрерывный процесс установления или уточнения и конкретизации целей развития всей организации и ее структурных подразделений, определения средств их достижения, сроков и последовательности реализации, распределения управленческих ресурсов (рис. 2).
Рисунок 2 – Понятие и задачи планирования
Обе стороны планирования тесно связаны между собой. Возможность планирования как конкретного вида управленческой деятельности вытекает из природы организации, напрямую определяется общими условиями хозяйствования (рис. 3). Понятие «планирование деятельности организации» имеет два варианта трактовки. Первый — общеэкономический, с точки зрения общей теории организации, ее природы. Второй — управленческий. Здесь планирование — одна из функций менеджмента, умение предвидеть будущее организации и использовать это предвидение.
С общеэкономической точки зрения планирование — это механизм, который определяет цены и рынок. В рамках рыночной системы главным координатором действий ее участников являются цены. Организация, как участник рыночной системы, вынуждена подчиняться ценовому механизму, закону спроса и предложения, поскольку не имеет возможностей отменить их действие в условиях конкурентной борьбы. Поэтому в окружающем рынке организация — всего лишь клетка большого организма, общая роль которой в основном не осознается ею. Однако во внутренней среде каждой хозяйственной единицы механизм цен вытеснен сознательными действиями и решениями предпринимателей и менеджеров. Предприниматель осознанно определяет основные направления внутриорганизационной деятельности. Следовательно, внутренняя природа организации основывается на системе плановых решений.
Рисунок 3 – Взаимосвязь общеэкономического и управленческого понятий планирования
Таким образом, участники внутриорганизационной деятельности теряют свободу действий, характерную для самостоятельных и независимых друг от друга субъектов рынка, их поведение оказывается под контролем управляющих организацией через управленческий сигнал. Поэтому планирование как система волевых, сознательно принимаемых управленческих решений вытесняет рынок во внутренней деятельности организации и тем самым обеспечивает необходимые условия успеха организации.
Планирование — это способ, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех участников и подразделений организации к достижению ее общих целей. Оно является неотъемлемой частью менеджмента, и его можно определить, как умение предвидеть цели организации, результаты ее деятельности и ресурсы, необходимые для достижения их. Планирование — это не просто умение предусмотреть все необходимые действия. Это также способность предвидеть любые неожиданности, которые могут возникнуть по ходу деятельности, и уметь с ними справляться. Организация не может полностью устранить условия неопределенности и риска в своей деятельности, но способна управлять ими при помощи эффективного предвидения.
Сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития всей организации и каждого подразделения в отдельности на установленный период; определении хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации; выявлении материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.
Назначение планирования как функции управления состоит в стремлении заблаговременно учесть по возможности все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития организации и ее участников. Оно предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждым подразделением и всей организацией. Поэтому планирование призвано обеспечить взаимную увязку между отдельными структурными подразделениями организации, включающими всю технологическую цепочку: научные исследования и разработки, производство и сбыт. Эта деятельность опирается на выявление и прогнозирование рынка, анализ и оценку имеющихся ресурсов и перспектив развития хозяйственной конъюнктуры. Отсюда вытекает необходимость увязки планирования с маркетингом и контролем с целью постоянной корректировки показателей производства и сбыта за изменениями спроса на рынке (рис. 4).
Рисунок 4 – Увязка планирования с маркетингом и контролем
При начале любого более или менее крупного управленческого мероприятия, прежде всего, необходимо обеспечить ясное понимание поставленных целей и задач, а также форм и методов их осуществления. Поскольку планирование — это выбор курса действия, то «проблема планирования возникает тогда, когда обнаруживается альтернативный образ действий». Иначе говоря, планирование предполагает наличие альтернатив, и поэтому оно тесно связано с принятием решений. Таким образом, планирование — это преднамеренное и сознательное принятие того или иного решения, что делать, как делать, кто будет делать и когда(рис. 5).
Рисунок 5 – Связь планирования и принятия решения
Планирование- это процесс предвидения и выработки менеджерами рациональных решений, для осуществления действий, направленных на достижение целей, обеспечивающих эффективное функционирование организации, ее развитие и конкурентные преимущества.
Результатом процесса планирования в организации является система взаимосвязанных плановых документов – планов. План – директивное определение перечня и сроков действий, исходя из определенных целей, ресурсов, выделяемых для достижения этих целей, научно обоснованных нормативов расходования ресурсов.
Прежде чем приступить к планированию, необходимо выяснить, что же собой представляет план. План — это специфическая акция, имеющая своей целью помочь предприятию достичь намеченных целей. Результатом планирования, то есть процесса оценки всей доступной информации и оценки возможного последующего хода событий, является обнародование рекомендованного курса действий, или, иначе говоря, плана. Можно выделить четыре главных параметра: повторяемость, время, охват и уровень. Каждый параметр составляет независимую характеристику плана, которую необходимо учесть при его составлении.
Задачи планирования:
• обеспечение целенаправленного развития организации в целом и всех ее структурных подразделений;
• перспективная ориентация и раннее распознавание проблем развития организации. План намечает состояние объекта, желаемое в будущем, и предусматривает конкретные меры, направленные на поддержку благоприятных или сдерживающих отрицательных тенденций развития;
• координация деятельности структурных подразделений и участников организации. Координация осуществляется как предварительное согласование действий при подготовке планов и как согласованная реакция на возникающие помехи и проблемы при выполнении планов;
• создание объективной базы для эффективного управленческого контроля. Наличие планов позволяет производить объективную оценку деятельности предприятия путем сравнения фактических и планируемых значений параметров по принципу «план-факт»;
• мотивация трудовой активности участников организации. Успешное выполнение плановых заданий – объект особого стимулирования и основание для взаимных расчетов, создающие действенные мотивы для продуктивной и скоординированной деятельности всех участников процесса управления;
• информационное обеспечение участников организации. Планы содержат важную для каждого участника его реализации информацию в целях, прогнозах, альтернативах, сроках, ресурсных и административных условиях проведения работ.
Эффективность планирования во многом определяется тем, насколько соблюдены его основные принципы (рис.6). Кроме того, в учебной литературе часто выделяют следующие принципы планирования: участия, точности, эффективности, согласования во времени, принцип изменений.
Рисунок 6 – Принципы планирования
В настоящее время наибольшее значение имеют принципы гибкости и изменений. Это обусловлено тем, что постоянно меняющаяся среда жизнедеятельности организации, недостаток информации (равно как и ее избыток) делают необходимым периодическую корректировку планов. Принцип планирования в современном менеджменте: от будущего к настоящему, а не от прошлого к будущему.
Поскольку планы составляются с расчетом на будущее, в планировании важно четко сформулировать плановые предположения. Причем для обеспечения должной координации действий менеджеров, участвующих в составлении плана данной организации, все они должны исходить из одинаковых предпосылок, и это важный этап создания той обстановки, в которой будут осуществляться планы. Поэтому эффективность любого плана определяется тем, какой вклад он вносит в осуществление целей и задач, поставленных перед организацией и отдельными ее подразделениями. Здесь определяющее значение имеет то, в какой степени план может способствовать достижению целей при наименьших затратах и преодолению неопределенности условий хозяйствования. Однако немаловажное значение с точки зрения эффективности плана имеет и то, насколько его реализация удовлетворяет конкретных его исполнителей, насколько его результаты соответствуют индивидуальным и групповым интересам участников организации.
Планирование предшествует выполнению всех других управленческих функций, поскольку оно призвано сформулировать цели и задачи организации, пути, средства и методы их достижения. По своей сущности планирование представляет процесс определения целей предприятий или в более широком смысле является организационной системой путей, способов и средств достижения намеченных целей. Планирование преследует две цели — защитную и афирмативную (рис.7).
Рисунок 7 – Цели планирования
Защитная цель планирования состоит в том, чтобы преодолеть условия неопределенности и свести к минимуму риск, в наибольшей степени сократив неясности, связанные с условиями осуществления бизнеса, и четко представив последствия деятельности сопряженного с ним менеджмента.
Афирмативная цель планирования состоит в том, чтобы увеличить масштабы успеха организации и предпринять координированные усилия внутри самой организации.
Планирование в рамках предприятия предполагает широкое использование программно-целевого подхода, который предусматривает необходимость точного формулирования целей организации и их увязки с элементами планирования (рис. 8).
Поскольку конечным результатом процесса планирования является та или иная форма деятельности, призванная способствовать достижению намеченных целей, планирование должно быть ориентировано па выполнение данной задачи. План можно считать эффективным лишь в том случае, если его выполнение содействует достижению целей предприятия.
Рисунок 8 – Элементы планирования
Как считают исследователи, показателем того, что планировщик выполняет нужную работу, служат следующие требования, предъявленные к плану:
• является результатом всех компонентов бригады менеджеров, работающих вместе;
• определяет нынешние и возможные в будущем деловые операции предприятия;
• специально перечисляет цели предприятия;
• включает открывающиеся перед предприятием возможности, а также предложения, как извлекать из них выгоду;
• включает соображения относительно внутреннего и внешнего окружения предприятия;
• описывает, когда это возможно, достижение целей в операционных терминах;
• включает как краткосрочные, так и долгосрочные рекомендации.
Эти требования могут служить для менеджера в качестве некоторых объективных руководящих установок при оценке деятельности планировщика. Но необходимо учесть, что подобная оценка никогда не может быть полностью объективной. Она может включать ряд субъективных соображений относительно основных характеристик самого менеджера. Однако независимо от конкретной ситуации планирования эффективная организация планирования может обеспечить успех предприятия по планированию. Эффективная организация планирования представляет собой главное средство, с помощью которого осуществляется планирование и обеспечивается его эффективность. Организация планирования (рис. 9) должна обладать следующими характеристиками:
Рисунок 9 – Характеристика организации планирования
Планирование как функция управления имеет сложную структуру и реализуется через свои подфункции: прогнозирование, моделирование и программирование (рис.10).
Прогноз – это вероятностное суждение о состоянии объекта в определенный момент времени в будущем или об альтернативных путях достижения этого состояния.
Прогнозирование — это метод научно обоснованного предвидения возможных направлений будущего развития организации, рассматриваемой в тесном взаимодействии с окружающей ее средой. Важнейшее условие прогнозирования — моделирование различных ситуаций и состояний системы в течение планируемого периода.
Рисунок 10 – Методы обоснования предвидения
Программирование – установление основных положений, которые затем развертываются в планировании, либо последовательности конкретных мероприятий по реализации планов. Задача программирования — исходя из реальных условий функционирования системы, запрограммировать ее перевод в новое заданное состояние.
Возможности планирования в хозяйственной организации ограничены рядом объективных и субъективных факторов.
Представляет интерес следующее толкование терминов, связанных с концепцией планирования:
• планомерность — это основа управления;
• плановость — принцип управления;
• планирование, — важнейшая функция управления;
• плановые задания — метод управления;
• разработка и реализация плана – основное содержание процесса управления.
Литература:
1 Брасс А.А. Менеджмент: наука и практика конструктивного руководства: учебное пособие / А.А. Брасс.– Мн.: Соврем. шк., 2006.– С.41-45.
2 Казначевская Г.Б. Менеджмент. Учебник / Г.Б. Казначевская. Изд-е 5-е, доп. и перер. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.–С. 111-114.
3 Лафта Дж. К. Менеджмент. Учебник.– М.: ПБОЮЛ Григорян А.Ф., 2002.– С.124-135.
4 Семенов А.К., Нбоков В.И. Основы менеджмента: Учебник.– 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К », 2008.– С.105-109.
Контрольные вопросы:
1Что понимают под планированием?
2 Что представляет собой план?
3 Как проявляется взаимосвязь общеэкономического и управленческого понятий планирования?
4 Перечислите задачи планирования
5 Охарактеризуйте основные принципы планирования
6 Почему в настоящее время наибольшее значение имеют такие принципы планирования как гибкость и изменения?
7 Охарактеризуйте связь планирования с принятием решений
8 Каковы цели планирования?
9 В чем заключаются преимущества планирования?
10 Охарактеризуйте элементы планирования
11 Перечислите основные параметры плана организации
12 Какие основные требования предъявляются к плану?
13 Охарактеризуйте организацию планирования на предприятии
14 Какие основные функции выполняет планирование?
14 Чем отличается прогноз от плана?
Тема 3. Процесс планирования и его содержание
Цель – изучить процесс планирования в организации и организационные формы планирования
Вопросы:
1 Сущность процесса планирования
2 Система планов и ее элементы
3 Организационные формы планирования
Весь процесс планирования в хозяйственной организации можно разделить на две основные стадии (рис. 11):
• разработка стратегии деятельности организации (стратегическое планирование);
• определение тактики реализации выбранной стратегии (оперативное или, что то же самое, тактическое планирование).
|
Рисунок 11 – Сущность процесса планирования
С точки зрения теории принятия решений планирование — один из важнейших процессов принятия управленческих решений на предприятии; состоит из отдельных этапов и процедур их реализации, которые находятся в определенной логической взаимосвязи и осуществляются в постоянно повторяющейся последовательности, образуя па предприятии специфический плановый цикл. Процесс планирования независимо от вида планов распадается на три формальных этапа расчетов:
• постановка задачи планирования;
• разработка плана;
• реализация планового решения.
Этап постановки задачи планирования включает формирование цели и анализ проблемы планирования. Конкретное выражение целей планирования зависит от вида разрабатываемых планов. Анализ проблемы заключается в изучении и сравнении фактически достигнутого или ожидаемого на момент разработки плана состояния объекта планирования, с требуемыми целевыми значениями параметров.
Этап разработки плана предусматривает формирование возможных вариантов решения проблемы планирования, прогнозирование возможных последствий их реализации для организации, оценку вариантов и принятие планового решения.
Этап реализации планового решения заключается в доведении планового решения до исполнителей в виде заданий, нормативов, показателей.
Можно выделить следующие ступени процесса планирования в хозяйственной организации (рис. 12):
Рисунок 12 – Ступени процесса планирования
Планирование следует начинать с обнародования целей предприятия, потому что план намечает пути достижения этих целей. После обнародования целей составляется перечень как можно большего числа возможных альтернативных путей достижения намеченных целей. В значительной степени возможность использования того или иного альтернативного пути определяется аргументами, на которых она основывается. Предполагается составление перечня всех аргументов для каждой альтернативы. Оценка альтернатив должна включать оценку всех аргументов, на которых основываются альтернативы. В случае если менеджеры обнаружат, что та или иная альтернатива нерациональна, то она исключается из дальнейшего рассмотрения. После выбора альтернативы менеджеры начинают разработку своего плана. Затем формируются долгосрочный, или стратегический, и тактический, или краткосрочный, планы, после чего они готовы для практической реализации.
С точки зрения общей управленческой деятельности действия, связанные с функцией планирования, можно разделить на несколько основных стадий (риc. 13):
Рисунок 13 – Последовательность действий процесса планирования
Таким образом, процесс планирования является первым этапом общей деятельности организации. Процесс планирования — это не простая последовательность операций по составлению планов и не процедура, смысл которой в том, что одно событие обязательно должно произойти вслед за другим. Процесс требует большой гибкости и управленческого искусства. Если определенные моменты процесса не соответствуют поставленным организацией целям, они могут быть обойдены, что невозможно в процедуре. Участвующие в процессе планирования люди не просто выполняют предписанные им функции, а действуют творчески и способны к изменению характера действия, если итого требуют обстоятельства. Процесс планирования состоит из ряда этапов, следующих друг за другом:
— основное действие
— обратная связь действия
Рисунок 14 – Общая схема процесса планирования
Результатом процесса является система планов. План включает основные показатели деятельности, которые должны быть достигнуты к концу планового периода. По сути, план — это набор инструкции для менеджеров, описывающих, какую роль каждая часть организации должна играть в процессе достижения целей организации. Процесс планирования сложен и разнообразен. Этим определяется комплексный характер системы планов, которую можно разделить на следующие элементы (рис. 15).
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рисунок 15 – Элементы системы планов
Стратегический план является ориентиром для принятия решений на более низких уровнях; общие цели организации, определенные в стратегическом плане, конкретизируются в цели текущей деятельности, называемые задачами. Кроме того, стратегический план является ограничителем для планов более низких уровней, поскольку ограничивает число ресурсов, необходимых для решения задач оперативного планирования. Планы действий любой организации можно охарактеризовать либо как наступательные, либо как оборонительные. Наступательные планы предполагают развитие организации: производство новых товаров и услуг, выход на новые рынки сбыта, завоевание конкурентного превосходства, использование вертикальных или горизонтальных стратегий интеграции с другими организациями и т. д. Наступательные планы обычно создают крупные, обладающие высоким экономическим потенциалом организации. Средние и мелкие организации во многих случаях довольствуются оборонительными планами, нацеленными на удержание своих позиций на рынке и предупреждение банкротства организации.
План развития организации, являясь выражением наступательных планов, включает в себя комплекс мероприятий, необходимых для создания новых сфер деятельности организации. Чаще всего план развития оформляется в виде бизнес-плана. Вариантом оборонительных планов является ликвидационный план или план сокращения. Ликвидационный план включает в себя рекомендации по избавлению от ненужных организации элементов, т. е. от таких элементов, которые создают препятствия на пути ее развития. Это могут быть конкретные виды убыточных или низко рентабельных товаров и услуг, неэффективно работающая собственность, отдельные организационные единицы.