Раздел 6. Методические рекомендации преподавателю




Дисциплина «История и методология юридической науки» играет важную мировоззренческую и методологическую роль в системе подготовки магистрантов юридического профиля.

Эта дисциплина относится к группе теоретико-правовых. Она тесно связана с теоретическими науками, но вместе с тем обладает своим ярко выраженным предметом исследования.

Дисциплина «История и методология юридической науки» включает в себя изучение важнейших проблем теории государства и права, анализирует содержание научного познания, выявляет причинно-следственные связи и способствует определению закономерностей правового мышления, характерных для развития отечественной правовой науки.

Дисциплина обобщает опыт предшествующей подготовки бакалавров и позволяет студентам получить более глубокие знания по выбранной специальности..

В ознакомительной части преподаватель представляет себя, свои фамилию, имя и отчество, место основной работы и должность, кратко сообщает об области своей научной деятельности (называет и показывает основные монографии и научные статьи), в каких научных сообществах (академиях, ассоциациях и т. e.) он принимает участие, какой вклад вносит в разработку или совершенствование юридической науки, а также учебных и учебно-методических материалов, что может быть эффективно использовано для преподавания дисциплины. Затем преподаватель знакомится со студентами по заранее подготовленному в деканате поименному списку, со старостами групп.

В организационной части преподаватель доводит до студентов следующее:

a) о тенденциях развития учебной дисциплины и особенностях её изучения;

б) напоминает о необходимости строгого соблюдения установленного в вузе учебного распорядка, правил поведения на занятиях и вне аудиторий, об уважительном отношении к преподавателям и вспомогательному персоналу, о бережном отношении к имуществу университета;

в) кратко знакомит с основными разделами дисциплины и формами промежуточного и основного контроля знаний по итогам проведенных занятий;

г) сообщает о формах проведения лекционных и семинарских занятий, об особенностях подготовки студентов к ним, а также о формах отчетности к ним.

В методической части основное внимание преподавателя обращается на:

a) ознакомление студентов с содержанием программы и учебно-методических материалов дисциплины: с примерными темами рефератов, вопросами (заданиями) для самостоятельной работы и вопросами для подготовки к зачету;

б) знакомство студентов с особенностями методического решения учебных задач;

в) обращение внимания студентов на наиболее типичные ошибки, которые совершали их предшественники при работе с законодательством на практических (семинарских) занятиях, при сдаче зачета;

г) необходимость повторения тех разделов общеправовых фундаментальных дисциплин (теория государства и права, гражданское право, финансовое право, трудовое право, административное право, уголовное право и др.), знание которых является важным для успешного усвоения курса.

Информационная часть вводного занятия должна содержать сведения:

a) касающиеся обязательной и дополнительной учебной, научной и учебно-методической литературы, правовых информационных баз и периодических изданий, об их наличии в фондах библиотеки академии;

б) об особенностях работы в электронных библиотечных системах;

в) о порядке поиска источников информации по дисциплине.

Заключительная часть вводного занятия должна включать:

a) подведение итогов доведенной до студентов информации и дополнительное акцентирование внимания студентов на наиболее важных моментах освоения дисциплины;

б) доведение до студентов домашнего задания на очередное по расписанию занятие;

в) заслушивание и обсуждение пожеланий студентов по формам и структуре проведения лекционных и практических занятий, по применению технических средств обучения, по формам выявления знаний и т.д.

При изложении материала дисциплины преподаватель должен обратить внимание на овладение студентами профессиональным понятийным аппаратом, в связи с чем уделить в течение лекции время для записи новых терминов и их значения. Целесообразно заранее на предшествующем занятии рекомендовать студентам перечень источников, с текстами которых они должны будут ознакомиться самостоятельно и проанализировать по вопросам практического занятия.

В ходе изучения дисциплины возможно применение активных и интерактивных методов обучения: проведение внутри- и межвузовских научных конференций, в том числе с использованием информационных технологий; организация «круглых столов» по проблемам методологии юридической науки и др. Данные методы обучения в первую очередь можно применять при проведении практических и лабораторных занятий, в ходе которых, разделив студентов на группы, дать задание подготовить презентацию по определенной теме или использовать ролевые игры для лучшего усвоения пройденного материала. Активной формой лекционного занятия можно считать проведение лекции-экскурсии, а также лекции-презентации с привлечением к ее подготовке и проведению наиболее подготовленных студентов. В учебном процессе такие занятия должны составлять не менее 30 процентов аудиторных занятий.

Самостоятельная работа заключается в написании рефератов, подготовке к практическим занятиям и зачету. Рефераты могут быть написаны как по темам лекционных и семинарских занятий, так и по дискуссионным научным проблемам. Тему реферата и его план студент должен заранее обсудить с преподавателем.

Дисциплина «История и методология юридической науки» решает следующие задачи:

1. Усвоение основополагающих понятий и терминов изучаемой дисциплины;

2. Формирование навыков и умений правильного понимания и толкования права;

3. Развитие представлений о тенденциях и особенностях правового развития в современных условиях;

4. Воспитание студентов путем формирования у них духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений на основе анализа правовых актов, обеспечивших юридические гарантии защиты права личности на самореализацию в обществе.

Интегрированным результатом изучения курса должно стать приобретение студентами необходимых компетенций.

При этом понятие «компетентность» рассматривается не как сумма знаний, умений и навыков, а как совокупность личных качеств студента (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и способностей), и определяется, как способность решать проблемы, самостоятельно находить ответы на вопросы, возникающие в его повседневной жизни, средствами, предоставляемыми учебным курсом.

Освоение дисциплины предполагает следующие формы работы: лекции, практические занятия, лабораторные занятия, самостоятельная работа студентов, компьютерные симуляции, ролевые игры.

Отбор материала для лекционных занятий, его организацию рекомендуется производить в соответствии со следующими принципами:

1. Содержательные принципы обучения:

- гражданственности;

- научности;

- воспитывающего обучения;

- фундаментальности и прикладной направленности обучения;

2. организационно-методические принципы обучения:

- преемственности, последовательности и систематичности;

- единства группового и индивидуального обучения;

- соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых;

- сознательности и творческой активности;

- доступности при достаточном уровне трудности;

- наглядности;

- продуктивности и надежности.

На практических занятиях рекомендуется использовать следующие виды работы:

- проблемные семинары;

- тематические семинары;

- практикумы.

Рекомендуется использовать следующие виды самостоятельной работы студентов:

- самостоятельная работа во время основных аудиторных занятий (лекций, семинаров, лабораторных работ);

– самостоятельная работа под контролем преподавателя в форме плановых консультаций, творческих контактов и аттестации;

- внеаудиторная самостоятельная работа при выполнении студентом домашних заданий учебного и творческого характера.

Для освоения дисциплины рекомендуется использовать следующие методы обучения: мозговой штурм, решение проблемной ситуации, дискуссия, тренинг, средства обучения: помещения, оборудование, мебель, учебники, раздаточный материал, наглядные пособия, компьютеры, локальные и глобальные компьютерные сети, модели, мультимедийные презентации.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: