Дисциплина «История и методология юридической науки» играет важную мировоззренческую и методологическую роль в системе подготовки магистрантов юридического профиля.
Эта дисциплина относится к группе теоретико-правовых. Она тесно связана с теоретическими науками, но вместе с тем обладает своим ярко выраженным предметом исследования.
Дисциплина «История и методология юридической науки» включает в себя изучение важнейших проблем теории государства и права, анализирует содержание научного познания, выявляет причинно-следственные связи и способствует определению закономерностей правового мышления, характерных для развития отечественной правовой науки.
Дисциплина обобщает опыт предшествующей подготовки бакалавров и позволяет студентам получить более глубокие знания по выбранной специальности..
В ознакомительной части преподаватель представляет себя, свои фамилию, имя и отчество, место основной работы и должность, кратко сообщает об области своей научной деятельности (называет и показывает основные монографии и научные статьи), в каких научных сообществах (академиях, ассоциациях и т. e.) он принимает участие, какой вклад вносит в разработку или совершенствование юридической науки, а также учебных и учебно-методических материалов, что может быть эффективно использовано для преподавания дисциплины. Затем преподаватель знакомится со студентами по заранее подготовленному в деканате поименному списку, со старостами групп.
В организационной части преподаватель доводит до студентов следующее:
a) о тенденциях развития учебной дисциплины и особенностях её изучения;
б) напоминает о необходимости строгого соблюдения установленного в вузе учебного распорядка, правил поведения на занятиях и вне аудиторий, об уважительном отношении к преподавателям и вспомогательному персоналу, о бережном отношении к имуществу университета;
в) кратко знакомит с основными разделами дисциплины и формами промежуточного и основного контроля знаний по итогам проведенных занятий;
г) сообщает о формах проведения лекционных и семинарских занятий, об особенностях подготовки студентов к ним, а также о формах отчетности к ним.
В методической части основное внимание преподавателя обращается на:
a) ознакомление студентов с содержанием программы и учебно-методических материалов дисциплины: с примерными темами рефератов, вопросами (заданиями) для самостоятельной работы и вопросами для подготовки к зачету;
б) знакомство студентов с особенностями методического решения учебных задач;
в) обращение внимания студентов на наиболее типичные ошибки, которые совершали их предшественники при работе с законодательством на практических (семинарских) занятиях, при сдаче зачета;
г) необходимость повторения тех разделов общеправовых фундаментальных дисциплин (теория государства и права, гражданское право, финансовое право, трудовое право, административное право, уголовное право и др.), знание которых является важным для успешного усвоения курса.
Информационная часть вводного занятия должна содержать сведения:
a) касающиеся обязательной и дополнительной учебной, научной и учебно-методической литературы, правовых информационных баз и периодических изданий, об их наличии в фондах библиотеки академии;
б) об особенностях работы в электронных библиотечных системах;
в) о порядке поиска источников информации по дисциплине.
Заключительная часть вводного занятия должна включать:
a) подведение итогов доведенной до студентов информации и дополнительное акцентирование внимания студентов на наиболее важных моментах освоения дисциплины;
б) доведение до студентов домашнего задания на очередное по расписанию занятие;
в) заслушивание и обсуждение пожеланий студентов по формам и структуре проведения лекционных и практических занятий, по применению технических средств обучения, по формам выявления знаний и т.д.
При изложении материала дисциплины преподаватель должен обратить внимание на овладение студентами профессиональным понятийным аппаратом, в связи с чем уделить в течение лекции время для записи новых терминов и их значения. Целесообразно заранее на предшествующем занятии рекомендовать студентам перечень источников, с текстами которых они должны будут ознакомиться самостоятельно и проанализировать по вопросам практического занятия.
В ходе изучения дисциплины возможно применение активных и интерактивных методов обучения: проведение внутри- и межвузовских научных конференций, в том числе с использованием информационных технологий; организация «круглых столов» по проблемам методологии юридической науки и др. Данные методы обучения в первую очередь можно применять при проведении практических и лабораторных занятий, в ходе которых, разделив студентов на группы, дать задание подготовить презентацию по определенной теме или использовать ролевые игры для лучшего усвоения пройденного материала. Активной формой лекционного занятия можно считать проведение лекции-экскурсии, а также лекции-презентации с привлечением к ее подготовке и проведению наиболее подготовленных студентов. В учебном процессе такие занятия должны составлять не менее 30 процентов аудиторных занятий.
Самостоятельная работа заключается в написании рефератов, подготовке к практическим занятиям и зачету. Рефераты могут быть написаны как по темам лекционных и семинарских занятий, так и по дискуссионным научным проблемам. Тему реферата и его план студент должен заранее обсудить с преподавателем.
Дисциплина «История и методология юридической науки» решает следующие задачи:
1. Усвоение основополагающих понятий и терминов изучаемой дисциплины;
2. Формирование навыков и умений правильного понимания и толкования права;
3. Развитие представлений о тенденциях и особенностях правового развития в современных условиях;
4. Воспитание студентов путем формирования у них духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений на основе анализа правовых актов, обеспечивших юридические гарантии защиты права личности на самореализацию в обществе.
Интегрированным результатом изучения курса должно стать приобретение студентами необходимых компетенций.
При этом понятие «компетентность» рассматривается не как сумма знаний, умений и навыков, а как совокупность личных качеств студента (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и способностей), и определяется, как способность решать проблемы, самостоятельно находить ответы на вопросы, возникающие в его повседневной жизни, средствами, предоставляемыми учебным курсом.
Освоение дисциплины предполагает следующие формы работы: лекции, практические занятия, лабораторные занятия, самостоятельная работа студентов, компьютерные симуляции, ролевые игры.
Отбор материала для лекционных занятий, его организацию рекомендуется производить в соответствии со следующими принципами:
1. Содержательные принципы обучения:
- гражданственности;
- научности;
- воспитывающего обучения;
- фундаментальности и прикладной направленности обучения;
2. организационно-методические принципы обучения:
- преемственности, последовательности и систематичности;
- единства группового и индивидуального обучения;
- соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых;
- сознательности и творческой активности;
- доступности при достаточном уровне трудности;
- наглядности;
- продуктивности и надежности.
На практических занятиях рекомендуется использовать следующие виды работы:
- проблемные семинары;
- тематические семинары;
- практикумы.
Рекомендуется использовать следующие виды самостоятельной работы студентов:
- самостоятельная работа во время основных аудиторных занятий (лекций, семинаров, лабораторных работ);
– самостоятельная работа под контролем преподавателя в форме плановых консультаций, творческих контактов и аттестации;
- внеаудиторная самостоятельная работа при выполнении студентом домашних заданий учебного и творческого характера.
Для освоения дисциплины рекомендуется использовать следующие методы обучения: мозговой штурм, решение проблемной ситуации, дискуссия, тренинг, средства обучения: помещения, оборудование, мебель, учебники, раздаточный материал, наглядные пособия, компьютеры, локальные и глобальные компьютерные сети, модели, мультимедийные презентации.