Судебная бухгалтерия – это методологическая основа (разрабатывает методику) использования экономических, бухгалтерских познаний в праве, т.е. обогащает юридическую и экспертную практику и сама развивается за счёт этой практики.
Экономические преступления развиваются, развивается и Судебная бухгалтерия.
Предмет Судебной бухгалтерии:
- разработка научных основ организации проведения экспертиз. Документальных ревизий, инвентаризации;
- разработка методики работы юристов с документами (бухгалтерские документы могут быть документами по делу);
- выработка единого подхода к оценке заключений документальных и фактических проверок.
Задачи курса (будем учиться делать):
1. Выявление и устранение отклонений в хозяйственной деятельности, связанной с экономическими преступлениями.
2. Формирование знаний о технических механизмах возникновения документальных и учётных несоответствий. Возможность использования этих несоответствий в процессе поиска, обнаружения и расследования преступления.
3. Изучение методов работы с учётными документами.
4. Умение квалифицированно подготовить, назначить и организовать проведение инвентаризации, ревизии и судебно-бухгалтерской экспертизы.
Хозяйственный учёт – это наблюдение, подсчёт, регистрация и систематизация общественных явлений и процессов для контроля и активного воздействия на эти процессы. Т.е. любой учёт передаёт, обобщает информацию, которая измеряется тремя видами измерителей;
- натуральный (штуки, кг, литры и т.д.);
- денежный (рубли);
- трудовой – учёт затрат труда (часы, дни).
Хозяйственный учёт делится на три вида:
· оперативный учёт – система наблюдения за отдельными фактами (процессами) в момент их совершения. Быстро даёт информацию, распространён в торговых предприятиях (ежедневный подсчёт выручки, складской учёт). Использует все три вида измерителей;
|
· статистический учёт – система сбора и обобщения информации о массовых явлениях и процессах. Обеспечивается данными оперативного учёта. Такой учёт нужен как внутри предприятия, так и вне его (МНС, фонды);
· бухгалтерский учёт – система непрерывного и взаимосвязанного отражения экономической информации с целью управления линя и контроля за финансовой деятельностью хозяйства на основе натуральных показателей в денежном выражении.
ФЗ от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учёте» (ред. от 23.07.98). основные положения. Обязательные (не все) принципы ведения бухучёта:
- обязательное документирование. Любая хозяйственная операция должна быть задокументирована до её совершения. Если невозможно – порча, хищение товара, то составляется сразу после (акт о порче, акт о списании).
- двойная запись. Любая хозяйственная операция дважды отражается в учёте;
- денежный измеритель. Любая информация в отчётах выражается в денежном выражении;
- обязательное проведение инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Регулярный подсчёт своих активов и долгов.
Предмет и метод бухгалтерского учёта
Предмет бухгалтерского учёта – хозяйственные средства предприятия, источники формирования этих средств, хозяйственные процессы, финансовые результаты, т.е. факты хозяйственной жизни. Хозяйственная жизнь предприятия состоит из трёх стадий: снабжение – производство – реализация. Кругооборот этих стадий.
|
Бухучёт на стадии снабжения: учёт поставленных ценностей, учёт расчётов за них.
Бухучёт на стадии производства: учёт затрат на производство.
Бухучёт на стадии реализации учёт выручки, учёт расчётов по обязательствам (т.е. расчёты с бюджетом, фондами, работниками).
Классификация хозяйственных средств
1. По месту в кругообороте | 2. По функциональной роли | 3. По виду |
1) средства в сфере производства | 1) средства труда – основные средства, т.е. те, которые служат в эксплуатации более 12 месяцев независимо от стоимости (Письмо Минфина от 19.10.00 № 16-00-13-07 «О порядке отнесения имущества к основным средствам» 2) предметы труда: сырьё, материалы, топливо, запчасти, производственные материалы, тара, производственный инвентарь, т.е с помощью чего и из чего изготавливается продукт | Основные Оборотные |
2) средства в сфере обращения | 1) готовая продукция 2) денежные средства (в кассе или на р/с 3) средства расчётов (могут быть на руках у материально ответственных лиц) | Все оборотные (участвуют в обороте) |
3) средства нехозяйственной деятельности | Отвлечённые средства (взносы в бюджет, налоги, отчисления в фонды.. в обороте не участвуют. | Внеоборотные |
Источники образования хозяйственных средств
Средства также делятся на собственные и заёмные.
Источники собственных средств:
- уставный капитал;
- добавочный капитал;
- резервный капитал;
- прибыль;
- бюджетное финансирование.
Источники заёмных средств:
- ссуды и кредиты банка;
- кредиторская задолженность – существует на любом предприятии, постоянно увеличивается (за свет, воду, электричество, коммунальные услуги). Это задолженность поставщикам, задолженность по зарплате, в бюджет, в фонды.
Метод бухгалтерского учёта
Он состоит из восьми элементов, объединённых в четыре группы (по два):
- Первичное наблюдение. Осуществляется с помощью:
- документация;
- инвентаризация.
- Стоимостное измерение:
- оценка – денежное выражение;
- калькуляция – расчёт себестоимости единицы продукции, услуги.
- Текущий учёт:
- счёт;
- двойная запись.
- Итоговое обобщение:
- бухгалтерский баланс как главная форма отчётности;
- отчётность, т.е. система итоговых показателей.