Основные пути формирования речевых навыков у детей младшего дошкольного возраста




 

Коммуникативные способности - это умения и навыки общения человека с людьми, от которых зависит его успешность.

К числу наиболее важных личностных проявлений, составляющих коммуникативный потенциал, относят: уровень потребности в общении; его локализованность; наличие установки на общение с другими людьми; особенности эмоциональной реакции на партнера; собственное самочувствие человека в ситуации общения, а также коммуникативные умения и навыки.

Доказано, что язык занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка. Только через родной язык дитя входит в мир окружающих его людей. Хорошее знание языка ребенку необходимо для общения и взаимодействия с окружающими, изучения других предметов, овладения программой детского сада, а в последующем - школы.

Развитие речи является одним из важных направлений в педагогической работе детского сада, которая обеспечивает своевременное психическое и личностное развитие ребенка. Отметим, что очень многие причины задержки развития речи, и ее дефект у ребенка более старшего возраста кроется в условиях их жизни в первые три года.

Необходимо отметить, что психологи и лингвисты давно доказали, что именно в раннем возрасте темп речевого развития значительно выше, чем в последующем. Так, например, к концу первого года жизни в словаре ребенка примерно 8-10 слов, в 2 года – 300-400 слов, а в 3 года – 1000 слов. Безусловно, необходимо отметить, что данные цифры относительны, ведь присутствуют индивидуальные различия, свой темп развития и неповторимость каждого ребенка [7., с. 72].

Так же можно отметить, что до полутора лет, на первых этапах развития речь, главным образом совершенствуется понимание детьми обращенной к нему речь взрослого. Необходимо все лишь два-три раза показать предмет и назвать его, и малыши уже быстро запомнят и покажут на предмет по просьбе взрослого. Все это и есть понимание речи. Если на данном этапе дети не овладеют пониманием речи, то в последующем можем наблюдать отставание в развитии самостоятельной речи.

Но уже к концу второго года жизни слова в сочетание с жестами или действиями у малышей приобретают большую четкость. Теперь они должны не просто рассмотреть, а как можно больше общаться с предметом: подержать его в руках, ощупывать, действовать и одновременно слышать обозначение признаков предмета.

Второй год жизни можно отметить, что это решающий в развитии речи детей. В данный период очень активно совершенствуется понимание речи детей, а главное – появляется самостоятельная речь.

На третьем году происходит потребность в общении и развивать разнообразные формы речевого общения становятся необходимые условия психического развития детей. Вообще, необходимо отметить, что третий год жизни детей является переходным от раннего детства к дошкольному.

Характеризуется данный возрастной этап в том, что стремиться малыш к самостоятельности, развивает наглядно-действенное мышление, образуются новые формы взаимоотношений между детьми. Функция речи в связи с данным изменением расширяется, речь становится средством общения со всеми окружающими ребенка людьми. Именно поэтому необходимо отметить, что при работе с детьми 2 – 3-х летнем возрасте педагоги способствуют развитию сознания детей в процессе развития их речи [7., с. 96].

Развивать речь ребенка как средство общения; создать условие, при котором ребенок сможет установить контакт и добиться своей цели путем речевого обращения к сверстникам или к взрослым.

Обогатив понимаемое и активный словарь малыша за счет общеупотребительного существительного, глагола, наречий, прилагательных, предлогов.

Что же касается в правильном произношение звуков, то в возрасте 2-3-х лет способность к тому, что бы различить звуки формируется, также как и их четкая артикуляция (за исключением «р», «л», свистящих и шипящих). Но правильное произношение еще не закреплено, не автоматизировано.

Отметим, что ежедневное индивидуальное общение с ребенком является эффективным приемом развития речи.

Очень важным на начальном этапе является незаметным для малыша вовлечь его в речевое каждодневное общение, показывать и называть предмет, явления, рассказывать о чем-либо ненавязчивыми для малыша.

В любых моментах жизнедеятельности детей можно предусмотреть такие ситуации. При этом необходимо вовлечь детей в разговор, вызывая у него ответное речевое действие.

В тоже время, при ежедневном общении с ребенком в повседневной жизни часто используют прием рассказать историю из жизни ребенка, взрослого, животного, игрушки. Психологически очень важным является рассказать ребенку о нем самом, ведь, кроме речевого развития, параллельно решается задача воспитать уверенность в себе, в хорошем отношении к нему; задается положительный образец поведения. В этом способствует создание в группах атмосферы взаимного уважения, что очень благоприятно сказывается на речевом развитии детей.

Очень часто у детей 2-3-х лет возникает такое желание обратиться не только к взрослым, но и к сверстникам. Активизируя словарь, дети овладевают словом просьбой, благодарностью, учится строить фразовые речи.

Особое место заняли специальные занятия по развитию речи у ребенка. Данные занятия проводятся фронтально, подгруппами или индивидуально в зависимости от задач занятия. Средняя продолжительность таких занятий составляет 8-10 минут, при сохранении интересов, работоспособности и активности детей - до 15 минут [7., с. 110].

Особенно эффективны, отмечены такие занятия, которые целиком проходят в форме игры, или у которых значительная часть отведена игре.

На занятиях используют игровое задание и упражнение, которое ребенок готов выполнить охотно и многократно, что обеспечит необходимое эффективное обучение и оптимальную речевую плотность занятия.

Так же отметим, что беседы с ребенком, во время которого необязательно добиться четких и ясных произношений слов. Поэтому необходимо в беседе не поправить ребенка, а учить их слушать, повторить, имитируя речь воспитать, усвоить смысл слов.

Несмотря на работу педагога в группе по развитию речи необходимое условие полноценного речевого развития считается взаимодействие детского сада с семьей.

Любому взрослому, будь то родитель или педагог, нужно помнить, что в том случае, когда мы вступаем в общение с ребенком, на нас ложится особая ответственность за построение взаимодействия, поскольку именно в общении ребенок воспринимает и усваивает его образцы.

Взрослый, который обладает высокой компетентностью в общении, - наиболее вероятный образец для ребенка. При этом не просто образец для подражания. Воспринимая те нормы и стиль взаимодействия, которые демонстрирует взрослый, ребенок принимает их как естественные и строит на их основе свой собственный стиль общения.

Ребенок всему учится в общении со взрослыми, ранний опыт дошкольника создает тот фон, который ведет к развитию речи, умению слушать и думать, подготавливает ребенка к вычленению смысла слова.

Однако задачи коммуникативного развития дошкольника не исчерпываются умением элементарно осознавать факты слышимой речи и словесно формулировать мысль. Ребенка надо научить не только отвечать на вопросы взрослого, но и самому их задавать, инициативно высказываться, налаживать взаимодействие, устанавливать с окружающими доверительные, личностные, эмоционально положительные контакты, вежливо вести спор, поддерживать содержательный разговор, беседу.

В современной педагогической науке аспект обучения и воспитания, связанный с формированием коммуникативных способностей ребенка, начал интенсивно развиваться сравнительно недавно. Дело в том, что в последние десятилетие на педагогические подходы существенное влияние оказало развитие отдельных теорий, школ, направлений в науках, смежных с методикой обучения языку и развития речи, в том числе это теория речевого общения в психологии и теория коммуникации или речевой деятельности в лингвистике и психолингвистике. Учет данных из указанных областей научного знания позволил сформулировать важнейшие методологические подходы к обучению языку и речи, освоению речевой деятельности и общения: коммуникативный, деятельностный и комплексный подходы.

Известно, что любые виды деятельности детей, в том числе учебная, и их общение с другими людьми переплетены в жизни самым тесным образом и фактически не могут существовать отдельно. От того, как организовано общение детей, зависит результат обучения, которое зачастую требует постоянного взаимодействия детей и взрослых. В свою очередь ход и успешность обучения постоянно и неотвратимо воздействует на коммуникативно-речевую активность и многие характеристики коммуникативной деятельности детей [14., с. 99].

Стало очевидным, что нельзя обучать речи, не учитывая воспитательные возможности общения. Важным условием успешного формирования культуры речевого общения и поведения дошкольников является соответствующая воспитанность их эмоциональной сферы, которая проявляется в том, умеет ли ребенок сопереживать другим людям, чувствовать чужую боль или радость; находить общий язык и взаимодействовать с окружающими; добиваться успеха, сообразуя свои интересы с интересами и потребностями других и. т.д.

Безусловно, к успешному результату приводит не всякое общение с ребенком, а только организованное в соответствии с нравственными принципами. Оно должно сопровождаться, с одной стороны, воспитанием внимания к другим людям, а с другой - сообщением ему нужных знаний по культуре человеческого общения [20., с. 89].

Известно, что нельзя обучать детей общению, не включив их во взаимодействие друг с другом, не обусловив речевое действие и поведение какой-то другой деятельностью (игровой, практической, познавательной и т.д.); не уточнив ситуацию общения, не создав потребности и мотивации у каждого ребенка вступить в него.

Следовательно, коммуникативные способности - это те способности, которые можно и нужно развивать. Другими словами, нужно учить детей умению общаться, учить культуре общения. И начинать обучение детей основам коммуникации нужно как можно раньше, используя для этого разнообразные методы и приемы [14., с. 89].

Язык возникает из потребности человека в общении с другими людьми. А потому включение ребенка в социальную среду и забота о планомерном расширении его социальных связей являются одним из основных условий развития его языка.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: