Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Развитие речи возможно в тесной связи со взрослым. Для малыша в этом возрасте – родители, это самые главные, родные и близкие люди. И поэтому, один из главных советов родителям, заключается в том, что с ребёнком нужно говорить и обязательно слушать его ответы. Ребенок нуждается в собеседнике – т.е. человеке, который не только говорит с ним, но и реагирует на то, что ребенок хочет сказать.
Ребенок должен научиться называть себя по имени. Укажите на малыша и спросите: «Как тебя зовут?» Произнесите его имя. Повторите это много раз. Пусть ребенок произносит своё имя вместе с вами, когда вы спрашиваете: «Как тебя зовут?» Время от времени снова задавайте ему этот вопрос, и так до тех пор, пока он не научится произносить свое имя самостоятельно. Называйте ребенка по имени, когда вы разговариваете, играете с ним.
Побуждайте ребёнка рассказывать вам о том, чего он хочет и что делает. Показываете ребенку на прогулке новые для него предметы и рассказывайте о них.
Говорите с ребенком правильно, чётко произнося слова и фразы. Новое для него слово произносите не только отдельно, но и в структуре предложения.
Читайте ребёнку стишки и сказки, в которых встречаются повторяющиеся несколько раз слова и фразы. В качестве примера можно вспомнить любимые детские сказки «Курочка Ряба», «Репка», в которых многократное повторение фраз «бил-бил не разбил», «тянут- потянут, вытянуть не могут», приводит к тому, что через некоторое время ребенок начинает их произносить вместе с мамой. Полезны также стишки, в которых встречаются строки, оканчивающиеся простым словом, которое ребёнок может повторить. Читайте ребёнку книги, в которых есть иллюстрации. Учите его показывать вам те картинки, которые вы ему называете. Пойте вместе с ребёнком простые песенки, отстукивая их ритм.
|
Развивайте у ребёнка понимание речи взрослых, умение точно подражать словам, поддерживайте стремление малыша разговаривать с окружающими, знакомьте его с названиями предметов и явлений, учите выражать свои мысли и желания при помощи слов и коротких предложений.
В играх с малышом учите правильно называть окружающие предметы (в основном, предметы домашнего обихода: одежда, мебель, посуда, игрушки), понимать и выполнять несложные задания; приучайте составлять фразы из нескольких слов. Так, мама показывает куклу и говорит: «Это Ляля. У Ляли глазки. Это носик. Это ручки, ножки». Затем она спрашивает ребенка и предлагает ему показать (сначала у куклы, потом у себя): «Где Ляля? Где у Ляли глазки, носик? А где у Тани глазки, носик?»
Для развития понимания речи, расширения словарного запаса предлагайте малышу выбирать среди нескольких игрушек какую-то одну. Разложите перед ребенком игрушки: пирамидку, куклу, погремушку. Предложите найти среди этих игрушек, например, пирамидку и дать её вам, переложить погремушку с одного места на другое и т. Д. постепенно усложняйте задания.
Для развития активной речи ребёнка создавайте такие ситуации, при которых он вынужден будет обращаться с речью к взрослым. Для развития речи необходимо использовать все благоприятные моменты, когда ребёнок вынужден обращаться к вам. Если малыш молча тянется к игрушке, предмету, спросите его: «Что тебе дать?» Если ребенок не может назвать предмет (не знает, как он называется), назовите его сами несколько раз: «Тебе дать мяч, пирамидку?» Добейтесь того, чтобы ребенок по возможности все-таки назвал данный предмет. Отработайте с ним короткий диалог «дай- на». Например: дай мяч- на мяч; дай сок – на сок и т.п.
|
Для стимуляции речи ребенку нужно задавать вопросы, на которые взрослый первое время отвечает сам. Мама, разбирая Андрюше кровать, спрашивает его: «Куда Андрюша пойдёт? В кроватку, спать». Со временем на такие вопросы начнет отвечать ребенок.
Вызывать речевую активность можно и таким образом: взрослый показывает игрушечного щенка и спрашивает малыша: «Это котенок?» Такие провоцирующие вопросы вызывают у ребенка речевую активность, желание поправить взрослого, назвать предмет правильно, учат вслушиваться в речь окружающих.
К концу второго года с ребенком уже можно говорить не только о тех предметах, которые он видит в данный момент, но и о тех, которые он сейчас не видит, но уже знает. Это упражняет не только речь, но и память, учит вслушиваться и понимать речь без наглядного сопровождения.
Обогащение словарного запаса должно идти за счет не только существительных и глаголов, но и других частей речи. Дети усваивают не только названия, но и некоторые качества и свойства предметов: круглый, мягкий, твёрдый. Взрослые должны упражнять малыша в освоении новых понятий, представлений. Поводом для знакомства малыша с новым качеством предмета способна любая ситуация. Так, укладывая дочку спать, мать может сказать: «У нашей Тани кровать большая, а у Ляли маленькая». Когда вы указываете на величину предметов, необходимо, чтобы предметы, предлагаемые для сопоставления, находились рядом и ребёнок видел их. Предложите малышу показать, где большая чашка, где маленькая, где большая ложка, а где маленькая. Следует указывать ребенку и на цвет предметов: «Какое красивое платье у Светы! Красное!».
|
Знакомя малыша с новыми словами, добивайтесь, чтобы он отчётливо произносил в них гласные звуки, стремился правильно употреблять согласные. При этом особое внимание следует обращать на твёрдость произнесения согласных звуков (говорить «дай», а не «дяй»). Для этого полезно использовать звукоподражательные слова. Так, показывая игрушечного гуся, взрослый говорит ребенку: «Это гусь. Он кричит га-га-га. А теперь скажи, как кричит гусь». Если малыш будет ошибаться и произносить мягко («гя-гя-гя»), надо поправлять его.
Чем чаще ребенок станет произносить звуки, слова, фразы, тем совершеннее будет его речевой аппарат, тем быстрее он закрепит в своей речи вновь усвоенные слова.
Поэтому родители должны следить, чтобы общение ребенка с окружающими людьми осуществлялось только с помощью речи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Речь является одним из важнейших средств развития личности ребенка в целом. Понимание речи окружающих и собственная активная речь сопровождают всю деятельность ребенка. Речевое развитие ребенка в первые годы жизни оказывает значение на всю его последующую жизнь, поэтому речевое развитие необходимо начинать с первых дней жизни ребенка. Своевременное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления (появления) у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития ее.
Функции и формы речи на протяжении дошкольного возраста становятся чрезвычайно разнообразными. Ребенок овладевает всеми основными формами устной речи, присущими взрослым. Новые потребности общения и деятельности, приводящие к развитию новых форм речи, с неизбежностью ведут к интенсивному овладению языком, его словарным составом и грамматическим строением, в результате чего речь ребенка становится все более связной. Степень связности речи прежде всего зависит от ее задач, от ситуации, в которой происходит общение, и от его содержания.
Как показывает анализ психолого-педагогической литературы, младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения.
На четвертом году жизни у детей отмечается заметное улучшение произношения, речь становится более отчетливой. Дети хорошо знают и правильно называют предметы ближайшего окружения: игрушки, посуду, одежду, мебель. Шире начинают использовать прилагательные, наречия, предлоги. Появляются зачатки монологической речи. В речи детей преобладают простые распространенные предложения. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения дети употребляют, но очень редко. Речь детей, в основном, носит ситуативный характер, она еще недостаточно точна в словарном и совершенна в грамматическом отношении, не вполне чиста и правильна со стороны произношения.
Методика развития речи дошкольников - это комплекс упражнений, направленных на развитие основных речевых навыков- правильного звукопроизношения, дикции, работы артикуляционного аппарата.
Таким образом, задачи, поставленные нами в начале исследования, решены и цель достигнута.
Список используемой литературы
1. Аксарина, Н.М. Воспитание детей раннего возраста. / Н.М. Аксарина. - Москва, -2013. - 302 c.
2. Бутусова, Н.Н. Развитие речи детей при коррекции звукопроизношения; Детство-Пресс. / Н. Н. Бутусова - Москва, -2013. - 304 c.
3. Безрукова, В.С. Педагогика: Учебное пособие / В.С. Безрукова. - Рн/Д: Феникс,-2013. - 381 c.
4. Бордовская, Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - СПб.: Питер, -2013. - 624 c.
5. Бороздина, Г.В. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров. / Г.В. Бороздина. - Люберцы: Юрайт, -2016. - 477 c.
6. Васькова, О.Ф. Политыкина А.А. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста. / О.Ф. Васькова, А.А. Политыкина. - Детство-Пресс - Москва,-2013. - 112 c.
7. Волков, Б.С., Волкова Н.В. Учим общаться детей раннего возраста. Методическое пособие. / Б.С. Волков., Н.В. Волкова. - Сфера - Москва,-2013. - 128 c.
8. Виноградова, Н.А., Микляева Ю.В. Дошкольная педагогика: Учебник для бакалавров / Н.А. Виноградова, Ю.В. Микляева. –Москва,-2013. - 510 c.
9. Гаврина, С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И. Г., Щербинина С.В. Развитие речи. Тесты для детей 3-4 лет; Академия Развития. / С.Е.Гаврина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинина.-Астрель - Москва, -2013. - 456 c.
10. Галигузова, Л.Н., Мещерякова С.Ю. Педагогика детей раннего возраста. / Л.Н.Галигузова, С.Ю.Мещерякова.-Владос - Москва, -2013. - 304 c.
11. Горюнова, Т.М. Развитие детей раннего возраста. Анализ программ дошкольного образования. / Т.М. Горюнова. - Сфера - Москва, -2013. - 128 c.
12. Громова, О.Е. Зайка в цирке. Развитие речи. Для детей 2-4 лет; Карапуз. /О.Е. Громова. - Москва, -2013. - 267 c.
13. Галигузова, Л.Н., Мещерякова-Замогильная С.Ю. Дошкольная педагогика: Учебник и практикум для СПО / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова-Замогильная. - Люберцы: Юрайт, -2016. - 284 c.
14. Голованова, Н.Ф. Педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Н.Ф. Голованова. - Люберцы: Юрайт, -2016. - 377 c.
15. Голованова, Н.Ф. Педагогика: Учебник и практикум для СПО / Н.Ф. Голованова. - Люберцы: Юрайт, -2016. - 377 c.
16. Гуревич, П.С. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.С. Гуревич. - Люберцы: Юрайт,-2016. - 479 c.
17. Кроха. Методические рекомендации к программе воспитания и развития детей раннего возраста в условиях дошкольных учреждений; Просвещение - Москва, -2013. - 208 c.
18. Кроха. Программа воспитания и развития детей раннего возраста в условиях дошкольных учреждений; Просвещение - Москва, -2013. - 179 c.
19. Колесникова, Е.В. Развитие речи у детей 2-3 лет. / Е.В. Колесникова. -Ювента - Москва, -2013. - 469 c.
20. Колодяжная, Т.П., Маркарян И.А. Речевое развитие детей дошкольного возраста. Методическое пособие. / Т.П. Колодяжная., И.А. Маркарян. - Перспектива - Москва, -2013. - 144 c.
21. Коноваленко, С.В., Кременецкая М.И. Развитие психо-физиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии. / С.В. Коноваленко., М.И. Кременецкая. - Детство-Пресс - Москва, -2012. - 112 c.
22. Коджаспирова, Г.М. Педагогика в схемах и таблицах: Учебное пособие. / Г.М. Коджаспирова. - М.: Проспект,- 2016. - 248 c.
23. Коджаспирова, Г.М. Педагогика: Учебник для академического бакалавриата. / Г.М. Коджаспирова. - Люберцы: Юрайт, -2016. - 719 c.
24. Коджаспирова, Г.М. Педагогика: Учебник для СПО. / Г.М. Коджаспирова. - Люберцы: Юрайт, -2016. - 719 c.
25. Козлова, С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: ИЦ Академия, -2012. - 416 c.
26. Мандель, Б.Р. Педагогика: Учебное пособие. / Б.Р. Мандель. - М.: Флинта,- 2014. - 288 c.
27. Микляева, Н.В., Микляева Ю.В., Виноградова Н. А. Дошкольная педагогика: Учебник для академического бакалавриата. / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, Н.А. Виноградова. - Люберцы: Юрайт, -2016. - 411 c.
28. Нищева, Н.В. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста. Формирование навыка пересказа. / Н.В. Нищева. - Детство-Пресс - Москва, -2013. - 257 c.
29. Новоторцева, Н.В. Развитие речи детей. / Н.В. Новоторцева. Ярославль: Гринго - Москва, -2013. - 240 c.
30. Погудкина, И.С. Развивающие игры, упражнения, комплексные занятия для детей раннего возраста. С 1 года до 3 лет. / И.С. Погудкина. Детство-Пресс - Москва, -2013. - 176 c.
31. Реуцкая, О.А. Развитие речи у плохо говорящих детей. / О.А. Реуцкая. Феникс - Москва, -2013. - 158 c.
32. Рудик, О.С. Развитие речи детей 2-4 лет в свободной деятельности. / О.С. Рудик. Сфера - Москва, -2013. - 160 c.
33. Смирнова, Е.О., Галигузова Л. Н., Мещерякова С.Ю. Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста. / Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова. Мозаика-Синтез - Москва, -2013. - 160 c.
34. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей / Е.И. Тихеева. М.: Просвещение; Издание 5-е, испр. - Москва,- 2016. - 159 c.
35. Турченко, В.И. Дошкольная педагогика: Учебное пособие / В.И. Турченко. - М.: Флинта, МПСУ, -2013. - 256 c.
36. Турченко, В.И. Дошкольная педагогика: Учебное пособие / В.И. Турченко. - М.: Флинта, -2016. - 256 c.
37. Ушакова, О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. / О.С. Ушакова. Сфера - Москва, -2013. - 368 c.
38. Ушакова, О.С. Развитие речи в картинках. Занятия детей. Демонстрационный материал./ О.С Ушакова. Сфера - Москва, -2013. - 296 c.
39. Ушакова, О.С. Развитие речи детей 3-5 лет. / О.С. Ушакова. Сфера - Москва, -2013. - 192 c.
40. Ушакова, О.С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. Владос - Москва, -2013. - 288 c.
41. Ушакова, О.С., Струнина Е. М. Развитие речи детей 3-4 лет. Дидактические материалы. / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. Вентана-Граф - Москва, -2013. - 122c.
42. Янушко, Е.А. Развитие речи у детей раннего возраста. 1-3 года. / Е.А. Янушко. Мозаика-Синтез - Москва, -2013. - 429 c.