ПРАКТИКА ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА




Содержание и методика развития речевых навыков у детей младшего дошкольного возраста

В целях развития речи детей младшего дошкольного возраста используются игры и занятия, которые включают:

- потешки, хороводы, игры сюжетными игрушками, игры – инсценировки звукоподражательные и др.;

- чтение и рассказывание сказок, стихов, историй;

- рассматривание и обсуждение иллюстраций к произведениям детской литературы;

- игры – занятия с предметными и сюжетными картинками;

- разгадывание простых загадок;

- игры направленные на развитие мелкой моторики.

Все эти игры и занятия способствуют развитию у детей речи.

Игры, потешки и хороводы полезны тем, что речь взрослого слушается детьми при опоре на собственные их действия и движения с включенными повторами слов. Важно, что входе, таких игр легко устанавливается эмоциональный контакт взрослого с ребенком. По мере овладения он начинает самостоятельно играть в эти игры. В звукоподражательных играх развивается фонетический слух, интонационная сторона речи, отрабатывается четкость произношения. Игры с сюжетными игрушками, игры – инсценировки способствуют развертыванию диалогов, обогащению словарного запаса, интонационного и грамматического строя речи.

Чрезвычайно полезно для развития речи совместное чтение книг, рассматривание иллюстраций.

В методику речевого развития детей младшего дошкольного возраста входят серии занятий и упражнений по развитию речи и дидактических игр, направленных на развитие речи.

Целью методики является формирование качественных характеристик речи и речевого поведения младших дошкольников посредством дидактических игр и упражнений.

Сложность формируемых качественных характеристик речи младших дошкольников в игровой деятельности требует разнообразного методического материала, дидактических игр, упражнений, наблюдений за речью детей в повседневном общении со сверстниками.

Специальные занятия по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста (3-4 года). Занятия и упражнения проводятся в первую половину дня.

1-я неделя:

1.Игровое упражнение «К нам гости пришли»

Цель: Познакомить детей с заданными игровыми персонажами: мышка, зайка, лисичка, волк и мишка. Предложить детям проимитировать движения этих персонажей.

2. Игровое упражнение «Отгадай-ка»

Цель: Определить лесного героя по характерным движениям и повадкам. Дети делятся на две подгруппы: одни показывают движения животных, другие – отгадывают.

3. Игровое упражнение «Покажи, как…»

Цель: Отработка с детьми имитации движений разных животных. Обратить внимание детей на разные способы движений. «Полетай, как бабочка и полетай, как сова», «Побегай, как мышка и побегай, как мишка» и т. д

4.Игровое упражнение «Спой колыбельную»

Цель: Отработка с детьми интонационной выразительности голоса. «Спой песенку, как мама- мышка и спой песенку, как мама- мишка и т. д.»

2-я неделя:

Игровой этюд «Делай, как я…»

Цель: Формирование выразительных жестово – мимических реакций. «Покажи, как ты ешь яблоко, как ты ешь торт, как ты ешь лук и т. д.»

Игровой ютюд «Волшебный лес»

Цель: Проимитировать с детьми движения и голос различных сказочных лесных персонажей.

Игровая импровизация «Веселые клоуны»

Цель: Побудить детей изобразить двигательно - различные позы веселых клоунов с последующим их рисованием.

Игровое упражнение «Кто как кричит?»

Цель: Отработать с детьми элементы интонационной выразительности голоса.

Также проводятся дидактические игры, направленные на активизацию речи детей младшего дошкольного возраста. Проводятся во вторую половину дня. Дети активно участвуют в играх.

1.«Петушок»

Дидактическая задача. Развивать активную речь детей; упражнять их в правильном звукопроизношении; закрепить знания о петушке.

Игровое правило. Петушок кричит только после слов «детям спать не даешь».

Игровые действия. Выбор петушка короткой считалочкой, звукоподражание, имитация движений.

Воспитатель работает над выразительностью речи детей, учит выделять интонацией слова золотой, масляна, шелкова, а также вопрос по содержанию текста стихотворения, громко и певуче произносить «ку-ка-ку!»

2. «Пчелки»

Дидактическая задача. Упражнять детей в диалогической речи, в правильном произнесении звука ж; учить действовать по словесному сигналу.

Игровые правила. Медведь догоняет улетающих пчелок только после звука «ж-ж-ж!» Пчелки стараются не попадаться медведю, поэтому улетают из леса. Кто за кругом, того ловить нельзя.

Игровые действия. Имитация летающих пчел; звукоподражание; бег; ловля «насекомых».

Воспитатель следит за выполнением ролей детей, работает над выразительностью речи, а также правильно воспроизводить звук ж.

«Еду-еду»

Дидактическая задача. Развивать у детей речевую активность, упражнять их в умении соотносить действия со словами, в правильном звукопроизношении, воспитывать согласованность действий.

Игровое правило. Измерять движения только в соответствии с текстом стихотворения.

В процессе этой работы дошкольники оцениваются по их активному участию в выполнении упражнений, и по интонационной выразительности голоса и движений.

Таким образом, речь детей приобретает осмысленное интонационно-выразительное звучание. Кроме того, дошкольники осознают необходимость использования постоянных определенных интонаций для соответствия тому или иному образу или персонажу.

Методика развития речи «Рассказывание по картине».

В основание рассказывания по картинкам лежит опосредованное восприятие окружающей жизни. Картинки не только расширяют и углубляют детское представление об общественное и природное явление, но и воздействуют на эмоцию детей, вызывая интерес к рассказыванию, побуждая говорить даже молчаливого и застенчивого.

В методике развития речи обучения рассказыванию по картинам (описания и повествования) разработано в достаточной степени детально. Здесь данная методика опирается на классическое наследие западной и русской педагогики, использованное позднее применительно к работе с детьми дошкольного возраста Е. И. Тихеевой, Е. А. Флериной, Л. А. Пеньевской, Е. И. Радиной, М. М. Кониной и другими. Все авторы подчеркнули большое значение картинок как для общего развития детей, так и для развития их речи.

Для данной методики обучения рассказ по картинам существенным значением было понимание особенности воспринять и понять картину детьми. В исследование отмечено, что уже в два года дети с удовольствием рассмотрят картинку и назовут их вслед за взрослым.

У дошкольников восприятие картинок значительно опережает их изобразительную возможность (дети реагируют на содержание и изображение - цвет, форму, построение). Данная методика выделяет в детском восприятии следующие тенденции: тяготение ребенка к ярким красочным рисункам; желание видеть на картинках все существенные признаки предмета (не узнавание ракурсного построения и неудовлетворенность ими детей 3 - 6 лет); затруднения при восприятии светотеневого рисунка; затруднения малышей 3-5 лет при восприятии рисунка с ярко выраженными перспективными деформациями предмета; положительное отношение к ритмической простоте построения (композиции).

Развитие восприятия рисунка, происходит по трем направлениям: меняется отношение к рисункам как к отображению действительности; происходит развитие умения правильно соотнести рисунки с действительностью, увидеть именно то, что на нем изображено; совершенствуется интерпретация рисунка, т.е. понимание его содержания.

Восприятию картины детям надо учить, постепенно подводя его к пониманию того, что на ней изображено. Все это потребует узнавать отдельные предметы (люди, животные); выделить позу и место положения каждых фигур в общем плане картин; установить связь между основным персонажем; выделить деталь (освещение, фон, выражения лиц людей).

Характер ответа ребенка по ее содержанию зависит от ряда факторов. Прежде всего зависит от содержания картин, близких и доступные ее сюжета, от опыта детей, от их умения рассмотреть рисунок. Характер ответа также зависит от характера вопроса, определяющего умственную задачу. Необходимо отметить, что по одной и той же картине на вопрос «Что нарисовано?» ребенок перечисляет предметы и объекты; на вопрос «Что делают на этой картине?» - называют совершаемое действие. На предложение рассказать про то, что нарисовано, дает связное высказывание. Следовательно, если педагог злоупотребил вопросом «Что это?», требующего того что бы перечислить предметы, то он невольно задерживает ребенка на самой низшей стадии восприятия.

В формировании уметь описать картину и составить рассказ-повествование использовав специально разработанную серию дидактических картин различных типов.

Предметная картина - на них изображен один или несколько предметов без каких-либо сюжетных взаимодействий между ними (мебель, одежда, посуда, животные; «Лошадь с жеребенком», «Корова с теленком» из серии «Домашние животные».

Сюжетная картина, где предмет и персонаж находится в сюжетном взаимодействии друг с другом.

Различные типы картин должны по-разному использоваться в связи с разными задачами обучения родному языку. Предметная картинка расположена к занятиям номенклатурного характера, связанного с перечислением и описанием качеств и особенности изображенных предметов. Сюжетные картинки наталкивают ребенка на рассказ, который связан с интерпретацией действия.

При отборе картинок для рассказа к ним предъявлен ряд требований: содержание картин должно быть интересным, понятным, воспитывающим положительное отношение к окружающему; картина должна быть высокохудожественной; изображение персонажа, животного и других объектов должно быть реалистическим; условным формалистическим изображение не всегда воспринимается детьми; следует обратить внимание на доступность не только содержания, но и изображения. Не должны быть картины с чрезмерными нагроможденными деталями, иначе дети отвлекутся от главного. Сильным сокращением и заслонением предмета вызывает их неузнаваемость. Следует избегать излишней штриховки, набросочности, незаконченности рисунка.

Один из приемов, который подготавливает детей к рассказу по картинам, является рассмотрение и беседа по ее содержанию. Рассмотрение картин, преследуется тройной целью: упражнения в наблюдение, развития мышления, воображения, логических суждений и развития речи ребенка.

Дети не умеют рассмотреть картину, не всегда могут установить взаимосвязь между персонажем, иногда не понимают способ изобразить объект.

Поэтому есть необходимость что бы учить их смотреть и видеть предметы или сюжеты на картинках, развить наблюдательность.

В процессе того как дети рассматривают картинки активизируется и уточняется словарь, развивается диалогическая речь: они учатся уметь отвечать на вопрос, обосновывают свой ответ, сами задевают вопросы. Следовательно, цель таких бесед по картинкам - подводит детей к тому что бы правильно воспринять и понять основное содержание картин и одновременно развить диалогическую речь.

Трудность восприятия и понятия детьми картин нередко предопределено типичной методической ошибкой воспитателя: отсутствия вводных бесед и трафаретности, шаблонности постановки вопросов.

Роль картинок для детей младшего возраста преимущественно заключена в том, что бы закрепить и углубить детский опыт и лишь в небольшой мере в его расширении. Картинки для малыша должны приблизиться, к упрощенной реальности.

Рассматривание начинается с внесения картинок и молчаливого ее созерцания. Но так как малыш не может молча посмотреть на картину, воспитатель поддерживает разговор, обратив их внимание на предмет или персонаж и постепенно развертывает беседу. Основным методическим приемом здесь является вопрос. Вопросом педагог сразу может выделить центральный образ (Кого вы видите на картине?), затем рассматривается другой объект, предметы, их качество. Таким образом, последовательно идет восприятие картинок, при этом выделяя яркую деталь, активизируя словарь, развивается диалог.

Усложненным видом рассматривания является беседа по картинкам. Он отличается от предыдущего занятия большой целенаправленностью, систематичности вопросов, последовательности рассмотреть и обязательное участие всех детей. При рассматривании картинок воспитатель должен учесть интерес детей, их психологическую особенность. Так, если, например, картинка динамична («Кошка с котятами»), лучше в первую очередь обратить внимание детей на динамику, действия персонажей (играющий котенок). Если картина яркая, красочная или на ней изображено то, что бросается в глаза, с этого и надо начинать рассматривание («Куры» - яркий петух). Заранее (до занятия) картину малышам показывать не рекомендуется, так как новизна восприятия потеряется, интерес к картине быстро пропадет. Самостоятельное восприятие у малышей развито недостаточно.

Для того что бы повысит детскую активность необходимо самим задавать вопросы.

Так, например, в учебную деятельность ребенка необходимо ввести элементы самостоятельного поиска. Данные вопросы учитываются при дальнейшем рассматривании.

Следовательно, рассматривая картину происходит подготовка детей к тому что бы составить описание и рассказов-повествований.

Необходимо отметить, что от уровня содержательности рассмотрения картины зависит эффективность последующего обучения детей связным высказываниям.

В методиках развития речи выделено несколько видов рассказов детей по картинкам.

Описание предметной картинки, которое связно с последовательным описанием изображенных на картинках предметов или животных, их качество, свойство, действие, образ жизни.

Описание сюжетных картинок является описанием изображенных на картинках ситуаций, не выходящих за предел содержания картинок. Чаще всего это высказывание типа контаминации (дается и описание, и сюжет).

Рассказ по последовательным сюжетным сериям картинок.

По существу, необходимо отметить, что дети рассказывают о содержание каждый сюжет картинки из серии, связав их в один рассказ. Дети так же учатся рассказывать в определенной последовательности, логически связывая одно событие с другим, овладевая структурой повествования, в котором есть начало, середина, конец.

Отметим, что в младшем дошкольном возрасте осуществляется подготовительный этап, который ставит свою цель обогатить словарь, активизировав речь ребенка, научить их рассмотреть картинки и ответить на вопрос по их содержанию.

К рассказыванию по картинкам дети младшего возраста подводятся постепенно, через другое занятие, на котором учатся воспринимать содержание картинок, правильно назвать изображенные на ней предметы и объекты, их качество, свойство, действие, ответить на вопросы и с их помощью составить описание. Данная цель служат для дидактических игр с предметными картинками: малыш должен подобрать пару к указанным картинкам, назвать предметы, сказать, какие они, что с ними делают.

Важно также мотивировать речевую деятельность: показывать картинки и рассказывать о ней новенькой девочке, кукле, своей любимой игрушке, маме. Можно также предложить еще раз внимательно рассмотреть картину, запомнить ее и дома сделать рисунок. Также необходимо в свободное время рассматривать рисунки и предложить ребенку рассказать о нем.

Структура занятий проста. Вначале дети молча рассматривают картину, затем проводится беседа, уточняющая основное содержание и детали. Далее дается образец и предлагается рассказать о содержании картины. Необходимость образца объясняется недостаточным развитием речи, бедностью словаря, неумением последовательно излагать события, поскольку еще нет четкого представления о структуре повествования. Образец учит последовательности изложения событий, правильному построению предложений и соединению их друг с другом, отбору необходимой лексики. Образец должен быть достаточно коротким, преподноситься живо, эмоционально.

Вначале дети воспроизводят образец, а позднее рассказывают самостоятельно, внося в рассказ своё творчество.

Приведём пример образца рассказа по картине «Кошка с котятами». «У одной маленькой девочки была кошка Мурка с котятами. Однажды девочка забыла убрать корзинку с клубками пряжи. Пришла Мурка с котятами и улеглась на коврике. Один из котят, белый с черными пятнышками, тоже лег возле своей мамы-кошки и уснул.

Серенький котёночек проголодался и стал жадно лакать молоко. А рыженький котёнок-шалунишка прыгнул на скамеечку, увидел корзинку с клубками, толкнул ее лапкой и уронил. Покатились клубочки из корзины. Увидел котенок, как катится синий клубок, и стал с ним играть».

Для начала можно предложить одному ребенку описать понравившегося ему котёнка, другому ребенку - описать кошку, а затем рассказать про всю картину.

Следующий этап работы - рассказывание по серии сюжетных картин (не более трех) - возможен при наличии у детей умения описывать картины. Рассматривается и описывается каждая картина из серии, затем высказывания детей объединяются в один сюжет воспитателем или детьми. Причем уже в процессе рассматривания выделяются начало, середина, конец развивающегося во времени сюжета. Для этой цели наиболее подходит серия «Как Миша потерял варежку».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: