Анализ проблемы исследования в психолого-педагогической литературе




ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время дошкольные образовательные учреждения находятся на новом этапе развития, когда происходит пересмотр содержания дошкольного образования. Приняты новые Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования, в которых одним из приоритетных направлений в педагогике в рамках модернизации специального образования становится работа с детьми раннего возраста по активизации речевой деятельности, профилактике и предупреждению возникновения различных речевых нарушений.

Проблема развития активной речи детей на сегодняшний день является актуальной по ряду причин:

· речь постепенно становится важнейшим средством передачи ребенку общественного опыта, управления его деятельностью со стороны взрослых;

· значительное ухудшение здоровья детей может способствовать появлению речевых нарушений;

· постоянно растет число детей, имеющих нарушения речи, связанные с отсутствием внимания к развитию устной речи со стороны как родителей, так и педагогов;

· существенное сужение объема «живого» общения родителей и детей;

· глобальное снижение уровня речевой и познавательной культуры в обществе.

Поэтому важно с раннего возраста начинать работу по развитию речевой активности детей и предупреждению речевых нарушений, вовремя заметить и скорректировать отставание в формировании речевой функции, стимулировать ее развитие, способствуя полноценному развитию ребенка.

Речь – специфически человеческая функция, которую можно определить как процесс общения посредством языка. Речь представляет собой очень сложную психическую деятельность, подразделяющуюся на различные формы и виды.

Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Развитие речи возможно только в тесной связи с взрослым. Формируясь у ребенка по мере овладения языком, речь проходит несколько этапов развития, превращаясь в развернутую систему средств общения и опосредования различных психических процессов.

Таким образом, проблема исследования формирования и развития речи относится к числу актуальных, теоретически и практически значимых, но недостаточно разработанных в теории и практике, что и послужило основой для исследования данной проблемы.

Цель исследования курсовой работы состоит в изучении формирования речевых навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи исследования курсовой работы:

1. Проанализировать проблему исследования в психолого-педагогической литературе;

2. Выявит основные пути формирования речевых навыков у детей младшего дошкольного возраста;

3. Рассмотреть содержание и методики развития речевых навыков у детей младшего дошкольного возраста;

4. Разработать методические рекомендации родителям по формированию речевых навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Объект исследования курсовой работы – процесс формирования речевых навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Предмет исследования курсовой работы - формирование речевых навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Теоретической основой данной курсовой работы послужили работы таких авторов, как: Ушакова О.С., Струнина Е.М., Лямина Г.М. и других.

Содержание работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫК РАЗВИТИЮ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Анализ проблемы исследования в психолого-педагогической литературе

Отметим, что в дошкольном возрасте речь детей приобрела все новые качественные особенности. Например, наряду с очень быстрым ростом словаря (от 1000-1200 слов у трёхлетних детей до 3000-4000 слов у старших дошкольников) происходит практическое овладение более сложной формы предложения, грамматического строя родного языка[3., с. 89].

Развитие речи происходит в процессе общения детей с окружающим, которое считается в дошкольном возрасте богатым и разнообразным благодаря тому, что накопленные детьми знания и участия в разных коллективных играх и занятиях.

Отметим, что усовершенствование речи неразрывно связано с развитием мышления детей, в частности с переходом от наглядно-действенного к рассуждающему, логическому мышлению, которое начинает складываться в дошкольном возрасте.

Всё выше сказанное побуждает детей овладеть средством языка, перейти к новой, более сложной форме словесного высказывания.

Изменяются взаимоотношения двух сигнальных систем, соотношений между словами, с одной стороны, и наглядным образом, и непосредственным действием, с другой стороны. Например, если речь детей в раннем возрасте связано, главным образом, с тем, что они воспринимают и делают в данный момент, то дошкольники, помимо этого, начинают понимать и сами вести разговор о вещах, которые более отдалённые, которые они могут себе лишь вообразить, лишь мысленно себе представлять. Поэтому так и получается, например, когда дошкольники слушают какие-либо сказки или сами связно описывают то, что они раньше наблюдали или узнавали из рассказов взрослого, из прочитанных им книг и т. д. Абсолютно легко понять, как вырастает в данном условие требования к формированию речевых навыков, к умению грамматически правильно построить предложение и связать их друг с другом. Дети должны научиться правильно употребить служебные слова - отрицательные частицы нe, ни, предлоги, союзы; они так же должны научиться понять и употребить многообразный суффикс, меняющий значение слов; они должны научиться правильно согласовать слова в предложениях в соответствие с родом, числом и падежами.

Необходимо отметить, что на протяжение дошкольного возраста, при правильной организации воспитательной работы, дети практически усваивают основное правило грамматики родного языка и пользуется ими в своей устной речи.

Однако необходимо так же отметить, что путь усвоения детьми грамматики в дошкольном возрасте весьма своеобразна и существенно отличается от того, по которому происходит школьное обучение.

Дошкольники не заучивают грамматические правила, не заучивают их определения, они даже не знают, что такие союзы, предлоги, родительные, падежи. Они овладевают всеми этими знаниями практически, во время прослушивания речи взрослого, когда сами разговаривают с окружающими в быту, в игре и, на занятиях. Отметим, что по мере накопления данного опыта, в речевом общение у детей образуется неосознанное эмпирическое языковое обобщение, которое формирует так называемое чувство языка [3., с. 94].

Дети не только сам начинают правильно говорить, но замечают малейшие ошибки в речи другого, хотя и не могут объяснить, почему так нельзя говорить.

Так, например, отметим, что пятилетний ребёнок, услышав, как двухлетний говорит: «Петя ходила», назидательно его поправляет: «Нужно сказать - ходил, а не ходила». Но когда его спросили, почему так нельзя говорить, он недоуменно отвечает: «Так не говорят, так неправильно». Он ещё недостаточно осознаёт и не умеет формулировать правила, которые уже практически пользует в своей речи.

Физиологическая основа чувства языка считается динамическим стереотипом, который складывается на уровне второй сигнальной системы под влиянием опыта речевого общения с окружающим. Данный стереотип представлен как система обобщённой временной связи между словесным раздражителем, соответствующий грамматической особенности языка. Когда дети наблюдают сходное явление языка, например, однотипного согласования глагола и прилагательного с родом существительного, в его мозгу происходит генерализация, обобщить соответствующие нервные связи. В результате ребенок начинает изменять и согласовывать новые слова по аналогии с тем, как он это делал со старыми, уже известными ему словами. [5., с. 102].

Практическое речевое обобщение помогает детям правильно говорить.

Однако отметим, что в силу чрезмерной генерализации, недостаточной дифференцированности грамматического отношения маленького ребенка часто допускаются характерные ошибки. Так, например, усвоив на третьем году жизни выражение «стучать молотком», дети по аналогии с ним говорят «кушать ложечком», «вытирать тряпочком» и т. д. Лишь только впоследствии в результате опыта общения с окружающими людьми они начинают дифференцировать окончания существительного в творительном падеже, учитывая их род.

Поэтому отметим, что формирование чувство языка имеет очень важнейшее значение в развитии детской речи. Оно считается существенным условием правильно построить устную речь у дошкольника и создаёт необходимую предпосылку для того что бы сознательно усвоить грамматику в период школьного обучения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: