Основные правовые системы современности (общая характеристика)




 

Правовая семья – это совокупность национальных правовых систем, выделенная на основе общности их различных признаков и черт.

Критерии деления:

ü Основные источники права, их иерархия

ü Преобладающая манера правового мышления

ü Основные правовые институты

ü Особенности исторического развития

Англосаксонская правовая семья:

Ø Англия, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.

Ø Семья общего права (common law)

Ø Основной источник права – судебный прецедент

Ø Право направлено на решение конкретных дел, а не на формулировании общего правила поведение, ориентированного на будущее

Ø Особенность Англии: отсутствие четкого деления на отрасли права

Ø Основные периоды развития:

1. До нормандского завоевания 1066 г. Англосаксонский период: действие локальных правовых актов и обычаев на территории Англии, отсутствие общего права

2. 1066-1485 гг. (до установления монархии Тюдоров). Период преодоления доминирующее роли местных обычаев и становление общего права.

3. 1485-1832 гг. Расцвет общего права; сосуществование common law и права справедливости.

4. После 1832 г. Трансформация государственного механизма и правовой системы Англии. Радикальные правовая и судебная реформы

Романо-германская правовая семья:

Ø Страны континентальной Европы, Латинская Америка, Страны Востока, часть Африки

Ø Подразделяется на 2 группы:

a) Романская (Франция, Италия, Испания, Голландия и др.)

b) Германская (Германия, Австрия, Швейцария)

Ø Правовая семья берет истоки в римском праве

Ø Основной источник права - закон

Ø Этапы развития:

1. До XIII в. Доминирует обычное право, используются источники римского права. В судебном процессе применялась инквизиционная система доказательств, использовались ордалии.

2. XIII – XVIII вв. Отделение религии от права, появление юридического образования, кодификация канонического права, инквизиция

3. С XVIII в. Усиленное развитие законодательства; закон – основной источник права; кодификация права; появление конституций

Исламская правовая семья:

Ø Арабские страны

Ø Появилась в VII – X вв. в Арабском Халифате

Ø Коран – основной источник права

Ø Суверен (монарх, позднее парламент) не господин, а слуга права; не может творить право

Иудейское право:

Ø Израиль

Ø Основные источники права: религиозные обычаи иудеев, религиозно-этнические принципы, толкования Талмуда, решения раввинских судов

Политическая система общества: понятие, структура

 

Политическая система общества – совокупность государственных, партийных и общественных органов и организаций, участвующих в политической жизни той или иной страны.

 

Структура политической системы общества:

· Собственно политические органы – государство, политические партии, движения. Они прямо связаны с политикой, активно воздействуют на неё. Цель создания политическая (формирование и осуществление внутренней и внешней политики, воздействие на различные слои и классы, проведение в жизнь политических интересов господствующих кругов).

· Не собственно политические органы – организации, развивающиеся в силу экономических и других причин. Профсоюзные, кооперативные и иные организации. Они осуществляют свою деятельность в производственной, социально-бытовой, культурной и других сферах жизни общества. Политический аспект в их деятельности не является доминирующим.

· Органы, возникшие на основе личных склонностей и интересов того или иного слоя людей. Объединения нумизматов, автолюбители, туристы. Они не являются носителями политической власти, но являются индикатором политической системы.

 

Структура политической системы:

· нормативная основа – совокупность социальных норм, регулирующих отношения, складывающиеся в связи с осуществлением государственной власти (законы, определяющие политический режим, порядок формирования государственных и муниципальных органов власти и т.п.; программы, декларации политических партий и т.п.)

· функциональная основа – взаимодействие политических институтов, характер и содержание которых определяется политическим режимом

· институциональная основа – государственные и негосударственные организации, посредством которых происходит формирование властных структур и реализация государственной политики

 

Вяткин.

В ФРГ создана отлаженная система организаций, охватывающих и представляющих интересы значительной части населения(промышл.союзы, торговые палаты и проч.) слово «лобби» не используется, говорят «групп интересов».

Первостепенную роль играют профсоюзы, экономические организации. Выбор средств деятельности зависит от объекта (законодательные,судебные и исполнительные органы гос.власти на различных уровнях). Самый предпочтительный объект – исполнительная власть (особенно федеральный канцлер). Взаимодействие происходит в форме консультаций. (консультативные органы при праительственных учреждениях обеспечивают возможность участвовать в законотворчестве) Для гос-ва же инициативные группы полезны как источники информации, которую используют при принятии решений, подготовке законов, это улучшает административную деятельность.

Иногда покупаются места в парламенте заинтересованными в этом группами. В партиях могут образовываться «коалиции по интересам»

Близость союзов ко всем сферам жизни общества делает желанным сотрудничество с ними для власти

Выборы: союзы могут финансировать предвыборные компании, взаимодействовать с электоратом и СМИ. Союзы используют связи в политике и стараются закрепиться в партиях

Законодатели в ФРГ исходили из того, что лоббизм как система выражения определенных интересов – неотъемлемый и важнейший элемент жизни страны. Необходим постоянный коммуникационный обмен между гражд.общ-вом и гос-вом. (иначе граждане окажутся в изоляции и без возможности оказывать влияние на полит.жизнь, а органы власти не смогут корректировать свою деятельность в соответствии с динамикой социальных потребностей).

В ФРГ не было закона о лоббизме, было положение, согласно которому можно было привлекать консультантов из заинтересованных профессиональных кругов.

В 1972 принят закон – обязательная публикация перечня союзов и проч.,желающих получить доступ к парламенту и фед.правительству. депутаты должн были при регистрации указывать все про сотрудничество и бывшее членство в союзах.

Самое сильное – аграрное лобби, хим- и автопром. Обеспечивают хорошее финансирование.

От автора в заключение– сомнение в возможности найти в России простое и практичное решение вопроса контроля лоббистской деятельности. Предлагает использование свободной прессы и опрозрачивание расходов бюджетов лоббистских организаций. Защита лоббизма от шантажа и взяточничества – следование демократии, плюрализму и разделению властей.

 

1953 г – Дэвид Истон – Понятие политической системы общества.

 

Институты политической системы:

-государство

-полит. партии

-лобби – группы давления (действующие на легальной основе), террористические группы – нелегально действующие.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: