Типология – отражение логики естественно-исторического процесса развития государства и права, исторически неизбежной смены одних типов государства и права другими. Это один из важнейших приемов познания исторического процесса развития государства и права.
Значение типологии:
· Вырабатываемые идеи помогают понять естественно-историческое развитие рассматриваемых идей, их последовательный переход от одной формы к другой, изменение их функций, места и роли в политической системе общества.
· Типология помогает понять закономерность процесса исторического развития государства и права.
· Типология дает возможность прослеживать развитие схожих и различных закономерностей развития государственно-правовых явлений.
· Появляется возможность систематизации и анализа фактического материала.
· Создается объективная основа для изучения естественно-исторического процесса развития государства и права.
Критерии типологии:
· Социально-классовая сущность;
· Содержание и направленность государственной власти;
· Характер и уровень развития производительных сил и соответствующих им производственных отношений;
· Основные принципы организации и функционирования государства и права.
Гумплович классифицировал современные ему государства в зависимости от размера их территории и численности населения. Он выделял мировые, великие и малые государства.
Формационный критерий классификации заключается в том, что за основу классификации государств и правовых систем берется их принадлежность к той или иной общественно-экономической формации.
Общественно-экономическая формация (как критерий классификации государств) – это исторический тип общества, основывающийся на определенном способе производства и являющийся важнейшей ступенью поступательного развития человечества. Каждая формация характеризуется определенным типом производственных отношений. Экономический базис первичен, за которым следует надстройка в виде совокупности идей, теорий, взглядов, представлений, различных организаций и учреждений, а также системы возникающих между ними отношений.
|
Каждой формации соответствует исторический тип государства и права – рабовладельческий, феодальный, капиталистический, социалистический.
Этот критерий нуждается в уточнениях, дополнениях другими, более частными критериями.
Цивилизационный критерий классификации заключается в том, что за основу классификации берется причастность государств и правовых систем к той или иной цивилизации. В основе только духовные и культурные факторы.
Тойнби: «Цивилизация – относительно устойчивое состояние общества, которое отличалось общностью религиозных, культурных, психологических и иных признаков. Особенность в продолжительности их существования, охвате обширных территорий».
Цивилизационный подход не очень рационален, неэффективен. При цивилизационном подходе основным критерием выступают духовные признаки (культурные, религиозные, национальные и т. п.).
Выделяются следующие типы цивилизаций:
§ Древние государства;
§ Средневековые государства;
§ Современные государства.
При цивилизационном подходе учитывается ряд важнейших духовных факторов, поэтому более полно раскрывается характер государства, но в этом случае недооцениваются социально-экономические факторы.
|
Наиболее известным исследователем теории цивилизаций является А. Дж. Тойнби. Он дал следующее определение цивилизации.
Цивилизация — это относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков. Цивилизация — это социокультурная система, включающая социально-экономические условия жизнедеятельности общества, этнические, религиозные его основы, степень гармонизации человека и природы, а также уровень экономической, политической, социальной и духовной свободы личности.
Васильев «История Востока» Считает, что эпохи матриархата никогда не было и отвергает универсальность военной демократии. Происходит генезис социальных связей; реципрокный обмен. Культура легла в основу общества, Престиж и авторитет становятся вершиной социальных ценностей.
Ступени развития общества.
· Сегментарная политическая организация во главе с вождем. Общество строилось на первобытной демократии – эгалитарности и свободе принятия решений. Реципрокность сменяется редистрибуцией – перераспределение имущества. Что привело к изменению форм социальных фй, в семейных общинах возникает ранговое неравенство. В земледельческой общине администрация представляется бигменом – кандидат в общинные лидеры.
· Племена- общность, базирующаяся на общности происхождения, культуры, языка, на основе норм и традиций
· Вождество
|
· Протогосударство – политическая структура, основанная на нормах генеалогического родства, возглавляемая сакрализованным правителем с наследственной властью
· Раннее государство
· Государство
· Государство исчезает
Схема эволюции политических систем А. Сервиса: локальная группа, община, вождество, архаичное государство и государство нация.
Концепция Н. Фрида: стадии эгалитарного, ранжированного, стратифицированного и государственного общества.
Самая простая форма общественной организации – общество охотников-собирателей: половозрастное разделение труда
Пэнто Роже – социологический подход
Гос-во – одна из разновидностей политического общества.
6 признаков:
- коллективная общность
- территория (с границами-законами или с границами-линиями)
- организация гос-ва: форма правления, проф.аппарат управления гос-вом)
- правопорядок (источники права: обычай, судебное право, законодательное право)
- глобальный характер – суверенитет
- власть: анонимная, персонифицированная, институционизированная.
Гегель – история начинается с Востока.
1) Восточная деспотия – Вавилон, Египет
2) Республика – Римская, греческие полисы
3) Конституционная монархия – Пруссия
Еллинек:
1) Дальневосточное
2) Древнегреческое
3) Древнеримское
4) Средневековое
5) Современное (правовое)
Кистяковский не согласен с Еллинеком, считает, что после средневекового надо добавить абсолютное.