Учение нейрофизиолога А.А. Ухтомского о доминанте и закон любви с точки зрения духовного опыта




 

Еще учась в духовной академии, А.А. Ухтомский стремился «проанализировать тончайшие высоты человеческого духа». Стремясь найти общий язык между наукой и религией, он захотел выявить «те физиологические механизмы, с помощью которых складывается и развивается все разнообразие человеческой личности»[25].

Изучение наследия Ухтомского приводит к реализации одной из заветных целей Ивана Ильина. Он писал, что «вера должна стать разумной верой, а разум должен стать верующим разумом»[26].

Учение Ухтомского о доминанте помогает глубже понять Евангелие. Ведь Ухтомский показывает, что от законов, описанных в Евангелии, человек уйти не может. Они «вшиты» в биологию мозга и представляют собой объективно-существующие законы, которые действуют независимо от того, верит человек в их существование или нет. О одном из законов, о законе «заслуженного собеседника». было сказано в главе «История юноши, который пострадав после обращения к "целительнице", стал искать помощи у мага». Закон говорит о трагедии человека, который везде «обречен видеть только самого себя, ибо приучился все рассматривать только через себя». Этот ужас «неотступного преследования своею собственною персоною», ведущий к принципиальному одиночеству, описан Ф.М. Достоевским в романе «Двойник».

 

Для такого человека, который никак не может вырваться из заколдованного круга проблем, связанных с Двойником, здоровый выход может быть только один: «все силы и все напряжение, вся «целевая установка» должна быть направлена на то, чтобы прорвать свои границы и добиться выхода в открытое море – к "ты"».

Там, где самим дорогим для человека становится доминанта на лицо другого, впервые «преодолевается проклятие индивидуалистического отношения к жизни, индивидуалистического миропонимания, индивидуалистической науки». Подлинную, а не надуманную и не навеянную собственным «я» реальность можно увидеть только при условии конкретного подхода к каждому человеку. Умение встать на точку зрения человека, умение войти в его скорлупу и понять его точек отправления, – вот задача, к которой стоит стремиться. С «настоящее счастье человечества» станет возможным только в том случае, если «будущий человек сможет воспитать в себе эту способность». Ведь только «только переключивши себя и свою деятельность на других, человек впервые находит самого себя как лицо!»

О доминанте на лицо другого один исследователь наследия Ухтомского оставляет такую заметку: «Вот где можно прорвать границы собственного "аутизма" – они прорываются через лицо другого, через "ты"!» И после этого победного клича он то ли с чувством изумления, то ли с чувством растерянности написал: «Но ведь это же... Вторая заповедь Христа: «Возлюби ближнего твоего» (Мф. 22, 36-40). «Нет больше той любви, если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13)».

Вдумчивое восприятие учения Ухтомского приводит этого исследователя к выводу, что «главную доминанту Ухтомского невозможно понять иначе как христианское мировоззрение, найденное внутри нейрофизиологической науки». «В теории физиолога Ухтомского (и не только его одного), – продолжает тот же автор, – заповеди христианства становятся законами нейрофизиологии. Из области человеческой нравственности, которую XX век отринул, как никому не нужное и докучливое социальное ограничение, они переходят в область биологии мозга и психиатрии»[27].

Куда же двигаться? Навстречу Собеседнику. Собеседник – это человек, который воспринимается нами как личность, пришедшая в историю, чтобы никогда и никем не быть повторенной. В другом увидеть Собеседника может лишь тот, кто готов оторваться от эгоистической замкнутости на самого себя. Тот, кто сумеет вырваться из скорлупы собственного индивидуалистического отношения к жизни, тому совершенно в новом свете открывается и мир, и другие люди.

Дело в том, что по словам академика Ухтомского А.А., мироощущение человека зависит от направленности его внутренней активности. Человек видит в мире и в других людях то, что заслужил и то, чего искал. Мир и другие люди поворачиваются к человеку так, как он того заслужил. Это и есть закон «заслуженного собеседника».

«Закон заслуженного собеседника» является одним «самых постоянных и самых неизбежных сопроводителей человека на всех путях его». Для человека, замкнутого на самого себя, собеседником является он сам. И от самого себя ему некуда скрыться. Открытому же человеку, заслуженным собеседником является «всякий встречаемый человек и всякое встречаемое бытие, которое открывается по содержанию именно таким, каким их человек себе заслужил: доброму - добрые, злому – злые, любящему – любящие».

Указанный закон «преодолевается только в более общем и всеобъемлющем законе любви». И этот подвиг предполагает со стороны человека напряжение. Человек рождает в себе новое лицо ради того, кого любит. Любовь, таким образом, является постоянным ростом от силы в силу. Она является выходом человека из самого себя.

Ухтомский говорит о культуре «преодоления себя ради другого». Другой должен быть не средством, а целью. «Только переключивши себя и свою деятельность на других, человек впервые находит самого себя как лицо!»

Переключается на других человек тогда, когда умеет слышать каждого человека. Когда он рассматривает ближнего «во всей его конкретности независимо от своих теорий, предубеждений и предвзятостей».

И, если человек научится вставать на точку зрения ближнего, если он научится входить в чужую скорлупу, то для него станет доступным счастье. «Надо вкоренить соответствующее общественное устройство, где один был бы ценен для всех, а все ценны для каждого. И надо, чтобы сама привычная обыденность в своих мелочах, т. е. самый быт, поддерживала эту доминанту каждого из нас на бесконечно ценное человеческое лицо. Но надо отдать себе отчет и в том, что пока мы в нашей ближайшей реальности, вот здесь, в товарищеском общении, не поставим себе за требование во всякую минуту предпочесть соседа с его самобытностью нашим мыслям о нем и нашим интересам касательно него, до тех пор мы не сможем сдвинуться с места, из скорлупы болезненного индивидуализма».

Если же другой человек не станет для него выше и ценнее его самого или, по крайней мере, равным, то он не перешагнет «за границы своего индивидуализма и солипсизма».

Какую угрозу таит в себе такая перспектива? Человек начинается везде преследоваться своим образом. «Везде он обречен видеть только самого себя, ибо приучился все рассматривать только через себя». Неотступное преследование собственной персоной составляет для человека бедствие и ужас. Человек становится не в силах увидеть то, что выше его. Он сознательно или бессознательно переделывает все по себе.

Эта трагедия человеческой личности описана Достоевским в романе «Двойник». Главный герой романа господин Голядкин везде видит лишь самого себя. Он, по выражению Ухтомского «является представителем аутистов, которые не могут освободиться от своего Двойника, куда бы они ни пошли, что бы ни увидели, с кем бы ни говорили».

До тех пор пока человек не освободился от своего Двойника, он бредит лишь собою. И лишь тогда, «когда он пробьет скорлупу и поставит центр тяготения на лице другого, он получает впервые Собеседника». Но из скорлупы болезненного индивидуализма человек не сможет вырваться до тех пор, пока не пока не поставит себе за требование следующее. Во всякую минуту предпочесть соседа с его самобытностью своим мыслям о нем и своим интересам касательно него (о взглядах Ухтомского см. следующую главу «Почему "это" не уходит»).

 

«Прочитайте, - сказал священник хотя бы те заметки Ухтомского, которые в объедены под общим заглавием "От двойника к собеседнику". И начинайте потихоньку отрываться от своего Двойника, которого Вы видите везде. Если мысли нейрофизиолога заденут Вас за живое, прочитайте и те заметки, которые объединены под названием «Ответы на записки после доклада», а также – «Великий разум бытия».

Пора выбираться из раковины, в которую Вы себя загнали. Выйдите навстречу Богу и ближнему. Речь идет не о том, чтобы перестать молиться и все силы бросить на организацию раздачи бесплатных обедов. Речь идет о том, чтобы научиться видеть в мире не только себя одного.

Учитесь брать каждого человека в его конкретности. Что это значит. Вот, например, Вы работаете поваром. И один человек, работающий в той же организации, что и Вы, опаздывает на обед. Пусть для Вас он не будет безликой рабочей единицей, которую нужно втиснуть в трафарет графиков и распорядков. Конечно, и дисциплина нужно. Но и уметь подойти конкретно к каждому человеку тоже необходимо. Кто он? Замерз ли, голоден ли? А, может, у него были весомые причины задержаться? И, если этот человек станет для Вас живым, то и мир вокруг Вас изменится, так как изменится Ваше видение мира».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: