Две нижеследующие истории разбирались и комментировались в цикле лекций «Зазеркалье». Начиная с 40-ой лекции в рамках данного цикла открывается тема преодоления мучительных состояний (эта тема поднимается и в более ранних лекциях, но именно, начиная с 40-ой, на данной теме делается акцент).
В первой истории рассказывается о человеке, который «был одержим навязчивой идеей, что если он вымоет голову, то в ту же минуту умрет. Эта навязчивая идея появилась вследствие ворожбы на этого несчастного человека». Другие люди н могли убедить его в том, что — это безопасно. Вследствие дурного запаха (человек не мыл голову 18 лет) люди «шарахались» от него. Ему помог преподобный Порфирий Кавсокаливит. Преподобный начал с того, что укрепил в страждущем веру. У страждущего «него не было веры, которую надо иметь, чтобы противостоять фобии».
Святой говорил, что в подобных случаях человек, бывает, не слушает совета. «Люди не верят в Бога, а это и является источником всякого зла. И вместо того, чтобы идти путем Христовым, они идут путем сатаны. Начинают обращаться к колдунам и колдуньям».
Во второй истории рассказывается о человеке, который поверил, что у него в ухе находилась птичка. Этого человека от доверия данному помыслу исцелил преподобный Паисий Святогорец. История подобная истории про «птичку в ухе» приводится в главе «Состояние повреждения – прелесть может развиться вследствие принятия ложной мысли». В истории рассказывается о том, как преподобный Паисий Святогорец исцелил человека от мысли, что тот болен туберкулёзом. Не будучи больным, человек перестал общаться с семьей и ушел жить в лес, чтобы, как он считал, – никого не заразить.
«Отец Порфирий [Кавсокаливит] рассказывал мне следующее. Один человек был одержим навязчивой идеей, что если он вымоет голову, то в ту же минуту умрет. Эта навязчивая идея появилась вследствие ворожбы на этого несчастного человека. Он не только жил с дурно пахнущими волосами, что само по себе нелегко, но еще и должен был безропотно переносить насмешки домашних и знакомых, которые, несмотря на все свои сверхчеловеческие усилия, не смогли убедить его в том, что мыть голову необходимо и что это совершенно безопасно.
Так проходили дни, недели, месяцы, годы, и никто не мог уговорить этого несчастного помыть голову. Дурной запах его немытых волос был очень сильным и чувствовался на расстоянии. Так что все... буквально шарахались в сторону от этого человека. Это совершенно убивало несчастного. Он предпринимал различные попытки избавиться от своей фобии, но не только в этом не преуспел, а напротив, каждая неудача лишь упрочивала в нем его навязчивую идею, тем самым лишь увеличивая его страдания.
Так прошло целых восемнадцать лет! Может быть, для нас восемнадцать лет ничего не значат или же ни о чем не говорят. Но для этого человека, страдания которого ни на минуту не прекращались, эти годы тянулись как столетия. Тем не менее несчастный не терял надежды, что настанет день, когда он освободится от своей фобии, которая была самой настоящей пыткой.
Итак, спустя восемнадцать лет он узнает, что в Милеси живет один святой Старец по имени Порфирий, который творит чудеса. Страдалец тут же решил отправиться к нему, рассказать о своей беде и попросить помощи. Приехав к отцу Порфирию, он со слезами на глазах поведал ему со всеми подробностями о своих мучениях, о той беде, которая сделала его несчастным и терзала почти два десятка лет.
«Очень внимательно и с большим сочувствием я слушал его повествование, – рассказывал мне отец Порфирий. – В те минуты я прочувствовал всю тяжесть его страданий. Я был сильно расстроен, видя перед собой здорового мужчину, который без всякой причины прожил лучшие годы своей жизни с этим несчастьем. И если бы он один... Фобия — это распространенная болезнь. Сколько людей на протяжении десятков лет терзаются различными страхами, причиняя страдания и себе, и своим близким. Особенно близким. Они страдают вдвойне и переживают вдвойне, потому что видят родного человека в плену у его безумия и ничем не могут ему помочь. А еще я тебе скажу, что большинство из этих несчастных часто бывают бесноватыми.
Итак, я ему говорю, что все это пустяки. Это действительно пустяки. „Сделай как я, – говорю ему и широко расправляю свои плечи, – и твой страх навсегда уйдет". Но он меня не послушал. А знаешь почему? Потому что эти люди не верят в Бога, а это и является источником всякого зла. И вместо того, чтобы идти путем Христовым, они идут путем сатаны. Начинают обращаться к колдунам и колдуньям, те ими вертят как хотят, и в конце концов они не только не получают исцеления, но зачастую теряют и свою душу. Потому что нельзя оставаться христианином и просить помощи у сатаны. Ты или со Христом, или с диаволом. «Нельзя служить двум господам» (Мф. 6, 24). К счастью, этот страдалец так не делал, не обращался к колдунам и экстрасенсам. Просто у него не было веры, которую надо иметь, чтобы противостоять фобии.
Поэтому первое, что я сделал, это укрепил в нем веру. С этого все начинается. Затем я объяснил ему, что маловерие легко открывает двери сатане. А если он войдет, то уже так просто не выйдет... Мы долго говорили, он меня очень внимательно слушал, и я понял, что он готов сделать так, как я ему посоветую.
В конце нашей беседы я прочитал над ним несколько молитв. Я молился Богу, чтобы Он избавил его от этого сатанинского воздействия. Потому что в данном случае имело место именно сатанинское воздействие. Закончив молитвы, я сказал ему:
— Чадо мое, сейчас ты, как только придешь домой, нагрей воду, чтобы вымыть голову. Я здесь буду непрерывно молиться за тебя. И я буду рядом с тобой. Прежде чем начать мыть голову, начни говорить молитву: „Господи Иисусе Христе, помилуй мя“. Когда будешь творить молитву, мысленно обращай свой ум ко мне. А помыв голову, позвони мне и скажи, что ты уже вымылся. Я буду ждать твоего звонка.
Этот человек отправился назад в Афины преисполненный веры и с большим воодушевлением. Приехав домой, он сделал все в точности так, как я ему посоветовал. Вымыв голову, он позвонил мне. Подняв трубку, я услышал: „Геронда, это N. Я вымыл голову! Я вымыл голову!" Его радость невозможно было описать. Он плакал... Я посоветовал ему точно так же поступать каждый день, и всякий раз, вымыв голову, сразу же звонить мне. И он в точности следует моему совету. Вот и сейчас только что этот человек позвонил. „Геронда, – сказал он, – это N. Я вымыл голову". Бог пожалел его и окончательно освободил от болезни»[28].
** *
«Возле кельи старца [преподобного Паисия Святогорца] сидят на лавке трое паломников. Мужчина, женщина и юноша. Завидев старца, они встают.
– Благослови, отче, – идет навстречу Старцу мужчина.
– Вот так сложи ладони и проси благословения, – складывает сыну ладони мать.
– Бог благословит, – благословляет мужчину, но руку от губ для поцелуя отдергивает и проходит к юноше.
– Ну, что, были у доктора?
– Были, батюшка, были, – зачастила мать, – таблетки прописал, дорогие таблетки, мы купили, спит хорошо, а потом опять: «Птичка в ухе, птичка в ухе».
– Чирикает? – спрашивает Старец у юноши.
– Чирикает, – говорит юноша.
– В каком ухе?
– В этом, — отвечает юноша.
– Ну-ка, дай и мне посмотреть, – заглядывает юноше в ухо Старец, – так это ж воробей!
– Угу.
– Потерпи-ка, чуть-чуть, – старик с силой нажимает юноше на ухо. Стонет от боли юноша. А старик показывает ему воробья в руке.
– Вот он твой воробей. А теперь как?
– Тихо, – говорит юноша.
– Точно?
– Точно.
– Ну, лети, – отпускает воробья Старец, – и больше никому не залетай в уши. И вы ступайте. Бог благословит».
[1] См. «В каком случае колдовство имеет силу» из книги «Духовная борьба» (Слова старца Паисия Святогорца. Том 3).
[2] См. «Бояться ли нам порчи?» из книги игумена N. «Об одном древнем страхе. Кого и как «портят» колдуны»».
[3] Там же. См. «Современный случай демонического воздействия на человека. Ответ священника женщине, одержимой бесами».
[4] См. «Пояснительная записка» к работе монаха Иоанна (Адливанкина) «Вопросы к отречению от сект, оккультных и философско-религиозных систем восточной ориентации». URL: https://missia-dpcentr.narod.ru/vopros_otvet.pdf.
[5] Святитель Игнатий (Брянчанинов) в своем сочинении «Слово о чувственном и о духовном видении духов» писал, что в результате грехопадения первых людей человеческая природа изменилась. Она «утратила свою тонкость и духовность, получила настоящую свою дебелость». Хотя это изменение произошло и в результате падения, но милости Божией это изменение произошло ко благу человека. Огрубление плоти привело к тому, что человек стал неспособен видеть духов. Если бы эта способность была сохранена у человека, то злые духи к краткое время развратили бы человека. Между, низвергнутым из рая на землю человеком, и между злыми духами, низвергнутыми на землю с неба, была положена преграда – грубая вещественность человека. Ее можно уподобить стене темницы, которая ограждает человеческое общество от злодеев.
[6] См. «Исповедь колдуньи» из книги протоиерея Михаила Овчинникова «Терновый венец болезни. Опыт преодоление рака» (издание третье).
[7] Игумен N. пишет, что «страх колдовского воздействия, страх порчи и сглаза» вернулся в мир потому, что «народы, когда-то исповедовавшие христианство, в подавляющем своем большинстве практически отвергли его». Соответственно, они забыли и слова апостола Иоанна: «Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола» (1 Ин. 3, 8). Для отвернувшегося от Христа человека сети диавола остаются «вполне реальной угрозой. Отвергнув Христа, он, естественно, не может рассчитывать и на помощь Божию» [см. главу «Постхристианский синдром»].
[8] Актуальная практика Чинов присоединения отпавших от Церкви. М.: Душепопечительский Православный Центр святого праведного Иоанна Крондштатского, 2011.
[9] Там же.
[10] См. «Галлюциногены в истории человечества» из книги А.Г. Данилина «LSD. Галлюциногены, психоделия и феномен зависимости». М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2001.
[11] См. житие священномученика Киприана в житиях святых, составленных святителем Димитрием Ростовским.
[12] Вопросы к отречению от сект, оккультных и философско-религиозных систем восточной ориентации (см. приложение).
[13] «Актуальная практика Чинов присоединения отпавших от Церкви».
[14] См. главу «Каким образом может быть разрушено колдовство» в книге «Духовная борьба» (Слова старца Паисия Святогорца. Том 3).
[15] «… так как, по учению богоносных мужей, крещение только очищает первородный грех и все грехи, сделанные до крещения, а нравы и привычки не всегда изменяет и очищает, то нам, по слову Иоанна Златоуста, остается только "горько стенать, когда удостоенные великой благодати возрождения, мы быстро губим ее в себе" (Добротолюб. ч. 2 гл. 78: Златоуст, 7 бесед. на 2 посл. к Коринф.). Уже в детях неправильное воспитание сплошь и рядом заглушает семена благодати в корне. А в людях взрослых, принявших крещение, житейские дела, заботы, суета мирских отношений, совершенное забвение потребностей духа гораздо более скоро, чем в детях, подавляют семя Святого Духа и оно остается без плода, Спит человек сном нерадения, а в его душу входит диавол, и сеет в сердце сорные семена страстей. Не исторгает, не искореняет человек эти плевелы при первом их появлении, и они вырастают все больше и больше, пока совсем не заглушат семя благодати» [См. «Внутреннее состояние сердца человека, лишившегося благодати и ставшего рабом страстей и орудием диавола» из книги протоиерея Сергия Петровского «Сердце человеческое. Опыт изображения духовно-нравственного состояния людей грешных и праведниых» (Монреаль, 1992)].
[16] Вопросы и ответы, составленные по образу огласительных бесед для присоединения к православной церкви приходящих от оккультизма.
[17] Вопросы и ответы для отречения от сатанизма.
[18] Речь идет о совокупности греховных страстных навыков, с которыми христианин вступает в борьбу для того, чтобы облечься в нового человека. Под новым человеком подразумевается состояние человеческого естества обновленного Божественной благодатью. А также – образ жизни в Иисусе Христе, который приводит человека к блаженству в вечной жизни. URL: https://azbyka.ru/dictionary/03/vethiy_chelovek-all.shtml; https://azbyka.ru/dictionary/13/noviy_chelovek-all.shtml.
[19] Вадим Леонов, протоиерей. Основы Православной антропологии. М.: Изд. Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2013.
[20] Неведомому чаду. Деятельные о созерцательные слова (обретенные в переписке). Свято-Успенский Псково-Печерский монастыря, 2009.
[21] Порфирий (Байрактарис, Евангелос, иеромонах; 1906-1991). Житие и слова / Старец Порфирий Кавсокаливит; [пер. с греч. иерея Василия Петрова]. Малоярославец (Калужская обл.): Св.-Никольский Черноостровский женский монастырь, 2006.
[22] Авраам (Рейдмана), схиархим. «Благая часть. Беседы с монашествующими». URL: https://lib.pravmir.ru/library/readbook/154.
[23] Антоний (Голынско-Михайловский), архиеп. «О молитве Иисусовой и Божественной благодати». URL: https://psylib.org.ua/books/antgo01.
[24] Неведомому чаду. Деятельные о созерцательные слова (обретенные в переписке). Свято-Успенский Псково-Печерский монастыря, 2009.
[25] Из книги Ухтомского А.А. «Доминанта. Статьи разных лет. 1887-1939».
[26] См. «О религиозной цельности» из книги Ивана Ильина «Аксиомы религиозного опыта».
[27] Данилин А.Г. «LSD. Галлюциногены, психоделия и феномен зависимости». М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2001.
[28] Порфирий Кавсокаливит, преподобный. Цветослов Советов / Пер. с новогореч. иером. Агафангела (Легача). Святая Гора Афон: Пустынь Новая Фиваида Афонского Русского Пантелеимонова монастыря, 2008. С. 498-501