Сущность и динамика развития рекреационно – развлекательной деятельности




 

Начиная разговор о сущности и особенностях рекреационно – развлекательной деятельности, необходимо прежде всего подчеркнуть, что в основе ее лежат не только духовные, но и биологические потребности людей, которые объективно присущи любому живому существу изначально и являются наиболее мощными по своей движущей побудительной силе.

Потребность в отдыхе и развлечении появилась у людей в те далекие времена, когда о профессиональных организаторах подобных занятий не могло быть и речи. Формы такой деятельности рождались и совершенствовались в процессе массового народного творчества. И нельзя не отметить, что достижения на этом пути оказались весьма значительными.

Во всяком случае, удалось не просто изобрести много интересного, но и создать своеобразную рекреационно – развлекательную систему, в состав которой вошли игры, веселые праздники, гуляния, хороводы, посиделки, потехи ряженых, ярмарочные балаганы, деревенские братчины, фольклорный комедийный театр и многое другое. Некоторые из этих форм настолько прочно укрепились в быту народа, что с успехом используются и сегодня – в век телевидения, радио, компьютеров, Интернета, многочисленных культурно – досуговых центров, призванных заниматься организацией отдыха и развлечений уже на специальном профессиональном уровне [2, с. 140].

При предельно схематичном и условном делении свободное время распадается на две составные части – время для рекреации и время для культурно – развивающей деятельности. Говоря о последней, имеется в виду деятельность, связанную, прежде всего, с потреблением культурных ценностей. Она сознательно направляется человеком на собственное самосовершенствование. В нее входят разнообразные формы культурно – обогащающих занятий. Как любая смена деятельности, такие занятия помогают людям отдыхать, восстанавливать свои силы, но последнее непременно сопутствует решению задач, направленных на саморазвитие личности.

Поскольку любой серьезный разговор немыслим без уточнения исходных понятий, попытаемся для начала ответить на вопрос, в каком соотношении между собой находятся основные составляющие рекреационного досуга. Обратимся прежде всего к взаимосвязи процессов отдыха и развлечений. В повседневном обиходе мы нередко употребляем эти слова в едином смысле, не пытаясь четко разграничивать используемые термины. Однако более целесообразно пойти другим путем и для начала ответить на вопрос, как соотносятся эти понятия.

В научной литературе есть несколько определений отдыха. Чаще всего они разнятся в зависимости от того, в каком – широком или узком – смысле понимается отдых. Наиболее полным и точным является понимание отдыха как состояния бездеятельности или смены деятельности, имеющей своей основной целью рекреацию (от латинского слова "рекреацио"), т.е. восстановление сил человека. Что касается развлечений, то в их трактовке словари обычно подчеркивают, что это занятия, отвлекающие от чего – то, доставляющие удовольствие, дающие возможность повеселиться, приятно и весело провести время [9, с. 75].

Отдых и развлечения относятся к понятиям, которые называются перекрещивающимися. Взаимоотношение между ними определяются в зависимости от того, какой конкретный смысл закладывается в основное исходное понятие "отдых".

Если понимать отдых в узкобиологической трактовке как состояние бездеятельности (пассивный отдых), то деятельное по своей природе "развлечение" становится рядоположенным и самостоятельным. Когда речь идет об активном отдыхе, суть которого составляет измененная деятельность, развлечение выступает в качестве особой разновидности и средства отдыха.

К обозначенному следует добавить, что в тесной взаимосвязи с отдыхом и развлечениями находится еще один компонент свободного времени – досуговое общение. Спокойный, непринужденный разговор с родными, знакомыми, соседями, друзьями, обмен новостями, мнениями – это исконный и неизменный элемент повседневной жизни. У многих людей такие связи и отношения давно вошли в привычку и стали устойчивой формой обыденного досуга [14, с. 39].

В ходе повседневного досуга человек удовлетворяет целый ряд своих потребностей, включая и рекреационные. Здесь узнают о различных интересующих событиях. В общении удовлетворяется очень важная потребность в эмоциональном сопереживании. Без общения невозможны столь необходимые для нормальной жизнедеятельности самопознание, самооценка, самореализация. В процессе общения происходит упрочнение старых и завязывание новых знакомств. Полноценный отдых трудно представить помимо взаимодействия и взаимовлияния людей друг на друга.

Как известно, человек на отдыхе может быть деятельным и бездеятельным. Это зависит от индивидуальных потребностей, привычек, состояния здоровья, интересов и желания отдыхающих. Бездеятельный отдых осуществляется в самых различных условиях: дома, на улице, во дворе, на природе и т.п. [8, с. 74]. В социокультурных центрах также могут быть случаи, когда уставшие люди предпочитают всем прочим занятиям возможность спокойно расслабившись отдохнуть, не думая ни о чем серьезном и не вступая в сколько – нибудь активное общение с окружающими. Этот вид отдыха необходим, но целесообразен лишь в разумных пределах. Очень плохо, если на основе пассивного отдыха у людей вырабатывается привычка к досуговому безделью. Чаще всего бездельничающий человек не только не обогащает свою личность, но и по – настоящему не отдыхает. Положение усугубляется тем, что, как правило, безделью сопутствует скука: люди достаточно работоспособны, налицо желание деятельности, но подходящего занятия не находится или оно не возникает по каким – то иным причинам.

В общей системе досуга пассивный отдых в обозначенном виде вполне правомерен. Однако в целом удельный вес его, как показывает опыт, сравнительно невелик.

Формы отдыха в социокультурных центрах не могут сводиться к чисто биологической рекреации. Если бы дело заключалось только в этом, люди имели бы возможность ограничиться тем же пассивным отдыхом, о котором шла речь выше, уличной прогулкой или вылазкой на природу. В процессе активного культурного отдыха происходит нечто большее, чем физиологическая подзарядка организма. Как перемена деятельности, активный отдых означает и предполагает развитие и другие продуктивные сдвиги в психологической и социально – психологической сфере личности. Для этого требуется уже не просто физическое расслабление, а деятельный досуг, насыщенный интересными развлечениями, увлекательными занятиями и целым рядом других компонентов [1, с. 155].

Изучая состояние утомления, ученые установили, что наиболее эффективным способом снятия его служит не просто временный покой уставших органов, а покой, связанный с работой других органов. Эта закономерность легла в основу целостной теории активного отдыха.

Психофизиологическая суть такого отдыха заключается в периодическом чередовании разных видов деятельности. Когда одни нервные клетки находятся в сильном возбуждении, другие, наоборот, переходят в заторможенный режим. При смене занятий утомленные участки под влиянием растекающегося возбуждения как бы освежаются. Переход от одного вида деятельности к другому обеспечивает своеобразную подзарядку утративших работоспособность органов и нервных центров новой дополнительной энергией.

Довольно нелегким остается решение проблем оптимального объема досуговой рекреации. Как известно, увеличение доли отдыха и развлечений осуществляется только за счет перераспределения компонентов свободного времени, т.е. за счет уменьшения доли других занятий. Вполне понятно, что такое переопределение может иметь как положительные, так и отрицательные последствия [18, с. 313].

В целом на отдых люди тратят сегодня достаточно много времени. Но уровни его функционирования, к сожалению, еще низки. В видах деятельности, относящейся к этой сфере, встречается очень много неразумных и необоснованных затрат времени. Есть занятия, которые только называются отдыхом, а фактически противоречат его сущности и почти ничего не дают ни для рекреации, ни для развития личности.

Значение и роль специальных организованных усилий, направленных на обеспечение полноценного отдыха, в современных условиях становятся все более ощутимыми. Отдых, организуемый на основе точного знания психологии и физиологии человека и учета соответствующих психофизиологических закономерностей, позволяет решать рекреационные задачи с гораздо большей эффективностью.

Следует особо отметить, что культурная насыщенность отдыха не возникает сама по себе. У любого человека есть естественная потребность в отдыхе и развлечениях. Менеджеры досуга всемерно стремятся перевести эту потребность с относительно низкого уровня, что нередко бывает при стихийной реализации потребностей, на более высокий уровень культурного досуга. Организация отдыха и развлечений должна носить развивающую направленность и быть нацеленной на повышение культурного уровня личности. Здесь рекреация и развитие не просто сосуществуют, а пронизывают друг друга [15, с. 52].

В сфере свободного времени взрослые люди всегда ищут занятия, способные компенсировать то, чего они не дополучают в течение рабочего дня. Для полноценного проведения досуга необходим определенный психологический отрыв от обычной обстановки. В каких бы конкретных видах он не представал, это всегда процесс, повышающий общий тонус человека, возвращающий ему жизненное равновесие.

Одной из задач организаторов отдыха и развлечений является формирование у людей хорошего, жизнерадостного настроения. И сделать в этом отношении можно очень многое. Особенностью настроения является то, что в отличие от эмоций оно не связано с каким – либо конкретным объектом. Настроение – это общее эмоциональное состояние личности, возникающее под влиянием многих впечатлений.

Элементарную основу настроения составляет биохимическая жизнедеятельность организма. Исследователями установлено, что истощение психофизиологических ресурсов всегда влечет за собой и резкий спад в настроении: повышается раздражительность, озабоченность, нервозность. Характер и колебания настроения зависят, прежде всего, от подкорковой деятельности мозга [4, с. 146]. Дело в том, что внутренние и внешние раздражители сначала поступают в подкорковую область и лишь потом в корковую. Благодаря подкорке ощущения получают определенную эмоциональную окраску, и этот процесс оказывает самое непосредственное влияние на общий психический тонус личности.

Умело организованный отдых помогает утолить жажду людей ярких, эмоционально – насыщенных впечатлений. Общеизвестно, что отсутствие или дефицит их переживается человеком как своего рода эмоциональный голод. В этой связи очень важное значение имеет удовлетворение естественного желания и стремления к шутке, юмору, веселым забавам.

Правильно организованные развлекательные занятия полезны и тем, что они почти всегда требуют сообразительности, творческой выдумки, находчивости, остроумия, изобретательности. Присущая многим игровым занятиям обстановка состязания воспитывает ценное умение согласовать свои действия с партнерами, находить наиболее рациональный способ преодоления препятствий и т.д.

Каждый раз, когда человек становится участником совместных развлекательных занятий, у него, так или иначе, возникает чувство общности с другими отдыхающими. Наиболее ярко это проявляется в играх, соревнованиях, конкурсах. Такие занятия всегда основаны на обязательной координации усилий, взаимной помощи и взаимной выручке. И хотя игра связана с другими видами деятельности лишь опосредованно, выработанные навыки и привычки непременно переносятся на поведение человека во всех жизненных ситуациях [20, с. 174].

Досуговые занятия по – настоящему хороши только тогда, когда дают людям множество положительных эмоциональных впечатлений. Они не в силах создать настроение в собственном смысле, но могут стать своеобразным толчком, подготавливающим для хорошего настроения соответствующую почву.

Определяющим началом в формировании настроения являются отношения личности с окружающими. Практически любой социокультурный центр способен помочь в завязывании новых знакомств, в укреплении дружеских связей. Возникающие взаимоотношения всегда пронизаны сердечным участием, ободряющим вниманием и в этом смысле являются действенным средством, повышающим общий психический тонус [6, с. 59].

Трудно переоценить роль отдыха и развлечений в деле формирования культуры поведения. Здесь имеются хорошие возможности для выработки и закрепления целого ряда полезных навыков и умений, входящих в так называемый бытовой этикет. Продуманно организованная рекреационная среда неизменно создает предрасположенность к строго определенной манере поведения. Благоприятным фактором для проявления общительности, предупредительности, учтивости и дружелюбия служит и чувство отвлеченности от обыденных дел, забот, и общее настроение, и вообще все, что здесь окружает человека. Обстановка культурного отдыха становится сильным тормозом по отношению к любому проявлению неучтивости или грубости. Именно здесь интенсивно формируется то, что в обиходе называют житейским тактом.

Опыт показывает, что отдых становится по – настоящему эффективным лишь в том случае, если удается выстроить продуманную систему досуга, строго приспособленную к особенностям основных групп отдыхающих. Как и в других сферах деятельности, при организации отдыха человек сталкивается не с одним ярко выраженным типом людей, а их множеством. В своих субъективных представлениях об отдыхе и объективной потребности в различных его видах люди неодинаковы. Однако при всем этом они составляют определенное число групп, внутри которых обнаруживается значительное сходство [16, с. 17].

Главное, от чего зависит характер физического и психического утомления человека – это содержание его производственно – трудовой деятельности. Каждому хорошо известно правило – отдых должен контрастировать с работой. Но в столь общем виде эта формула еще не проясняет истинной сути дела. Труд в наши дни стал весьма разнохарактерным, и в различных случаях приходится учитывать не одно, а множество сугубо конкретных обстоятельств и факторов.

Там, где труд не обеспечивает более или менее равномерной загрузки различных органов чувств, человек начинает испытывать своеобразный недостаток в ощущениях. Специально организованная система досуга помогает утолить потребность личности в определенной дозе ощущений и впечатлений, дефицит которых всегда переживается людьми как ярко выраженная неудовлетворенность. Для страдающих от сенсорной недостаточности особенно необходим отдых и развлечения, отличающиеся яркостью, красочностью, разнообразием.

Условия труда в современной индустрии и сельском хозяйстве нередко ведут к полной или относительной изоляции производственников друг от друга. Вполне понятно, что особую ценность и привлекательность для человека, занятого на подобных участках, представляет отдых, построенный на непосредственном и активном общении [11, с. 208].

Менеджерам досуга нельзя забывать, что можно уставать не только на работе, но и дома. Определенная часть людей среднего возраста вынуждена тратить много сил на домашний труд. Потребности в отдыхе у них, естественно, не уменьшаются, а вот возможности удовлетворения из – за нехватки времени сокращаются. Отдыхать приходится урывками, в короткие паузы между домашними делами. Такой отдых преимущественно пассивен, культурное значение его невелико.

Неодинаковое отношение к различным видам отдыха и развлечений во многом определяется физиологической природой основных свойств нервной системы человека. Имеются занятия, для участия в которых особенности нервной системы не имеют сколько – нибудь существенного значения. В такие развлечения с одинаковым желанием, интересом и успехом могут включиться практически все. Однако наряду с этим есть и занятия, не обладающие подобной "всепригодностью". Важная задача организаторов досуга состоит в том, чтобы помочь человеку выбрать наиболее рациональные виды отдыха, соответствующие его индивидуальным качествам.

Наблюдения и исследования показали, что в поведении на отдыхе существуют определенные особенности, присущие людям с инертными и подвижными нервными процессами. У тех, кто входит в группу "инертных", заметно стремление к спокойным, размеренным занятиям; они несколько консервативны в своих досуговых пристрастиях, не любят ни менять, ни ломать привычные виды развлечений, отличаются несуетливостью, основательностью поведения [3, с. 102].

Для людей с ярко выраженной подвижностью нервных процессов характерна быстрота переключения с одного вида деятельности на другой, склонность к повышенному темпу деятельности, умение хорошо ориентироваться в новой обстановке. Эти люди горячо включаются в предлагаемые занятия, но зато очень часто раньше других теряют к ним интерес.

Немаловажный фактор, влияющий на работу по организации отдыха, – национальные и региональные традиции. Надо иметь в виду, что эти традиции имеют особый авторитет и отличаются исключительной устойчивостью. Большинство традиционных праздничных и повседневных занятий ценны в социальном и культурном плане, и отношение к ним должно быть уважительным. Они дают менеджерам культуры готовые освященные вековым опытом и поддерживаемые общественным мнением формы проведения досуга. Одни из таких форм в своем неизменном виде соответствуют духу нашего времени, другие, как свидетельствует опыт, сравнительно легко модернизируются, наполняются новым содержанием, обогащаются и переживают вторую молодость. Так обстоит дело, например, с посиделками в различных этнических и местных вариантах, со многими праздниками земледельческого календаря и т.д. [17, с. 88].

Таким образом, рекреационная деятельность сосредоточена не только на отдыхе и физическом восстановлении, но и на личностном развитии, раскрытии творческого потенциала человека, удовлетворении его духовно-культурных нужд, формировании и развитии навыков общения, восприятия природы.

Продуманно организованная рекреационная среда неизменно создает предрасположенность к строго определенной манере поведения. Благоприятным фактором для проявления общительности, предупредительности, учтивости и дружелюбия служит и чувство отвлеченности от обыденных дел, забот, и общее настроение, и вообще все, что здесь окружает человека.

 


2 Анализ привлекательности кофеин в рекреационной деятельности местных жителей на примере кофейни "Monro" г.Малорита

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: